Определение области устойчивости компаний-операторов подвижного состава

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чебан С. С. Определение области устойчивости компаний-операторов подвижного состава // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3851–3855. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86808.htm.
Аннотация. Структура рынка операторов подвижного состава очень разнообразна, и в зависимости от сегмента, к которому относится компания-оператор подвижного состава, у компании должен иметься определенный инструментарий, чтобы сохранять свое устойчивое положение в заданном сегменте рынка или перейти в желаемый. В статье проведен анализ структуры рынка операторов подвижного состава, а также предложен подход к определению границ устойчивости и потенциального «коридора» для перехода компании из кластера в кластер.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чебан Сергей Сергеевич,Аспирант, Московский государственный университет путей сообщенияНиколая II, МоскваSh270278@yandex.ru

Научный руководитель–Дроздова Илона Игоревна,Кандидат экономических наук, DBA, Доцент, Московский государственный университетпутей сообщения Николая II, Москваildrozd@yandex.ru

Определение области устойчивости компанийоператоров подвижного состава.

Аннотация.Структура рынка операторов подвижного состава очень разнообразна и в зависимости от сегмента, к которому относитсякомпанияоператор подвижного состава, у компании должен иметься определенный инструментарий, чтобы сохранять свое устойчивое положение в заданном сегменте рынка или перейти в желаемый. В статье проведен анализ структуры рынка операторов –подвижного состава, а также предложен подход к определению границ устойчивости и потенциального коридора» для перехода компании из кластера в кластер.Ключевые слова: компанииоператоры подвижного состава, структура рынка, экономическая устойчивость, АВС анализ, отраслевая концентрация.

В результате реформы железнодорожного транспорта на текущий момент структура операторов подвижного состава крайне неоднородна. И взависимости от сегмента рынка, к которому относится компанияоператор подвижного состава, у нее должен иметься определенный инструментарий, чтобы достичь и сохранять свое устойчивое положение в заданном сегменте рынка или перейти в желаемый.Целью исследования было проведение анализа конкурентной структуры рынка операторов подвижного состава и определение базовых критериев устойчивости поведения компании на рынке. Отдельно выделяется сегмент чистых» операторов, сегмент грузовладельцев с собственным парком, большое количество лизинговых компаний, которые выполняют операторские функции. К примеру, по состоянию на второе полугодие 2015 года лизинговым компаниям принадлежало 35% всего парка вагонов. По мнению экспертов Некоммерческого партнерства экспертов подвижного состава НП ОЖдПС, можно выделить 3 основные категории игроков:[1]

Номинальные владельцы вагонов. К ним принято относить компании, которым вагоны принадлежат на праве собственности и данные вагоны передаются на долгосрочной основе конечным пользователям по договорам аренды или лизинга. К таким относятся лизинговые компании и компании, получающие прибыль от сдачи вагонов в аренду. Компании, которые используютпринадлежащий им подвижной состав только для собственных нужд. Они, как правило, являются грузоотправителями или грузополучателями по перевозке грузов в своих вагонах. К данному сектору можно отнести, к примеру, ряд промышленных предприятий. Компании, которые у нас принято называть операторскими. Операторы владеют вагонами на любом законном праве и предоставляют их под перевозку различным грузоотправителям с целью получения прибыли именно от этой деятельности.

С экономической точки зрения основными целями деятельности компании –оператора являются: получениемаксимума дохода от погрузки, получение минимумаэксплуатационных расходов на перевозку грузов

получение максимумаприбыли от перевозок.Учитывая, что согласно прогнозным показателям подпрограммы Железнодорожный транспорт» к 2030 году ожидается рост грузоперевозок, а на долю ОАО РЖД» без ДЗО приходится лишь 2% грузоперевозок, исследование тенденций операторского рынка представляется крайне важным. [2]Исходными данными исследования являлись показатели деятельности 498компаний –операторов подвижного состава за 6ти летний период 2009г. 2014 год.Эти показатели условно можно разделить на 2 основные группы, которые представлены в таблице 1. Таблица 1.Исходные группы показателей деятельности компании

Финансовоэкономические показатели на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках»:Натуральные производственные показателибалансовая прибыльчистая прибыльактив балансавыручкаоборотные активыкраткосрочная, кредиторская и дебиторская задолженности;внеоборотные активысобственные и заемные средстваколичество вагонов в собственностиколичество вагонов в управлении объем перевозокгрузооборотструктура парка подвижного состава структура рода груза география» перевозок

На основе натуральных показателей исследуемые компанииметодом АВС –анализа были сгруппированы в три кластера. • А —20 % элементов выборки составляют 80% от общего суммарного объёма показателя.• В —30 % элементов выборки составляют 15% от общего суммарного объёма показателя.• С —50 % элементов выборки составляют 5% от общего суммарного объёма показателя.Интересно, что в ходе расчетов была выявлена прямая связь между разбивкой компаний на кластеры при помощи АВС анализа и постановлением правительства Российской Федерации от 13.07.2015 года №702, которое определяет отнесение компаний к классу малых, средних и крупных[3]:Малые предприятия –выручка не более 800 млн. рублей;Средние предприятия –выручка не более 2 млрд. рублей;Крупные предприятия –выручка свыше 2 млрд. рублей.

По результатам расчетов кластер А сосредотачивает в себе 82% доли рынка по количеству вагонов в управлении. Остальные 447 компаний занимают 18% рынка.Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.Компании, на долю которых приходится 82% доли рынка.

Компании200920102011201220132014UCL RailПГК, ОАО120,78201,4212,87166,71195201,2UCL RailНТК, ООО4,887,5822,5928,2500Федеральная грузовая компания, ОАО00040,6984,01166,5Нефтетранссервис, ЗАО15,319,5537,8556,6264,0659,1Globaltrans Investment plc29,2931,1644,8440,4952,6554,6Трансойл, ООО12,6422,1929,4429,0235,7934,2Rail Transports Company02231,731,737,6738,5Газпромтранс, ООО21,4224,8927,6528,4726,6326,9Трансконтейнер, ОАО24,1824,724,2624,382525,4Rail Garant05,838,4416,0120,5228,4ХК Новотранс, ОАО8,49,517,923,326,826,9Активы АФК Система19,7918,5718,3221,5122,1229,3Группа Трансгарант16,3814,8715,616,5816,1916,1ИСР Транс, ООО до 2013г.ТЭК Евротранс, ООО4,685,397,7811,0111,7310,3Евросиб СпбТранспортые системы, ЗАО11,710,6210,0911,8111,9813,4Спецэнерготранс, ЗАО 002,065,6510,379,3СИБУРТранс, ЗАО12,0812,3813,8914,2714,3815,1ТрансГрупп АС, ООО66,16,78,810,912,2Мечелтранс, ООО4,13,748,28,58,5Парк ВСП000079,50ЗапсибТранссервис, ООО3,865,25,87,789,3612,1Уралкалий, ОАО8,98,98,88,88,18СУЭК, ОАО5,515,338,6716,7317,6716,2ТрансЛес, ООО109,698,148,238,2СибУглеМетТранс, ООО2,757,38,86,83,6МХК Еврохим, ЗАО8,67,57,17,16,96,9ФосАгроТранс, ООО3,93,93,74,37,26,5РТ Оператор, ООО0003,5515,8Уралхимтранс, ООО3,874,294,615,847,927,4Совфрахт, ГК08,439,2912,613,2312,8ТГК, Зао003,644,446,7510,3УК РэйлТрансХолдинг, ООО000047,1Транспортнологистическая компания, ООО13,213,513,713,87,76,2Дальневосточная транспортная группа13,49,36,56,54,25,4ЛУКОйлтранс, ООО7,67,611,38,914,514,5РНТранс, ЗАО21,178,8410,2711,958,658,7Рефсервис, ОАО12,0510,127,426,745,815,7ТалТЭК Транс, ЗАО0003,83,885,3Кузбасстрансцемент, ООО1,9522,273,362,923,1ТЭК Нижегородский Экспресс, ООО00044,25,2ММКТранс, ООО с апреля 2013г. Стилтранс, ООО3,611,321,932,481,50ЗР, ЗАО22,32,32,32,52,4РВДСервис, ООО2,72,82,92,334,8Евротранс Групп, ООО000,33,13,41,1СГК, ООО000,70,74,43ИКК, ЗАО005,56,53,50Системный транспортный сервис, 0333,841,3

ОООМагистральнефтеоргсинтез, ЗАО2,352,352,952,952,72,9РейлТрансАвто, ОАО2,52,42,82,82,82,7УВЗЛогистик, ООО0000,420,,829,3Транспортный актив, ООО004,740,493,750

В свою очередь, эти компании, попавшие в кластер Атакже методом АВС –анализа разбиваем на кластеры, выделяем ядра кластеров это компании, которые на протяжении исследуемого периода находились в болееменее устойчивом положении относительно границ кластера, а также анализируем деятельность компаний, которые совершили переход из кластера в кластер. В таблице 3представлены компании, которые на протяжении всего исследуемого периода находились в одном и том же кластере в виде ядер.Таких компаний оказалось 18 штук –35 % выборки. Таблица 3. Компании, устойчиво находящиеся в ядре кластера

АЕвротранс Групп, ООО

Кузбасстрансцемент, ООО

РейлТрансАвто, ОАО

Магистральнефтеоргсинтез, ЗАО

ТалТЭК Транс, ЗАО

Транспортный актив, ООО

Системный транспортный сервис, ООО

РВДСервис, ОООВМечелтранс, ООО

ЗапсибТранссервис, ОООСGlobaltrans Investment plc

Rail Transports Company

Активы АФК Система

ХК Новотранс, ОАО

Трансконтейнер, ОАО

Газпромтранс, ООО

Группа Трансгарант

ИСР Транс, ООО до 2013г.ТЭК Евротранс, ОООВ таблице 4представлены компании, которые на протяжении периода исследования переходили из кластера в кластер, т.е. меняли свою зону устойчивости.

Таблица 4. Компании, совершившие переход из кластера в кластер

Компании 200920102011201220132014Евросиб СпбТранспортые системы, ЗАОAABAABУралкалий, ОАОAAABBBМХК Еврохим, ЗАОAABBBBРефсервис, ОАОAAABBBДальневосточная транспортная группаAABBBBРНТранс, ЗАОACCCBCЛУКОйлтранс, ОООACCCACТрансойл, ОООBAAAAAТрансГрупп АС, ОООBBBBAAСИБУРТранс, ЗАОBBBBABСибУглеМетТранс, ОООBBBABBЗР, ЗАОBBBBCBФосАгроТранс, ОООBBBCBBММКТранс, ООО с апреля 2013г. Стилтранс, ОООBBCBCCНефтетранссервис, ЗАОCBAAAAУралхимтранс, ОООCCCCBCСУЭК, ОАОCCCCACТранспортнологистическая компания, ОООCCCCBC

Если подробно проанализироватьмиграцию», то устойчивый последовательный рост показала только одна компанияНефтетранссервис–ей удалось перейти последовательно С –В А». Остальные компании, в основном, работали на понижение». Функция, которая будет определять границы области устойчивости/неустойчивости компаний в выбранном кластере по определенному показателю, имеет следующий вид.

Пусть задано исходное пространство в виде счетного множества значения компаний по выбранному показателю. Пусть это пространство О» конечно и упорядочено, то есть, оно имеет вид

и Определим m», как решение задачи максимизации:

,где m» порядковый номер в упорядоченном множестве максимального элемента группы В.Определим l», как решение задачи максимизации:

,

где l» порядковый номер в упорядоченном множестве максимального элемента группы C. Определим коэффициент α:

где α –относительный размер области неустойчивости между кластерами А и В, исчисляется в процентах. Определим коэффициент β:

где β –относительный размер области неустойчивости между кластерами Bи C, исчисляется в процентах.Таким образом функция определения области устойчивых/неустойчивых значений на множестве О»: может быть определена следующим образом:



Таким образом, по каждому показателю деятельности компании можно определить потенциальный коридор» для перехода компании из кластера в кластер.

Ссылки на источники1.Доклад расширенного заседания Некоммерческого партнерства экспертов подвижного состава. http://npogdps.com/assets/files/0711/doklad_14_12.pdf Дата обращения: 20.02.2016г.2.Дроздова И.И. Вектор развития программы импортозамещения в транспортном машиностроении // Транспортное дело России. 2015. №3. С. 6770.

3.Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров работ, услуг для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".