Социально-культурная деятельность с людьми третьего возраста как условие преодоления эйджизма: региональный аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белецкая Е. А., Сергеева Е. М., Харьковская Е. В. Социально-культурная деятельность с людьми третьего возраста как условие преодоления эйджизма: региональный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3896–3900. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86817.htm.
Аннотация. В статье дана характеристика пожилых людей. Раскрыты психологические особенности пожилых людей. Было выявлено, что проблемы пожилых людей подразделяются на три группы. Раскрыто определение «эйджизм». Представлен региональный опыт работы с пожилыми людьми. Освещена работа по взаимодействию молодежи и людей третьего возраста, которая ведется во всех учреждениях культуры: в Домах культуры, библиотеках, музеях, Домах ветеранов, Домах ремесел и других.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сергеева Елена Михайловна,Студентка гр. 31 М, БГИИК, г. Белгородelenasergeeva11m@yandex.ru

Белецкая Елена Александровна,к.пс. н., доцент, БГИИК, г. Белгород280177@inbox.ru

Харьковская Елена Викторовна,к. пед. н., БГИИК, г. Белгородelena.xarkovskaya@mail.ru

Социальнокультурная деятельность с людьми третьего возраста

как условие преодоления эйджизма: региональный аспект

Аннотация. В статье дана характеристика пожилых людей. Раскрыты психологические особенности пожилых людей. Было выявлено, что проблемы пожилых людей подразделяются на три группы.Раскрыто определение «эйджизм».Представлен региональный опыт работы с пожилыми людьми. Освещена работа по взаимодействию молодежи и людей третьего возраста ведется во всех учреждениях культуры: в Домах культуры, библиотеках, музеях, Домах ветеранов, Домах ремесел и других.Ключевые слова: пожилые люди, эйждизм, люди третьего возраста, социальнокультурная сфера.

Наша планета подвержена такому процессу как «старение» и это необратимый процесс. Долгое время процесс старения населения не осознавался как глобальная социальноэкономическая и социальнокультурная проблема. Стареет население всех стран не зависимо от того как они развиваются, и не зависит от того являются эти страны постсоциалистическими или развивающимися. В обществе со временем возрастает процент негативного стереотипа в отношении людей какойлибо возрастной категории, но чаще всего подразумевается стереотип к людям третьего возраста [3, с. 295].Возрастные изменения, старение человека –это реальный чрезвычайно сложный процесс, ставящий перед обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. Это проблемы личности, нравственности, динамики профессионализма и преемственности поколений, проблемы индивида и общества.Пожилые люди это возрастная группа, которая характеризуется особым психологическим складом (социальный характер, традиции, обычаи, нравы) и эмоциональной сферой (интересы, настроения, потребности).

В словаре Р. Барнера выделяют три группы пожилых людей:1)«молодые старые» (60 –64 года);2)«средние старые» (65 –74 года);3)«старыестарые» (старше 74 лет).Психологические особенности пожилых людей проявляются в следующих формах: а) общиедеструктивные тенденции развития, которые охватывают практически всю деятельность организма; б) уменьшение физических и психологических сил человека, ухудшение здоровья и снижение жизненной энергии; в) изменение социального статуса пожилого человека в обществе; г) претерпевают изменения психологические и сенсорные функции (процессы памяти и внимания, замедляется скорость реакции, ухудшается работа органов чувств и т.д.); д) изменяется отношение к пожилому человеку со стороны общества; е) недостаток в общении.Исследователи подразделяют проблемы людей третьего возраста на три основные группы. К первой группе относятся проблемы материальнофинансового характера,которые выражаются в низком уровне пенсии, потеря трудовой занятости и потеря трудоспособности. Ковторой группе относятся проблемы медикосоциальной реабилитации, они связаны с полной или частичной утратой у человека способности или возможности к самообслуживанию, ориентации, контроля над поведением и общением. Третью группу составляют проблемы психологического благополучия: размышления о неизбежности приближающейся смерти, болезни, ограничение жизнедеятельности, сужение круга общения, одиночество и т.д. Следовательно, возникло такое явление в обществе как эйждизм.Эйджизм это возрастная дискриминация в общественнополитической жизни:оценка молодых людей как еще неспособных к восприятию и пониманию серьезных проблем, а пожилых как уже неспособных, больных и немощных [4, с. 368].Первое определение эйджизма было дано в 1969 году Р. Батлером. Он описалявление эйджизма как глубоко затаенную тревогу некоторых молодых и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности, их страх беспомощности, бесполезности и смерти[5, с. 438].Изучением проблемы преодоления эйджизма у лиц третьего возраста занимаются многие науки, такие как: психология, биология, социология, медицина и проводятся исследования в сфере социальнокультурной деятельности. Люди третьего возраста были всегда в центре внимания в трудах ученых Древней Греции и Древнего Рима: Платон, Цицерон, Аристотель и другие. Различным аспектам изучения проблем людей третьего возраста посвящены работы таких авторов как: В.Д. Шахматов («Психическое старение»), Г.Л. Игнатов («Забота о гражданахстаршего поколения»), Т.Г. Григорьева «Современные технологии социальнокультурной деятельности», Т.Н. Волкова («Социальные и психологические проблемы») и других.Изучением проблем пожилых людей и способов преодоления такого явления, как эйджизм, в сфере социальнокультурной деятельности занимались такие авторы как: Е.И. Холостова«Теория социальной работы», Н.Ф. Дементьева «Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей», С.Г. Киселев «О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации». Пути преодоления эйджизма средствами реабилитационных технологий рассматриваются в следующих трудах: Е.А. Берецкая «Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста», О.В. Краснова «Эйджизм в работе с пожилыми людьми», Л.Н. Москвичева «Адаптация людей пожилого возраста в современной ситуации: два образа старения», Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников «Социальнокультурная деятельность» и других.Всовременном обществе все заметнее становится эгоизм и индивидуальность человека, а не коллективизм, как говориться «каждый за себя». Работать и общаться с людьми третьего возраста гораздо сложнее, чем с молодыми людьми. Хотя бы потому, что люди третьего возраста, пожилые люди, по своим физиологическим особенностям менее подвижны, у них могут быть проблемы со слухом, зрением, речью, памятью. Всевышеперечисленные причины в итоге создают благодатную почву для убеждения в том, что «пожилой человек –это обуза для семьи» и, следовательно, для общества в целом.Следовательно, данная проблема является актуальной. Если в Западном обществе эйджизм зародился и развивается уже значительный период времени, то в России эта проблема только начинает развиваться.Мы выяснили, что препятствует развитию проблемы эйджизма в нашей стране.Вопервых, это уважение к старшему возрасту–это исторически сложившаяся традиция российской культуры. Вовторых, это патриотическое отношение человека к истории своей Родины. Втретьих, согласно Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»[1, с. 3].Вчетвертых, каждый пожилой человек является важнейшим хранителем истории: традиций, знаний,умений и т.д.Впятых, наши бабушки и наши дедушки не только владеют знаниями и умениями, они ещё с огромной радостью делятся своими знаниями с подрастающим поколением.Вшестых, люди третьего возраста являются основными в процессе возрождения и сохранения традиций.Работа по взаимодействиюмолодежи и людей третьего возраставедетсяво всех учреждениях культуры: в Домах культуры, библиотеках, музеях, Домах ветеранов, Домах ремесели других.[6, с. 346].На территорииБелгородской области в рамках разработанной концепции «Совершенствование условий для самореализации граждан пожилого возраста на 2007 –2011 годы» был осуществлен проект «Школа третьего возраста», который действует и по сей день, цель которого является создание социальнопросветительного центра для пожилых людей, их социальная реабилитация и вовлечение в активную общественную жизнь. В рамках проекта на базе оздоровительных лагерей успешно работает «Школа общественной активности граждан пожилого возраста», где ежегодно проходят обучение более 500 человек.В настоящее время функционирует программа «Активное долголетие», которая направленна на информационное и организационное обеспечение поддержки социальной активности лиц третьего возраста, на поддержку инициатив пожилых людей в социальной сфере, на включение пожилых людей в образовательный процесс, а также на возрождение и развитие традиций духовности, межличностного общения, массового участия в культурных процессах.В рамках программы было организованно добровольческое агентство «55+». В 2014 годуна базе Белгородской государственной универсальной научнойбиблиотеки были организованы курсы компьютерной грамотностидля пенсионеров «Информация просто каждому», которые функционируют и сегодня.Известно, что символом города Старый Оскол является глиняная игрушка. Главную роль в сохранении этой традиции и процесса изготовления игрушки являются люди третьего возраста, которые сохранили историюсоздания глиняной игрушки до сегодняшних дней и передаются еемолодому поколению. Мастера XIXвека: Лихачевы, Занины, Распоповы, Гончаровы.Ивнянский район славится выставками и ярмарками, в которых представлены старинные костюмы, демонстрируются народныеобряды, проводятся мастерклассы по декоративноприкладному творчеству, ткацкое искусство, фольклор, игра на музыкальных инструментах разных эпох.В с. Бутово, Яковлевского района в Доме культуры действует ансамбль ветеранов «Сударушка», который функционирует уже на протяжении многих лет. Известно, что собирались сначала в одной из изб села и репетировали, в последствии учреждение культуры предоставило им помещение для репетиций. Некоторые из участниц ансамбля являются его частью большую часть своей жизни.Такие мастерицы и мастера пожилого возраста есть практически в каждом населенном пункте Белгородской области.Мы считаем, чтоубеждение в том, что «пожилой человек –это обуза для семьи» и, следовательно, для общества в целом является ошибочным. Никогда не стоит забывать о том, что у каждой медали –две стороны, так и здесь. Может быть, для когото люди пожилого возраста это «обуза», но для учреждений социальнокультурной сферы они выступают важнейшими хранителями истории.Таким образом, благодаря людям пожилого возраста ведется работа по возрождению утраченных художественнобытовых традиций, обрядов, праздников обогащаются массовые формы любительства, возрождается ковроткачество, лозоплетение, вышивка и др. Эйджизм по отношению к пожилым людям это как минимум не справедливо со стороны общества. В результате этого, чтобы не потерять свою историю, ценности и традиции, нужно бороться с таким явлением, как эйджизм.

Ссылки на источники1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ».2.Белецкая, Е.А. Проблемы досуга пожилых людей в современном мире / Е.А. Белецкая, А.А. Витохина // Вестник магистратуры –2015 –№1 (40) –С. 151154.3.Григорьева, Т.Г. Современные технологии социальнокультурной деятельности / Т.Г. Григорьева. –Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. –284 с.4.Ефремова,Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. –М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.5.Киселева, Т.Г. Социально–культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. 539 с. 6.Краснова, О.В.Эйджизм в работе с пожилыми людьми / О. В. Краснова, А. Г. Лидере.–М.: Академия, 2003. 416 с.7.Харьковская, Е.В. Центры реминисценции для людей третьего возраста как условие преодоления социальнокультурного отчуждения личности / Е.А. Харьковская // Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (46): в 2х ч. –Ч. I. –C. 190194.