Региональные особенности инновационного развития экономического потенциала Пензенской области
Выпуск:
ART 86824
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Давыдкина
О.
А.,
Бирюкова
О.
С.,
Бобоходжаев
Р.
Р. Региональные особенности инновационного развития экономического потенциала Пензенской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3926–3930. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86824.htm.
Аннотация. В статье выделены особенности экономики Пензенского региона и проанализированы основные показатели его социально-экономического развития. Предложен прогноз пессимистического и оптимистического вариантов сценария инновационного развития Пензенской области. Авторы анализируют состояние экономического потенциала региона и инвестиции, которые вкладываются в его развитие. Рассматриваются основные проблемы внедрения инноваций в практическое применение.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, стратегия развития, ресурсы, инновационная инфраструктура, экономический потенциал
Текст статьи
Давыдкина Ольга Анатольевна,к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза,dawidkina_oa@mail.ru
Бирюкова Олеся Станиславовна, студент гр. 14ЭМба, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза, birykovaolesya@mail.ru
Бобоходжаев Ринат Русланович, студент гр. 14ЭМба, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза,rinoka96@gmail.ru
Региональные особенности инновационного развития экономического потенциала пензенской области
Аннотация.В статье выделены особенности экономикиПензенскогорегиона и проанализированы основные показатели его социальноэкономического развития. Предложен прогноз пессимистического и оптимистического вариантов сценария инновационного развития Пензенской области.Авторы анализируют состояние экономического потенциала региона и инвестиции, которые вкладываются в его развитие. Рассматриваются основные проблемы внедрения инноваций в практическое применение.Ключевые слова: экономический потенциал, ресурсы, конкурентоспособность, стратегия развития, инновационная инфраструктура.
Однимиз основных понятий экономической теории выступает потенциал, который показываетсостояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня.Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий [1, c. 3]. Пензенская область является однимиз стремительноразвивающихся российских регионовс высоким инновационным потенциалом. В регионе развивается комплексная система поддержки и продвижения инноваций. В области действует разветвленная сеть бизнесинкубаторов общей площадью более 35 тысяч кв. метров, а по числу резидентов и
рабочих мест
область занимает первое место среди регионов Приволжья[2].Также реализуется стратегия социальноэкономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года).
Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурноисторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан.Стратегия исходит из ориентации на цели, заданныев федеральных программах. Реализация Стратегии социальноэкономического развития Пензенской области до 2021 года будет проходить с учетом основных приоритетовинновационногоразвитиярегиона. При этом выделяютпессимистичный и оптимистичный сценарии инновационного развития региона:Прогноз оцениваетситуации, которые будут возникатьпри реализации пессимистическогои оптимистическоговариантов инновационного развития Пензенской области.В современных условиях, когда большинство предприятий отрасли не располагает средствами на освоение перспективных научных разработок, важная роль отводится именно государственному стимулированию инновационной деятельности [3, с. 229].Реализация намеченных в рамках организационнопроектных новаций мер и проектов позволит достичь в период среднегодовых темпов роста ВРП 6,6 процента, а в 2016 2021 годах (6 лет) 6,1 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить 5,5 процента, а в 2016 2021 годах 4,4 процента.При осуществленииоптимистического варианта сценария в2021 году произойдетувеличение валового регионального продуктаво всех отраслях экономики, с увеличением доли производственной сферы.В2021 году реальные доходы населения должны увеличиться при оптимистическом сценарии в 3,2 раза, а при пессимистического в2,3раза.Динамика численности населения области лишь отчасти зависит от ситуации в экономике иносит многофакторный характер [4].Реализация Программы будет способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике Пензенской области, ведущих к росту доли в валовом региональном продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы организационных, технических и бытовых услуг инновационного характера.Это позволит вывести экономику Пензенской области на новый уровень, обеспечить конкурентоспособность производимых товаров и услуг на внутреннем рынке, способствовать интеграции во внешние рынки[5].Стратегическим условием ускоренного развития региона, безусловно, является формирование эффективной инновационной инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и способствуют активизации инновационной деятельности. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение территории в высокотехнологичный экспортноориентированный сельскохозяйственный регион. Инновационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением [6].Формирование инновационной инфраструктуры как системы предполагает:
создание региональной базы данных о субъектах инновационной деятельности для организации взаимодействия и координация их деятельности;
создание малых инновационных предприятий на пустующих площадях предприятий, организаций, учреждений Пензенской области;
создание офисов коммерциализации инновационных разработок;
формирование системы финансовой поддержки инновационных проектов;
создание, развитие и обеспечение функционирования сети бизнесинкубаторов, в том числе в городах и районах Пензенской области;
создание центров коллективного пользования при бизнесинкубаторах для малых инновационных предприятий;
создание технологических и промышленных парков;
повышение эффективности созданной инновационной инфраструктуры (в частности, центров трансфера технологий, бизнесинкубаторов и т.д.);
создание и развитие венчурного финансирования (государственных или частногосударственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса);
развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере;
создание современной модели системы образования в Пензенской области, базирующейся на принципах открытости образования к внешним запросам, применения проектных методов в обучении, конкурсного выявления и поддержки учреждений, успешно реализующих инновационные подходы на практике и др. [4].В регионе динамично создается инфраструктура развития инновационной деятельности, которая эффективно поддерживает вновь создаваемые компании, которые, в свою очередь, укрепляют экономику региона, создавая рабочие места, развивая технологии, разрабатывая новые продукты и стремясь их реализовать на рынке. В Пензенской областипроводится комплексная и поэтапная работа по формированию в регионе системы поддержки и продвижения инноваций, включающей такие основные компоненты, как разработка нормативноправовой базы, создание инновационной инфраструктуры, формирование действенных механизмов финансовой поддержки проектов, реализация взвешенного подхода при подготовке и переподготовке кадров, информационное сопровождение и ряд других направлений.В настоящее время в регионе создана разветвленная сеть «жесткой» инфраструктуры поддержки инноваций, включающей в себя такие элементы, как: бизнесинкубаторы, технопарки, индустриальные парки и центры молодежного инновационного творчества, работающие по принципу FabLab.В целях успешной коммерциализации проекта (с выходом на рынок), полученияинвестиций, в том числе в рамках государственной поддержки в виде грантов и субсидий, активного развития в стенах бизнесинкубатора или технопарка компетентного проведения научноисследовательских и опытноконструкторских работ, маркетинговых исследованийв области проводятся работы по созданию «мягкой» инфраструктуры –организационноконсалтинговой.Основной из приоритетных задач Пензенской области является создание и развитие в регионе «жесткой» инновационной инфраструктуры, обеспечивающей материальнотехническую базу для поддержки и продвижения инновационных проектов.С целью развития инновационной и предпринимательской деятельности в области сформирована нормативноправовая база:1. Действует Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (от 25 октября 2010 года № 1972ЗПО). Данный Закон определяет цель, задачи и принципы региональной инновационной политики, направленной на стимулирование инновационной активности организаций и эффективное использование инновационного потенциала Пензенской области, устанавливает полномочия органов государственной власти Пензенской области в инновационной сфере, регулирует организационные, правовые и финансовые отношения, возникающие при оказании органами государственной власти Пензенской области государственной поддержки субъектам инновационной деятельности [8].2. Принята «Концепция развития инновационной деятельности Пензенской области на 20092013 годы» (от 17 сентября 2008г №604пП);3. Действует долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Пензенской области (2009 2013гг.)» (от 20 октября 2008г №677пП);4. Ряд других нормативноправовых актов [7].
Рис. 1. Инновационная инфраструктура Пензенской области [7]
В 2013 году уровень и динамика коммерциализации результатов инновационной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности должны стать одним из решающих факторов улучшения качества жизни населения, обеспечения социальноэкономической стабильности в Пензенской области.Однако практика внедрения инноваций сталкивается с серьезными проблемами:1. Отсутствие налаженной системы создания и продвижения инноваций (от стадии разработки идей до внедрения их в промышленное производство), разрыв между наукойи производством.Создавая хорошие научные разработки и инновационные проекты, достигая признания на форумах, выставках, конкурсах, но внедрению в производство они не находят.2. В целях эффективной реализации Федерального закона № 217ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»государственными образовательными учреждениями необходимо:–внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые дадут возможность использовать собственные внебюджетные средства университета для созданияновых юридических лиц;–внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части возможности применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий, создаваемых с участием ВУЗов и академических НИИ. 3. Необходимость стимулирования спроса и предложения на инновации. В последние годы немало усилий и реальных ресурсов направляется на создание предложения, то есть разработку инновационных проектов, создание новых технологий, новых материалов и т. д. А для достижения успеха в экономике необходимы и предложение, и спрос [9].В настоящее время уровень и динамика коммерциализации результатов инновационной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности должны стать одним из решающих факторов улучшения качества жизни населения, обеспечения социальноэкономической стабильности в Пензенской области.Поэтому приоритетными направлениями инновационной политики в системе организационноэкономических мер по совершенствованию внедрения научных достижений в сельскохозяйственном производстве являются :
государственная поддержка особо важных научных проектов и технологий, которые могут затрагивать интересы не отдельных сельхозпредприятий, а целых отраслей сельского хозяйства в масштабах страны.;
создание условий, необходимых для ускорения внедрения научнотехнических достижений, из которых на первое место выходит материальнотехническое оснащение сельского хозяйства в соответствии с необходимостью ведения производства на научной основе;
создание технически оснащенной инженерной инфраструктуры агропромышленного производства (дилерские системы, фирменные технические центры, сервисные обслуживающие кооперативы и т.д.);
совершенствование процесса стимулирования посредством создания побудительных интересов на всех уровнях разработки и внедрения в производство эффективных достижений науки и техники, ориентированных на решение социальноэкономических проблем аграрного сектора экономики. При этом стимулирование должно охватывать все этапы инновационного процесса: отзарождения идеи и проведения фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в производство и получения определенного эффекта;
совершенствование нормативного правового регулирования договорных отношений и обязательств между субъектами научнотехнической и хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве;
совершенствование организационного механизма внедрения достижений НТП, прогнозирования и планирования этого процесса, разработка и осуществление различного рода специальных программ, направленных на его реализацию;
для углубления и расширения интеграции науки и производства, создание межотраслевых научнотехнических комплексов, научнопроизводственных объединений и систем, технополисов и технопарков;
методическая, организационная, информационная, правовая, финансовая, кадровая и другие виды поддержки сельских товаропроизводителей при освоении инновационных проектов;совершенствование системы повышения кадрового обеспечения и интегрированных научнопроизводственных формирований, профессиональной ориентации сельской молодежи, как базы для формирования высокотехнологичного сельского хозяйства, ориентированного на использование перспективных форм экономических отношений и применение новейших научнотехнических разработок;
создание единого механизма государственного регулирования информационного обслуживания в сельском хозяйстве в области результатов научнотехнических работ, лицензионного обмена, единой государственной информационной системы “банк инноваций” с подсистемой “банк лицензий”; изменить отношение к механизму лицензионной торговли научнотехнической продукцией, сделать его необходимой частью научнотехнической стратегии министерств и ведомств различного уровня управления АПК, научнопроизводственных объединений, сельхозпредприятий, учитывающей как интересы отдельного предприятия или отрасли, так и в целом интересы страны в повышении научнотехнического уровня сельскохозяйственного производства.Несомненно, ориентация антикризисных мер на активизацию инновационной деятельности позволит стабилизировать экономическое положение в стране, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, создать необходимый потенциал для повышения качества экономического роста.Для дальнейшего развития экономического потенциала региона необходимо заниматься проблемамипостроения инновационноймоделиэкономики, в том числе и за счет модернизации промышленной сферы и аграрного комплекса.Можно сделать вывод, что в современных условиях особенно важна оценка эффективности использования экономического потенциала. При его анализе необходимо учитывать, что каждому уровню производства соответствует свой оптимальный уровень и рациональнее сочетание факторов.Управление эффективным использованием экономического потенциала предприятий региона должно происходитьна основе разработки стратегиис долгосрочнымхарактероми обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования.Для наиболее эффективного развития инновационной деятельности в Пензенском регионе необходимо разработать целенаправленную политику, которая будет сочетатьметоды прямого и косвенного стимулирования.Проведенные исследования показали, что в Пензенской области не сформирован региональный механизм управления инновационным развитием предприятий. Инновационная активностьв регионенаходится на высоком уровне, но все участники реализуют только его отдельные стадии. Для повышения эффективности внедрения инноваций в аграрной и промышленной сферах региона необходимо создание регионального центра инновационного развития.
Ссылки на источники1. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: научнометодическое издание / В.Н. Щуков. Иваново. 2009. 58с.2. Правительство Пензенской Области // Официальный портал / Показатели социальноэкономического развития Пензенской области: http://archive.pnzreg.ru/national_economy/potencial.
[Дата обращения 19.02.2016].3. Давыдкина О.А. Приоритетные направления организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона / О.А. Давыдкина, Е.Ф. Кочелаевская // XXIвек: итоги прошлого и проблемы будущего. 2013. Т.2. №11(15). С.228232.4.Закон Пензенской области от 04.09.2007 N 1367ЗПО: О Стратегии социальноэкономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года).5. Козина Е.В. Модель оценки эффективности инвестиций / Е.В. Козина // Вопросы экономики и права. 2012. №1.6. Кортов, В.С. Основные задачи формирования инновационной системы региона / В.С. Кортов. —Режим доступа: http://www.uran.ru/reports/2005/3dic_2 004/plenar/ppp32.htm.,[Дата обращения 20.02.2016].7. Портал инноваторов Пензенской области [Электронныйресурс]. Режим доступа:http://www.innoterra.ru/potential
[Дата обращения 19.02.2016].8. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (от 25 октября 2010 года № 1972ЗПО). // Информационноправовая база системы «Консультант». –2012.9. Управление инновационной политики Пензенской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innopenza.ru/department.html
[Дата обращения 19.02.2016].
Бирюкова Олеся Станиславовна, студент гр. 14ЭМба, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза, birykovaolesya@mail.ru
Бобоходжаев Ринат Русланович, студент гр. 14ЭМба, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза,rinoka96@gmail.ru
Региональные особенности инновационного развития экономического потенциала пензенской области
Аннотация.В статье выделены особенности экономикиПензенскогорегиона и проанализированы основные показатели его социальноэкономического развития. Предложен прогноз пессимистического и оптимистического вариантов сценария инновационного развития Пензенской области.Авторы анализируют состояние экономического потенциала региона и инвестиции, которые вкладываются в его развитие. Рассматриваются основные проблемы внедрения инноваций в практическое применение.Ключевые слова: экономический потенциал, ресурсы, конкурентоспособность, стратегия развития, инновационная инфраструктура.
Однимиз основных понятий экономической теории выступает потенциал, который показываетсостояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня.Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий [1, c. 3]. Пензенская область является однимиз стремительноразвивающихся российских регионовс высоким инновационным потенциалом. В регионе развивается комплексная система поддержки и продвижения инноваций. В области действует разветвленная сеть бизнесинкубаторов общей площадью более 35 тысяч кв. метров, а по числу резидентов и
рабочих мест
область занимает первое место среди регионов Приволжья[2].Также реализуется стратегия социальноэкономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года).
Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурноисторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан.Стратегия исходит из ориентации на цели, заданныев федеральных программах. Реализация Стратегии социальноэкономического развития Пензенской области до 2021 года будет проходить с учетом основных приоритетовинновационногоразвитиярегиона. При этом выделяютпессимистичный и оптимистичный сценарии инновационного развития региона:Прогноз оцениваетситуации, которые будут возникатьпри реализации пессимистическогои оптимистическоговариантов инновационного развития Пензенской области.В современных условиях, когда большинство предприятий отрасли не располагает средствами на освоение перспективных научных разработок, важная роль отводится именно государственному стимулированию инновационной деятельности [3, с. 229].Реализация намеченных в рамках организационнопроектных новаций мер и проектов позволит достичь в период среднегодовых темпов роста ВРП 6,6 процента, а в 2016 2021 годах (6 лет) 6,1 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить 5,5 процента, а в 2016 2021 годах 4,4 процента.При осуществленииоптимистического варианта сценария в2021 году произойдетувеличение валового регионального продуктаво всех отраслях экономики, с увеличением доли производственной сферы.В2021 году реальные доходы населения должны увеличиться при оптимистическом сценарии в 3,2 раза, а при пессимистического в2,3раза.Динамика численности населения области лишь отчасти зависит от ситуации в экономике иносит многофакторный характер [4].Реализация Программы будет способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике Пензенской области, ведущих к росту доли в валовом региональном продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы организационных, технических и бытовых услуг инновационного характера.Это позволит вывести экономику Пензенской области на новый уровень, обеспечить конкурентоспособность производимых товаров и услуг на внутреннем рынке, способствовать интеграции во внешние рынки[5].Стратегическим условием ускоренного развития региона, безусловно, является формирование эффективной инновационной инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и способствуют активизации инновационной деятельности. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение территории в высокотехнологичный экспортноориентированный сельскохозяйственный регион. Инновационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением [6].Формирование инновационной инфраструктуры как системы предполагает:
создание региональной базы данных о субъектах инновационной деятельности для организации взаимодействия и координация их деятельности;
создание малых инновационных предприятий на пустующих площадях предприятий, организаций, учреждений Пензенской области;
создание офисов коммерциализации инновационных разработок;
формирование системы финансовой поддержки инновационных проектов;
создание, развитие и обеспечение функционирования сети бизнесинкубаторов, в том числе в городах и районах Пензенской области;
создание центров коллективного пользования при бизнесинкубаторах для малых инновационных предприятий;
создание технологических и промышленных парков;
повышение эффективности созданной инновационной инфраструктуры (в частности, центров трансфера технологий, бизнесинкубаторов и т.д.);
создание и развитие венчурного финансирования (государственных или частногосударственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса);
развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере;
создание современной модели системы образования в Пензенской области, базирующейся на принципах открытости образования к внешним запросам, применения проектных методов в обучении, конкурсного выявления и поддержки учреждений, успешно реализующих инновационные подходы на практике и др. [4].В регионе динамично создается инфраструктура развития инновационной деятельности, которая эффективно поддерживает вновь создаваемые компании, которые, в свою очередь, укрепляют экономику региона, создавая рабочие места, развивая технологии, разрабатывая новые продукты и стремясь их реализовать на рынке. В Пензенской областипроводится комплексная и поэтапная работа по формированию в регионе системы поддержки и продвижения инноваций, включающей такие основные компоненты, как разработка нормативноправовой базы, создание инновационной инфраструктуры, формирование действенных механизмов финансовой поддержки проектов, реализация взвешенного подхода при подготовке и переподготовке кадров, информационное сопровождение и ряд других направлений.В настоящее время в регионе создана разветвленная сеть «жесткой» инфраструктуры поддержки инноваций, включающей в себя такие элементы, как: бизнесинкубаторы, технопарки, индустриальные парки и центры молодежного инновационного творчества, работающие по принципу FabLab.В целях успешной коммерциализации проекта (с выходом на рынок), полученияинвестиций, в том числе в рамках государственной поддержки в виде грантов и субсидий, активного развития в стенах бизнесинкубатора или технопарка компетентного проведения научноисследовательских и опытноконструкторских работ, маркетинговых исследованийв области проводятся работы по созданию «мягкой» инфраструктуры –организационноконсалтинговой.Основной из приоритетных задач Пензенской области является создание и развитие в регионе «жесткой» инновационной инфраструктуры, обеспечивающей материальнотехническую базу для поддержки и продвижения инновационных проектов.С целью развития инновационной и предпринимательской деятельности в области сформирована нормативноправовая база:1. Действует Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (от 25 октября 2010 года № 1972ЗПО). Данный Закон определяет цель, задачи и принципы региональной инновационной политики, направленной на стимулирование инновационной активности организаций и эффективное использование инновационного потенциала Пензенской области, устанавливает полномочия органов государственной власти Пензенской области в инновационной сфере, регулирует организационные, правовые и финансовые отношения, возникающие при оказании органами государственной власти Пензенской области государственной поддержки субъектам инновационной деятельности [8].2. Принята «Концепция развития инновационной деятельности Пензенской области на 20092013 годы» (от 17 сентября 2008г №604пП);3. Действует долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Пензенской области (2009 2013гг.)» (от 20 октября 2008г №677пП);4. Ряд других нормативноправовых актов [7].
Рис. 1. Инновационная инфраструктура Пензенской области [7]
В 2013 году уровень и динамика коммерциализации результатов инновационной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности должны стать одним из решающих факторов улучшения качества жизни населения, обеспечения социальноэкономической стабильности в Пензенской области.Однако практика внедрения инноваций сталкивается с серьезными проблемами:1. Отсутствие налаженной системы создания и продвижения инноваций (от стадии разработки идей до внедрения их в промышленное производство), разрыв между наукойи производством.Создавая хорошие научные разработки и инновационные проекты, достигая признания на форумах, выставках, конкурсах, но внедрению в производство они не находят.2. В целях эффективной реализации Федерального закона № 217ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»государственными образовательными учреждениями необходимо:–внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые дадут возможность использовать собственные внебюджетные средства университета для созданияновых юридических лиц;–внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части возможности применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий, создаваемых с участием ВУЗов и академических НИИ. 3. Необходимость стимулирования спроса и предложения на инновации. В последние годы немало усилий и реальных ресурсов направляется на создание предложения, то есть разработку инновационных проектов, создание новых технологий, новых материалов и т. д. А для достижения успеха в экономике необходимы и предложение, и спрос [9].В настоящее время уровень и динамика коммерциализации результатов инновационной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности должны стать одним из решающих факторов улучшения качества жизни населения, обеспечения социальноэкономической стабильности в Пензенской области.Поэтому приоритетными направлениями инновационной политики в системе организационноэкономических мер по совершенствованию внедрения научных достижений в сельскохозяйственном производстве являются :
государственная поддержка особо важных научных проектов и технологий, которые могут затрагивать интересы не отдельных сельхозпредприятий, а целых отраслей сельского хозяйства в масштабах страны.;
создание условий, необходимых для ускорения внедрения научнотехнических достижений, из которых на первое место выходит материальнотехническое оснащение сельского хозяйства в соответствии с необходимостью ведения производства на научной основе;
создание технически оснащенной инженерной инфраструктуры агропромышленного производства (дилерские системы, фирменные технические центры, сервисные обслуживающие кооперативы и т.д.);
совершенствование процесса стимулирования посредством создания побудительных интересов на всех уровнях разработки и внедрения в производство эффективных достижений науки и техники, ориентированных на решение социальноэкономических проблем аграрного сектора экономики. При этом стимулирование должно охватывать все этапы инновационного процесса: отзарождения идеи и проведения фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в производство и получения определенного эффекта;
совершенствование нормативного правового регулирования договорных отношений и обязательств между субъектами научнотехнической и хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве;
совершенствование организационного механизма внедрения достижений НТП, прогнозирования и планирования этого процесса, разработка и осуществление различного рода специальных программ, направленных на его реализацию;
для углубления и расширения интеграции науки и производства, создание межотраслевых научнотехнических комплексов, научнопроизводственных объединений и систем, технополисов и технопарков;
методическая, организационная, информационная, правовая, финансовая, кадровая и другие виды поддержки сельских товаропроизводителей при освоении инновационных проектов;совершенствование системы повышения кадрового обеспечения и интегрированных научнопроизводственных формирований, профессиональной ориентации сельской молодежи, как базы для формирования высокотехнологичного сельского хозяйства, ориентированного на использование перспективных форм экономических отношений и применение новейших научнотехнических разработок;
создание единого механизма государственного регулирования информационного обслуживания в сельском хозяйстве в области результатов научнотехнических работ, лицензионного обмена, единой государственной информационной системы “банк инноваций” с подсистемой “банк лицензий”; изменить отношение к механизму лицензионной торговли научнотехнической продукцией, сделать его необходимой частью научнотехнической стратегии министерств и ведомств различного уровня управления АПК, научнопроизводственных объединений, сельхозпредприятий, учитывающей как интересы отдельного предприятия или отрасли, так и в целом интересы страны в повышении научнотехнического уровня сельскохозяйственного производства.Несомненно, ориентация антикризисных мер на активизацию инновационной деятельности позволит стабилизировать экономическое положение в стране, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, создать необходимый потенциал для повышения качества экономического роста.Для дальнейшего развития экономического потенциала региона необходимо заниматься проблемамипостроения инновационноймоделиэкономики, в том числе и за счет модернизации промышленной сферы и аграрного комплекса.Можно сделать вывод, что в современных условиях особенно важна оценка эффективности использования экономического потенциала. При его анализе необходимо учитывать, что каждому уровню производства соответствует свой оптимальный уровень и рациональнее сочетание факторов.Управление эффективным использованием экономического потенциала предприятий региона должно происходитьна основе разработки стратегиис долгосрочнымхарактероми обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования.Для наиболее эффективного развития инновационной деятельности в Пензенском регионе необходимо разработать целенаправленную политику, которая будет сочетатьметоды прямого и косвенного стимулирования.Проведенные исследования показали, что в Пензенской области не сформирован региональный механизм управления инновационным развитием предприятий. Инновационная активностьв регионенаходится на высоком уровне, но все участники реализуют только его отдельные стадии. Для повышения эффективности внедрения инноваций в аграрной и промышленной сферах региона необходимо создание регионального центра инновационного развития.
Ссылки на источники1. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: научнометодическое издание / В.Н. Щуков. Иваново. 2009. 58с.2. Правительство Пензенской Области // Официальный портал / Показатели социальноэкономического развития Пензенской области: http://archive.pnzreg.ru/national_economy/potencial.
[Дата обращения 19.02.2016].3. Давыдкина О.А. Приоритетные направления организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона / О.А. Давыдкина, Е.Ф. Кочелаевская // XXIвек: итоги прошлого и проблемы будущего. 2013. Т.2. №11(15). С.228232.4.Закон Пензенской области от 04.09.2007 N 1367ЗПО: О Стратегии социальноэкономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года).5. Козина Е.В. Модель оценки эффективности инвестиций / Е.В. Козина // Вопросы экономики и права. 2012. №1.6. Кортов, В.С. Основные задачи формирования инновационной системы региона / В.С. Кортов. —Режим доступа: http://www.uran.ru/reports/2005/3dic_2 004/plenar/ppp32.htm.,[Дата обращения 20.02.2016].7. Портал инноваторов Пензенской области [Электронныйресурс]. Режим доступа:http://www.innoterra.ru/potential
[Дата обращения 19.02.2016].8. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (от 25 октября 2010 года № 1972ЗПО). // Информационноправовая база системы «Консультант». –2012.9. Управление инновационной политики Пензенской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innopenza.ru/department.html
[Дата обращения 19.02.2016].