Актуальные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе
Выпуск:
ART 86843
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пушкарева
Е.
Е. Актуальные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
4021–4025. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86843.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным формам и методам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе. В статье подробно раскрыты методы социализации детей-сирот: коррекционно-развивающие, компьютерные, культурно-досуговые.
Ключевые слова:
социализация детей-сирот, специализированные учреждения закрытого типа, гостевая семья, коррекционно-развивающие методы, культурно-досуговые методы
Текст статьи
Пушкарева Елена Евгеньевна,Магистрант 1 курса, Амурского государственного университета, г.Благовещенскalena_526@mail.ru
Актуальные формы и методы социализации детейсиротв современном российском обществе
Аннотация.Статья посвящена актуальным формам и методам социализации детейсирот и детей,оставшихся без попечения родителейв современном Российском обществе. В статье подробно раскрыты методы социализации детейсирот:коррекционноразвивающие, компьютерные, культурнодосуговые.Ключевые слова:Социализация детейсирот,специализированные учреждения закрытого типа, гостевая семья, коррекционноразвивающие методы, культурнодосуговые методы.
Социализация является одним из важнейших процессов жизни человека, который включает как осознанные, целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Как правило, участниками процесса социализации выступают агенты и социальные институты, включенные в него это родители, сверстники, учителя и воспитатели, учебные заведения, церковь, средства массовой информации и т.д. Многие учёные убеждены, что семья в данном случае является первичным и наиболее мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности [4.С.122]..
В то же время, в современном российском обществе экономическая нестабильность, девальвация ценностей и норм, изменение поведения значительного числа семей, в том числе и семей с детьми, часто приводят ксоциальной и психологической дезадаптации их членов. Эти процессы негативно отражаются на социализации детей и подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия..
Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в стране количества беспризорных и безнадзорных детей, а также детейсирот. Так, 2015году в России официально зарегистрировано 600тысяч детейсирот. Детисироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишенные позитивного влияния семьи как важнейшего источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются не готовыми к самостоятельной жизни к моменту покидания детского дома. Все это ставит социализацию детейсирот в ряд наиболее актуальных социальных проблем [2.С.55]..
В России процесс социализации детейсирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются такжетрадиционные формы. При этом фактически доминирует государственные формы воспитания детейсирот, а в их числе специализированные учреждения закрытого типа (детские дома, интернаты и т.п.).Государственная система социализации детейсирот ориентирована, прежде всего, на создание условий социальной защиты детей. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование и профессиональную подготовку. Однако выпускники государственных учреждений для детейсирот чаще своих сверстников вовлекаются в различные формы девиации, теряют принадлежащее им жилье и оказываются среди лиц без определенного места жительства, с большим трудом устраиваются на работу и создают семью. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют рядысоциальных аутсайдеров [6.С.71]..
Процесс социализации детейсирот, воспитывающихся в детском доме или интернатном учреждении, имеет свои особенности. Как правило, наиболее значимыми агентами социализации данной категории детей является коллектив сверстников, воспитатели интерната или детского дома. При этом главными факторами, препятствующими процессу социализации, выступают: ограниченность круга значимых других; невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей: отсутствие личного пространства; особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей (представляющий собой чередование опеки и подавления); отсутствие возможности проявления самостоятельности и апробирования тех или иных ролей; утрата базового доверия к миру [6.С.70]..
Деятельность детейсирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в индивидуальном жизненном пространствадетскогодома [1.С.67].В целом, одной из основных задач специалистовпрактиков и заинтересованных общественных организаций является разъяснительная работа, освобождение профессиональнозаменяющей семьи от негативного имиджа.
Актуальнойформой социализации детейсирот в современной России является и гостевая семья. Семьи, которые приглашают осиротевших детей на определенное время, называют семьямимостами или принимающими семьями краткосрочного размещения. Они предназначены для детей, которые не имеют надежды обрести собственную семью, по причине социального неблагополучия. Разработчики этого проекта убеждены, что в любом обществе существует огромный резерв семей, которые в разных вариантах могут помочь обездоленным детям.
Гостевая семьясоздается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечения ему психологической поддержки. Эта форма семьи может расцениваться как подготовительный этап к другим формам семейного устройства. Несовершеннолетний, постоянно проживающий в государственном интернатном учреждении, находится в гостевой семье на период каникул, праздников, выходных дней, или посещает ее для совместного участия в культурномассовых мероприятиях..
Общаясь с взрослыми и детьми в семейной обстановке, детисироты формируют устойчивые связи с другими людьми, эти отношения выступают как наставничество, шефство над ребенком и в ряде случаев перерастают в опеку и усыновление. Если семья по какимто причинам не может взять ребенка в гости, ее члены пишут емуписьма, открытки, звонят по телефону, справляясь о самочувствии и успеваемости, передают гостинцы, одежду, подарки и поздравления ко дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку [2.С.57].
Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и детьмив семейном кругу. Гостевой режим дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождении в учреждении, что составляет опору для его будущей жизни. Благодаря данной форме жизнедеятельности, дети обретают уверенность в себе, становятся болееактивными и эмоциональными..
Вместе с тем, специалисты по охране прав детей справедливо указывают на то, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. Так, Г. С.Красницкая, эксперт РОО «Право ребенка», считает, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то детей не следует приглашать и в гости [6.С.71]. Однако, как показывает имеющийся опыт подобных семей на Западе, снижение травматизма разлуки с вновь обретенными родственниками может происходить через систему договорённости сотрудников с ребенком. Так, перед размещением ребёнка в семью ему подробно объясняют, на какой срок он туда идет, что создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий. Естественно, здесь играет роль понимание воспитателем полезности пребывания в семье для ребенкасироты и его личная заинтересованность в том или ином ребенке, взаимная симпатия.
Успешность процесса социализации детейсирот зависит не только от внедрения в практику ее современных форм, но и от актуальныхметодов, которые используются в традиционных интернатных заведениях. При этом современные ученые, например, социолог С.В Григорьев и педагог О.A, Казанский, убеждены, что метод всегда универсален, а ведущим принципом его применения, в том числе и в процессе социализации личности, должен явиться индивидуальноориентированный подход [1.С.96]..
Академик B.C. Мухина считает, что относительно детейсирот актуальным является использование группы коррекционноразвивающих методов (арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурнооздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и многие другие). По ее мнению, игровая деятельность выступает наиболее доступным и эффективным методом социализации ребенка, связанным с инициативой, фантазией, выработкой собственной активной позиции. Так как игра по своей сути социальна, она является действенным средством воспитания у детейсирот социальных навыков и умений, открывает просторы для моделирования социальных отношений, дает уникальные возможности в процессе физического и нравственного воспитания [5.С.11].
В настоящее время в игротерапии получают своё развитие и компьютерные методы и технологии. Компьютерные игры способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолению страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые формируют умение удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки и другие симуляторы). Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности компьютерной игры. Педагоги уверены, что качество многих игр в настоящее время очень низкое: у детей не развиваются коммуникативные навыки, а эмоциональноволевая сфера задействуется слабо. Кроме того, в настоящее время многие дети отводят игре на компьютере всё свободное время, воспринимая компьютер как единственное средство общения с миром..
Во многих интернатных учреждениях современной России активно используются культурнодосуговые методы социализации детейсирот: участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе, участие в культурномассовых мероприятиях и кружках различного характера. Данную группу методов принято относить к традиционным. Однако ряд специалистов считает, что в эпоху социокультурных перемен в современной обществе эти методы постоянно трансформируются, совершенствуются, что говорит об определённой степени их новизны [2.С.57]..
Несмотря на имеющиеся формы устройства и методы воспитания, число детейсирот в России постоянно растет. Но числу детейсирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны, т.е. около 18 млн., находится в зоне социального риска [2.С.55]. Большая доля детейсирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, а государство при этом отстает от инициатив граждан в разработке и принятий новых законодательных актов, регламентирующих актуальныеформы устройства детей..
Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детейсирот сегодня следует признать развитие таких форм и методов социализации данной категории детей, которые обеспечивали бы сохранение ребенка в семье. Следовательно, эффективное устройство в семью детейсирот требует разработки и реализации проектного подхода, предусматривающего создание комплекса социальнопедагогических и психологических условий;, таких как применение рациональных методов, обеспечивающих обследование и выявление семей с девиантным поведением в целях планирования попечения над ребенком, нуждающимся в государственной защите; разработка технологии подбора семей, желающих взять ребенка на воспитание, и оценки их воспитательных возможностей; создание соответствующей структуры психологопедагогической подготовки граждан, желающих помогать детямсиротам в той или иной форме. Комплекс воспитательной работы с ребенком в учреждении должен быть направлен на подготовку его к помещению в семью и преодоление имевшегося травматического опыта. Для этого следует использовать процедуры установления пробных позитивных контактов с семьями и осуществления мониторинга эффективности вхождения ребенка в патронатные семьи.
Таким образом, привлечение внимания общества к рассматриваемой проблеме способствует осознанию социальным большинством России того, что решить ее возможно лишь при условии реальной заинтересованности граждан в преодолении социальной эксклюзии депривированных детей и признания общей ответственности за их судьбу.
Ссылки на источники1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю.«Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания» Научнометодическое пособие М., Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
2. Астоянц М.С.,Детисироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс.2006. №3. С.54
3. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: Детская деревня SOS в подмосковном Томилине // Социальная защита. —2002. ХеЗ,С.35
4. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / ИЛангмейер З.Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.сост. B.C. МухинаМ.: Просвещение 1999258с.
5. Мухина В.С.,Особенности развития личности детей воспитывающихся винтернатных учреждениях / И.А.Мухина// Воспитание и развитие детей в детском доме М. 2002.С.11.
6. Назарова И.Б., Возможности и условия адаптации сирот // Социс. —2010. №4. С.70
Актуальные формы и методы социализации детейсиротв современном российском обществе
Аннотация.Статья посвящена актуальным формам и методам социализации детейсирот и детей,оставшихся без попечения родителейв современном Российском обществе. В статье подробно раскрыты методы социализации детейсирот:коррекционноразвивающие, компьютерные, культурнодосуговые.Ключевые слова:Социализация детейсирот,специализированные учреждения закрытого типа, гостевая семья, коррекционноразвивающие методы, культурнодосуговые методы.
Социализация является одним из важнейших процессов жизни человека, который включает как осознанные, целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Как правило, участниками процесса социализации выступают агенты и социальные институты, включенные в него это родители, сверстники, учителя и воспитатели, учебные заведения, церковь, средства массовой информации и т.д. Многие учёные убеждены, что семья в данном случае является первичным и наиболее мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности [4.С.122]..
В то же время, в современном российском обществе экономическая нестабильность, девальвация ценностей и норм, изменение поведения значительного числа семей, в том числе и семей с детьми, часто приводят ксоциальной и психологической дезадаптации их членов. Эти процессы негативно отражаются на социализации детей и подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия..
Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в стране количества беспризорных и безнадзорных детей, а также детейсирот. Так, 2015году в России официально зарегистрировано 600тысяч детейсирот. Детисироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишенные позитивного влияния семьи как важнейшего источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются не готовыми к самостоятельной жизни к моменту покидания детского дома. Все это ставит социализацию детейсирот в ряд наиболее актуальных социальных проблем [2.С.55]..
В России процесс социализации детейсирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются такжетрадиционные формы. При этом фактически доминирует государственные формы воспитания детейсирот, а в их числе специализированные учреждения закрытого типа (детские дома, интернаты и т.п.).Государственная система социализации детейсирот ориентирована, прежде всего, на создание условий социальной защиты детей. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование и профессиональную подготовку. Однако выпускники государственных учреждений для детейсирот чаще своих сверстников вовлекаются в различные формы девиации, теряют принадлежащее им жилье и оказываются среди лиц без определенного места жительства, с большим трудом устраиваются на работу и создают семью. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют рядысоциальных аутсайдеров [6.С.71]..
Процесс социализации детейсирот, воспитывающихся в детском доме или интернатном учреждении, имеет свои особенности. Как правило, наиболее значимыми агентами социализации данной категории детей является коллектив сверстников, воспитатели интерната или детского дома. При этом главными факторами, препятствующими процессу социализации, выступают: ограниченность круга значимых других; невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей: отсутствие личного пространства; особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей (представляющий собой чередование опеки и подавления); отсутствие возможности проявления самостоятельности и апробирования тех или иных ролей; утрата базового доверия к миру [6.С.70]..
Деятельность детейсирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в индивидуальном жизненном пространствадетскогодома [1.С.67].В целом, одной из основных задач специалистовпрактиков и заинтересованных общественных организаций является разъяснительная работа, освобождение профессиональнозаменяющей семьи от негативного имиджа.
Актуальнойформой социализации детейсирот в современной России является и гостевая семья. Семьи, которые приглашают осиротевших детей на определенное время, называют семьямимостами или принимающими семьями краткосрочного размещения. Они предназначены для детей, которые не имеют надежды обрести собственную семью, по причине социального неблагополучия. Разработчики этого проекта убеждены, что в любом обществе существует огромный резерв семей, которые в разных вариантах могут помочь обездоленным детям.
Гостевая семьясоздается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечения ему психологической поддержки. Эта форма семьи может расцениваться как подготовительный этап к другим формам семейного устройства. Несовершеннолетний, постоянно проживающий в государственном интернатном учреждении, находится в гостевой семье на период каникул, праздников, выходных дней, или посещает ее для совместного участия в культурномассовых мероприятиях..
Общаясь с взрослыми и детьми в семейной обстановке, детисироты формируют устойчивые связи с другими людьми, эти отношения выступают как наставничество, шефство над ребенком и в ряде случаев перерастают в опеку и усыновление. Если семья по какимто причинам не может взять ребенка в гости, ее члены пишут емуписьма, открытки, звонят по телефону, справляясь о самочувствии и успеваемости, передают гостинцы, одежду, подарки и поздравления ко дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку [2.С.57].
Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и детьмив семейном кругу. Гостевой режим дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождении в учреждении, что составляет опору для его будущей жизни. Благодаря данной форме жизнедеятельности, дети обретают уверенность в себе, становятся болееактивными и эмоциональными..
Вместе с тем, специалисты по охране прав детей справедливо указывают на то, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. Так, Г. С.Красницкая, эксперт РОО «Право ребенка», считает, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то детей не следует приглашать и в гости [6.С.71]. Однако, как показывает имеющийся опыт подобных семей на Западе, снижение травматизма разлуки с вновь обретенными родственниками может происходить через систему договорённости сотрудников с ребенком. Так, перед размещением ребёнка в семью ему подробно объясняют, на какой срок он туда идет, что создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий. Естественно, здесь играет роль понимание воспитателем полезности пребывания в семье для ребенкасироты и его личная заинтересованность в том или ином ребенке, взаимная симпатия.
Успешность процесса социализации детейсирот зависит не только от внедрения в практику ее современных форм, но и от актуальныхметодов, которые используются в традиционных интернатных заведениях. При этом современные ученые, например, социолог С.В Григорьев и педагог О.A, Казанский, убеждены, что метод всегда универсален, а ведущим принципом его применения, в том числе и в процессе социализации личности, должен явиться индивидуальноориентированный подход [1.С.96]..
Академик B.C. Мухина считает, что относительно детейсирот актуальным является использование группы коррекционноразвивающих методов (арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурнооздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и многие другие). По ее мнению, игровая деятельность выступает наиболее доступным и эффективным методом социализации ребенка, связанным с инициативой, фантазией, выработкой собственной активной позиции. Так как игра по своей сути социальна, она является действенным средством воспитания у детейсирот социальных навыков и умений, открывает просторы для моделирования социальных отношений, дает уникальные возможности в процессе физического и нравственного воспитания [5.С.11].
В настоящее время в игротерапии получают своё развитие и компьютерные методы и технологии. Компьютерные игры способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолению страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые формируют умение удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки и другие симуляторы). Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности компьютерной игры. Педагоги уверены, что качество многих игр в настоящее время очень низкое: у детей не развиваются коммуникативные навыки, а эмоциональноволевая сфера задействуется слабо. Кроме того, в настоящее время многие дети отводят игре на компьютере всё свободное время, воспринимая компьютер как единственное средство общения с миром..
Во многих интернатных учреждениях современной России активно используются культурнодосуговые методы социализации детейсирот: участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе, участие в культурномассовых мероприятиях и кружках различного характера. Данную группу методов принято относить к традиционным. Однако ряд специалистов считает, что в эпоху социокультурных перемен в современной обществе эти методы постоянно трансформируются, совершенствуются, что говорит об определённой степени их новизны [2.С.57]..
Несмотря на имеющиеся формы устройства и методы воспитания, число детейсирот в России постоянно растет. Но числу детейсирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны, т.е. около 18 млн., находится в зоне социального риска [2.С.55]. Большая доля детейсирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, а государство при этом отстает от инициатив граждан в разработке и принятий новых законодательных актов, регламентирующих актуальныеформы устройства детей..
Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детейсирот сегодня следует признать развитие таких форм и методов социализации данной категории детей, которые обеспечивали бы сохранение ребенка в семье. Следовательно, эффективное устройство в семью детейсирот требует разработки и реализации проектного подхода, предусматривающего создание комплекса социальнопедагогических и психологических условий;, таких как применение рациональных методов, обеспечивающих обследование и выявление семей с девиантным поведением в целях планирования попечения над ребенком, нуждающимся в государственной защите; разработка технологии подбора семей, желающих взять ребенка на воспитание, и оценки их воспитательных возможностей; создание соответствующей структуры психологопедагогической подготовки граждан, желающих помогать детямсиротам в той или иной форме. Комплекс воспитательной работы с ребенком в учреждении должен быть направлен на подготовку его к помещению в семью и преодоление имевшегося травматического опыта. Для этого следует использовать процедуры установления пробных позитивных контактов с семьями и осуществления мониторинга эффективности вхождения ребенка в патронатные семьи.
Таким образом, привлечение внимания общества к рассматриваемой проблеме способствует осознанию социальным большинством России того, что решить ее возможно лишь при условии реальной заинтересованности граждан в преодолении социальной эксклюзии депривированных детей и признания общей ответственности за их судьбу.
Ссылки на источники1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю.«Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания» Научнометодическое пособие М., Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
2. Астоянц М.С.,Детисироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс.2006. №3. С.54
3. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: Детская деревня SOS в подмосковном Томилине // Социальная защита. —2002. ХеЗ,С.35
4. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / ИЛангмейер З.Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.сост. B.C. МухинаМ.: Просвещение 1999258с.
5. Мухина В.С.,Особенности развития личности детей воспитывающихся винтернатных учреждениях / И.А.Мухина// Воспитание и развитие детей в детском доме М. 2002.С.11.
6. Назарова И.Б., Возможности и условия адаптации сирот // Социс. —2010. №4. С.70