Фандрайзинг в социальной сфере

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Возмилкина Е. Н. Фандрайзинг в социальной сфере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4066–4070. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86852.htm.
Аннотация. В статье определены основные задачи и виды фандрайзинга, а также выявлены его основные методы его организации, технологии и этапы осуществления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Возмилкина Евгения Николаевна,магистрант, первого курса, кафедра социальной работы и психологопедагогического образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», город Магнитогорскevozmilkina@mail.ru.

Фандрайзинг в социальной сфере

Аннотация. В статье определены основные задачи и виды фандрайзинга, а также выявлены его основные методы его организации, технологиии этапы осуществления.Ключевые слова: социальные услуги, социальная поддержка,благотворительная организация,фандрайзинг, методы фандрайзинга, технологии фандрайзинга, краудфандинг,

Современное российское общество сталкивается с многочисленными социальными проблемами, и в связи с этим возникает необходимость в социальной поддержке и

предоставлении разнообразных социальных услуг населению. Социальную помощь населению предоставляют не только государственные социальные службы, но и благотворительные организации. Благотворительная организация −

это организация, созданная для реализации благотворительной деятельности в интересах общества в целом, либо отдельной категории лиц. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передачегражданам и юридическим лицам имущества, в том числе и денежных средств, бескорыстному выполнению работ и предоставлению услуг [3, с. 55].Для того, чтобы деятельность благотворительныхорганизаций была наиболее эффективной, ею должна осуществляется активная работа, направленная на поиск источников финансирования. Деятельность по привлечению необходимых средств, получила название фандрайзинг.Понятие «фандрайзинг в благотворительных организациях» трактуется в узком смысле как социальная услуга, производящая экономический и социально значимый эффект. В ней задействованы две стороны: благотворительная организация и организацияспонсор. В широком смысле данный термин интерпретируется как экономикоорганизационный механизм социально ориентированного взаимодействия институтов государства, предпринимательства, некоммерческих организаций и частных лиц в целях совместного добровольного решения социальноэкономических задач[7, с. 117].Фандрайзинг–это наука и искусство систематической работы с многообразными источниками финансирования по сбору средств и привлечению ресурсов для обеспечения финансирования некоммерческих организаций, выполнению благотворительных акций, поддержки иной некоммерческойдеятельности или финансированию деятельности индивидуальных лиц, ведущих значимые исследования или обучающихся по социальнозначимым специальностям [1, c. 24].Основными задачи фандрайзинга являются: сбор средств, поиск новых партнёров и других организаций, возможность СО НКО заявить о себе и проинформировать, о своих целях [5, c.9].

Выделяют два основных вида фандрайзинга: проектный и оперативный. Проектный применяется в том случае, когда организации необходимо привлечь средства под определённый социальный проект, а оперативный вид используется благотворительной организациейдля поиска ресурсов, чтобы покрыть текущие расходы организации.Также фандрайзинг может быть внутренним и внешним. Внутренний фандрайзинг осуществляется сотрудниками СО НКО, а внешний –по средством привлечения профессиональныхконсультантов по фандрайзингу.Среди методов организации фандрайзинга можно выделит: телефандрайзинг (обращение к потенциальным спонсорам по телефону), почтовый фандрайзинг (обращение к потенциальным спонсорамв письме), индивидуальный фандрайзинг (персональное обращение к потенциальному спонсору в личной беседе), солофандрайзинг (приобретение поддержки известных лиц) и событийный фандрайзинг (проведение различных мероприятий) [11, c. 255256].Среди технологий фандрайзинга, одной из наиболее популярных является организация различных акций и мероприятий. Примеры мероприятий: ярмарки (покупки и пожертвования), марафоны (взносы за участие и пожертвования зрителей), аукционы (покупки лотов), выставки (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования), балы (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования), фестивали (взносы за участие и пожертвования зрителей) и т.д. С точки зрения фандрайзинга, акции —разовый импульсный сбор средств. Но акции имеют и косвенные бонусы: привлечение внимания к проблеме, PR, иногда, в отдельных случаях даже тимбилдинг. Тогда даже при минимальном сборе средств, эффект от акции, в итоге, оказывается положительным[9].В последнее время становится популярной такая технология сбора необходимых средств, как краудфандинг.Краудфандинг подразумевает под собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги и иные ресурсы вместе через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Краудфандинг –это отдельный вид краудсорсинга, где для решения задачи привлекаются добровольцы, готовые профинансировать проект, чтобы реализовать конечный результат. Краудсорсинг –это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением процесса на отдельные части [4, С. 68].

Процесс фандрайзинга должен быть хорошо спланирован. Планирование фандрайзинга позволяет благотворительной организации определить новые возможности и потенциальные риски деятельности в области сбора средств, определить свою целевую аудиторию и сконцентрировать ресурсы на выбранныхприоритетных направлениях, разработать схему будущей деятельности для достижения поставленных задач меньшими ресурсами в определенный период времени[6, с. 73].Процесс фандрайзинга содержит в себе ряд основных взаимосвязанных этапов, тем самым образуя цикл. Вначале определяются приоритетные потребности организации, формулируется предложение о необходимости ресурсов, т.е. определяется ценность проекта с точки зрения потенциальных инвесторов. Затем проводят анализ потенциальных источников фандрайзинга (частные лица, фонды, государственные органы и т.д.). Следующий этап выбор необходимой методологии, т.е. способов привлечения средств (это могут быть членские взносы, заявка на гранты и т.д.). Затем следует назначение отвественных лиц за проведение, определение количества средств на проведение кампании. Немаловажным этапом является осуществление контроля надходом реализации фандрайзинга. И завершается все анализом полученных результатов.Под результатом фандрайзинга подразумеваются не только денежные средства, но это могут быть и материальные ресурсы, товары (услуги), новые партнеры и единомышленники, и т.д. [2].Для того, чтобы фандрайзинг былболееэффективным необходимо осуществлять аудит фандрайзинг. Аудит фандрайзинг представляет собой анализ внешней и внутренней среды, в которой функционирует некоммерческая организация и включает в себя:1.Анализ факторов внешней среды −совокупности фундаментальных сил, которые оказывают определяющее воздействие на деятельность организации по сбору средств, оставаясь полностью неподконтрольными ей. К основным факторам внешней среды относятся политикоправовые, экономические (доходы, занятость и пр.), технологические (интернеттехнологии, мобильные технологии, автоматизированные банковские платежи и пр.) и социальнодемографические и культурные факторы (основные ценности, уровень участия в благотворительных практиках, уровень доверия к людям в целом, уровень доверия к некоммерческим организациям и пр.). 2.Анализ стейкхолдеров −организаций и людей, заинтересованных в деятельности НКО, в том числе прямых и косвенных благополучателей, доноров, конкурентов, партнеров, органов государственной власти, других некоммерческих организаций, в том числе фондов, коммерческих организаций, СМИ, широкой общественности и т.д.3.Анализ факторов внутренней среды −совокупности сил, действующих внутри НКО, и отношений, возникших в процессе их взаимодействия. Внутренняя среда полностью контролируется организацией. К основным силам внутренней среды относятся руководство, система управления, персонал [6, с. 75].Фандрайзинг может быть направлен, на привлечениетаких средств как: 1)грант (средства, безвозмездно передаваемые дарителем некоммерческой организации для выполнения конкретной работы);2)спонсорство (взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможность размещение рекламы и т.д.);3)пожертвованиедонорство (оказание материальной, финансовой помощи на безвозмездной основе);4)субсидии (безвозмездное предоставление денежных средств, при соблюдение получателем определённых условий обговоренных в процессе финансирования);5)средства от коммерческой деятельности;6)волонтёрские ресурсы [5].

Предоставляют необходимые ресурсы для благотворительных организации –доноры. Доноры –это частные или юридические лица, предоставляющие ресурсную поддержку.Среди доноров можно выделить государство, крупный бизнес, средний и мелкий бизнес, крупные частные фонды,физические лица [9].Таким образом, фандрайзинг является необходимым, но достаточно сложным направлением деятельности благотворительных организаций, позволяющимим, привлечь необходимое количество ресурсов для решения разнообразных социальных проблем современного общества.

Ссылки на источники1.Бармина Е.Ю. Фандрайзингкак антикризисный способ привлечение ресурсов для реализации некоммерческих проектов /Е.Ю. Бармина, О.А. Гаврилова // Вестник Астраханского государственного технического университета. –2009. –№ 1. –С. 24.2.Вахтина А.О. Система фандрайзинга на арене российских НКО /А.О. Вахтина // Региональное развитие. –2015. –№ 6.3.Возмилкина Е.Н. Деятельность благотворительных организаций в сфере социальной поддержки семьи / Е.Н. Возмилкина // Актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов. Сборник материалов X Международной научнопрактической конференции. –2014. –С.55.4. Глухова Е.В. Краудфандинг и краудсорсинг как инструменты привлечения средств для реализации проекта / Е.В. Глухова, Е.Р. Хайрутдинова // Агропродовольственная политика России.− 2013. − № 2. –С. 68. 5. Комаров П.И. Маркетинг некоммерческих организаций /П.И. Комаров, А.Н. Слободич, В.В. Шарай // ФЭНнаука. –2015. –№ 46. –С. 9.6. Корнеева И.В. Планирование фандрайзинга в некоммерческих организациях /И.В. Корнеева // В сборнике:Современные проблемы управления 5я Международная научная конференция: сборник докладов. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации; главный редактор: И. Б. Богородицкий, ответственный редактор: Ю. В. Киселевич. –2015. –С. 7375.7.Толстяков Р.Р. Фандрайзинг в благотворительных организациях / Р.Р. Толстяков, Нгуен Тхи Ча Ми // Вестник научных конференций. –2015. − № 1.–С. 117.8. Фандрайзинг [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.financialguide.ru. –Дата обращения (04.11.15).9. Фандрайзинг в России: методы, примеры и технологии сбора средств [Электронный ресурс]. –Режим доступа https://www.miloserdie.ru. –( Дата обращения 04.02.16).10. Фандрайзинг в социальной сфере [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.sbornet.ru. –(Дата обращения 04.02.16).11. Фейгельман Н.В.Фандрайзинг в системе деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций / Н.В., Фейгельман // Известие Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. –2010. − № 2. –С. 255256.