Социальные отношения в Мехтулинском феодальном владении в XVIII – начале XIX в.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Умаханов Р. М. Социальные отношения в Мехтулинском феодальном владении в XVIII – начале XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 731–735. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96058.htm.
Аннотация. С использованием различных источников и литературы в статье делается анализ развития социальных отношений в одном из влиятельных феодальных владений северного Дагестана в XVIII – начале XIX в.; раскрывается положение различных сословий, составлявших собой социальную структуру ханства, их градацию и взаимоотношения между собой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Умаханов Руслан Магомедсаламович,к.и.н. старший преподаватель ДГТУ г. Махачкалаumakhanov.74@mail.ru

Социальные отношения в Мехтулинском феодальном владении

в XVIII –начале XIX в.

Аннотация. С использованием данных источников и литературы в статье делается анализ развития социальных отношений в одном из влиятельных феодальных владений северного Дагестанав XVIII–начале , XIXв.;раскрывается положение различных сословийсоставлявших собой социальную структуру ханства, их градациюи взаимоотношения между собой.Ключевые слова: ханство,чанка, уздень, чагары, кадий.

Образовалось Мехтулинскоеханство в середине XVIIв. в результате распада существовавшего до этого Казикумухского шамхальства, объединявшего лакцев, кумыков, часть даргинцев (АкушаДарго),ряд аварских сел и т.д.Оно располагалось в довольно хороших естественногеографических и климатических условиях. Оно находилось в переходной от нагорной к предгорной части Северного Дагестана. Эта территория, в основном нынешнего Левашинского и Буйнакского районов Республики Дагестан. Мехтулинское ханство, располагавшееся на стыке земель аварцев, кумыков и даргинцев, служило своего рода связующим звеном между Аварским ханством и Тарковским шамхальством, совместно с которым в 1867 г. вошло в ТемирХанШуринский округ Дагестанской области.Название это ханство получило от имени своего основателя Мехти (или Кара Мехти –Черный Мехти), происходившего из Кумуха. При распаде Казикумухского шамхальства он по не совсем нам известным причинам покинул Кумух и обосновался сначала в Аймаки, подчинил постепенно себе Охли, Доргели, распространил власть на Джнегутай, ставший его резиденцией. В конечном итоге мехтулинским ханам подчинилось и признало их власть около 20 аварских и кумыкских селений. Среди них стабильно в ханство входили селения Большой Дженгутай (резиденция ханов), Малый Дженгутай, Дуранги, Апши, Ахкент, Оглы, Кулецма, Чоглы, Дургели (Доргели), КакаШура, Параул, Урма[1].Согласно сведениям Х.М.О. Хашаева, в состав ханства входили и даргинские селения Наскент, Леваши[2]. Если говорить о вхождении села Леваши, который считался отселком села Акуша[3]и Наскента, а также села Кадар[4]в ханство, то тогда еще надо говорить и об относительно большом проценте даргинцев среди жителей этого ханства. Имеются сведения о вхождении в это ханство и селения Гергебиль[5].Можно полагать, что проживали в ханстве и лакцы, поскольку из Казикумуха КараМехти, видимо, увел с собой и какуюто часть лакцев –родственников и сторонников своих.Однако все же основную массу населения ханства, видимо, составляли аварцы и кумыки. Несмотря на пестрый этнический состав ханства, его население жило вполне мирно. Подтверждением этому может служить то, что не известны ни письменные, ни устные сведения о какихлибо межэтнических конфликтах в этом ханстве в изучаемый период.Власть мехтулинских ханов была в ханстве полной. Ханы имели свое правление, творили суд и расправу вплоть до смертной казни, ни шамхалу тарковскому, ни другим правителям Дагестана податей не платили и не подчинялись[6]. От хана зависела судьба преступников –он мог их и помиловать и казнить. Штрафы, взыскивавшиеся с преступников и т.д., шли в пользу хана[7]. До 1818 г. в ханстве насчитывалось 4350 дворов и 15932 человек жителей. Из 4350 дворов 2792 отбывали подати и повинности ханской фамилии, 3 фамилиям беков(титул знати)и 33 чанкам(чанка сын хана или бека от неравного брака). Податное население считалось узденским(уздень лично свободный крестьянин), за исключением около десяти хозяйств чагаров(зависимых крестьян). Податное население отбывало личные повинности, которые состояли в обработке ханских, бекских и чанкских полей.Имущественное состояниехановпозволяло им чувствовать себя властелинами подвластного им населения. С их властью, переходившей в основном по прямой линии от отца к сыну, никто в ханстве не мог спорить. Все беки и чанкабеки, какими бы богатыми и сильными себя не считали, обязаны были являться к хану по первому же его зову, а при необходимости и выставлять в его распоряжение определенное число вооруженных лиц.Вопросы войны и мира, внешних сношений, командование народным ополчением в случае кризисной ситуации находились в ведении хана. Он мог советоваться с беками, высшими духовными лицами, но последнее слово оставалось за ханом, позиции которого до прихода русских войск в Дагестан в конце XVIII

начале XIXв. были довольно прочными. Мехтулинские ханы опирались на реальные силы. В конце XVIIIв. хан имел до 21000 подвластных, из которых мог выставить не менее 5000 вооруженных лиц[8]. По данным же А.П.Щербачева число лиц мужского пола в ханстве колебалось между 5000 и 8000 чел.[9]Этот же автор писал и о доходах хана, его экономическом положении, о том, что хан получал "из каждого двора по 1 сабе, весом 1 п. 20 фунт., пшеницы или по 2 барана; кроме того, каждое семейство" давало в распоряжение хана "на день одного работника для снятия хлеба"[10]. Личности хана и его семьи считались неприкосновенными.Все это способствовало росту авторитета мехтулинского хана среди феодальных владетелей Дагестана. Мехтулинские ханы имели широкие брачнородственные связи с аварскими, казикумухскими и тарковскими правителями.В вопросах управления мехтулинские ханы придерживались норм обычного права и шариатских установок. Они имели право жизни и смерти над своими подданными. Но особенно в дела управления мехтулинские ханы не вмешивались, полагаясь на то, что беки и сами разберутся в этих вопросах с помощью кадиев.Беки имелись, как отмечалось уже, в целом ряде сел. Они обеспечивали регулярное поступление в свою и ханскую казну налогов, дани и подати с населения ханства.Положение беков в Мехтулинском ханстве хорошо отразилось в "Сборнике адатов шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского", опубликованного в 1965 г. Х.М.Хашаевым[11]. Составлен же этот "сборник"был еще в 4060х годах XIXв.[12].Появление такого общего для Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства сборника норм обычного права, видимо, произошло в годы после передачи А.П.Ермоловым части сел Мехтулинского ханства в управление шамхала тарковского Мехти за его преданность России в 1818 г.[13], о чем было сказано ранее.Указанный сборник достаточно ясно и четко защищал имущественные и иные интересы бекского сословия и даже их лично подданных. Одна из статей (§ 63) этого сборника –"сборника адатов" гласит: "За убийство крестьянина, принадлежащего другому, узденем виновный обязан помириться с помещиком (т.е. беком –Р.У.) убитого им крестьянина и вознаградить его уплатою за него по высшей оценке, и также помириться с родственниками убитого крестьянина и с должным почтением пригласить их к себе для угощения…"[14]. Интересно продолжение этой статьи о том, что "…мировой же при этой, подобно мировой за убийство свободного, не принято"[15]. В целом эта статья, защищала в первую очередь интересы бека, а не родственников убитого, так как за его кровь плату надо было отдать беку, а родственников погибшего предполагалось лишь угостить без всякого заключения с ними "мировой"."За убийство почетного узденя из могучего (тухума) рода, совершенное уланбием (бекское сословие), виновный "изгонялся" родственниками убитого из селения под именем кровного врага на 3 месяца, в продолжение которых, если убьют его, кровь считается безвозмездною". По происшествии этого срока убийцабек по обычаю должен был при посредничестве кадия и других почетных лиц встретиться с родственниками убитого, "помириться с ними, посетить семейство убитого и подарить им кутан или пастбищную гору или другое чтолибо и затем постоянно оказывать им помощь и покровительство"[16]. Иначе говоря, бекубийца мог уже через три месяца считать свою жизнь гарантированной в безопасности, тогда как убийство узденя узденем влекло к длительным переговорам, вражде, долгому сроку кровомщения и т.д.За убийство же "вольноотпущенного или узденя, принадлежащего к незначительному тухуму (роду), виновный бек" подвергался лишь изгнанию из селения на 3 месяца как кровник. После этого срока он мог вернуться в село, добиться мира с родственниками убитого, дав им при этом "в подарок лошадь, оружие и на платье жене убитого и детям"[17].Если же убийство представителя бекского сословия совершал уздень, то он, если ему удавалось избегнуть убийства, навсегда удалялся в другое общество как кровник. Только, если наследники убитого прощали убийцу, он мог вернуться в свое село[18].Хотя основное население Мехтулинского ханства состояло из узденей, особых адатов, защищающих их интересы, в "сборнике…" не зафиксировано. В нем больше речь идет о беках и чанках и защите их интересов. Беки отвечали и за преступления своих подвластных. Одна из статей цитируемого "сборника" гласит: "За убийство свободного рабом родственники помещика обязаны уплатить наследникам убитого пеню (т.е. стоимость крови), а сам помещик убийцы удаляется из селения под именем кровного врага…", что же " касаетсякрестьянина, самого убийцы", то он не подвергался "никаким наказаниям ни со стороны наследников убитого, ни со стороны общества и спокойно живет в доме своего помещика" (бека)[19]. Дело было в том, как гласит другая статья "сборника": "Так как крестьянинсоставляет собственность помещика, то последний должен отвечать за все его противозаконные поступки"[20].Внешне эта статья как бы защищала крестьянина –подвластного бека, если даже он совершит убийство. Но опасность была в том, что бек мог подговорить своего подвластного совершить нужное гдето самому беку убийство, обещая защиту убийце с вытекающими из этого последствиями, а потом и отказаться от него и т.д.Приспособленность "сборника адатов…" к защите в первую очередь интересов бекского сословия заметна и в других его статьях.Отразилось в статьях "сборника" и положение других сословий мехтулинского общества. В частности, речь идет о рабах и чагарах.О рабах (кулах) сказано, что "все взыскания по делам спорным по преступлениям кулов (рабов) падают на ответственность их помещиков" (т.е. беков)[21]. Далее –рабов (кулов) не допускали в свидетели, так как свидетельствовать могли только лица "мужского пола, совершеннолетние, свободного происхождения..."[22].Интересна по содержанию статья, в которой идет речь о мерах предотвращения увоза, хищения рабами женщин, девушек. Она гласит, что "В случае увоза рабом одного владельца рабыни другого, если никто из них, владельцев, не изъявит согласия на приобретение раба или рабыни покупкою или на уступление одного из них продажею, то владелец увезшего раба по адату обязан дать владельцу увезенной рабыни 10 руб., если таковая будет девица, за бывшую же в замужестве –5 руб."[23].Положение рабов было до того бесправным, что они даже за явные преступления неотвечали и за их проступки отвечали их хозяева.Положение чагаров также было тяжелым. Их тоже, как и рабов (кулов), хозяева могли продать. Существовал даже особый обычай их продажи. Он назывался "чагарсату" и был связан с тремя непременными условиями: 1)чтобы купивший крестьянин или крестьянку в случае желания продать их дал знать о том прежнему владельцу; 2) чтобы не продавал в другое общество и 3) по цене "высшей противу купленной"[24].Особо интересны две статьи по этому вопросу. Первая гласит: "Купивший крестьянина или крестьянку по чагарсату не имеет права продавать оных, не предупредив об этом первоначально то лицо, от которого крестьянин или крестьянка приобретены покупкою (одним словом он должен в обратном порядке предложить всем лицам, в ведении которых состояли продаваемый крестьянин или крестьянка)"[25].При желании первого продавца снова приобрести проданного им крестьянина или крестьянку. он покупал их по той цене, по которой сам раньше продал. Новый хозяин также не имел права повышать цену[26]. Видимо, "чагарсату" действовал лишь в кумыкских селах ханства, так как чагары имелись именно в них, а в аварских селах ханства они не были зафиксированы. Анализ норм обычного права мехтулинцев показывает и достаточно авторитетное положение мусульманского духовенства, которое всегда находилось в гуще происходивших событий. Оно по своему экономическому положению тоже не было одинаковым. Его благополучие зависело во многом от величины обслуживаемого каждым из них селения, жители которого обязаны бывалиплатить в мечеть или непосредственно кадиям или муллам определенное количество зерна и т.д.Более авторитетными являлись кадии, которые наряду с религиозными обрядами, исполняли и судейские функции, опираясь на нормы шариата. В цитируемом нами "сборнике адатов…" сказано, что "разбор дел по шариату производится кадием, по адатам же –выбранными от общества стариками" и "никому не дозволяется личное удовлетворение своих прав"[27].Важную роль кадии играли особенно при приведении к примирению враждовавших тухумов, кровников. При этом кадии увещевали и объясняли важность прощения, богоугодность этого акта. При согласии обеих сторон к миру кадий или имам становился между мирящимися, читал молитву –первую суру Коранаи т.д. После этого устраивалось угощение в пользу пострадавших и все завершалось напутствием кадия[28], имама и т.д.Слово кадия считалось авторитетным. Ему не перечили. За нарушение благочиния в мечети или в другом месте во время совершения общественной молитвы виновный по усмотрению кадия подвергался временному аресту, штрафу на содержание его же стражи или же наказывался телесно[29]. За хищение какойлибо вещи из мечети кадий мог приговорить виновного к штрафу в 4 коровы: две в пользу общества, две в пользу местных властей[30].Не спорили обычно и с муллами, которые имелись практически во всех мечетях, следили за соблюдением сельчанами религиозных обрядов, исполнением намазов, состоянием кладбищ и т.д. Они же распоряжались вакуфными землями и имуществом, нередко раздавали бедноте поступавшее в мечеть по закяту зерно. Иначе говоря, духовенство играло не последнюю роль в жизни сельских обществ. Поэтому оно пользовалось большим влиянием в селе. С ним считались и феодальные сословия и крестьянство.Тем не менее, "народная перепись Мехтулинского ханства", составленная вероятнее всего гдето в 5060х годах XIXв., не отразила глубины социальной градации общества в мехтулинских селах. Во всяком случае, в переписи, охватившей жителей 11 мехтулинских сел зафиксированы следующие категории населения: В Нижнем (Большом) Дженгутае зафиксированы хан Рашидхан, один "работник" и 4 казахъа; в Малом Дженгутае 1 чанка, 1 кадий и 2 кула (семейных); в с. Дургели –2 чанков, 5 "работников"; в КакаШура был зафиксирован только 1 "работник"; в селе Кулецма было 4 "работника"; в селе Оглы было 3 работника и 1 служанка; в Апши –2 работника[31]. Видимо, переписчики не обращали внимания на то, что они записывали, их интересовало количество людей.Социальное неравенство было характерным явлением для всех феодальных владенийДагестана, в том числе и Мехтулинского ханства. В быту оно выражалось в том, что каждая вышестоявшая прослойка общества старалась пробиться на более высокую ступень, а не опуститься ниже. Особенно это проявлялось при заключении браков. Ханы старались женить своих наследников на дочерях аварских, казикумухских, кайтагских и тарковских правителей. Такие браки считались равными. Дети от таких браков приобретали с самого рождения права престолонаследия, что имело в условиях XVIII

нач. XIXв. большое значение. Бекское сословие также стремилось выдать своих дочерей тоже за сыновей беков и женить своих сыновей тоже на дочерях равных с ними по знатности родителей.К этому же стремились и чанкабеки, которые от рождения были лишены наследственных владельческих прав, если ктолибо из династии правящих беков оставался еще жив. Ни беки, ни чанкабеки не относились к трудовым сословиям. Чанкабеки тоже старались найти для своих детей пару из бекских родов, лишь в крайнем случае из рода знатных узденей. Уздени в своей массе быливсе равнозначны, равноправны. Только в отдельных кумыкских селах выделялись акуздени ("белые" уздени) и карауздени ("черные" уздени). В аварских селах все уздени считались равнозначными, равноправными.В селах совместного проживания аварцев и кумыков, а также и других дагестанских народов нередки были браки межэтнического характера. При этом тоже тенденция была такая, чтобы по социальному положению семьи были равнозначны: уздени старались найти пару среди узденей и другой национальности. Действовал принцип предпочтительности равных браков.В целом между аварцами и кумыками, составлявшими основное население Мехтулинского ханства в исследуемый период, были тесные всесторонние связи, не было конфликтов на этнической основе. Не было особых недоразумений и с представителями других народов (лакцы, даргинцы) Дагестана, проживавшими в ханстве. Во всяком случае,сведения о такого порядка конфликтовне сохранились ни в народной памяти, ни в источниках.

Ссылки на источники1. Мехтулинские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Отд.IV. С.3.2. Хашаев Х. М. О. Общественный строй Дагестана. М., 1961. С. 217.3. Сборник статистических сведений о Кавказе. Сост. Н. И. Воронов. Тифлис, 1869. Т. 1. С. 13.4. Памятная книжка Дагестанской области на1895 г. Сост. Е. И. Козубский. ТемирХаншура., 1895. С. 383.5. Щербачев А.П. Описание Мехтулинского ханства, Койсубулинских владений и ханства Аварского. Около 1830 г. // История, география и этнография Дагестана. С. 297.(Далее –ИГЭД)6. Хашаев Х.М. Указ. соч. С. 217.7. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М. 1965. С. 26.8. Бутков П.Г. Сведения о Кубинском и Дербентском владениях. 1798 г. // ИГЭД. С.210.9. Щербачев А.П. Указ. соч. // ИГЭД. С.294.10. Там же.

11. См. Памятники обычного права Дагестана. XVII

XIXвв. Архив. материалы. Сост., предисл. и примеч. Х.М.Хашаева. М.: Наука, 1965 (Далее –Памятники обычного права…). С.183214.12. Там же. С.213214 (Документ извлечен из ЦГИАРГ. Ф.1087. Оп.1. Д.272. Лл.118).13. Хашаев Х.М.О. Указ. соч. С.217.14. Памятники обычного права… С.192.15. Памятники обычного права… С.192.16. Там же.17. Там же. С.193.18. Памятники обычного права… С.193.19. Там же. С.192.20. Там же.21. Памятники обычного права… С.183.22. Там же. С.185.23. Там же. С.196.24. Там же. С.211.25. Там же.26. Памятники обычного права… С.212.27. Там же. С.183.28. Там же. С.188.29. Памятники обычного права… С.200.30. Там же.31. Подсчет по "Народной переписи Мехтулинского ханства" // Рук. ф. Инта ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д.189.