Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК) как средство оптимизации здоровья населения России: проблемы и пути решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ольховская Е. Б. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК) как средство оптимизации здоровья населения России: проблемы и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86900.htm.
Аннотация. В статье выявлены причины низкого уровня психофизического здоровья россиян. ВФСК представлен как средство оптимизации здоровья и повышения двигательной активности для всех возрастных категорий. Обозначены требующие решения задачи для успешной реализации комплекса, определены пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ольховская Елена Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzotmfk@yandex.ru

Всероссийский физкультурноспортивный комплекс (ВФСК) как средство оптимизации здоровья населения России: проблемы и пути решения

Аннотация.В статье выявлены причины низкого уровня психофизического здоровья россиян. ВФСК представлен как средство оптимизации здоровья и повышения двигательной активности для всех возрастных категорий. Обозначены требующие решения задачи для успешной реализации Комплекса, определены пути их решения.Ключевые слова:здоровье, мотивация, двигательная активность, физическая культура и спорт, профессиональные заболевания, деструкции

В современной научной литературе более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Общепринятым является определение понятия «здоровье» сформулированное Всемирной организацией здравоохранения(ВОЗ) еще в 1948 году: здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Проблема сохранения здоровья молодого поколения приобретает в настоящее время особую остроту. По разным данным Министерств образования и здравоохранения количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 10 до 15 %[3]. Сохранение и укрепление здоровья российских граждан сегодня является государственной задачей.На здоровье одновременно комплексно воздействует целый ряд факторов, но самое большое влияние, более 50%, имеет образ жизни человека. К большому сожалению культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения различных групп населения. Сохранение здоровья, формирование физической культуры каждого россиянина и устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни является одной из основных задач современного общества. Основной причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии граждан является недостаток двигательной активности. Согласно современным представлениям, двигательную активность необходимо рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, который определил развитие организма и обеспечил как его адаптацию к окружающей среде, так и оптимизацию его жизнедеятельности. Недостаточная двигательная активность, некомпенсированная необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний[1] . В свете данных проблем чрезвычайно велико значение физической культуры и спорта в формировании здоровья людей разных возрастных категорий.Развитие физической культуры и спорта –важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян. Физическая культура, являясь одной из составляющих частей общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социальноэкономических, воспитательных и оздоровительных задач[4].Программнонормативной основой физического воспитания различных групп населения Российской Федерации является Всероссийский физкультурноспортивный комплекс (ВФСК), определяющий концептуальные подходы и требования к разработке программ (стандартов), направленных на повышение уровня физической подготовленности обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста. Данный Комплекс устанавливает перечень знаний, умений, навыков каждого человека необходимых для ведения здорового образа жизни, выполнения физических упражнений, занятий спортом[1].Формирование у россиян потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в ведении здорового образа жизни необходимо начинать уже в дошкольных образовательных учреждениях. Сохранение и укрепление здоровья становится приоритетным направление модернизации физического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи. В рамках действующего ФГОС одним из результатов образования обозначена компетенция здоровьесберегающего поведения. Наличие данной компетенции возможно только при реализации здоровьесберегающей педагогики, т.е. использование педагогами технологий, не приносящих вреда здоровью. По окончанию школы, колледжа или вуза молодые люди должны обладать готовностью практически вести здоровый образ жизни, нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей. При этом необходимо осознавать, что важнейшим аспектомздоровьесбережения выступает физкультурноспортивная деятельность человека[4].Для того чтобы ВФСК внес максимальный вклад в сохранение и укрепление здоровья взрослого работающегонаселения России на наш взгляд необходимо решить ряд первостепенных задач:сформировать устойчивую систему знаний в области физической культуры и здорового образа жизни с учетом последних научных инноваций;развить способность использовать научные методы организации самостоятельных занятий физкультурноспортивной деятельностью с целью здоровьесбережения;создать в достаточном количестве спортивные площадки, физкультурнооздоровительные комплексы, бассейны и т.д. соответствующие всем необходимым требованиям и оснащенные современным спортивным инвентарем;обеспечить достаточное количество высококвалифицированных специалистов (спортивных инструкторов) для реализации ВФСК на предприятиях;обеспечить плановые специализированные медицинские осмотры работников предприятия с целью определения влияния физической нагрузки на организм; сформировать устойчивую мотивацию, как у руководителей предприятий, так и у всех работников для участия в ВФСК.Необходимо сформировать у каждого россиянина стойкую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Мотивационная сфера является основным компонентом в процессе организации физкультурноспортивной деятельности. По мнению В.К. Бальсевича, Г.Д. Горбунова и др., у занимающихся физическими упражнениями основными мотивами являются: сохранение и укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителейили наставников. В структуре мотивации к занятиям важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач)[6]. Большую роль в формировании устойчивой мотивации к занятиям физкультурноспортивной деятельности у детей и школьников играет профессиональнопедагогическая деятельность учителя физической культуры. Образовательный процесс должен иметь личностноориентированный характер, когда преподаватель выступает не только как руководитель, но и как фасилитатор учения, т.е. человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы учащихся. Реализация индивидуальнодифференцированного подхода будет способствовать росту мотивации к занятиям, к ведению здорового образа жизни[2]. Если школьники и студенты для возникновения устойчивой мотивации получают теоретические знания на уроках по физической культуре и на занятиях по физическому воспитанию, то работающее население теоретическую информацию для занятий физкультурноспортивной деятельностью получает либо из СМИ, либо из интернета. Информация из данных источников, к сожалению, не всегда бывает научной и апробированной. Поэтому необходимо организовать на всех промышленных предприятиях плановые научные семинары, на которых специалисты доступно и понятно донесут слушателям актуальность систематических занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья в любом возрасте.Что бы участвовать в ВФСК каждый человек должен готовиться, тренироваться –развивать у себя основные физические качества. Для этого необходимо наличие необходимой инфраструктуры. В современных социальноэкономических условиях строительство и содержание физкультурноспортивных и оздоровительных комплексов под силу только крупным, успешным предприятиям (таким как УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области). Для малого частного бизнеса это вообще неразрешимая задача. Платные занятия в спортивных залах, фитнесс центрах, тренажерных залах не могут охватить достаточно большого числа желающих заниматься, т.к. стоимость занятий высока и не соизмерима с заработной платой граждан. Так же проблемой для работающего населения является территориальная удаленность спортивных площадок от их места жительства и места работы. Для массовых занятий физической культурой и спортом необходимо, что бы человеку было удобно заниматься –бесплатные современные спортивные площадки в шаговой доступности. Для аренды, строительства и содержания площадок можно использовать различные экономические рычаги. Например, ввести налог на предприятие на содержание спортивной инфраструктуры пропорционально количеству работников. Конечно, данный вопрос необходимо проработать специалистам.Что бы каждый человек, участвуя в ВФСК, получал толькопользу для своего здоровья, необходимы плановые медицинские осмотры работающего населения. Причем это должны быть не фиктивные диспансеризации, организованные по схеме «вопросответ». Медицинский осмотр должен быть направлен на выявление реакции организмачеловека на физическую нагрузку. С этой целью возможно проведение обязательных функциональных проб на сердечно сосудистую (тест Руфье) и дыхательную (проба Штанге) системы. Для успешного и эффективного внедрения ВФСК среди работающего населения необходимо создание института спортивных инструкторов,которые будут грамотно помогать вовремя спортивных занятий, организовывать и проводить различные соревнования, принимать контрольные нормативы и т.д. такие инструкторы необходимы на каждом предприятии, а их количество должно быть пропорционально количеству сотрудников.

При этом необходимо, что бы специалисты в области физической культуры и спорта обладали качественной психологопедагогической и медицинской подготовкой. К сожалению, состояние здоровья с возрастом в нашей стране имеет отрицательную динамику –чем человек становиться старше, тем больше проблем со здоровьем. Поэтому спортивные инструкторы на промышленных предприятиях должны иметь специальное образование, позволяющее им организовывать занятия с гражданами, имеющими различные хронические заболевания, т.е. занятия по лечебной физической гимнастике.Так же определенное влияние на здоровье человека оказывает профессиональная деятельность, которой он занимается на протяжении своей жизни. Систематические занятия физкультурноспортивной деятельностью необходимо направлять на укрепление профессионального здоровья, на повышение профессионального долголетия работающего населения страны. Специалисты в организации занятий физическими упражнениями должны уметь грамотно проанализировать профессиональнуюдеятельностьчеловекаи выявить возможные профессиональные заболеванияи деструкции. Виды спорта и комплексы упражнений необходимо подбирать с целью предупреждения отрицательного влияния производственной среды на организм человека. При этом необходимо учитывать, что здоровьесбережение состоит не только в развитии физических качеств (силы, выносливости, ловкости и т.д.), но и в формировании психических процессов и социальнозначимых качеств. Для профилактики профессиональных деструкций необходимо в процессе занятий физической культурой и спортом необходимо формирование активной стратегии поведения человека. По мнению К.А.АбульхановойСлавской, действие внешних и внутренних факторов, инициирующих деструкцию, преобразуется активностью личности. Только активная стратегия способствует самореализации, самоосуществлению, самостроительству своей профессиональной деятельности. Для активной стратегии характерно проявление инициативы, целенаправленности действий, ответственности за принятое решение и поступки, устойчивость познавательных и эмоциональноволевых установок[5]. Поэтому инструкторы по спортивной массовой работе на предприятиях и специалисты по оздоровительной работе в фитнес центрах и спортивных комплексах должны уметь подбирать средства физической культуры индивидуально каждому занимающемуся с учетом его профессиональной деятельности. Разработка и внедрение ВФСК является серьезным практическим шагом как для улучшения двигательной подготовленности, таки для укрепления психофизического здоровья всех граждан России. Однако, для того, чтобы Комплекс стал популярен у россиян, необходимо еще многое сделать, как государству, так и каждому человеку.

Ссылки на источники1.Громыко Ю.И., Малоземов О.Ю. Всероссийский физкультурноспортивный комплекс: история, развитие, перспективы: учебнометодическое пособие. –Екатеринбург: СОК ОГ ФСО «Юность России». Издво АМБ, 2013.–300 с.2.Миронова С.П. Положительные оценочные характеристики образа учителя физической культуры в аспекте формирования профессиональнонравственной культуры // Сборник 12Всероссийской научнопрактической конференции «Акмеология профессионального образования». –Екатеринбург, 2015. –С. 6973.3.Ольховская Е.Б. Возможности физкультурноспортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Naukarastudent.ru. –2015. –№. 1 (13) –С. 344.Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессиональнообразовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография –Екатеринбург: Издво ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт», 2008 г. –103 с. 5.Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профилактика профессиональных деструкций будущих педагогов средствами физкультурноспортивной деятельности» // Сибирский педагогический журнал. –2015.–№ 2. –С. 1341386.Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей редакцией В.Н.Дружинина/ СПб.: Питер, 2006. –656 с.