Управление инновационной деятельностью вуза: учетно-информационное обеспечение

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова Е. М. Управление инновационной деятельностью вуза: учетно-информационное обеспечение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 741–745. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96060.htm.
Аннотация. Рассматривается проблема развития учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузе, основу которого составляет учетная информация о фактических параметрах инновационного развития, являющаяся базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала. Предлагается его современная инструментальная основа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егорова Екатерина Михайловна,доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградegorowaem@yandex.ru

Управление инновационной деятельностью вуза: учетноинформационное обеспечение

Аннотация.Рассматриваетсяпроблема развития учетноинформационного обеспечения инновационного менеджмента в вузе, основу которого составляет учетная информацияо фактических параметрах инновационного развития, являющаяся базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала. Предлагается его современная инструментальная основа.Ключевые слова:инновации вуза, инновационный менеджмент вуза, учетноинформационное обеспечение, учетные инструменты.

Способность вуза к инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента, во многом зависящем от учетноинформационногообеспечения, что обостряет проблему ориентации управленческого учетанаудовлетворение информационных потребностей менеджмента по развитию инновационного потенциала вуза. Инновации в вузе, представляя собой результат творческого обновления структуры и содержания образовательных и научных процессов в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, реализуемыхна рынке в рамках образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности, способствуют наращиванию стратегических конкурентных преимуществ на российском и международном образовательном рынке [6].Применительно к высшим учебным заведениям целесообразно выделение трех видов инноваций: в научноисследовательском процессе, в образовательном процессе, в деятельности вуза как организации. Первые две инновации представляют собой комбинацию продуктового (воплощаются вновых образовательных и научных продуктах) и процессного (реализуются посредством совершенствования образовательных и научноисследовательских технологий и процессов) их вида, а третья –процессный вид управленческих инноваций (новые управленческие технологии, процессы и организационная структура вуза). Способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента в вузах. Определяющую роль для повышения его качества и эффективности играет информационноеобеспечение, основу которого, безусловно, составляет учетная информацияо фактических параметрах инновационного развития, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциал.Таким образом, совершенствование инновационного управления в вузах и повышение его эффективности необходимо начинать с модернизации учетной информационной системы, ее ориентации наудовлетворение информационных потребностей внутреннего инновационного менеджмента [4]. Рассмотрим контуры методологического развития учетноинформационного обеспечения инновационного менеджмента в вузах, сформулируем его цели, определим учетный инструментарий.Учитывая тот факт, что на современном этапе развития высшей школы в качестве управленческих инноваций выступает внедрение стратегического и процессного управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством, актуально развитие учетноинформационного обеспечения процессного и стратегического управления в вузах.Важно отметить, что на сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода в управлении является одним из важнейших факторов успеха [8].В его основе лежит выделение в вузе бизнеспроцессов, управление этими процессами, их улучшение и развитиена основе системы менеджмента качествакак «процесса преобразования организации, нацеленного на качество и основанного на идее его непрерывного улучшения» [9, с. 123]. При этом, качество как степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления представляет собой меру потребительской ценности образовательных и научных продуктов, а управление качеством означает формирование потребительской ценности.Таким образом, процессный подход требует от учетной системы вуза формирования учетной информации и учетных показателей (стоимости, эффективности, результативности, инновационности, адаптивности), ориентированных на достижение целей совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторонвнутренних бизнеспроцессов, подпроцессов и функций, как принципиально новых объектов учетного наблюдения [1]. Следует отметить, что в ИСО 90042008 «Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности», сделан особый акцент именно на инновации. На инновационном уровне, с точки зрения стандарта, для вузов характерна ориентация на сбалансированные потребности заинтересованных сторон, эффективную взаимосвязь процессов, последовательные позитивные результаты и устойчивые тренды (consistent, positive, resultsandsustainedtrends) [2].Эти принципиальные аспекты стандарта нацеливают вузы на оптимизацию внутренних процессов, на учет всех институциональных факторов при их осуществлении, что способствует повышению их эффективности и получению инновационного образовательного продукта высокого качества, повышающего конкурентные преимущества вуза. Проблема развития конкурентных преимуществ является центральной в стратегическом управлении вузом, активное внедрение которого требует формирования стратегической направленности учетноинформационной системы вуза, которая синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза, открывает возможности получения стратегической информации (данные о внутреннем и внешнем окружении, сформированные на основе системы индикативных показателей), служащей основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на важные инновационные процессы в вузе [5].Если обобщить стратегические приоритеты и характеристики основных видов стратегий, применяемых вузами, особое внимание следует уделить стратегии, предусматривающейполное решение требований и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и др. заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей клиентов к качеству и содержанию образовательного продукта [7]. Более того, необходимо использовать в вузах ведущий стратегический и учетноаналитический инструмент сбалансированную систему показателей (ССП), как систему определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегическогоразвития.Вкачестве объектов ССП следует выделять стратегические цели и целевые учетные показатели развития вузов и функционирование систем управления ими в разрезе пяти основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнеспроцессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы. Информационное наполнение ССП и адекватное реагирование на итоги, полученные в результате анализа ее показателей, диктует необходимость создания в вузах информационных систем учета данных, необходимых для мониторинга и расчета сбалансированных показателей [3]. Возвращаясь к первым двум видам инноваций в вузе, отметим, что для решения многогранных и сложных задач инновационного развития образовательного и научноисследовательского процессов большое значение имеет учетноинформационное фокусирование на этих процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепленияконкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов. Все это предопределяет объективную необходимость разработки соответствующего учетного инструментария, включающего классический и современный их вид.Учетноинформационное обеспечение инновационного менеджмента должно охватывать не только всю совокупность процессов, составляющих научную, образовательную, финансовохозяйственную деятельность, но и все важные функции управления. Поэтому его инструментальная основа должна включать не толькоучет затрат на основе цепочки потребительской ценности вуза [2], калькулирование себестоимости бизнеспроцессов и продуктов, но и стратегическое и оперативное планирование, разработку сбалансированных учетных показателей деятельности, функциональностратегическое бюджетирование, ориентированное на результат [5], анализ и оценку деятельности и т.п.Инструментами внутренней учетноинформационной системы вуза выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществлять его процедуры. По нашему мнению, согласно характеру принимаемых решений, учетные инструменты инновационного менеджмента следует классифицировать на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления –на учетнокалькуляционные, аналитические, контрольные, организационные (табл. 1.).Таблица 1 Учетный инструментарий, обеспечивающий информационное содействие инновационному менеджменту вуза

Процедуры учётаИнструменты реализации процедур учетаБухгалтерские (учётно –калькуляционные)Классификация затрат, учёт затрат по бизнеспроцессам и цепочке формирования потребительской ценности, распределение затрат, калькулирование себестоимости процессов и продуктов вузаФункциональные калькуляционные системыСистема бухгалтерских счётовАналитические (управленческие)Принятие оперативных управленческих решений по развитию инновационного Анализ безубыточности (CVPанализ (затратыобъемприбыль) и др.); релевантный анализ; оперативный анализ прибыли, затрат; оперативное ценообразованиепотенциалаПринятие стратегических решений по развитию инновационного потенциала:решений по оценке степени влияния факторов институциональной среды на деятельностьPESTанализ;HAZOR(HazardandOperabilityStudy) метод выявления опасностей, угрожающей работе организации; FTA(FaultTreeAnalysis) анализ дерева ошибок; FMECA(FailureModeEffectandCauseAnalysis) перекрестный анализ ошибок и их причин.инвестиционных решений Инвестиционный анализ: оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научноисследовательского процесса, движения потоков денежных средств; дисконтирование денежных потоков.

решений по оценки конкурентов на образовательном рынке Стратегический анализ конкурентов (по вузам, видам образовательных и научных продуктов, категориям потребителей, качеству, персоналу, материально –техническим и инновационным ресурсам и т. д.).

решений по оценки потребителей образовательных и научных продуктовПрибыльности и рентабельности потребителей (студенты, родители, частный бизнес и др.); структуры потребителей образовательных услуг; структуры образовательного рынка

решений по разработке конкурентной стратегии развития GAPанализ; анализ портфеля заказов, анализ дерева решений; анализ собственных конкурентных преимуществ.

решений по оценке прибыльности собственной деятельности Стратегический анализ прибыли

решений по оценке собственного потенциала, в т.ч. инновационногоСтратегический анализ: SWOTанализ;разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов; инновационного потенциала; организационно –технического и технологического уровня образовательного и др. процессов вуза; качества образования и др. процессов вуза; горизонтальный, вертикальный, трендовый финансовый анализ.

решений по оценке цепочки потребительской ценностиАнализ цепочки потребительской ценности; анализ затратообразующих факторов Формирование учетных показателей Сбалансированная система показателей система финансовых и нефинансовых показателей оценки основных сторон деятельности, в т.ч. инновационнойРазработка управленческой отчётностиСистема управленческих отчётовКонтрольныеПланирование (бюджетирование)Оперативные инструменты: бюджеты доходов и расходов, текущие бюджеты. Стратегические инструменты: функциональностратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (на основе ССП), инвестиционные и инновационные бюджетыКонтроль бюджетов Жесткие и гибкие бюджетыАнализ отклонений по прибыли, затратам, результату Факторный анализ отклоненийОрганизационныеОрганизация, регламентация и стандартизация учётаУчетные регламенты и стандарты; учет по центрам ответственности, в контексте развития процессноориентированной организационной структуры вузов

Важно отметить, что современный учетный инструментарий способен значительно повысить уровень инновационного управления, а, следовательно, инновационного развития вузов, которое предусматривает: реализацию на практике единства учебного, научного и инновационного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала, материальнотехнической и технологической базы; аккумулирование, генерирование и транслирование новых знаний для подготовки высокопрофессиональных специалистов, превращения новых технологий в готовые коммерческие продукты; удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в инновационных продуктах и услугах, основанных на современных знаниях, технологиях, компетенциях; развитие инновационной инфраструктуры территорий; влияние на развитие экономики и социальной сферы (инновационные вузы становятся основой построения национальной инновационной системы) [10, с. 65].

Ссылки на источники 1.

Егорова Е.М.Архитектоника системы управленческого учета в вузе//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 9. –С. 2225.

2.Егорова Е.М.Концепция управленческого учета затрат в вузе на основе цепочки потребительской ценности // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. 2011. №9 (83). –С. 3238.3.Егорова Е.М.Система обеспечения качества учетной информации в бюджетном учреждении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. №1.С. 158162.4.Егорова Е.М.Управленческий учет как концептуальный подход к повышению эффективности управления государственным вузом // Экономика образования. 2010. №1. –С. 98102.5.Егорова Е.М.,Глущенко А.В. Концептуальное видение и механизм реализации функциональностратегического бюджетирования в вузе//Международный бухгалтерский учет. 2015. № 17(359).С. 1731.6.Егорова Е.М.,Глущенко А.В. Методология управленческого учета затрат в вузах в контексте системы менеджмента качества//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 3.С. 916.7.Егорова Е.М.,Глущенко А.В. Модель функциональностратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учета вуза // Экономика образования. 2011. №4. –С. 147155.8.Илюшина Е., Шадрин А. О системном подходе к менеджменту качества// Стандарты и качество. 2010. № 4. –С.7478.9.Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: ОлимпБизнес, 2005. –244 с.10.Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. –М.:ИНФРА М, 2008. –368 с.