Государственные и иностранные интересы в развитии советского Дальнего Востока в 1920-е годы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Безгин С. В. Государственные и иностранные интересы в развитии советского Дальнего Востока в 1920-е годы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1256–1260. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96168.htm.
Аннотация. Проблема соотношения целей и средств в международном сотрудничестве в условиях неравного положения партнеров поставлена относительно недавно. Острота этой проблемы наглядно прослеживается на одной из наименее исследованных страниц истории Дальнего Востока – времени первого десятилетия после установления здесь советской власти, данная проблема весьма актуальна в обобщении опыта взаимоотношений России с соседними странами во внешнеэкономической сфере.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БезгинСергейВладимирович;к.и.н., учитель истории КГКОУ Школа №3, КомсомольскнаАмуре;cmarc@rambler.ru

Государственные и иностранные интересы

в развитии советского Дальнего Востока в 1920е годы

Аннотация.Проблема соотношения целей и средств в международном сотрудничестве в условиях неравного положения партнеров поставлена относительно недавно. Острота этой проблемы наглядно прослеживается на одной из наименее исследованных страниц истории Дальнего Востока ‬времени первого десятилетия после установления здесь советской власти, являясь весьма актуальной в обобщении опыта взаимоотношений России с соседними странами во внешнеэкономической сфере.Ключевые слова:конвенция, концессионный план, концессия, монополия, план капитального строительства, совместное предприятие, экономическая интервенция.

В развитии российского Дальнего Востока неравное положение партнеров обусловлено сотрудничеством государственных органов власти с компаниями, для которых этот регион является оффшорной территорией, на которой не действуют их национальные законы, а местные условия допускают вывоз природных и иных богатств за бесценок. В 1920е годы международное сотрудничество РСФСР и СССР с иностранными государствами на Дальнем Востоке выражалось в разработке имевшихся или открытии новых производств, организации экспортноимпортных операций, оформлении кредитов и займов, а также привлечении иностранных специалистов и квалифицированных рабочих при заключении концессионных или арендных договоров[1, С. 13]. Государственные цели в развитии Дальнего Востока в 1920е годы во многом приходилось соотносить с интересами иностранных компаний, уверенно пользовавшихся всеми преимуществами нестабильного политического положения.Причинами сотрудничества СССР с капиталистическими странами на Дальнем Востоке в 1920е гг. во многом стали установление непризнанной советской власти в регионе, стремление советского правительства не допустить новую интервенцию и привлечение иностранных капиталов для хозяйственного развития этой окраины. В континентальной южной части Дальнего Востока советская власть была установлена 14 ноября 1922 г., когда Народное собрание Дальневосточной республики (ДВР) приняло решение о присоединении к советской России. Образование 30 декабря 1922 г. СССР, в состав которого вошла РСФСР, требовало политического признания со стороны других государств. Чукотка, Камчатка, северный Сахалин и даже охотское побережье, остававшиеся ареной гражданской войны и интервенции, на протяжении всего последующего десятилетия испытывали иностранное влияние, которое и в те времена было принято укреплять вооруженной силой. Разрушенныйот длительной политической нестабильности регион становилсяобузой для выходившего из кризисного состояния хозяйства страны, поэтому нормализация отношений с циркулировавшими на Дальнем Востоке иностранными капиталамисчиталась приемлемым направлением развития окраины.Среди внешнеэкономических партнеров СССР на Дальнем Востоке выступали граждане как соседних стран (Япония, США, Британская империя, Китай), так и относительно далеких европейских стран (Франция, Норвегия, Финляндия и ряд других). Основным предметом их деятельности являлись добыча и продажа на внешнем рынке природных богатств региона (пушнины, рыбы и морских зверей,

леса, угля, нефти, золота и других полезных ископаемых) с участием иностранных наемных рабочих и специалистов, а также прямое финансирование этих операций. По данным переписи населения 1926 г. в Дальневосточном крае проживало около 1900000человек, среди которых более 117000иностранцев (6.2 %) занимались легальной экономической деятельностью[2].Введенная официально на Дальнем Востоке с 1января1923 г. государственная монополия на внешнюю торговлю не действовала. Всю первую половину 1920х гг. финансированием добычи полезных ископаемых продолжали заниматься ГонконгШанхайский банк (Великобритания), National City Bank of New York (США) и Индокитайский банк (Франция). Обращение золота и серебра было сосредоточено в японских кредитных учреждениях ©Иокогама СпесиБанкª (до марта 1924) и Владивостокском отделении Корейского банка (Chosen Bank)[3]. Чосен Банк с капиталом более 500.000 йен[4] к концу 1920х гг. монополизировал финансирование всех внешнеторговых операций на Дальнем Востоке. Даже в январе 1928 г. региональная власть не решилась вмешаться в его работу, исходя из ©проводившейся центральной кредитной политикиª, по которой ©наилучшей формойª функционирования банка признавалось издание ежегодных формальных разрешений народного комиссариата финансов СССР[5, Л. 9; 6, Л .12].Сотрудничество синостраннымипредприятиямибыло интересно центральной советскойвластимодернизациейвнутреннегопроизводства, налаженными рынками сбыта советских товаровза границейи притоком конвертируемой валюты в союзный бюджет, поэтому привлечение иностранных капиталоввсячески поощрялось. В налогообложении они были приравнены к предприятиям государственного значения (союзного или республиканского), что освобождало их от подоходного налога, который платили все частные русские предприятия[5, Л. 1213, 76].Для упорядочения отношений с иностранными предприятиями на территории страны 23 ноября 1920 г. было принято постановление Совнаркома РСФСР ©О хозяйственных и правильных условиях концессийª[7]. Наблюдением за иностранными предприятиямис 8 марта 1922 г. на основе декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) занимался Главный концессионный комитет при Совнаркоме РСФСР(Главконцесском). Председателями Главконцесскома в 1920е гг. были виднейшие члены коммунистической партии большевиков: Ю.Л. Пятаков (1922 ‬1923), Л.Б. Каменев (1923 ‬1925 и 1929 ‬1932), Л.Д. Троцкий (1925 ‬1927), а также В.Н. Ксандров (1928 ‬1929). Это был один из органов советскогоправительствав 1922 ‬1937 гг., численность его сотрудников достигала 177 человек в 1926 г.[1, С. 24]Обилие работы не позволяло сосредоточить все дела в Главконцесскоме. К 1928 г. в Советском Союзе и за его пределами действовало 28 ведомств и комиссий, полномочных заключать договоры с иностранцами[5, Л. 69], из которых 2 комиссии работали на Дальнем Востоке. Дальневосточная концессионная комиссия при Дальревкоме(Дальконцесском), образованная 16 декабря 1922 г.[8, С. 75], сосредоточила с ноября 1923 г. дела в области добычи полезных ископаемых и рубки леса[9, Л. 4], аТокийская концессионная комиссия при торговом представительстве СССР, учрежденная 19 ноября 1925 г., занималась деламис японскими фирмами[10].Из всех концессионных комиссий в СССР Дальконцесском была единственной, созданной при региональной власти[11], поэтому ее права были незначительные. В январе 1923 г. Совнарком РСФСР наряду с вопросом об учреждении концессионной комиссии при Дальревкоме обсуждал ©Вопрос о рыболовных концессиях на Дальнем Востокеª и доклад ©Лесные концессии на берегу Татарского проливаª. Главное управление рыболовства при народном комиссариате продовольствия РСФСР (Главрыба) в лице М.А. Казакова тогда настояло, чтобы делами с японскими

рыбопромышленными компаниями (Рорио Суйсан Кумиай, Ничиро Гиогио Кабусики Кайся, Тайхоку Гиогио Кабусики Кайся и др.), монополизировавшими почти все рыболовные участки советского Дальнего Востока, занималось представительство Главрыбы (Дальрыба). Отношения с японской фирмой Судзуки (Suzuki), которой принадлежали лесные участки побережья Татарского пролива, также было решено оставить за центральной властью[12, Л. 12, 25; 13]. Совнарком РСФСР в мае 1923 г. возложил руководство рыбными и звериными промыслами Дальневосточной области на наркоматы иностранных дел и продовольствия[12, Л. 25], а осенью 1923 г. денонсировалвсе договоры, заключенные Дальконцесскомом с русскими частными лесопромышленниками[9, Л. 6; 14, Л. 82, 87; 15; 16].В Дальневосточной плановой комиссии, подчинявшейся Госплану РСФСР, в июле 1923 г. был подготовлен доклад ©Основы концессионной политикиª. Автор доклада, член сельскохозяйственной секции Дальневосточной плановой комиссииА.М. Ярмош, проанализировав опыт США, отмечал, что при заключении договоров с иностранцами на долгие сроки их капиталы остались бы в крае, ©утратив связь с делегировавшей странойª. На Дальнем Востоке он считал лучшим привлекать иностранный капитал в золотодобычу и лесное хозяйство, устроив конкуренцию государственных, кооперативных и смешанных обществ (с иностранными капиталами) в пушном промысле и рыболовстве[17]. Но в отличие от золотодобычи и лесного хозяйства, где иностранные капиталы не имели прочных позиций, в развитии пушного промысла и рыболовства особое значение отводилось отношениям с Великобританией и Японией, которые в то время официально не признавали СССР.Управление уполномоченного народного комиссариата внешней торговли на Дальнем Востоке в марте 1923 г. заключило договор с английской компанией Гудзонова залива (Hudson Bay) на монопольную скупку пушнины и снабжение иностранной продукцией населения Камчатки, Чукотки и Охотского побережья[18]. Выбор состоялся из нескольких претендентов, но решение было принято исходя из политических соображений. Вместо заключения договора с норвежской фирмой ©Олаф Свенсон и Коª, предложившей покупать соболиные шкуры по высшей ставке (85 долл. США за одну), советское государство приняло условия английской компании (60 долл. США за одного соболя)[18]. Договор с Гудзон Бей был заключен на один год, но готовился проект двенадцатилетнего договора (на 1924/25 ‬1935/36), в соответствие с которым компания обязывалась доставлять товары на сумму не менее 3.000.000 руб. для снабжения населения и не менее чем 500.000 руб. для закупки пушнины за наличный расчет ежегодно[19]. Установление дипломатических отношений между СССР и Великобританией 2 февраля 1924 г. послужило началом ©полосы признанийªСССР другими странами.Отношения с Британской империей активно поддерживались и региональной властью. Английская компания ©Дальневосточный Синдикатª, получившая от правительства ДВР в разработку золотоносные месторождения у реки Зея в Амурской области, в июне 1923 г. перезаключила договор с Дальревкомом, который отправил его текст на утверждение в Москву. Дальконцесском в ноябре 1923 г. утвердил еще два таких договора с английскими компаниями: с ©Дальневосточным Синдикатомª у озера Чля на нижнем Амуре и с ©Аянской корпорациейª у одноименного поселения на Охотском побережье. Дальконцесскому также удалось заключить договоры на концессию золотоносных россыпей у реки Бурея с американцем Смитом (октябрь1923 г.) и приамурских золотых приисков с финном Койвисто (декабрь 1923 г.). Соискатели на разработку золотоносных россыпей на Камчатке (американец Винт и англичанин Поллак) получили отказ[9, Л. 68].В 1925 г. центральная власть без местных посредников подписала договор о совместном предприятии ©Русскоанглийское сырьевое обществоª (РАСО)[20],

занимавшегося скупкой пушнины в южных губерниях Дальнего Востока, а также концессии союзного значения с обществом ©Тетюхеª (серебросвинцовые и цинковые руды) и Приамурским горнопромышленным обществом (черные и цветные металлы)[21, С. 100102].Сложнее налаживались отношения с Японией, не только монополизировавшей рыбопромышленность советского Дальнего Востока, но и организовавшей промышленную добычу нефти на северномСахалине, оккупированном японскими войсками. В 1920 г. три японские фирмы объединились в общество Хокусинкай (Северная звезда) с капиталом 5.000.000 йен для добычи нефти на севере Сахалина[22, Л. 3]. Для противостояния японской оккупации[23, P. 165] на пользование нефтяными месторождениями северного Сахалина начались переговоры с американской нефтяной компанией Синклера, с которой правительство ДВР в январе 1922 г. заключило договор. Весной 1923 г. в Дальконцесскоме даже пришлось ответить представителю английского Шанхайского нефтяного синдиката Фридлендеру, что ©переговоры с Синклером исключают переговоры с другими соискателямиª[9, Л. 7], так как в августе 1923 г. Совнарком СССР подтвердил это соглашение, заключив с компанией Синклера концессионный договорсоюзного значения. Но в феврале 1924 г. японские войска задержали и выпроводили с острова американских геологов. Международный скандал, вызванный обращением Синклера в Государственный департамент США и Верховный суд СССР,в связи с аннулированием контракта советской стороной, разрешился лишь согласием советского правительствав 1925 г. вернуть аванс за концессию[23, P. 165166].Не менее остро разворачивались события, связанные с вопросом ©о старой задолженности японских рыбопромышленниковª, впервые поставленным во время апрельских торгов 1923 г. по ©сдаче японцам в аренду рыбных участковª. В качестве ©платы за интервенциюª и штрафа за пользование внутренними водами Дальбюро ЦК РКП (б) тогда потребовало условно 2.000.000 руб. (около 220.000 йенпо курсу того времени)[12, Л. 5]. Японская сторона была заинтересована в налаживании экономических отношений с очередным русским правительством на Дальнем Востоке, поэтому выступила в мае 1923 г. с инициативой начать переговоры об уплате этого долга[12, Л. 3637]. В результате советскояпонских переговоров (июль 1923 ‬май 1924)[24, Л. 170], в которых участвовали представители народных комиссариатов иностранных дел (Хабин и Ракитин), продовольствия (Андрианов), финансов (Писковитин), рабочекрестьянской инспекции (Коренев), удалось договориться на уплату японскими рыбопромышленниками 1.750.000 йен (около 16 млн. руб.) на протяжении 3 лет. Советской стороне в обмен на это пришлось признать ответственность за расстрел японских подданных весной 1920 г. партизанами Я.И. Тряпицына, неправомерность налогообложения японцев весной 1923 г. в заливе Петра Великого и выплату части долга ©белым правительствамª[12, Л. 4594, 99116, 122, 124, 128128а; 25, Л. 4, 67].Настойчивость встречных требований японской стороны укреплялась успешностью параллельных переговоров с А.А. Иоффе в Токио, которому перечислили 1 млн. йен, и телеграммами из правительства (Г.В. Чичерин) и партии (И.В. Сталин), в которых рекомендовалось не обострятьотношенияс японцами на переговорах[12, Л. 116; 14, Л. 74].Вслед заокончанием переговоровСовнарком СССР в лице наркома иностранных дел в мае 1924 г. пролонгировал действие русскояпонской рыболовной конвенции, заключенной 15 (28) июля 1907 г., на десять лет. Районом действия конвенции оставалась 12мильная прибрежная полоса от Анадырского лимана до мыса Поворотного в Приморье, включая Амурский лиман и ряд бухт и заливов (кроме залива Ольга), не относившихся ранее к так называемым

©конвенционным водамª[26]. Хотя представители центральнойвластии объясняли, что японским гражданам были предоставлены максимальные льготы в СССР ©для ликвидации старой задолженностиª и ©эти льготы должны будут сокращатьсяª[25, Л. 17], дореволюционная конвенция превратилась в неравноправный договор, от которого Япония получила все выгоды, ©не неся никаких забот и расходов по содержанию огородаª[27].Официальное признание советской власти в России Японией отражено в подписании 20 января 1925 г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, что знаменовало новую ступень советскояпонского сотрудничества на Дальнем Востоке. В высшем совете народного хозяйства СССР стали разрабатываться проекты договоров с Японией на концессию бурых железняков (Сергиевское и Судзухинское месторождения), магнитных железняков (Ольгинский район)и коксовых углей (бассейн современной реки Арсеньевка) в Приморье[28], призванные отвлечь японский капитал от монополизированных им отраслей дальневосточного хозяйства.Этот расчет не оправдался. Председатель Дальневосточного геологического комитета П.И. Полевой уже 22 августа 1925 г. отправил в Дальконцесском свою записку ©О концессиях на северном Сахалине и условиях их сдачиª, в которой тщетно настаивал оставить нефтяные и угольные концессии русским частным предпринимателям, которые работали на них до передачи северного Сахалина СССР. Новоприобретенную часть острова он предлагал вовлекать в краевой оборот путем поставки нефти и угля на внутренние рынки (Владивосток, Николаевск и Петропавловск), а не ©исключительно за границуª. Район Амурского лимана ученый предлагал полностью закрыть для иностранного рыбного промысла[9, Л. 112116, 121125].Однако рекомендации ©организации чисто научнойª были отклонены, так как СССР пришлось расплачиваться за приобретение северного Сахалина. В декабре 1925 г. были заключены договоры с нефтяной компанией ©Кита Карафуто Секию Кабусики Кайсяª (название с 1926) и угольной компанией ©Кита Карафуто Когио Кабусики Кайсяª, которые получили разработанные ими же месторождения на 45 лет, распределенные в шахматном порядке (неразработанные ©клеткиª становились государственной собственностью), а в феврале 1926 г. каменноугольные копи на западе Сахалина были отданы японской компании Цукахара Кумиай[1, С. 227233].Стремления региональной власти вытеснить японский капитал не находили понимания в Москве, где пресекали несогласованные с центральной политикой действия[29]. В мае 1925 г. уполномоченный народного комиссариата земледелия П.Т. Мамонов, два года проработавший на Дальнем Востоке, поставил вопрос об уравнении в правах русских и японских рыбопромышленников, предложив внести в текст русскояпонской конвенции 1907 г. (редакции 1924) изменения и дополнения, касавшиеся ограничения монопольного и бесконтрольного вывоза рыбы в Японию[30]. В марте 1926 г. отдел рыболовства при уполномоченном разработал ©Тезисы о путях развития рыбного хозяйстваª, по которым монопольное положение японских компаний следовало подорвать финансированием частного русского морскогорыболовства и вывозом продукции нарождавшейся консервной промышленности на американский и английский рынки[31], что было поддержано в Дальконцесскоме[32]. Склонявшийся в сторону этих предложений уполномоченный народного комиссариата внешней торговли РСФСРФ.И. Андрианов зондировал почву по линии своего наркомата. В мае 1926 г. он обратился с вопросом о ©непосредственном кредитованииª русских частных рыбопромышленников к народному комиссару внешней и внутренней торговли СССР И.О. Шлейферу, который отклонил предложение, подчеркнув право свободной ловли японцевнаравне с русскими частниками[33, Л. 223224, 296].

Последняя попытка региональной власти ограничить деятельность японских рыболововвыражена впредложениипредседателя Далькрайисполкома Я.Б. Гамарника.В январе 1927 г. он высказал идею перестать сдаватьяпонским рыбопромышленным предприятиям рентабельныеучасткиконвенционных водна ежегодных торгах, отметив, что японские рыбопромышленники©не вправе претендовать на равные условия работы с государственной промышленностью, кооперацией, местным населением и другими… объединениямиª[6, Л. 25; 34]. Однако23 января 1928 г.была заключенасоветскояпонская рыболовнаяконвенция, первая статья которой подтвердила равные права советских и японских граждан ловить, собирать и обрабатывать все виды рыб и водных продуктов (кроме котиков и бобров) вдоль советского побережья Японского, Охотского и Берингова морей, исключая реки и бухты. Японские рыбопромышленники получили в аренду 43 рыболовных участка по советскому побережью Дальнего Востока[35], что позволилоимв 1927/28 хозяйственном году даже увеличить прибыль, контролируя более половины улованаиболее ценной породы рыб (лосось)[36].Позиции японского капитала в 1925 ‬1927 гг. окрепли и в других сферах народного хозяйства Дальнего Востока, когда были оформлены три договора республиканского значения. С 1925 г. во Владивостоке действовало акционерное общество ©Эгершельдская транзитная хлебная биржаª[1, С. 227233], занимавшееся перевозками злаковых и бобовых культур из Маньчжурии на японский рынок. В конце 1926 г. японец Иотара Танака получил право на концессию Лидинского золотоносного прииска на Камчатке[21, С. 100102], закрытой ранее для золотых разведок в принципе. В апреле 1927 г. был заключен договор с Кенчики Умэура (©Рорио Рингио Кумиайª)[37] на концессию лесных участков Сюркум, Хадя и Коппи на берегу Татарского пролива, два из которых Дальконцесском в 1923 г. решился сдать русским лесопромышленникам.Таким образом, советскому государству удалось добиться политического признания от Великобритании и Японии, допустив их ©экономическую интервенциюªна Дальнем Востоке, которая выразилась в монопольной деятельности иностранцев в основных отраслях народного хозяйства края (пушной промысел, рыболовство и добыча нефти).Становление в СССР командноадминистративного управления народным хозяйством в 1920е гг. не обошло и внешнеэкономические отношения. В записке председателя объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Ф.Э. Дзержинского своему заместителюВ.Р. Менжинскому ©О необходимости наблюдения и помощи концессионерам со стороны ОГПУª (23 декабря 1923) отмечалась необходимость разработать специальный план содействия иностранным предприятиям, чтобы наблюдение за их деятельностью не стало ©борьбой с концессиямиª[1, С. 202]. В служебной записке Л.Д. Троцкого в Совнарком СССР в июле 1926 г. был изложен ©Проект основных положений для разработки концессионного планаª, как дополнения к плану капитального строительства народного хозяйства. Учитывая возможность©политического влияния концессионеров на местное населениеª, планировалось направить до 3 млрд. руб. иностранцам с ©пионерскими задачамиª, создававшим новое современное производство[1, С. 208215, 217220].Однако преобладание иностранных капиталов в добывающих производствах исключало организацию нового современного производства на Дальнем Востоке. В постановлении Политбюро ЦК ВКП (б) ©О концессионной политике на Дальнем Востокеª (18 августа 1927)[38] расширение японских концессий в лесной, нефтяной и угольной отрасли впервые было признано нецелесообразным, хотя ©приток японских кредитов, как в промышленные предприятия, так и в экспортные операцииª следовало увеличить. Политбюро компартии решило учредить на Дальнем Востоке

трест ©Дальугольª, включив в него часть Сахалинских копей, и образовать нефтяной трест союзного значения ©Сахалиннефтьª, учрежденный в июле 1928 г.[39], как конкурентов действовавшим японским предприятиям. Но это привело к кризису в государственной угольной промышленности и поставило в зависимость от иностранных предприятий государственную нефтедобычу на Сахалине, появившуюся в 1929 г.[40]Идея планирования привлечения иностранных капиталов нашла отражение в подготовке плана капитального строительства Дальневосточного края (1928/29 ‬1932/33 гг.). Председатель краевой плановой комиссии П.Т. Мамонов в июне 1929 г. обстоятельно рассмотрел ©концессионную работуª на заседании бюро Далькрайкома ВКП (б) в докладе ©О пятилетке Дальневосточного краяª. Наряду с добывающими отраслями народного хозяйства, развитие сахарной промышленности, энергетики и городского хозяйства, то есть сфер народного хозяйства, в которых финансирование строительства было урезано центральными органами власти, связывалось исключительно с иностранными инвестициями[41].Выход изкапиталистического мира, как цель индустриализации, оказалось невозможным совместить с привлечением иностранного капитала в развитии народного хозяйства, что стало очевидным в декабре 1929 г., когда Совнарком СССР признал составление концессионного плана нецелесообразным[1, С. 234235] в связи с мировым экономическим кризисом. Что касается региональных проектов ©концессионной работыª, то их честолюбие в ненависти к японскому капиталу даже превышало самые смелые мероприятия Москвы. Принципиальные решения о необходимости ©втянуть иностранный капиталª непременно связывались с расширением прав региональной власти в перераспределении союзных и республиканских доходов в пользу края под предлогом учета ©краевых интересовª[42; 43].Концессионные договоры, заключавшиеся под вывеской ©развития неохваченных государственным сектором территорийª, расторгались уже в 1927 ‬1929 гг. изза ©общего роста народного хозяйства, слабого технического оснащения концессионеров, недостатка иностранных инвестиций и их ориентации на мобилизацию внутренних частных капиталовª[44, С. 216]. Однако наиболее распространенной формой иностранного присутствия на Дальнем Востоке было монопольное положение в ряде ключевых отраслей народного хозяйства в силу неспособности государственной власти противостоять ©экономической интервенцииª. Признавая иностранную деятельность в торговле, производстве и даже финансах Дальнего Востока, центральной власти оставалось лишьрегистрировать иностранное присутствие в целых отраслях. Ни о каком расторжении договоренностей в этом случае не могло идти и речи даже в случае грубых нарушений ©концессионерамиª условий соглашений. От действовавших иностранных предприятий государственные органы власти добивались равноправия на территории, где была уже установлена советская власть.Резюмируя на основе анализа внешнеэкономических отношений на Дальнем Востоке лишь в некоторых сферах народного хозяйства, следует отметить, что продажа в необработанном виде на внешних рынках природных ресурсов в 1920е гг. превратилась в наиболее продуктивную деятельность. Свободная деятельность иностранных капиталов, которые вкладывались в наиболее легкодоступные отрасли народного хозяйства края, стимулировала вывоз дальневосточных природных богатств за границу. Крупные государственные капиталы не могли изменить сложившееся положение в силу вынужденного совпадения государственных и иностранных интересов. В 20е гг. XX в. перспективы развития края зависели от иностранных интересов в получении необработанной продукции для развития обрабатывающих производств за пределами Дальнего Востока.

Ссылки на источники1. Индустриализация СоветскогоСоюза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы / С.С. Хромов [и др.]. ‬М.: Институт российской истории РАН, 1999.2. Хабаровский край. География, история, экономика, культурное строительство. Хабаровск: Дальневосточное государственное издательство, 1948. С. 155‬156, 168.3. Флеров В.С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. ‬Томск, 1973. Т. 1. С. 199‬100.4. Дальневосточный карманный календарьсправочник / под ред. И.П. Ворончанина. ‬Хабаровск, 1928. С. 45.5. ГАХК(Государственный архив Хабаровского края), Ф. Р668, Оп. 3, Д. 15.6. ГАХК, Ф. П1502, Оп. 1, Д. 4.7. Мелких А. Иностранные концессии // Ильин И.А. Собрание сочинений: мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. / Составитель и комментарии Ю.Т. Лисицы. ‬М.: Русская книга, 2001. С. 485‬499. Концессия (англ. concession‬уступка) ‬договор, заключаемый государством с частным предпринимателем на эксплуатацию промышленного предприятия и др. (См.: Нечаева И.В. Словарь иностранных слов: 4000 единиц. М: ©АСТª, 2002. С. 213‬214.)8. Борьба рабочего класса за восстановление и развитие промышленности Дальневосточной области (1922 ‬1925 гг.). Сборник документов и материалов. ‬Хабаровск, 1962.9. РГАСПИ(Российский государственный архив социальнополитической истории), Ф. 72, Оп. 1, Д. 257.10. РГАЭ (Российский государственный архив экономики), Ф. 291, Оп. 1, Д. 18, Л. 1об.11. Долгов Л.Н. Экономическая политика гражданской войны: опыт Дальнего Востока России. ‬КомсомольскнаАмуре: КнАГПИ, 1996. С. 116.12. РГАСПИ,Ф. 372, Оп. 1, Д. 207.13. РГАСПИ, Ф. 372, Оп. 2, Д. 75, Л. 117, 125. В 1922 г. во внутренних водах Дальнего Востока, включая реки, свыше 50 участков принадлежало японским обществам ©кумиайª (компании для ловли рыбы в русских водах), а фирма Судзуки получила 10 лесных участков от Приморскихправительств В.Г. Антонова и С.Д. Меркулова на 24 года. Об этих фактах стало известнов Дальревкоме только в апреле 1923 г., когда в Читу прибыл представитель одной из фирм для пролонгации договора.14. РГАСПИ, Ф. 372, Оп. 2, Д. 69.15. ГАХК, Ф. Р58, Оп. 1, Д. 15, Л. 264. В апреле 1923 г. Дальконцесском заключил договоры с П.А. Орловым, Г.И. Пикаром, М.П. Делле, Н.Н. Сергеевым и др.16. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 16, Л. 5.17. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 8, Л. 44‬45, 75‬79.18. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 14, Л. 40‬41. Hudson‱s Bay Company была основана по хартии английского короля Карла II от 2 мая 1670 для противостояния французской монополии на пушную торговлю на земле принца Руперта, охватывавшей значительные территории вокруг Гудзонова залива в Северной Америке.19. Гаврилов C.В. Охотскокамчатское акционерное рыбопромышленное общество. 1924 ‬1926 гг. // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. 2005. № 8. http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor81.htm ‬[Дата обращения 11.03.2016]20. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 48, Л. 209.21. Индустриализация СССР. 1926 ‬1928 гг. Документы и материалы / под ред.З.К. Звездина [и др.]. ‬М.: Наука, 1969.22. ГАХК, Ф. П2, Оп. 1, Д. 114.23. Stephan John J. The Russian Far East: a history. ‬Stanford, 1996.24. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 47.25. РГАСПИ, Ф. 372, Оп. 1, Д. 259.26. РГАЭ, Ф. 764, Оп. 6, Д. 9а, Л. 69‬70.27. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 9, Л. 17‬18. Слова японского экономистасовременника.28. РГАЭ, Ф. 3429, Оп. 3, Д. 503, Л. 68‬69, 73‬75.29. Саначев И.Д. Новая экономическая политика на Дальнем Востоке (1922 ‬1925 гг.). ‬Владивосток, 1993. С. 46.30. ГАХК, Ф. П1502, Оп. 1, Д. 1, Л. 32‬34.31. ГАПК (Государственный архив Приморского края), Ф. 633, Оп. 7, Д. 25, Л. 1‬6, 9.32. ГАХК, Ф. П2, Оп. 1, Д. 7, Л. 179‬180.33. РГАЭ, Ф. 291, Оп. 1, Д. 25.34. ГАХК, Ф. П2, Оп. 1, Д. 40, Л. 128‬129.35. Мандрик А.Т. Японское рыболовство на российском Дальнем Востоке (60е гг. XIX ‬30е гг. XX в.): история, политика, экономика // Вглядываясь в прошлое: Дальневосточное общество в XX веке / сб. научных статей. ‬Владивосток: ДВО РАН, 2008. Кн. 4. С. 25.36. ГАХК, Ф. Р937, Оп. 1, Д. 26, Л. 2.

37. ГАХК, Ф. Р668, Оп. 3, Д. 29а, Л. 1‬43 (текст концессионного договора).38. ГАХК, Ф. П2, Оп. 1, Д. 58, Л. 12‬14.39. ГАХК, Ф. Р137, Оп. 4, Д. 4а, Л. 439.40. ГАХК, Ф. Р137, Оп. 4, Д. 7, Л. 190.41. ГАХК, Ф. П2, Оп. 1, Д. 134, Л. 153‬155.42. VIя ДальнеВосточная Областная партийная конференция РКП. 20‬24 апреля 1924 г. ‬Чита, 1924. ‬С. 4, 30, 32, 57. В первый день работы конференции председатель Приморского губисполкома Я.Б. Гамарник былвозмущен тем, что даже доходы от рыбных и лесных промыслов не направлялись в губернские бюджеты, что председатель Дальревкома В.Н. Павлов объяснил отсутствием прав уместных властей распоряжаться общесоюзными угодьями.43. ГАХК, Ф. Р668, Оп. 3, Д. 2, Л. 84, 89. В январе 1927 г. председатель Далькрайисполкома Я.Б. Гамарник через представителя в Москве Н.А. Мера высказал идею считать иностранные фирмы на Дальнем Востоке предприятиями местного значения, чтобы они платили налоги в местные бюджеты. Вопрос попробовали согласовать с председателем Главконцесскома Л.Д. Троцким, который в июне 1927 г. категорически отверг это предложение.44. Индустриализация СССР. 1929 ‬1932 гг. Документы и материалы / под ред.М.П. Ким [и др.]. ‬М.: Наука, 1970.