Всесвятский некрополь: забытые имена – порушенная память

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дюкарев А. В., Дюкарева И. А. Всесвятский некрополь: забытые имена – порушенная память // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1366–1370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96191.htm.
Аннотация. Статья преследовала своей целью обозначить социально значимую проблему процесса утери обществом своей исторической памяти через пренебрежение памятью предыдущих поколений, выражающееся в крайне запущенном состоянии провинциальных кладбищ на примере Всесвятского кладбища г. Краснодара. Среди широкого круга людей, имеющих право на более достойную посмертную память, мы остановились на купеческих династиях Тарасовых, Богарсуковых и Василии Семеновиче Климове, екатеринодарском городском голове, внесшем свой посильный вклад в развитие г. Екатеринодара. Статья акцентирует внимание на необходимости сохранять память об этих людях для нынешних и последующих поколений, в том числе достойно содержать места их упокоения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дюкарев Андрей Викторович,директор АНО научнообразовательный центр «Интеллектуальные ресурсы» г.Краснодарmr.dk72an@yandex.ru

Дюкарева Ирина Анатольевна,учитель истории и обществознания МБОУ лицей № 48 г.Краснодарmr.dk72an@yandex.ru

Всесвятский некрополь: забытые имена ‬порушенная память

Аннотация.Статьяпреследовала своей целью обозначить социальнозначимую проблему процесса утери обществом своей исторической памяти через пренебрежение памятью предыдущих поколений, выражающееся в крайне запущенном состоянии провинциальных кладбищна примере Всесвятскогокладбища г.Краснодара.Среди широкого круга людей, имеющих право на более достойную посмертную память, мы остановились на купеческих династиях Тарасовых, Богарсуковых и Климове Василии Семеновиче ‬екатеринодарского городского головы, внесших свой посильныйвклад в развитие г. Екатеринодара. Статья акцентирует внимание нанеобходимостисохранять память об этих людях для нынешних и последующих поколений, в том числе достойно содержать места их упокоения.Ключевые слова: всесвятское кладбище, историческая память, городской голова Екатеринодара В.С.Климов, купеческие династии Богарсуковых и Тарасовых.

XXIвек обозначил острую социальнозначимую проблему ‬это набирающий силу процесс утери обществом своей исторической памяти через пренебрежение памятью предыдущих поколений, выражающееся в крайне запущенном состоянии провинциальных кладбищ. Одним из ярких примеров такого положения вещей является судьба Всесвятского кладбища в г.Краснодаре, одного из старейших некрополей в городе.На сегодняшний день точное время открытия кладбища не установлено и историки на основании разных источников спорят об этом. В «Энциклопедическом словаре по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года» утверждается, что «власти города в 1838 году открыли новое войсковое кладбище Всесвятское [1]. Однако известный кубанский краевед В.П. Бардадым имел по этому вопросу иное мнение, считая, что Всесвятское кладбище появилось с середины 1820х годов [2]. Другой исследователь данного вопроса И.Н. Дьяков, утверждает что «Екатеринодарское Войсковое кладбище возникло в марте 1830 года» [3].Однако, как утверждает кубанский историк В.В. Бондарь, ни одно из приведенных мнений не имеет прямого документального доказательства: какиелибо источники, датирующие событие и подтверждающие первоначальное наименование Всесвятского кладбища, не известны. Поэтому, считает он, датировать возникновение кладбища может самое ранее из известных захоронений, которое относится к 1831 году ‬это могила казачки Черноморского войска Марии Михайловны Косенко [4].Название же кладбище проистекает от названия церкви на его территории ‬как повествуют нам хроники «ЕкатеринодарКраснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…», кладбищенскую церковь еще на этапе проектирования решено было освятить Во имя Всех святых [5].Учитывая, что уже со второй половины XIX века Екатеринодар (Краснодар) становится многонациональным городом, то и на Всесвятском кладбище было несколько секторов: православное, магометанское, еврейское, католическое. А в 1909 году в интересах благоустройства кладбища и упорядочения погребения умерших всех вероисповеданий, в состав кладбищенской комиссии были включены старосты католической, армянской и греческой церквей [6].Революционные веяния и установление Советской власти 19171920 гг. коснулись всех сторон жизни наших предков. Отразилось это и на самом кладбище и на тех, кто там был погребен.В конце 1930х гг. Всесвятский храм на территории кладбища был разрушен, как и многие церкви на Кубани. Как отмечает В.В. Бондарь, «…В 1920х ‬1940х гг. на значительной части территории бывшего Всесвятского кладбища, в первую очередь ‬с западной и северозападной сторон могильные холмы и надмогильные сооружения были снесены. Полностью были уничтожены Военное Михайловское, Магометанское, Караимское, Лютеранское кладбища, большей частью ‬Еврейское. Здесь были проложены дороги и отведены участки под частное и многоквартирное жилищное строительство» [7].А решением Краснодарского горисполкома от 26 декабря 1964 г. бывшее Всесвятское кладбище, как и бывшие Дубинское (по ул. Таманской) и Еврейское (по ул. им. Бабушкина) было закрыто для захоронений [8].Современное российское общество, в том числе и кубанское, как его сегмент, стремительно идет по пути потери своей исторической памяти через утрату памяти о лучших своих представителях. Забвение о видных гражданах г.ЕкатеринодараКраснодара показывает плачевного состояние Всесвятского кладбища, где покоится их прах. С лица земли исчезают могилы людей, которые много сделали в общественном, экономическом, культурном развитии города в конце XIX ‬начале XX вв., а сейчас их практически не помнят.К большому сожалению, не сохранились могилы многих известных людей Екатеринодара. До сих пор точно неопределенно, где похоронен пятый городской голова Василий Семенович Климов. По мнению многих историков, среди всех градоначальников города, В.С. Климов больше всех сделал для развития и облагораживания Екатеринодара. По его инициативе и активном участии в Екатеринодаре появились первые электрические фонари, дорожное покрытие, лично он подготовил проект трамвая.Когда Василий Семенович Климов скончался в 1900 году, то Газеты писали: «Василий Семёнович Климов умер как солдат на своём посту: уже будучи тяжко болен, он лично, и притом с необыкновенной энергией, в течение пяти длинных и трудных заседаний провёл через думу городскую смету на 1900 год...»; «...в лице Василия Климова город потерял опытного, умного, энергичного и смелого борца за святые принципы самоуправления, потерял передового честного деятеля…» [9].

В.С.Климов всю жизнь отдал на служение Екатеринодару и екатеринодарцы оценили его старания и беззаветность служения своему городу, и благодарно воздали ему последние почести «Улица Красная во время похорон представляла необычное зрелище: огромная масса народа медленно двигалась за кортежем к городскому кладбищу, на зданиях были развешаны траурные флаги. Отпевание свершилось в АлександроНевском соборе. Как и в стародавние времена, когда Екатеринодар хоронил своего основателя Захария Чепигу, процессия останавливалась «для слушания установленного чином погребения Евангелия». Остановки были сделаны против городской управы,гимназий, банка, женского училища и городской больницы. Погребение Василия Климова совершилось в склепе возле Всесвятской церкви» [10]. Где его могила, сегодня неизвестно. Можно очертить только примерное место, но это будет обширный участок.Время было жестоко не ко всем погребениям видных граждан г.Екатеринодара ‬Краснодара. До настоящего времени сохранились надгробные часовни, выдержанные в стиле средневековья, принадлежащие купеческим династиям Богарсуковых и Тарасовых. Решетки на окнах часовен были выполнены кузнецами в христианском стиле. Например, на решетках часовни Богарсуковых был изображен якорь ‬символ христианской надежды. На решетках часовни Тарасовых был изображен голубь ‬символ Святого Духа[11].Эти две купеческие династии являлись меценатами Екатеринодара, жертвуя существенные денежные суммы на нужды города. Основателем династии купцов Богарсуковых был Никита Павлович Богарсуков, по торговым делам совершал множество длительных поездок. Став значимой фигурой в Кубанской области, он построил церковь в Новороссийске, являлся ктитором церкви Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринодаре. В 1889 г. в Екатеринодаре был основан Торговый дом «Братья Карп и Христофор Богарсуковы», который вел большую оптовую и розничную мануфактурную торговлю в Кубанской области и за ее пределами. Торговый дом имел разветвленную сеть: его магазины и склады находились в Новороссийске, РостовнаДону, Майкопе, Сухуми, Армавире, Екатеринодаре. Товары для своих магазинов Богарсуковы получали из крупнейших городов России ‬Москвы, СанктПетербурга, РостованаДону, Лодзи и др. В Кубанской области действовал также Торговый дом «Никита Богарсуков и сыновья», основаный в 1894 г. В 1910 г. Никита, Карп и Христофор Павловичи Богарсуковы акционировали свои предприятия. Торговый дом «Братья Богарсуковы» стал одной из крупнейших торговых фирм в России, находясь на шестом месте в России среди подобных предприятий. Специализировалась фирма на торговле мануфактурными товарами. Помимо Екатеринодара Богарсуковы вели свои торговые операции, Новороссийске, Майкопе, РостовенаДону, Сухуми, где имелись их оптоворозничные и розничные магазины. В Екатеринодаре у Богарсуковых имелись также мастерские готового платья. Основной капитал фирмы в 1914 г. составил 1,2 млн. руб. Большая часть средств была вложена в магазины и товары, которые обслуживали Екатеринодар и другие населенные места Кубани[12].На торговых предприятиях Богарсуковых в 1913 г. было занято свыше 180 рабочих и служащих. Х.П. Богарсуков, личный почетный гражданин, неоднократно избирался гласным екатеринодарской городской думы, являлся членом Екатеринодарского биржевого общества, попечительского совета городского 4классного Александровского училища, много лет был директором Кубанского областного попечительного о тюрьмах комитета. Это организация в значительной степени существовала за счет благотворительности. Пример в благотворительной деятельности давали директора тюремного комитета, которые не только не получали никакой зарплаты, но и сами ежегодно вносили довольно крупные суммы на осуществление деятельности комитета. Его племянник Яков Никитич Богарсуков жертвовал деньги на приют для бездомных детей, другой племянник ‬Е.Н. Богарсуков был почетным блюстителем Кочетинского начального училища, неоднократно жертвуя на нужды училища значительные средства, за что в 1913 г. был представлен к званию личного почетного гражданина [13]. Не менее известной былакупеческая династиябратьев Тарасовых, которая также являлась щедрым меценатом для екатеринодарского общества.Представители династии обладали значительным торговым капиталом и сыграли видную роль в экономической жизни Кубани второй половины ХIХ начала ХХ веков. Их основная деятельность была сосредоточена в Армавире, куда вместе с другими черкесскими армянами в 1839 году переселился из гор Северного Кавказа родоначальник династии Аслан Тарасов. Обосновавшись в ауле, он выстроил в 1841 году свою лавку, где торговал «красным» товаром. В должности сельского почетного судьи купец скончался в 1857 году, оставив после тебя пятерых сыновей. В 1858 фирму возглавил его старший сын Иван. В этом же году Тарасовы открыли торговое отделение в Екатеринодаре, а в 1879 приписались к купечеству этого города. В 1875 год Тарасовы основали в Армавире первую на Кубани ватную фабрику, а в 1880 образовали фирму «Торговый дом братьев Тарасовых», ведшую обширную мануфактурную торговлю. В 1885 из товарищества выделился Иван Тарасов, создав свою собственную фирму. Оставшиеся братья Александр, Лазарь. Гавриил и Михаил продолжили дело и открыли отделения торгового дома в Ставрополе, Симферополе и Астрахани. В 1900 году торговый дом был преобразован в «Товарищество мануфактур 6ратьев Тарасовых» с основным капиталом в 3 млн. рублей, главная контора товарищества переносится в Москву, куда также переезжают Александр, Гавриил и Михаил Аслановичи (Афанасьевичи). Тарасовы имели в Екатеринодаре несколько домов, самый известный по улице Красной между Чапаева и Горького, где до недавнего времени была военная комендатура. В этом доме девочкой бывала Нина Агаджанова автор сценария фильма «Броненосец Потемкин». В 1997 году в Краснодар приезжал французский писатель Анри Труайя, названный при рождении Лев Тарасов. До четырех лет он жил в этом доме, уже 86летнему писателю разрешили пройтись по родовому дому [14].На Всесвятском кладбище покоится прах сотен тысяч горожан, среди которых такие выдающиеся личности, как исправлявший должность атамана Черноморского казачьего войска генерал Г. А. Рашпиль, основатель Кубанского областного этнографического и естественноисторического музея Е. Д. Фелицын, чье имя носит историкоархеологический музей, основатель Екатеринодарской картинной галереи, «кубанский Третьяков» Ф. А. Коваленко, чьим именем назван художественный музей, архитектор В. А. Филиппов автор обелиска в честь 200летия Кубанского казачьего войска, Триумфальной арки, архитектор И. К. Мальгерб, автор проектов Екатерининского кафедрального собора, Троицкой церкви и многих других, значимых для Краснодара сооружений, священник Константин Образцов, который является автором гимна Кубани, и даже деятель большевистской партии Г. М. Седин, имя которого носит станкостроительный завод.

Здесь похоронены представители известных купеческих, мещанских и интеллигентских фамилий, меценатов и благотворителей: Тарасовых, Богарсуковых, ЖданПушкиных, Купцовых, Лихацких и многих других. Доказательством того, что если общество забывает о своих видных представителях, то оно теряет свою историческую память, и начинается путь к деградации данного общества, является тот уровень бездуховности, невежества, агрессии который мы наблюдаем в современном обществе. Не зная имен своих предков, их славных дел, не имея в их лице положительных примеров, люди не имеют и совести, чести, добродетели.Поэтому необходимым условием сохранения общества является требование обратить всетаки взор современного поколения людей на память своих предков, и соотнести свою жизнь,поступки и свои дела с тем, как жили предыдущие поколения.

Ссылки на источники1.Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / Под ред. проф. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 1997. С. 497.2.Бардадым В.П. Открытки на память. Краснодар, 2005. С. 136.3. Дьяков И.Н. Всесвятское кладбище // Кубанский сборник/ под ред. О.В. Матвеева, Г.В. Кокунько. Т IV (25). Краснодар, 2012. С. 436.4. Бондарь В.В.Историческое Всесвятское кладбище в Краснодаре // Фелицынские чтения (XV): Провинциальный город в социокультурном пространстве XVIII XXI вв. Материалы региональной северокавказской научнопрактической конференции (Краснодар, 2931 октября 2013 года). Краснодар, 2014. С. 30.5. Он же. ‬С.32.6. Он же. ‬С.34.7. Он же. ‬С.35.8.ЕкатеринодарКраснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи. Краснодар, 1993. С. 683.9. Режим доступа URL: http://www.kuban.retroportal.ru//3/12.shtml

[дата обращения: 10.03.2016].10. Там же.11. Дьяков И.Н. Всесвятское кладбище // Кубанский сборник/ под ред. О.В. Матвеева, Г.В. Кокунько. Т IV (25). Краснодар, 2012. С. 443.12.Колесов В.И., Леусян О.А. Один род ‬две генеалогии: загадки семейной истории черкесогаев Богарсуковых ‬Режим доступа URL: http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/articles/ekaterinodarodinroddvegenealogiizagadkisemeiynoiyistoriicherkesogaevbogarsukovykh

[дата обращения:10.03.2016].13. URL: http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/forum/vsesvyatskoekladbishe/chtozhmyzalyudi

[дата обращения: 10.03.2016].14.Там же.