Ценности патриотизма в восприятии школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Игошина Н. В., Долбилов С. В. Ценности патриотизма в восприятии школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1716–1720. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96262.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема достижения высокого уровня восприятия патриотических ценностей учащимися 9-х и 11-го классов. В статье раскрываются основные положения проведенного исследования. Оно позволило выявить уровни восприятия школьниками ценностей патриотизма и предложить практические рекомендации по улучшению организации образовательного и воспитательного процессов, направленных на достижение полноты восприятия ценностей патриотизма школьниками.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Игошина Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова», г.Магнитогорскnatviktig13@mail.ru

Долбилов Сергей Васильевич, преподаватель истории и обществознания, репетитор, г.Магнитогорск

Ценности патриотизма в восприятии школьников

Аннотация.В статье рассматривается актуальная проблема достижения высокого уровня восприятия патриотических ценностей учащимися 9х и 11го классов. В статье раскрываются основные положения проведенного исследования. Оно позволило выявить уровнивосприятия школьниками ценностей патриотизма и предложить практические рекомендации по улучшению организации образовательного и воспитательногопроцессов, направленных на достижение полноты восприятияценностей патриотизмашкольниками. Ключевые слова:ценности патриотизма, полнота восприятия, уровни восприятия.

Запрос со стороны российского общества и государства на формирование у детей глубокого чувства патриотизмаобусловилактуальность темы исследования. Данный запрос со стороны российского общества и государства отраженкак в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (59 кл.)[13], так и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (1011 кл.)[14]. Требования ФГОС предполагают, что в ходе обучения в школеу учащихся будут сформированы такие составляющие патриотизма, как уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной.Наша работа была посвящена проблеме достижения высокого уровня восприятия патриотических ценностей школьниками.Объектомисследования являлисьучащиеся 9х и 11го классовМОУ СОШ № 49г. Магнитогорска.В качестве предмета исследования выступаловосприятие школьниками ценностей патриотизма.Цель исследованиязаключаласьв необходимости определения у школьников уровней восприятия патриотических ценностей.Цель исследования определиласледующие задачи.Вопервых, раскрыть содержание ключевого понятия исследования «ценности патриотизма». Вовторых, изучить степень разработанности проблемы в психологопедагогической, методической литературе. Втретьих, подготовить опросные листы и выявить с их помощью уровни восприятия школьниками, учащимися 9х и 11го классов, ценностей патриотизма.При выполнении исследовательской работы в качестве метода сбора первичных данных выступило анонимное, групповое, аудиторное, очное, сплошное анкетирование. В качестве методов обработки результатов использовались шкалирование и статистическая таблица. В качестве метода наглядного представления результатов применялись диаграммы.По мнению М.Ю.Брандта, под ценностями нужно понимать «идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели» [7, с.101]. Какие ценности включает в себя «патриотизм»? Греческое слово «patriotes» толкуется, как «земляк», «соотечественник» [10, с.247]. В Толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4, с.144]. Слово «патриот» в современной трактовке означает «личность, подчиняющую свою жизнь интересам Отечества» [10, с.247]. По М.Ю.Брандту, под патриотизмом нужно понимать «любовь к Родине, к своему народу, готовность к его защите, к активной деятельности во имя его блага и процветания» [7, с.68]. Заслуживает внимание трактовка понятия «патриотизм», данная В.В.Барабановым и И.П.Насоновой. Так, с их точки зрения понятие «патриотизм» включает в себя «гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению». Патриотизм, по В.В.Барабанову и И.П.Насоновой, «отличает уважение к национальной самобытности других народов, открытость к диалогу с ними» [8, с.359].Обращает на себявниманиеразвернутое толкование слова«патриотизм» в Философском словаре. В нем акцент делается на таких чертах патриотизма, как «любовь к Родине, гордость за ее успехи и достижения, уважение к ее историческому прошлому, культурным традициям, готовность прийти на помощь в трудные времена, критическое отношение к существующей социальной несправедливости, желание отдать свои силы на процветание и благополучие Отечества». Помимо этого, составители словаря включают в понятие «патриотизм» «уважительное отношение к другим народам и их культурам, отношение, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность» [2]. В своем исследовании мы придерживалисьименно последнего подхода, поскольку, на наш взгляд, он наиболее удачно отражает суть понятия «патриотизм».Восприятие ценностей патриотизма учащимися 9х и 11х классов является частью воспитательного процесса, который проходит в школе,прежде всего,на уроках литературы, истории, обществознания, русского языка. При организации на школьных уроках процесса восприятия необходимо учитывать психологические особенности этого явления. В частности то, что у восприятия есть свойства, которые определяют его продуктивность (эффективность). К ним, по И.Г.Антиповой, относятся: объем восприятия, быстрота (или скорость), точность, полнота и надежность [11, с.474–475]. Остановимся подробнее на точности и полноте восприятия. Точность восприятия представляет собой соответствие возникшего перцептивного образаособенностям воспринимаемого объекта. Полнота восприятия представляет собой степень соответствия образа особенностям воспринимаемого объекта. В нашем исследовании мы опирались именно на этотпараметр восприятия –полноту. При организации процесса восприятия в школе также важно учитывать такое ведущее свойство восприятия, как избирательность. Она проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность связана с активностью и личным опытом человека [11, с.474].Процесс формирования нравственных представленийв области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. Если у младших школьников самое общее восприятие о Родине, то у учащихсяподростков оно гораздо шире и глубже и по многим вопросам находится на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем целостнее их патриотическое сознание [15, с.356

357].Как известно, усваиваемые человеком знания по вопросам патриотизма не всегда определяют соответствующие этим качествам умонастроение и поведение. В данном случае многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональное переживание и превращаютсяв его руководящие принципы. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и мощным педагогическим инструментом, поскольку любовь к отечеству «даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [12, с.97].Организация правильного восприятия ценностей патриотизма представляет немалую методическую сложность и сопряжена со значительными практическими трудностями. Так, необходимо создавать у учащихся глубокие эмоциональные переживания. Использование положительных примеров должно быть умелым, а форма дискуссионной работы –разнообразной [15, с.357]. Опираясь на мнение Л.Н.Боголюбова, можно сказать, что нравственным качествам, относимым к патриотизму, помогает сформироваться «опыт добрых дел». Если многократность применения нравственного чувства отсутствует, то ржавеет механизм морального развития, мы просто скатываемся к формальному –«люблю Родину» без потребностивыбрать в жизни путь, необходимый для ее процветания [6, с.40].В современной школе мы видим процесс формирования новой системы воспитания молодежи, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе, т.к. возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности [3, с.8].Обращаясь к инструментарию исследования, отметим, что опросный лист (анкета), необходимый для проведения исследования, состоялиз 21 вопроса: по каждому показателюценности патриотизма были подготовлены по 3 вопроса. Вопросы подбиралисьв группы таким образом, чтобы оценить полноту восприятия каждой из семи ценностей патриотизма. Вопросыносилизакрытый характер, анкетирование проводилосьанонимно. Оно имело групповую, аудиторную, очную, сплошную форму проведения.Для того,чтобы выявить уровень восприятия респондентами ценностей патриотизма, мы воспользовалисьметодикой А.А.Кыверялга. Для этого выделиликритерии и показатели. По А.А.Кывырялгу, «критерий –это параметр оценки результата, который выражается в показателях» [5, с.208]. В нашем исследовании в роли показателей выступили следующиеценности патриотизма: привязанность к Родине, чувство гордости за Родину, уважение к историческому прошлому страны, готовность прийти на помощь стране в трудные времена, критическое отношение к существующей несправедливости, желание отдать силы на благо и процветание Отечества, уважение к другим народам и их культурам. В качестве критерия была взятастепень выраженности этих показателейв баллах от 0 до 2. Техника оценки каждого критерия по показателям представлена в пособии Т.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [9,с.89

90]. Мы воспользовалисьуказанной техникой, адаптируя ее под наше исследование (таблица 1).Таблица 1Техника оценки уровней восприятия школьниками ценностей патриотизма

1. Привязанность к РодинеУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень привязанности, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий0002. Чувство гордости за РодинуУровеньвосприятия

Баллы по показателюСтепень гордости за Родину, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111

Низкий0003. Уважение к историческому прошлому страныУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень уважения к историческому прошлому страны, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий0004. Готовность прийти на помощь стране в трудные временаУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень готовность прийти на помощь стране в трудные времена, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий0005. Критическое отношение к существующей несправедливостиУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень критического отношения к существующей несправедливости, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий0006. Желание отдать силы на благо и процветание ОтечестваУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень желания отдать силы на благо и процветание Отечества, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий0007. Уважение к другим народам и их культурамУровеньвосприятияБаллы по показателюСтепень уважение к другим народам и их культурам, выраженная в баллах на основании трех вопросов анкетыВысокий222Средний111Низкий000

Введение балльных оценок позволилоопределить уровень восприятия учащимися ценностей патриотизма по каждому критерию. При этом мы опиралисьна положение о том, что обычно искомое качество формируется на среднем, реже на низком и высоком уровнях [9, с.89]. Опираясь на методику А.А.Кыверялга, мы установилинеравномерные интервалы группировки значений [5, с.210]. Для определения уровня восприятия школьниками ценностей патриотизма была создана, таким образом, специальная шкала, представленнаяв таблице 2.Таблица 2Шкала оценки уровней восприятия учащимися 9х и 11го классов ценностей патриотизма

Уровень восприятия школьниками ценностей патриотизмаНизкийСреднийВысокийОценка в баллах0 1011313242

По каждому показателю из семи респонденту задавалисьчетыре вопроса. Таким образом,каждый из респондентов отвечална 21 вопрос анкеты. Баллы, подсчитанные по показателям и критериям, были занесеныв специальную сводную таблицу, предложенную для педагогического исследованияТ.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [9, с.92]. Данную таблицу мы также адаптировали под наше исследование.Что должны демонстрировать учащиеся на высоком, среднем, низком уровнях восприятия?На высоком уровнереспонденты демонстрируют в основном высокую степень привязанности к Родине, высокую степень выраженности чувства гордости за Родину, высокую степень уважения к историческому прошлому страны, высокую степень готовности прийти на помощь стране в трудные времена, высокую степень критического отношения к существующей несправедливости, высокую степень желания отдать силы на благо и процветание Отечества, высокую степень уважения к другим народам и их культурам.На среднем уровнереспонденты показывают в основном среднюю степень привязанности к Родине, среднюю степень выраженности чувства гордости за Родину, среднюю степень уважения к историческому прошлому страны, среднюю степень готовности прийти на помощь стране в трудные времена, среднюю степень критического отношения к существующей несправедливости, среднюю степеньжелания отдать силы на благо и процветание Отечества, среднюю степень уважения к другим народам и их культурам.На низком уровнереспонденты либо не показывают совсем, либо демонстрируют в основном низкую степень привязанности к Родине, низкую степень выраженности чувства гордости за Родину, низкую степень уважения к историческому прошлому страны, низкую степень готовности прийти на помощь стране в трудные времена, низкую степень критического отношения к существующей несправедливости, низкую степень желания отдать силы на благо и процветание Отечества, низкую степень уважения к другим народам и их культурам.Результаты исследования показали, что из 48 респондентов, учащихся двух 9х классов, высокий уровень восприятия продемонстрировали лишь 17 человек (35%), средний уровень был выявлен у 30 человек (63%), низкий уровень показал только 1 из респондентов (2%) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней восприятия учащимися двух девятых классов ценностей патриотизма

Высокий СреднийНизкий0%20%40%60%80%Респонденты из 9х классов35%63%2%Из 20 респондентов, учащихся 11го класса, высокий уровень восприятия продемонстрировали лишь 3 человека (10%), средний уровень был выявлен у 16 человек (85%), низкий уровень показал только 1 из респондентов (5%) (рис. 2).

Рис. 2. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней восприятия учащимися 11 класса ценностей патриотизма

Если рассмотреть полученные в 9х классах результаты по юношам и девушкам отдельно, то будет выявлена следующая особенность. Высокий уровень восприятия ценностей патриотизма среди юношей демонстрируют лишь 10 человек (39%), средний уровень –15 человек (58%), низкий уровень –только 1 (4%). Высокий уровень восприятия ценностей патриотизма среди девушек показывают лишь 7 респонденток (32%), средний уровень –15 (68%), низкий уровень не зарегистрирован (рис. 3).

Рис. 3. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней восприятия учащимися 9х классов ценностей патриотизма(отдельно по юношам и девушкам)

Если рассмотреть полученные в 11 классе результаты по юношам и девушкам отдельно, то будет выявлена следующая особенность. Высокий уровень восприятия ценностей патриотизма среди юношей демонстрируют лишь 1 человек (17%), средний уровень –5 человек (83%), низкий уровень –не выявлен (0%). Высокий уровень восприятия ценностей патриотизма среди девушек показывает лишь 1 респондентка (7%), средний уровень –12 человек (86%), низкий уровень зарегистрирован однажды (7%) (рис. 4).

ВысокийСреднийНизкий0%50%100%респонденты из 11го класса10%85%5%020406080ЮношиДевушки39%32%58%68%4%0%Высокий СреднийНизкий

Рис. 4. Результаты тестирования, направленного на выявление уровней восприятия учащимися 11 класса ценностей патриотизма(отдельно по юношам и девушкам)

Если представить полученные в ходе исследования по 9м классам данные по семи показателямценностям, то окажется, что по показателю «Привязанность к Родине» респонденты (в целом юноши и девушки) продемонстрировали полноту восприятия лишь на 63%, по показателю «Чувство гордости за Родину» также лишь на 63%, по показателю «Уважение к историческому прошлому страны» –на 68%, по показателю «Готовность прийти на помощь стране» –на 65%, по показателю «Критическое отношение к существующей несправедливости» –на 62%, по показателю «Желание отдать силы на благо и процветание Отечества» только на 57%, по показателю «Уважение к другим народам и их культурам –на 65% (рис. 5).

Рис. 5. Полнота восприятия респондентами (учащимися двух 9х классов) ценностей патриотизма

020406080100ЮношиДевушки17%7%83%86%0%7%Высокий СреднийНизкий63%63%68%65%62%57%65%Привязанность к РодинеЧувство гордости за РодинуУважение к историческому прошлому страныГотовность прийти на помощь странеКритическое отношение к существующей несправедливостиЖелание отдать силы на благо и процветание ОтечестваУважение к другим народам и культурамЕсли представить данные, полученные в ходе исследования по 11му классу, по семи показателям, то окажется, что по показателю «Привязанность к Родине» респонденты (в целом юноши и девушки) продемонстрировали полноту восприятия только на 48%, по показателю «Чувство гордости за Родину» –на 58%, по показателю «Уважение к историческому прошлому страны» –на 66%, по показателю «Готовность прийти на помощь стране» –на 53%, по показателю «Критическое отношение к существующей несправедливости» –на 55%, по показателю «Желание отдать силы на благо и процветание Отечества» –на 50%, по показателю «Уважение к другим народам и их культурам –на 81% (рис. 5).

Рис. 6. Полнота восприятия ценностей патриотизма респондентами (учащимися 11го класса)

Полученные результаты показывают нам, что респонденты со средним уровнем восприятия патриотическихценностей преобладают. В девятых классах таких учащихся –30 человек (63% от общей массы), в 11 классе их 16 (85% от общей массы). Причем, существенных различий в восприятии юношами и девушками ценностей патриотизмане выявлено. Так в 9х классах средний уровень восприятия патриотическихценностей демонстрируют 68% девушек и 58% юношей, в 11ом классе –86% девушек и 83% юношей. Вызывает беспокойство тот факт, что ни одна из ценностей патриотизма не воспринята респондентами во всей полноте. Только одна из ценностей «Уважение к другим народам и культурам» в 11 классе воспринимается близко к максимальному значению –на 81%. Важно отметить еще и то обстоятельство, что полнота восприятия в 11ом классе по сравнению с 9ми классами не изменилась в лучшую сторону, за исключением лишь последнего показателяценности. Отсюда можно сделать вывод, что воспитательный и учебный процесс в части организации восприятия школьниками ценностей патриотизма, к сожалению, формализован, поверхностен. Это обстоятельство говорит о необходимости изменения педагогического процесса, который по методике В.П.Беспалько может быть оценен с помощью коэффициента эффективности[1, с.78]. Правило определения коэффициента педагогического процесса сведено в таблицу в пособии Т.Ф.Ореховой и Н.Ф.Ганцен [9, с.93] (таблица 3).

48%58%66%53%55%50%81%Привязанность к РодинеЧувство гордости за РодинуУважение к историческому прошлому страныГотовность прийти на помощь странеКритическое отношение к существующей несправедливостиЖелание отдать силы на благо и процветание ОтечестваУважение к другим народам и культурамТаблица 3Правило определения коэффициента педагогического процесса

Значение коэффициента эффективности (Кэ)Уровни эффективности0,9 ≤ К <1,0оптимально эффективный0,8 ≤ К <0,9эффективный0,7 ≤ К <0,8минимально эффективныйМенее 0,7неэффективный

Данный коэффициент вычисляется по формуле: Кэ = N1 : N2, гдеN1 фактическое количество баллов, набранное всеми респондентами.N2 –максимально возможное количество баллов, которое могут набрать учащиеся, участвующие в анкетировании.Коэффициент эффективности в исследовании по 9м классам равен –0,6. Коэффициент эффективности в исследовании по 11му классу также равен –0,6.Таким образом, мы видим, что педагогический процесс во всех классах может быть признан, к сожалению,неэффективным.Если учитель добивается от учащихся полноты восприятия каждой ценности, являющейся составляющей патриотизма, то учащиеся демонстрируют, в основном, высокий уровень восприятия патриотизма, если преподавательне добивается от учащихся полноты восприятия каждой из ценностей патриотизма, то уровень восприятия патриотизма у школьников будет, как в нашем случае, в большей степени средний.Учитывая результаты проведенного исследования, необходимо изменить педагогический и воспитательный процессы на уроках обществознания и истории таким образом, чтобы на выходе из школы учащиеся демонстрировали главным образом высокий уровень восприятия ценностей патриотизма.При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. На повышение полноты восприятия, несомненно, может повлиять внеклассная деятельность по охране природы родного края, туристическая краеведческая работа, поисковая работа (воспоминания ветеранов, проекты под названием «Твоя родословная», «Орден в твоем доме», «Бессмертный полк»...).

Ссылки на источники1.БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. –М.: Педагогика, 1989. –192 с.2.Все словари онлайн [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiijslovar/patriotizm/280291(дата обращения 01. 02. 16)3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения –российский путь развития: Рекомендации второй Всероссийской научнопрактической конференции // Воспитание школьников. –2002. –№ 7. – С 810.4.ДальВ.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1955. –253с.5.Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А.Кыверялг. –Таллин: Валгус, 1980. –334 с.6.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издво «Просвещение». –5е изд. –М.: Просвещение, 2009. –351 с.7.Обществознание. Понятия и термины: справочник / авт.сост. М.Ю.Брандт. –2е издание, перераб. –и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2014. –126 c.8.Обществознание: 1011 кл. Школьныйсловарьсправочник / В.В.Барабанов, И.П.Насонова. –М.: ООО «Издательство» АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. –510 с.9.ОреховаТ.Ф., ГанценН.Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам: методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования по специальности 050708 –«Педагогика и методика начального образования». –2е изд., испр. и доп. –Магнитогорск: МаГУ, 2008. –147 с.10.Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. –М.: Изд.во Моск. коммерч. ун.та. 1993.431 с.

11.Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01Психология) / [И.Г.Антипова и др.]; под ред. Е.И.Рогова. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –591 с.12.УшинскийК.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. М., 2011. Т.2. –655 с.13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (59кл.) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://минобрнауки.рф/documents/938(дата обращения: 01.02.16)14.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (1011кл.) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2365(дата обращения: 01.02.16)15.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. –4е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарики, 2004. –520 с.