Олень в изобразительном искусстве хантов и манси

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедева А. В. Олень в изобразительном искусстве хантов и манси // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1786–1790. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96276.htm.
Аннотация. Олень в изобразительном искусстве народов Обского Севера – один из наиболее цитируемых образов. Опираясь на классификацию тематических видов изображений С. В. Иванова, а также иные художественные способы передачи, мы рассматриваем этот образ, подкрепляя его визуальными примерами. Автор уделяет особое внимание передаче фигуры оленя посредством живописи и графики как живых, так и ушедших художников, что позволяет дать классификацию в типах изображения, а также выявить особенности в этнической составляющей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лебедева Анна Витальевна,кандидат искусствоведения, главный специалист управления Алтайского края по культуре и архивному делу, г.Барнаулto.lebedeva@gmail.com

Олень в изобразительном искусстве хантови манси

Аннотация.Олень в изобразительном искусстве народов Обского Севера один из наиболее цитируемых образов. Опираясь на классификацию тематических видов изображений С. В. Иванова, а также иные художественные способы передачи мы просматриваем этот образ, подкрепляя его визуальными примерами. Автор уделяет особое внимание передаче фигуры оленя посредством живописи и графики, как живых, так и ушедших художников, что позволяет дать классификацию в типах изображения, а также выявить особенности вэтнической составляющей.

Ключевые слова:олень, изобразительное искусство обских угров,тематические виды изображений С. В. Иванова, художники Югры.

«Олень лучший человек», именно так говорит хантыйская сказительницаМария Волдина (Вагатова)

Изображение оленя встречается в искусстве с древнейших времен. В той местности, где обитали эти животные, люди обращались к егообразу и в наскальных рисунках каменного века, и в евроазиатском "зверином стиле". Значительная часть жителей Севера традиционнозанимались оленеводством, охотой, рыболовством и великочевой и полукочевой образ жизни. Известный русский путешественник С. П. Крашенинников высоко ценил художественные способности северных племен, отмечая у этих "диких детей природы" проявление своего рода философской мысли вплоть до стремления «изведать самую мысль птиц и рыб». Жители севера Сибири, обские угры, и по сей день имеют самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища и интерьер, одежда, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство. Художественное творчество манси и хантов отмечено чертами взаимовлияния и взаимозаимствования. Некоторые различия между нимизаключаются не столько в стиле, сколько в наличии или отсутствии отдельных видов рисунка или в большем или меньшем их распространении, как отмечает искусствовед и этнограф С. В. Иванов [1, с. 1721]. Им же выделены следующие тематические виды изображений у народов угорской группы в XIX–начале ХХвека: картинное письмо (пиктография); родовые и семейные знаки; изображения на изделиях из бересты, меха и ровдуги; татуировка; изображения религиозного содержания, преимущественно на культовых предметах. Разумеется, изображения из данных групп относятся и к более раннему времени, хотя часть из нихсегодня утратили свое значение. Практически в каждом из вышеназванных видов встречается образ оленя или «намек» на его присутствие. Изображение служило не только для эстетического удовлетворения, но и применялось как знак или тамга своего рода –отличительная черта или как предохранение от несчастья, зла, болезни, т.е. носило сакральный характер. Большинство известных сюжетных рисунков XIX и начала XX в. относятся к числу бытовых. Обратимся к каждому виду более подробно.Картинное письмо (пиктография).Пиктография, при полном отсутствии знакомства этих народов с письменностью, была единственным способом записи тех или иных событий. Сюжеты картинного письма отражали, главным образом, различные моменты хозяйственной деятельности, прежде всего,охоту и рыболовство. Так называемые "звериные знаки", наносимые охотником на деревьях в месте, где был убит зверь, а также дорожные знакибыли распространены в период исследований С. В. Иванова. Эти знаки настолько условны, что расшифровать их может только знающий человек.Хотя Сергей Васильевич Иванов не выделяет в данной классификации петроглифы (высеченные изображения на каменной основе), нам представляется логичным причислить и этот вид изображений к картинному письму.Отметим находки известного этнографа Валерия Николаевича Чернецова. Поиску и интерпретации изображений уральских писаниц посвящены годыегоисследований. Оннашел множество совпадений между рисунками на скалах и различными изображениями в традиционном искусстве манси –в орнаментах на различных материалах, бытовых рисунках, татуировках, тамгах, изображениях на священных предметах, затесах на деревьях, в том числе и на священных местах. Это позволило Валерию Николаевичувысказать мнение, что традиция нанесения рисунков на скалы была связана «хотя бы на поздних этапах» с угорским населением и, конкретно, с предками манси, а также, чтоподобные работы в писаницахотражают «коллективность мероприятий в области быта, промысла и культа» [2]. Анализ уральских наскальных рисунков позволил В. Н. Чернецову выделить три сюжетных группыи внутри сюжетов варианты изображений, отражавшие определенные темы в «комплексе некогда проводившихся обрядов и действий». Позже выделенные им группы изображений были уточнены и получили иную интерпретацию [2], но это ни в коей мере не умалило вклада ученого. В нашей работе представляет интерес сюжет, главным изображением в котором является животное (лось, олень, косуля). Он выделен в четырех вариантах, отличающихся друг от друга в деталях.Родовые и семейные знаки. Знаки, так называемые тамги или "знамёна", принадлежали роду (позже семье) и носили у хантов и манси ярко выраженный сюжетный характер. Они достаточно хорошо изучены и описаны учеными Руденко, Чернецовым, Симченко, Гемуевым, Люцидарской. Угры мало заботились о художественных достоинствах подобного рисунка. Этот знак был связан с именем рода и являлся, видимо, ничем иным как изображением родового предкатотема. Эти знаки ставились на официальных документах. Имеются сведения о том, что они также выстригались на оленях, вырезывались на деревянныхколодках для оленей, на лодках и веслах, на деревьях [1, с. 27]. В. Н. Чернецов в исследовании «К истории родового строя у обских угров» приводит примеры: «ДмитриевМамонов (80е годы XIXв.) указывает, что ханты, «в делах, вместо рукоприкладства, ставят усвоенную родом тамгу или знак, изображающий или крест, или зверя, или птицу. Обычай изображения родового тотема с целью показать свою принадлежность данному роду (не отрицаем возможности параллельно с этим и других значений, как, например, предохранение от несчастья, зла, болезни и т. д.) оказал влияние и на орнаментировку одежды» [3, с. 164]. Изображение родового знака актуально для обских угров и по сей день. В п. УльтЯгун Сургутского районаХантыМансийского автономного округа –Югрыеще есть представители хантов, которые в качестве подписи на документах оставляют рисунок, причем с определенными событиями в жизни рисунок дополняется. Например, изображая в качестве подписи –оленя, человек в дальнейшем дорисовывает ему рога,и они становятся больше и ветвистей. Так Яков Епаркин сегодня имеет и традиционную для нашего понимания роспись, он ставит свои инициалы ЕЯ.и тамгу. (Ил.1)

Епаркин Я. Тамга олень. П.УльтЯгун Сургутского района ХантыМансийского автономного округа –Югры. Рисунок Я. Епракина. Бумага, шариковая ручка. 2013

Изображения на изделиях из бересты, меха и ровдуги. Изготовлением берестяных изделий занимались женщины. Среди изображений преобладают объекты окружающей действительности. Порой мастерицы присваивали сами те или иные названия орнаментальным рисункам, например: «земляной жук», «рисунок оленного пастбища», «заячьи ушки», «березовая веточка» и другие.Для традиционного декоративного искусства хантов характерна диахромность –сочетание белого и темного тонов, что определялось цветом естественного материала. Рисунки оленя на бересте приведены в трудах У. Т. Сирелиуса, С. И. Руденко и С. В. Иванова, возможно их разделениена силуэтные и контурные.Как отмечает Руденко: «Среди рисунков и этой категории мы имеем прежде всего изображения зверей и птиц, человека и, как исключение, червяка и лягушки. Изображения зверей и птиц крайне выразительны и не уступают в этом отношении карандашным рисункам» [4, с. 31]. Изображаемое животное должно находиться в движении –это одна из характерных черт не только изображений на берестяных изделиях, но и в графических и живописных работах. В исключительных случаях перед нами предстает горделиво стоящий олень.Татуировка. Первые сведения о татуировке хантов и манси относятся к концуXVII

началу XVIIIвв.

Н. Витсен писал об«укалывании лиц в молодости». Г. Новицкий: «Знамения или взори на руцех и персех, или нозех» (у женщин изображения птиц и зверей), нанесенные сажей, считал украшением. К. Ф. Карьялайнен, ссылаясь на Новицкого, Сорокина, Алквиста, Абрамова, Харузина, Каннисто считал татуировку «общеюгорским обычаем», а ее функцией защитный или излечивающий знак. В татуировках выделяются реалистические и стилизованные изображения (птицы, ящерицы, звери, а также углы, линии и т.п.) [5, с. 6769]. Впервые подробно о татуировке в 1929 г. написал С. И. Руденко [4],он отметил ее оригинальность и древность. В 1933 г. финский исследователь А. Каннисто обобщил все имевшиеся на тот период образцы татуировок [6].Каннисто разделял по форметатуировку на две группы: геометрические и изображения зверей. Но в группе «изображения зверей» он делает поправку: «…а точнее говоря птиц» [6, с.26]. Таким образом, в данном виде мы не находим образаоленя.Среди наших информантов нам не удалось выявить людей, знающих о татуировке, но есть вероятность, что подобная информация не разглашается, а скорее всего, действительно,данный вид искусства,как разновидность сакрального знания и значения,практически утрачен.Изображения на культовых предметах.Изображения религиозного содержания можно было встретить прежде как на предметах культа, так и на некоторых предметах хозяйственного и бытового назначения. К первым относились изображения на деревянных гробах, на жертвенных покрывалах, на шаманских рукавицах и на рукавицах, надевавшихся во время медвежьих праздников; ко вторым фигуры на калданных камнях, на костяных напальниках. Но все эти изображения были немногочисленны [1, с.13, 49]. Жертвенные покрывала обских угров попали в поле зрения исследователейлишь в начале XX в. Покрывала из сукна украшались мозаичными изображениями, чаще всего Мирсуснехума, сидящего на лошади. Образ оленя практически отсутствует в данных изделиях. В частности, нам известно, что ханты и манси раскладывали на покрывалах мелкие предметы, приносившиеся в дар духам. И. Н. Гемуев и А. В. Бауло в исследовании «Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов» опубликовали фотографии с изображением выкройки, когда Мирсуснехум изображен на олене (она происходит из дома хантов Артанзеевых, поселокЯмгорт Шурышкарского района ЯНАО. Размеры 30х30 см.), и покрывало, на котором, по предположению А.В. Бауло, изображены в числе других и четыре фигуры оленей (поселокЕвригорт Шурышкарского района ЯНАО) [7, с. 124, 143].Среди сюжетов на предметах религиозного содержания изображались те же животные, что и в уже описанных выше видах, но круг их был более узким: медведь, тетерев, глухарь, всадник на коне. Как известно, в случае болезни было принято обещать Мирсуснехуму, Тапалойке (ПолумТоруму) или Хульотыру кровавую жертву. Из бересты вырезали изображение коня или оленя,обвивали им несколько монет и обводили семь раз вокруг головы больного, после чего берестяную фигурку завязывали в уголок платка и хранили его в “священном” сундучке, пока не совершали саму жертву. Перед забоем животного “образ” доставали, окунали в кровь, а затем рвали на куски или сжигали. Если больной умирал, жертву не приносили, а фигурку бросали в огонь [Kannisto, 1958, s. 314].Подобная жертва часто была обременительна для семейного бюджета, да и далеко не все манси и ханты имели лошадей; оленей также держали не все, а в летний период животные были на горных пастбищах Урала. При первой возможностиберестяные фигурки после жертвоприношения полагалось выбрасывать, но на практике чаще всего они продолжали храниться среди культовых атрибутов [Kannisto, 1958, S. 314; и др.]. В исключительных случаях в качестве временного замещения жертвы использовали металлические статуэтки, приобретенные у купцов» [8].Наиболее известные нам изображения оленя на предметах из металла у обских угров представлены в работах А.В. Бауло. В частности, он вводит в научный оборот привозные пластины и блюда с изображениями оленей. Он отмечает: «Вхождение серебряных изделий в состав ритуальных атрибутов происходило и при помощи нанесения на них сибирскими жрецами гравированных рисунков. "Опознанным" персонажам часто добавляли недостающие, с точки зрения сибирских жрецов, элементы образа. Напротив богатырялучника рисовали лося, под ленту "аркан" летящего ангела подводили оленей и пр. Таким образом, мифотворчество начиналось уже на этапе "опознания" атрибута» [9]. В. Я. Петрухин в книге «Мифы финноугров» в главе, посвященной мифологии обских угров, цитируя И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева, пишет: «На грудь культовой кукле Мирсуснехумавешали обычно серебряное блюдце с изображением всадника. Эти серебряные блюдца, обнаруженные в святилище Мирсуснехума, изготовлены русским мастером: в центре одного изображен бегущий олень, на ободе —охотящийся лучник» [10Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Заметим, что подобные композиции известны в угорской и коми торевтике (искусство производства рельефных художественных изделий из металла): на ободке медного блюдца из ХантыМужи –шествие копытных животных, в центре блюдца –олень [7;9]. У обских угров и ненцев были широко распространены разнообразные литые бронзовые или медные бляхи с барельефными и ажурными изображениями, которые служили украшением одежды, головных уборов, подвешивались к косам северных красавиц. Такие бляхи обские угры и ненцы обычно заказывали русским мастерам из Тобольска и Березова. Одним из наиболее распространенных символов, изображаемых на бляхах, была фигура оленя [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Подобное мы встречаем и в искусстве скифов. Сегодня в музеях ХантыМансийского автономного округа можно увидеть экспонаты с изображением оленя на блюдцах или бляхах, как, например, в Березовском краеведческом музее или фондах Автономного учреждения ХМАО –Югры «Творческое объединение культура». (Ил.2)

Бляха с изображением оленя изфондов Автономного учреждения ХМАО –Югры «Творческое объединение культура». Фото автора. 2013 год

Таким образом, к приведенной классификации изображений С. В. Иванова мы добавили изображения на металлических поверхностях. Известно, что во время праздника перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещалимедведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.В атрибутах одежды, используемой на медвежьих праздниках, изображение оленя отсутствует.Важно отметить, что наибольшее развитие в изобразительном искусстве обских угров получил орнамент, в котором частично сохранились изображения животных, большей частью стилизованных. Данная тема отражена в публикациях Н. В. Лукиной, О. М. Рындиной, Т. А. Молдановой, Е. И. Ромбандеевой, A. M. Сязи, Р. Г. Решетниковой, Е. Г. Федоровой и других исследователей.В женской одежде хантов, выполненной из сукна, используют несложные узоры, так как при вырезании сложного орнамента из этого материала могут быть искажения, когда он будет нашиваться на нуй сах. Обычно применяют ох пусах «головки», совар пал «заячьи уши», хор онгат «оленьи рога». Орнамент «Оленьи рога» связан с почитанием оленя. Изображения оленьих рогов, символизирующих самого оленя, могут иметь значение процветания. Существует великое множество вариаций орнаментов, в том числе «рога большого оленя», «рога малого оленя», «рога оленя сургутской женщины», «красивые рога» все перечисленное относится к непрерывным бордюрам. Кроме того, на Казыме существует розеточный криволинейный орнамент, в общих чертах повторяющий силуэт животного [12].А. М. Сязи в исследовании, посвященном декоративноприкладному искусству обских угров, приводит в пример следующие орнаменты: «Особую смысловую нагрузку несут орнаменты с "оленьим" мотивом "Рога маленького оленя" и "Оленьи ножки". Первый используют на детских парках по подолу. Орнамент "Оленьи ножки" предназначен для украшения детской одежды. Мастерицы вырезают его для своих детей с особым чувством. Олененок подобен ребенку, и нанося орнамент на детскую одежду, мать стремится воспитывать у ребенка уважение, любовь и почитание к великолепному животному, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь»[13Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 9698].В культуре обских угров наблюдается разделение труда не только в бытовой сфере, но и в области изобразительного искусства, так к области женского художественного труда относились татуировка, украшение изделий из бересты, меха, кожи и материи. Мужчины вырезывали рисунки на камне и кости, пользовались картинным письмом и ставили на предметы быта и на документы знаки рода и семьи.С. В. Иванов в основном содержании Материалов по изобразительному искусству Северных народов не анализирует рисунки на бумаге, поскольку дляпериода первой половины XIX в. –1910х годов данный вид творчества не характерен. В. Н. Чернецов в работе «Быт ханты и манси по рисункам XIX в.» [14], а также С. И. Руденко в труде «Графическое искусство остяков и вогулов» [4] говорят об изображениях на природных и тканевых поверхностях (одежда, ритуальные вещи), характерных для изобразительного искусства Обского Севера. Рисунки хантов и манси между собой обнаруживают много общего. Зачастую изображения на бумаге появлялись благодаря самим исследователям, которые давали необходимые предметы для рисования. Так российский археолог и антрополог Сергей Иванович Руденко отмечает: «рисующие ранее не имели в руках карандаша и поэтому работали им при рисовании как ножом». Обзор собранных во время экспедиций рисунков он выстраивает по сюжетам, что, по его мнению, наиболее интересно, но тут же дополняет, что можно было бы сделать классификацию по авторам, ибо и здесь нередко можно по манере воспроизведения отличить рисунки одного автора от другого [4, с.20].Далее Руденко описывает рисунок 46летнего остяка Обдорской волости Николая Куйбина: «Остяк попросил сначала листок бумаги и нарисовал первое изображение своего любимого оленя (в). Рисунок этот его не удовлетворил, Он взял второй листик и сделал второе изображение того же оленя (в). Наконец, им был исполнен третий рисунок в альбом (а) (Ил.3).

Изображения северного оленя, исполненные остяком Обдорской волости Николаем Куйбиным, 46 лет.Изисточника Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов // Материалы по этнографии. –Т. IV. Вып. II. –М., 1929. С.21.

Таким образом, мы имеем три изображения оленя, сделанные в течение получаса одним и тем же автором, что свидетельствует о несомненном успехе по мере освоения с непривычным орудием. –Далее исследователь продолжает –Одна из излюбленных тем в рисунках остяков и вогулов –изображение северных оленей, играющих столь важнуюроль в их жизни» [4, с. 21]. Вслед за ученым хотим отметить, что несмотря на всю реалистичность рисунков остяков и вогуловзачастуютолько рога свидетельствуют о том, что мы имеем дело с изображениями оленей.При значительном разнообразии в манере воспроизведения тех или иных животных, в общем, остяки и вогулы хорошо владеют формой и в большинстве случаев удачно передают типичные особенности воспроизводимых животных. За редкими исключениями звери изображаются в профиль, обычно с четырьмя ногами, реже двумя. В некоторых случаях намечаются глаза, причем иногда два глаза рядом даже на рисунках в профиль [4, с. 24].Неправомерно инесправедливо будет отрицать огромный вклад пришлого русского населения, оказавшего влияние на декоративноприкладное искусство обскоугорских народов. Как пишет С. В. Иванов: «С появлением русских красок, бисера, сукон, кумача и других тканей колорит местных рисунков и вышивки стал ярче и красочнее, бисер и цветные нитки частично заменили собою раскраску и вышивку белым оленьим волосом, обогатив не только орнамент, но и изображения человека и животных» [1, с.737]. Ярким и практически единственным примером живописи XIX века являются шторки, исполненные примерно в1823 –

1855 годахНиколаем Шаховым, рассказывающие о жизни и быте людей первой половины XIX века. Н. Шахов —самоучка, работавший в направлениитак называемого «примитивного искусства». В.Н. Чернецов считал его выходцем из обдорских (салехардских) коми, переселившихся в Березовский район из села Ижма. В.К. Белобородов считает, что Н. Шахов —один из тех, кто на Тобольском Севере носил русскую казачью фамилию. Если говорить о сюжетной составляющей, то богаче и ярче всего отражена в рисунке природа, прежде всего животный мир Сибири, растительный же мир представлен в искусстве народов Сибири значительно слабее, но он не менее интересен. «Образ человека трактован поразному, иногда обобщенно, но в целом разработан слабее, чем образы животных. Среди изображений встречаются также постройки, лодки, весла, нарты, сети, охотничьи ловушки и многие другие предметы», как отмечает С. В. Иванов [1с.740]О Николае Шахове и его «шторках» писали В. Н. Чернецов [Ошибка! Источник ссылки не найден.]и К. А. Большова [15], Л. Н. Майков, А. И. Терюков [17], краевед В. К. Белобородов [18]и журналист А. К. Омельчук. Сегодня ряд ученых пытаются связать с этими панно рождение северного стиля в изобразительном искусстве, но,по нашему мнению, подобные выводы поспешны. Изображение северных народов, запечатленных на миткале, в шести панно, повествуют о жизни и быте хантови манси. Они имеют многоплановую историкоэтнографическую ценность, не в полной мере используемую учеными, как отмечает А. И. Терюков. Полотна дают обширную картину архитектуры, событийности, хозяйства и быта народов Нижней Оби. К сожалению, работать с подлинниками я не имела возможности, поэтому в своем видении могу опираться лишь на цветные иллюстрации в книге «Славянский ход» [22]и описания исследователей. Обратим внимание на изображение оленей в многокомпозиционных живописных панно, исполненных по миткалю водяными красками и обрамленных орнаментальным бордюром. Их размеры колеблются от 130 до 132 см в длину и от 78 до 80 см в ширину. Выполнены они на сшивной ткани. (Вероятно, у художника не было под рукой цельной полосы, которая бы подходила к его композиционному замыслу,и он был вынужден сшивать в одно целое два разных по размерам куска, как предполагает А. И. Терюков)[17]. Сюжетная составляющая изображений, с точки зрения этнографа, исчерпывающе описана в работе В. Н. Чернецова [14], поэтому отметим, лишь, что на всех шторках изображение оленя передано с одинаковыми особенностями, в частности –рогами, прорисовкой мускулатуры животных. Это прослеживается как на панно 2 (нумерация по Чернецову), так и на шторках 3,4,6 и не вошедшей в «Творчество и быт…», а опубликованной в издании «Славянский ход» картине из Тобольского государственного историкоархитектурного музеязаповедника «Битва остяцких племен», изображающей батальную сцену. (Ил. 4)

Шахов Н. Губа морская.«Шторы» писанные по миткалю, повествующие о жизни и быте хантов и манси. Ок. 1823 г. Ткань, тушь, акварель. Российский этнографический музей. Лит.: Славянский ход 1991–2002. Материалы и исследования. Вып. 1. Сургут–ХантыМансийск. 2004.

Единожды найденнаяпоза для передачи состояниядействия животного перемещается из одного сюжета шторок в другой. Исключение составляет штора 6, где в самом центре изображен олень с отличающимися рогами от других, его тело более изящно, рядом с ним в более мелком масштабе изображены еще две похожие особи. Так, олени показаны в периоды мирного выпаса; агрессивности среды:охоты на них при помощи разнообразного оружия –лука, аркана, винтовки или погони другого животного, в наших изображениях –медведя; во время взаимодействия(служения) с человеком –запряженные в нарты, идущие рядом или же уже убитые. На панно 2 имеется рисунок жертвенного места, где на двух кольях висят черепа оленей, художник изобразил их с рогами, либо это только отрезанные головы, либо интерпретация автора. В. Н. Чернецов описывает это изображение так:«Рядом с могилами на кольях надеты оленьи черепа, остатки жертвоприношений. Изображенное кладбище, в целом, очень близко напоминает рисунок могил у северных хантов, приведенный в работе Карьялайнен (1921 г.)» [14, с. 16]. Если «читать» изображение шторки 3 (нумерация по Чернецову), от центра композиции чума, разворачиваются события,связанные с оленем и характерные для тех мест: среди мирно пасущихся оленей охотник ловит одного из них арканом, особо удачно поймана поза животного –его стремление к свободе и одновременно сила человека, который или приручит, или убьет его для хозяйственных нужд. Оцентрованно изображены традиционные нарты с богато орнаментированнымиоленьейупряжью –ездовые и грузовые. За ездовыми нартами, которыми управляет женщина в ненецкой ягушке, идет привязанный олень или олений теленок. Фигуры оленей, по мнению Большовой, напоминают изображения с гравюр XVIIXVIIIвв. на охотничьи сюжеты [15, с.36]. Далее исследователь отмечает, что художественная манера Н. Шахова находится целиком под влиянием рисунка XVIIIи даже XVIIвв. Только в середине ХХ в. к подобным изображениям на собственно нарисованной карте прибегнет русский художник из национального поселка Угут Сургутского района Петр Бахлыков. Он всю жизнь занимался изучением и сохранением культуры коренных малочисленных народов.Далее наше внимание переходит на авторов, работающих в ХХ и ХХIвв. Поскольку сведений о художниках, имевших или создающих наследие обских угровв области изобразительных практик,мы не имеем. А те гравюры XVIIIХIХ вв., которые сегодня наиболее часто воспроизводят в изданиях, принадлежат путешественникам, исследователям или российским авторам.Необходимо обратить внимание, что художественная жизнь Югры развивалась в условиях, характерных для России и Сибирского региона, но имела ряд существенных особенностей, а именно: отдаленность от культурных центров, что позволило сохраниться самобытности в способах передачи мировоззрения, но при этом влияние пришлого населения дало возможность в 1930х гг. освоить технику живописи и графики. С конца 1920х г. художественная жизнь северных народов берет два вектора развития: первый –на своей Югорской земле; второй –в столичной среде профессиональных художников, связанный с Институтом народов Севера в Ленинграде. В культурной столице студентысеверяне обращаются к новым приемам, новой технике, а в ряде случаев и к новым материалам в изобразительном искусстве. Появление живописи, графики и книжной иллюстрации говорит о том, что эти виды приобретают самостоятельное значение, отделяясь от бытовой вещи, с которой они теснейшим образом были связаны на протяжении многих столетий. Одной из самых ярких творческих личностей становится Константин Панков. Его известностьобусловлена сохранившимся художественным наследием.Сотрудников Русского музея Н. Н. Пунина, Г.М. Преснова, а также скульптора Л. А. Месса можно назвать первооткрывателями уникального феномена, рассмотревшими в самодеятельных студенческих работах настоящее, неидеологизированное искусство. Эти люди приложили все усилия, чтобы творчество северян стало достоянием профессионалов и широкой общественности.Ноябрь 1928 года, время начала работы кружка лепки под руководством Л. Месса. Излюбленной темой в скульптурной студии Месса были животные, в особенности олени. Студенты показали детальное знание их анатомиии высочайшее мастерство в их изображении. Олени предстают в самых разных проявлениях: одни —в царственно благородном обличии, другие —одомашненные и верно служащие человеку. Различна и стилистика[19, с. 2021]. «Люди и звери на полотнах северян всегда выражали конкретный образ, свойственный природе этого пейзажа, его географии, времени года. Особенно тщательно северяне изображали оленя. Без него невозможна жизнь на Севере. Олень „вообще" для них не существовал, это было слишком абстрактное понятие, по ихрисункам северный житель легко мог определить пол оленя, возраст, нрав и даже национальность рисовавшего. Нам это сделать трудно не только по отношению к оленям, но и к людям северных народностей, которые долго кажутся „все на одно лицо"»[20, с.11], приводит пример Г. Чугунов. Ранее максимальное число озвучиваемых в публикациях имен мастеров из числа коренных малочисленных народов Севера достигало одиннадцати. В ходе исследования нам удалось выявить двадцать восемь персоналий художников и скульпторов обскоугорских народов [19].Наиболее подробно изучены творческие биографии художников К. Л. Панкова, П. Е. Шешкина, М. А. Тебетева, А. Г. Гришкина, Ю. Г. Гришкина, А. Г. Гришкина, Н. Л. Волдина, Г. С. Райшева, Л. Е. Горячевских и других. Образ оленя и сегодня остается одним из самыхярких в их творчестве.«Олени» Артема Гришкина(Ил.5), «Белый олень»Юрия Гришкина(Ил.6).

Гришкин А.Г. Олени. Холст, масло. МУК «Белоярский выставочный зал» Лит.:Мир запечатленный / авт.вс.ст. М. Шутова, сост. Белоярский информационный центр «Квадрат», В.С. Белых. 2009. С.43

Гришкин Ю.Г. Белый олень. Холст, масло. МУК «Белоярский выставочный зал» Мир запечатленный / авт.вс.ст. М. Шутова, сост. Белоярский информационный центр «Квадрат», В.С. Белых. 2009. С. 118

Петр Шешкин виртуозно владел пластикой, например, это представлено в работе «Ловля оленя» (Ил.7).

Шешкин П. Е. Ловля оленя. Около 1970х гг. Осина. 24х 22,5х21,5 см. Изфондов Автономного учреждения ХМАО –Югры «Творческое объединение культура».

Николая Канева называли «оленьим скульптором»,о себе он говорил: «Вся жизнь моего отца, его предков прошла рядом с оленями, я в детстве повидал столько оленей, сколько современный городской мальчишка автомобилей не видел, окончил зооветеринарный техникум, работал директором оленеводческого совхоза, сам не раз усмирял этихкрасивых животных». Заслуженный художник России Геннадий Райшев неоднократно обращался к их изображению: например, в полотнах «Ритмы оленьего бега» 1969 г. (Ил.8),«Человек. Олень» 2008 г.Красота оленя давала художникам богатые возможности для разнообразных интерпретаций его изображения.

Райшев Г.С. Ритмы оленьего бега. 1969. Линогравюра. 19,5х53. Галереямастерская художника Г. С. Райшева. Лит. : Геннадий Райшев. Графика. Альбом. Составитель и автор вступительной статьи Г.В. Голынец. Екатеринбург, 2004. С.46

Изображение оленя могло быть самостоятельным, как в акварели Н. Волдина, а могло входить в тематический сюжет, как у Н. Талигиной (Ил. 9,10). Волдин Н.Л. Без названия. Картон, акварель. Школа п. Казым. Фото Н.А. Молдановой

Талигина Н.М. Нэпоры (свадьба). 1992. Бумага, тушь, перо. 30х21. Лит. : Художник Надежда Талигина: буклет / отв. Исполнитель Н.М. Самбуров: Салехард, 2003. С.13

Основываясь на приведенных живописных и скульптурных примерах, от творчества Н. Шахова до художников из числа обских угров, работающих сегодня, классификация изображения оленя может выглядеть следующим образом:Олень дикий –олень одомашненный.Священный (сакральный) олень –хозяйственный олень.Традиционный –стилизованный.Изображение оленя для художников Севера продолжает оставаться актуальным. Рассмотренные нами примеры позволяют сделать вывод, что практически во всех видах искусства мастера обращались к этому образу. В 2005 году на различных площадках России состоялась выставка«По улицам олень бегущий» [21] из фондов музеев и ремесленных центров Сургута, ХантыМансийска, Березова, Белоярска. Целью являлся ретроспективный показ оленеводческих культур Сибири. В экспозицию вошли культовые и бытовые предметы самодийцев и обских угров, а также живопись, графика и батик художников Н. Талигиной, Л. Лара, К. Худи, А. Вахрушева, А. Гришкина, В. Самбурова. Автор и руководитель проекта Татьяна Исаева отметила, что экспозиция демонстрировала мировоззренческую составляющую образа оленя в культурах тайги и тундры. Мы не случайно отметили этот проект в нашей работе, поскольку коренные жители автономного округа до сих пор вспоминают его с большой теплотой, что говорит о важности и необходимости подобных событий.Таким образом, изображение оленя является общепонятным транслируемым образом, который передается посредством различных техник и приемов. Для обских угров по сей день характерно взаимодействие с этим животным, как в хозяйственных и сакральных формах, так и в изобразительном искусстве. В удачно найденных позах оленей упомянутые нами художники передавали не только свое видение, но и состояние животного –покой или движение, свобода или жертвенность, гармония или противоборство с природой. В отличие от образа оленя в зверином стиле скифской эпохи обские угры не создали подобного канонического образа. Тем не менее, как мы показали на изобразительных примерах, для народов Обского Севера олень является не только символом бережного отношения к природе, а также эстетическим объектом и образом, участвующим в сакральных действах. Олени образ жизни, судьба человека Севера.

Ссылки на источники1.ИвановС.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX–начала ХХвека. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. Отв. ред. Л.П.Потапов// Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т.XXII. М.; Л., 1954.–839с. с ил. 2.Дубровский Д.К. Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусствеЕкатеринбург: ООО "Грачев и партнеры", 2011. 220 с.ISBN: 9785912560477[Электронный ресурс] –URL: http://pandia.ru/text/77/156/22361.php

[Дата обращения 13.03.2016]3.Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров // СЭ. –1947. –Т. 67. –С. 159183.4.Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов // Материалы по этнографии. –Т. IV. Вып. II. –М., 1929. С.1349.

5.Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. Томск: Издво ТГУ, 1994. Т. 1. 151 с.6.Каннисто А. Статьи по искусству обских угров / Перевод с немецкого и публикация дра ист. наук Н.В. Лукиной. Томск: Издво Том. унта, 1999. –С.267.Гемуев И. Н., Бауло А. В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. –Новосибирск: Издво ИАЭт СО РАН,1999. –240 с..8.Бауло А.В. Арлекин, остяцкий идол // Археология,этнография и антропология Евразии. –2009. –№ 3. –С. 111–118.9.Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. –Новосибирск: Издво ИАЭТ СО РАН, 2004. –160 с. 10.Петрухин В.Я. Мифы финноугров [Электронный ресурс] –URL: http://lib.rus.ec/b/370923/read

[Дата обращения 13.03.2016]11.Коллекция этнографии ТИАМЗ Тобольском государственном историкоархитектурном музеезаповеднике [Электронный ресурс] –URL: http://tgiamz.narod.ru/fund1.html

[Дата обращения 13.03.2016]12.Немного о ханты [Электронный ресурс] –URL: http://www.wedjat.ru/forum/index.php?/topic/10797%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B/

[Дата обращения 13.03.2016]13.СязиА.М. Декоративноприкладное искусство хантов нижней Оби. Тюмень, 1995. –169 с.14.Чернецов В.Н. Быт хантов и манси по рисункам XIX в. // Сборник Музея Антропологии и Этнографии.–Т. X. М.Л.: Издво АН СССР, 1949. –С. 733.15.Большева К.А. Стилевые основы композиций панно Н. Шахова из коллекции МАЭ // Сборник Музея антропологии и этнографии. –Вып. X. –Изд. Академии Наук СССР. Москва, Ленинград, 1954. –С. 34–38 16.Терюков А. И. Материалы к иконографии населения Тобольского Севера /А. И. Терюков // Славянский ход 1991–2002. Материалы и исследования. Вып. 1. Сургут–ХантыМансийск. 2004. С. 50–66.17.Терюков А.И. Шторы работы Н. Шахова из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН // Меншиковские чтения –2005: Материалы чтений. Выпуск 3. СПб: «Историческая иллюстрация», 2005 [Электронный ресурс] –URL: http://www.menslook.spb.ru/2005.pdf

[Дата обращения 13.03.2016]18.Белобородов В.К. Шаховы в Березове.След рода в истории города/В.К.Белобородов //Славянский ход 1991–2002. Материалы и исследования. Вып. 1. Сургут–ХантыМансийск. 2004. С. 50–66.С. 67 7119.Лебедева А.В Изобразительное искусство обских угров/ диссертация 2011 г. Ученая степень: кандидат искусствоведения. Код специальности ВАК: 17.00.04 268 с.20.Чугунов Г.И.Художественная система Северян // След метеора. Альманах. –Вып. 298. –СПб: Palace Editions, 2011. –С.172621.По улицам олень бегущий: Межрегиональный выставочный проект: буклет Сургутский краеведческий музей; Сост.Т.А.Исаева.;Фот. А.И.Заика–Сургут :Диорит, 2005.–55 с.: ил.