Научно-исследовательская деятельность студентов как основа формирования профессиональных компетенций
Выпуск:
ART 96285
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ромазова
Н.
В.,
Коношина
С.
Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как основа формирования профессиональных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1831–1835. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96285.htm.
Аннотация. В статье анализируется научно-исследовательская деятельность студентов как основа формирования профессиональных компетенций.
Ключевые слова:
активные методы
Текст статьи
Ромазова Наталия Валерьевна,ФГОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет», г.Орелkonoshina2011@yandex.ru
Коношина Светлана Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии ФГОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет», г.Орелkonoshina2011@yandex.ru
Научноисследовательская деятельность студентов как основаформирования профессиональных компетенций
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации и проведения исследовательской работы обучающихсяи активизации их познавательной деятельности.Исследовано молоко на содержание консервирующих и нейтрализующих веществ.Ключевые слова:активные методы,молоко, нейтрализующиеи консервирующие вещества.
Использование активных методов обучения при формировании профессиональных компетенций способствует основополагающим принципом. Одной и форм реализации учебного процесса является лабораторная работа, которая может быть проведена в форме частичнопоисковой лабораторной работы. Такая форма работы развивает познавательную деятельность, навыки лабораторного исследования, способность анализировать, сравнивать полученные знания и делать выводы, что, несомненно, способствует болеекачественной подготовке молодого специалиста и дает предпосылки к дальнейшим научным исследованиям. [1]
Выбор объекта и цели исследования должны быть логически обоснованы, понятны и интересны. Такие работы будут запоминающимися, практически и профессионально значимыми.
Для студентов аграрных вузов направлений подготовки «Продукты питания животного происхождения», «Ветеринария», «Зоотехния» знания о молоке и молочных продуктов являются профессионально значимыми, поэтому вкачестве объекта исследования и было выбрано молоко.Целями исследования было определение нейтрализующих и консервирующих веществ в молоке для определения его качества.Молоко —полноценный продукт питания. По словам лауреата Нобелевской премии академика И.П. Павлова, «между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко как пища, приготовленная самой природой». Легкая усвояемость —одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 500 миллионовлитровмолока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов. Молоко обладает лечебнопрофилактическими свойствами. Основное значение молока в природе заключается в обеспечении питанием рожденного молодого организма.[2] Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов выше, чем у других продуктов, встречающихся в природе. В молоке содержится более 120 различных компонентов, в том числе 20 аминокислот, 64 жирные кислоты, 40 минеральных веществ, 15 витаминов, десятки ферментов и т.д.При употреблении 1 л молока удовлетворяется суточная потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре, на 53 % —потребность в белке, на 35 % —в витаминах А, С и тиамине,на 26 % —в энергии. Энергетическая ценность 1 л сырого молока составляет около 65 ккал.[2]
Самая важная задача производителей —сохранить природные свойства молока и донести их без изменения (насколько это возможно) до человека.Энергетическая ценность,или калорийность —это количество энергии, высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Пищевая ценность пищевого продукта —совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.Пищевая ценность молока обусловлена наличием белков, жиров, углеводов и может различаться для молока разных видов и пород животных, варьироваться в зависимости от условий их кормления и содержания. Основными белками молока являются казеин, альбумин, глобулин. Они содержат все незаменимые аминокислоты и являются полноценными.Содержание жира в молоке от 2,8 до 5 %. Молочный жир состоит из сложной смеси ацилглицеринов, включающих насыщенные (пальмитиновая, миристиновая и стеариновая) и ненасыщенные жирные кислоты (олеиновая). Ненасыщенных кислот приблизительно в два раза меньше, чем насыщенных. К недостаткам молочного жира относится его низкая устойчивость к воздействию высоких температур, света, кислорода воздуха, водяных паров, растворов щелочей и кислот. Вследствие гидролиза, окисления, осаливания.происходит прогоркание жира Основным углеводом молокаявляетсядисахарид лактоза (молочный сахар), моносахариды (глюкоза, галактоза и др.) присутствуют в нем в меньшем количестве. Дисахарид лактоза —основной источник энергии для биохимических процессов в организме. Минеральных веществ в молоке содержится до 1 %, в их состав входит более 50 элементов. Основными из них являются кальций, фосфор, магний,калий, натрий, хлор и сера. Кальция в I л молока содержится 1,2 г, он необходим для формирования костей, регулирования кровяного давления. Соли кальция имеют большое значение не только для человека, но и для процессов переработки молока. Микроэлементы в молоке (железо, медь, кремний, селен, олово, хром, свинец и др.) связаны с оболочками шариков жира (железо, медь), казеином и сывороточными белками (железо, медь, цинк, марганец,алюминий, йод идр.), входят в состав ферментов (железо, молибден, марганец,цинк), витаминов (кобальт), гормонов (йод, цинк, медь). Они обеспечивают построение и активность жизненно важных ферментов, витаминов и гормонов, необходимыхдля обмена веществ в организме.Один литр молока полностью удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в животном жире, кальции, фосфоре; на 53% в животном белке; на 35% в биологически активных незаменимых жирных кислотах и витаминах А, С, тиамине; на 12,6% в фосфолипидах и на 26% в энергии. Энергетическая ценность молока составляет 2720 кДж/кг.[3] Посторонние химические вещества могут попасть в молоко в результате кормления, повышенной радиации в зоне содержания животных и т.п. К вредным для человека веществам относятся примеси антибиотиков, пестицидов, тяжелых металлов, нитратов и нитритов, остатки дезинфицирующих средств, бактериальные и растительные яды, радиоактивные изотопы. Их содержание не должно превышать допустимые уровни, установленные СанПиН 2.3.2.1078.Однако, для снижения себестоимости молока и молочных продуктов, могутбыть проведены действия, направленные на изменение их состава и свойства: разбавление водой, добавление нейтрализующих веществ (соды, аммиака) и консервантов (формальдегида, пероксида водорода). Для определения качества молока, реализуемого в торговых сетях были отобраны следующие марки «Простоквашино»,«Авида», «Солнечный день». (жирность молока 2,5%.)
Рисунок 1. Образцы молочной продукции.
Для определения содержания добавок были использованы методыопределенияв молоке нейтрализующих и консервирующих веществ утвержденные стандартами. Наличие соды определяют по ГОСТ 2406580, аммиака –ГОСТ 2406680, пероксида водорода –ГОСТ 2406780).[4] В основе методов определения лежат специфические реакции, позволяющие обнаружить присутствие нейтрализующих и консервирующих веществ по изменению цвета соответствующих реактивов, добавленных к молоку.Наличие соды и молока также можно определить и с помощью ионометрического метода по определению концентрации ионов натрия и аммония.На данном этапе работы формируются навыки лабораторного анализа, правил работы с лабораторной посудой и реактивами, апробированными методиками исследования;умения построения модели лабораторного эксперимента, формулирования четких и логических выводов.Все образцы были исследованы на содержание соды, аммиака, формальдегида, и перекиси водорода. Несмотря на то, что представленные образцы имели разную ценовую категорию –от 52 до 36 рублей, фальсификаций не выявлено. Поэтому при выборе молочных продуктов невсегда определяющимдолжно является название бренда.
Ходе данной частичнопоисковой работы студенты повторяют правила техники безопасности, развиваютнавыки работы с химическими приборами и реактивами, лабораторной посудой, осваивают методики определения нейтрализующих и консервирующих веществ в молоке, учатся работать с научной и научнопопулярной литературой, электронными ресурсами, что помогает осваивать профессиональные компетенции специалиста аграрного профиля.
Ссылки на источники1.Коношина С.Н. Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста Современные научные исследования. Выпуск 3.Концепт. –2015.ART85527. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85527.htm
ISNN2304 120X[Дата обращения 02.02.2016]2.http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/pishchevayacennostmoloka.html[Дата обращения 02.02.2016]3.Твердохлеб Г.В., Диланян З.X., Чекулаева Л.В., Шилер Г.Г. Технология молокаи молочных продуктов. Москва: Агропромиздат, 1991. 4.Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. 3е изд., СПб.: ГИОРД, 2001.
320с.
Коношина Светлана Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии ФГОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет», г.Орелkonoshina2011@yandex.ru
Научноисследовательская деятельность студентов как основаформирования профессиональных компетенций
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации и проведения исследовательской работы обучающихсяи активизации их познавательной деятельности.Исследовано молоко на содержание консервирующих и нейтрализующих веществ.Ключевые слова:активные методы,молоко, нейтрализующиеи консервирующие вещества.
Использование активных методов обучения при формировании профессиональных компетенций способствует основополагающим принципом. Одной и форм реализации учебного процесса является лабораторная работа, которая может быть проведена в форме частичнопоисковой лабораторной работы. Такая форма работы развивает познавательную деятельность, навыки лабораторного исследования, способность анализировать, сравнивать полученные знания и делать выводы, что, несомненно, способствует болеекачественной подготовке молодого специалиста и дает предпосылки к дальнейшим научным исследованиям. [1]
Выбор объекта и цели исследования должны быть логически обоснованы, понятны и интересны. Такие работы будут запоминающимися, практически и профессионально значимыми.
Для студентов аграрных вузов направлений подготовки «Продукты питания животного происхождения», «Ветеринария», «Зоотехния» знания о молоке и молочных продуктов являются профессионально значимыми, поэтому вкачестве объекта исследования и было выбрано молоко.Целями исследования было определение нейтрализующих и консервирующих веществ в молоке для определения его качества.Молоко —полноценный продукт питания. По словам лауреата Нобелевской премии академика И.П. Павлова, «между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко как пища, приготовленная самой природой». Легкая усвояемость —одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 500 миллионовлитровмолока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов. Молоко обладает лечебнопрофилактическими свойствами. Основное значение молока в природе заключается в обеспечении питанием рожденного молодого организма.[2] Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов выше, чем у других продуктов, встречающихся в природе. В молоке содержится более 120 различных компонентов, в том числе 20 аминокислот, 64 жирные кислоты, 40 минеральных веществ, 15 витаминов, десятки ферментов и т.д.При употреблении 1 л молока удовлетворяется суточная потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре, на 53 % —потребность в белке, на 35 % —в витаминах А, С и тиамине,на 26 % —в энергии. Энергетическая ценность 1 л сырого молока составляет около 65 ккал.[2]
Самая важная задача производителей —сохранить природные свойства молока и донести их без изменения (насколько это возможно) до человека.Энергетическая ценность,или калорийность —это количество энергии, высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Пищевая ценность пищевого продукта —совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.Пищевая ценность молока обусловлена наличием белков, жиров, углеводов и может различаться для молока разных видов и пород животных, варьироваться в зависимости от условий их кормления и содержания. Основными белками молока являются казеин, альбумин, глобулин. Они содержат все незаменимые аминокислоты и являются полноценными.Содержание жира в молоке от 2,8 до 5 %. Молочный жир состоит из сложной смеси ацилглицеринов, включающих насыщенные (пальмитиновая, миристиновая и стеариновая) и ненасыщенные жирные кислоты (олеиновая). Ненасыщенных кислот приблизительно в два раза меньше, чем насыщенных. К недостаткам молочного жира относится его низкая устойчивость к воздействию высоких температур, света, кислорода воздуха, водяных паров, растворов щелочей и кислот. Вследствие гидролиза, окисления, осаливания.происходит прогоркание жира Основным углеводом молокаявляетсядисахарид лактоза (молочный сахар), моносахариды (глюкоза, галактоза и др.) присутствуют в нем в меньшем количестве. Дисахарид лактоза —основной источник энергии для биохимических процессов в организме. Минеральных веществ в молоке содержится до 1 %, в их состав входит более 50 элементов. Основными из них являются кальций, фосфор, магний,калий, натрий, хлор и сера. Кальция в I л молока содержится 1,2 г, он необходим для формирования костей, регулирования кровяного давления. Соли кальция имеют большое значение не только для человека, но и для процессов переработки молока. Микроэлементы в молоке (железо, медь, кремний, селен, олово, хром, свинец и др.) связаны с оболочками шариков жира (железо, медь), казеином и сывороточными белками (железо, медь, цинк, марганец,алюминий, йод идр.), входят в состав ферментов (железо, молибден, марганец,цинк), витаминов (кобальт), гормонов (йод, цинк, медь). Они обеспечивают построение и активность жизненно важных ферментов, витаминов и гормонов, необходимыхдля обмена веществ в организме.Один литр молока полностью удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в животном жире, кальции, фосфоре; на 53% в животном белке; на 35% в биологически активных незаменимых жирных кислотах и витаминах А, С, тиамине; на 12,6% в фосфолипидах и на 26% в энергии. Энергетическая ценность молока составляет 2720 кДж/кг.[3] Посторонние химические вещества могут попасть в молоко в результате кормления, повышенной радиации в зоне содержания животных и т.п. К вредным для человека веществам относятся примеси антибиотиков, пестицидов, тяжелых металлов, нитратов и нитритов, остатки дезинфицирующих средств, бактериальные и растительные яды, радиоактивные изотопы. Их содержание не должно превышать допустимые уровни, установленные СанПиН 2.3.2.1078.Однако, для снижения себестоимости молока и молочных продуктов, могутбыть проведены действия, направленные на изменение их состава и свойства: разбавление водой, добавление нейтрализующих веществ (соды, аммиака) и консервантов (формальдегида, пероксида водорода). Для определения качества молока, реализуемого в торговых сетях были отобраны следующие марки «Простоквашино»,«Авида», «Солнечный день». (жирность молока 2,5%.)
Рисунок 1. Образцы молочной продукции.
Для определения содержания добавок были использованы методыопределенияв молоке нейтрализующих и консервирующих веществ утвержденные стандартами. Наличие соды определяют по ГОСТ 2406580, аммиака –ГОСТ 2406680, пероксида водорода –ГОСТ 2406780).[4] В основе методов определения лежат специфические реакции, позволяющие обнаружить присутствие нейтрализующих и консервирующих веществ по изменению цвета соответствующих реактивов, добавленных к молоку.Наличие соды и молока также можно определить и с помощью ионометрического метода по определению концентрации ионов натрия и аммония.На данном этапе работы формируются навыки лабораторного анализа, правил работы с лабораторной посудой и реактивами, апробированными методиками исследования;умения построения модели лабораторного эксперимента, формулирования четких и логических выводов.Все образцы были исследованы на содержание соды, аммиака, формальдегида, и перекиси водорода. Несмотря на то, что представленные образцы имели разную ценовую категорию –от 52 до 36 рублей, фальсификаций не выявлено. Поэтому при выборе молочных продуктов невсегда определяющимдолжно является название бренда.
Ходе данной частичнопоисковой работы студенты повторяют правила техники безопасности, развиваютнавыки работы с химическими приборами и реактивами, лабораторной посудой, осваивают методики определения нейтрализующих и консервирующих веществ в молоке, учатся работать с научной и научнопопулярной литературой, электронными ресурсами, что помогает осваивать профессиональные компетенции специалиста аграрного профиля.
Ссылки на источники1.Коношина С.Н. Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста Современные научные исследования. Выпуск 3.Концепт. –2015.ART85527. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85527.htm
ISNN2304 120X[Дата обращения 02.02.2016]2.http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/pishchevayacennostmoloka.html[Дата обращения 02.02.2016]3.Твердохлеб Г.В., Диланян З.X., Чекулаева Л.В., Шилер Г.Г. Технология молокаи молочных продуктов. Москва: Агропромиздат, 1991. 4.Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. 3е изд., СПб.: ГИОРД, 2001.
320с.