Законодательные ограничения в регулировании прямых иностранных инвестиций в США

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасова Ю. А., Калашникова Е. Б., Коробова А. П. Законодательные ограничения в регулировании прямых иностранных инвестиций в США // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1976–1980. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96314.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу регулирования прямых иностранных инвестиций в США. Для России эта тема актуальна, поскольку наша страна значительно отстает от других государств Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций, не говоря уже о странах Западной Европы или США. Автор анализирует существующее в Америке законодательство в сфере прямых иностранных инвестиций и процедуры оценки этих инвестиций с точки зрения государственной безопасности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тарасова Юлия Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и историигосударства и права Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань

Коробова Александра Петровна,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

Калашникова Елена Борисовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

Законодательные ограничения

в регулированиипрямых иностранных инвестиций в США

Аннотация. Статья посвящена вопросу регулирования прямых иностранных инвестиций в США. Для России эта тема актуальна, поскольку наша страна значительно отстает от других государств Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций, не говоря уже о странах Западной Европы или США. Автор анализирует существующее в Америке законодательство в сфере прямых иностранных инвестиций и процедуры оценки этих инвестиций с точки зрения государственной безопасности.Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, США, поправка ЭксонаФлорио, Комитет по иностранным инвестициям в экономику США.

Прямые иностранные инвестиции, кроме непосредственного притока финансовых средств в страну,имеют ряд экономических выгод. В частности, имеющиеся статистические данные показывают, что прямые иностранные инвестиции сопряжены с большими объемами международной торговли и могут обусловливать получение значимых выгод,как на макроэкономическом уровне, так и на уровне фирм, что приводит к ускорению экономического роста. Увеличение притока инвестиций позволяет странам специализироваться в тех областях экономики, в которых у них есть преимущества,повысить эффективность своего производства товаров и услуг, интенсифицировать конкуренцию, а также дать фирмам возможность получить большую экономию за счет масштаба деятельности, снизить свои операционные издержки и повысить уровень соответствующих знаний.Прямые иностранные инвестиции могут также обеспечивать положительные сопутствующие эффекты, такие как передача местным предприятиям технологий, освоение которых осуществляется за счет инвестиций иностранных фирм. Важно отметить, что указанные выгоды обеспечиваются без общих чистых изменений в уровне занятости, хотя исследования влияния международной торговли на занятость показывают, что торговля в наибольшей степени улучшает положение высококвалифицированных работников и может оказывать негативное влияние на работников с более низки уровнем квалификации.В настоящее время Соединенные Штаты Америки являются самым крупным реципиентом прямых иностранных инвестиций в мире.В США поступило около 22433.09 млн.долларов США с1994 по2015 год. Распределение притока инвестиций по полугодиям(20132015) показывает рисунок 1.

Source: Trading Economics http://www.tradingeconomics.com/unitedstates/foreigndirectinvestment[1]

Распределение притока иностранных инвестиций в Россию в 20092013 годах показано в Таблице 1. Если в 2013 году США привлекли 41447 млн. долларов прямых иностранных инвестиций, то Россия –только 26118.Таблица 1Поступление иностранных инвестиций по типам(в млн. долларов США)

20092010201120122013Иностранные инвестиции всего81927114746190643154570170180

в том числе:





прямые инвестиции1590613810184151866626118

Источник: Сайт Федеральной службы государственнойстатистики[2].Проводимая в Америке политика обеспечивает равные, за некоторыми исключениями, условия для хозяйственной деятельности национальных и иностранных инвесторов. Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном (на уровне штатов). На федеральном уровне устанавливаются общие требования, а на уровне штатов –конкретные предписания в отношении участия в проектах на территории штата иностранных инвесторов.Нужно подчеркнуть, что как на федеральном уровне,так и на уровне штатов проводится максимально благоприятная политика для привлечения иностранных инвестиций, которая включает предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготное банковское кредитование, инвестиционные гранты и т.д. При этом соблюдаются и меры предосторожности, препятствующие притоку иностранных инвестиций в те отрасли экономики, которые важны с точки зрения национальной безопасности. Четкие законодательные ограничения, прозрачность процедуры анализа заявок на инвестирование в данные отрасли создает дополнительные гарантии,как для инвесторов, так и для государства и в свою очередь, способствуют росту инвестиционной аттрактивности Соединенных Штатов.Часть законов, регулирующих приток иностранных инвестиций в страну был принят уже после Первой мировой войны. Они отражали опасенияна предмет прав собственностииностранных лиц на активы, расположенные в США. Кульминационной точкой таких опасений стало принятие в 1917 году Закона о торговле с враждебными государствами(“TWEA”). Этот закон наделял Президента США довольно широкими полномочиями на «проведение расследований, регулирование, дачу инструкций и обязательных для исполнения указаний, признание недействительности, аннулирование, воспрепятствование или установление запрета в отношении любого приобретения, владения, выхода, использования, передачи, вывода, транспортировки, импорта или экспорта любого имущества, на которое у какоголибо иностранного государства или любого гражданина такого государства есть имущественные права, а также в отношении осуществления сделок с любым таким имуществом или осуществления прав, полномочий или привилегий в отношении любого такого имущества».До принятий в 1988 году Поправки ЭксонаФлорио TWEAоставался основным механизмом, посредством которого Правительство Соединенных Штатов Америки могло регулировать прямые инвестиции, осуществлявшиеся в стране иностранными компаниями, по соображениям национальной безопасности.В 2030 годы XX

века были приняты законы, ограничивающие иностранные инвестиции в отдельных отраслях –в сфере радиовещания и телекоммуникаций (Закон о радиовещании 1927 года, Закон «О связи» 1934), в сфере операций с оформлением бумагна экспорт и импорт(Закон о тарифах, 1930), в сфере торгового мореплаванья (Закон о торговом флоте –«Закон Джонсона» 1920), в сфере воздушных перевозок (Закон об авиационной коммерческой деятельности 1926).Закон о радиовещании практически обеспечил сохранение монопольного положения американских радиовещательных корпораций, защитуих от иностранной конкуренции.То же самое можно сказать о Законе о торговом флоте («Законе Джонсона»), которым устанавливалось, что только суда, построенные и зарегистрированные в США и находящиеся в собственности граждан США, могут осуществлять перевозкимежду портами США. В соответствии с этим законом, фирмы считались «гражданами США», если гражданам США принадлежало 75% их обыкновенных акций.Принципы Закона о торговом флоте распространялисьи на Закон об авиационной коммерческой деятельности, однако, последний отличался более либеральным подходом к определению того, кто являлся гражданином США: «гражданство США признавалось за любой компанией, большинство акцийкоторой принадлежало гражданам США».Интересен опыт регулирования иностранныхинвестиций в сфере добычи полезных ископаемых. Правительство страны использовало законодательные ограничения нетольков качестве «кнута», призванного не допустить иностранные инвестиции во внутреннюю отрасль. Соединенные Штаты разработали ограничения в сфере добычи природных ископаемых в качестве своего рода «пряника», с тем, чтобы содействовать доступу своих предпринимателей к аналогичным ресурсам за рубежом. В частности Закон об аренде месторождений полезных ископаемых 1920 года не допускал иностранцев к участию в аренде государственных земель США для целей добычи и транспортировки нефти (например, для целей строительства и эксплуатации трубопроводов) иначе, чем в соответствии с положением о взаимности. Положение о взаимности предусматривало, что в случае если правительство страны иностранного инвестора допускало доступ к ресурсам нефти, находившимся под юрисдикцией или контролем такой страны, то тогда соответствующий инвестор мог принимать участие в аренде государственных земель США.Как уже было указано, область, в которой Соединенные Штаты с очевидностью и раньше, чем в других сферах начали ограничивать иностранные инвестиции, является оборонная отрасль.Уже упоминавшийся TWEAбыл дополнен в 1950 году Законом «О производстве продукции для оборонных нужд» (Defense Production Act of 1950).В соответствии с этим законом все сделки с компаниями, находящимися в юрисдикции иностранных государств, подлежалианализу на предмет угрозы национальной безопасности США, что практически полностью ограничивалоинвестиции в оборонную отрасль страны.В соответствии с Операционным руководством по национальной промышленной безопасности (“NISPOM”), выпущенным в качестве приложения кПрезидентскомууказу1995 года (с изменениями и дополнениями от 1997 и 2001 гг.), все подрядчики государственных органовСША должны иметь разрешение на работу в засекреченных областях с тем, чтобы иметь право на получение доступа к служебным материалам или на получение контракта с доступом к секретной информации.NISPOMустанавливает подробные критерии для определения того, когда получившие такое разрешение или проходящие процедуру получения такого разрешения американские компании находятся «в иностранной собственности, под иностранным контролем или влиянием» (“FOCI”). Принадлежащие иностранному лицу 5 или более процентов голосующих ценных бумаг компании являются одним из факторов, которые принимаются во внимание при определении того, относится ли та или иная компания к категории FOCI.В случае если будет установлено, что компания, имеющая разрешение на секретную работу, находится под иностранным контролем, действие соответствующего разрешения должно быть приостановлено, в результате чего компания утрачивает право на секретную работу. Однако, в NISPOMтакже указывается ряд возможных «способов нейтрализации риска в случаях, связанных с иностранной собственностью». Эти способы позволяют компании, находящейся под иностранным контролемили влиянием, получить разрешение на секретную работу. Обычно указанные способы связаны с рядом договорных обязательств, которые касаются методов обеспечения безопасности и практики корпоративного управления –или, в самых крайних случаях, изменения структуры собственности на акции –с тем, чтобы ограничить иностранное влияние и контроль над предприятием, получающим разрешение и доступ к информации о контрактах предприятия на выполнение секретной работы.Критерии NISPOMотличаются достаточно широким и неточным характером при определении иностранного контроля над предприятием. Поэтому в практике американского правительства часто используется так называемая «Поправка ЭксонаФлорио» принятая Конгрессом в 1988 году к разделу 721 Закона оборонной промышленности 1950 года. Поправка ЭксонаФлорио разрешает Президенту проводить расследования заключаемых иностранными компаниями сделок по приобретению, поглощениюамериканских компаний, слиянию с ними или по осуществлению инвестиций в американские компании с точки зрения национальной безопасности и блокировать сделку, если «имеются достоверные доказательства, позволяющие Президенту полагать, что осуществление контроля со стороны иностранной компании может повлечь за собой действия, угрожающие подрывом национальной безопасности», и другие законы «по мнению Президента не предоставляют Президенту адекватных и необходимых полномочий для обеспечения национальной безопасности в связи с вопросом, находящимся на рассмотрении Президента»[3, p. 120].Президент делегировал свои полномочия по первоначальномуанализу и принятию решений, а также свои обязанности по проведению расследований Комитету по иностранным инвестициям в экономику США (CFIUS). CFIUSдействует под руководством Министерства финансов, и в его состав входят одиннадцать членов, представляющих другие ведомства администрации, в том числе Государственный департамент, министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство торговли, Министерство национальной безопасности, Торговый представитель США.В силу закона и специальных положений CFIUSимеет право расследовать сделки либо по добровольному заявлению, поданному любой из сторон сделки, либо на основании официального уведомления, представленного одним из членов Комитета. Законом предусмотрен строгий временной график процедуры анализа, осуществляемого Комитетом. Первоначальный анализ проходит 30 дней с момента получения уведомления. Если требуется дополнительное расследование –Комитет проводит анализ в течение дополнительных 45 дней, по окончании которого представляет официальный отчет Президенту. Президент принимает решение в течение 15 дней с момента получения отчета.Несмотря на то, что единственная цель Комитета состоит в том, чтобы определить, угрожает ли конкретная сделка национальной безопасности Соединенных Штатов, в законе не определен сам термин «национальная безопасность». Вместо этого в нем просто определен ряд критериев, которые Президент должен учитывать при оценке угрозы национальной безопасности. Среди них: внутреннее производство, необходимое для удовлетворения потребностей национальной обороны;контроль над отечественными отраслями производства со стороны иностранных граждан с точки зрения его воздействия на возможности и потенциал США по удовлетворению потребностей национальной безопасности; потенциальное влияние сделки на продажу товаров, оборудования или технологий военного назначения в страну, которая оказывает поддержку терроризму или занимается распространением оружия массового поражения; потенциальные последствия сделки для технологического превосходства США в областях, оказывающих воздействие на национальную безопасность США.Как и в отношении термина «национальная безопасность» термин «иностранный контроль» трактуется законом довольно широко[3, p.121]. Поэтому, в целом CFIUSобладает исключительной гибкостью при принятии решения о том, имеет ли конкретная сделка такие последствия для национальной безопасности, что она требует проведения расследования. Среди не перечисленных в законе факторов, учитывающихся при принятии такого решения, можно назвать следующие: значение соответствующих активов для инфраструктуры США, страна происхождения приобретателя и отношения этой страны с Соединенными Штатами, репутация приобретателя и история его отношений с государственными агентствами США.В интересах иностранных компаний, инвестирующих в США самим подать заявку в Комитет, чтобы предварительно пройти процедуру анализа. Если инвесторы не идут на такой шаг, они рискуют получить приостановку или блокировку сделки в результате проверки, которую инициирует третья сторона. Агентства Министерства финансов, агентства самого Комитета проводят тщательный обзор средствмассовой информации и других источников на предмет обнаружения сделок, которые они хотели бы проанализировать.На практике почти все сделки, требующие анализа в соответствии с этой поправкой, проходят неофициальную проверку, которая проводится членами CFIUSдо подачи формального уведомления. В результате процедура анализа со стороны CFIUSредко переходит в стадию расследования, и еще более редки случаи, когда от Президента требуется принятие окончательного решения. Даже в случае расследования редко случается, чтобы стороны не могли прийти к соглашению. На практике Поправка ЭксонаФлорио оказывает влияние только на узкий круг инвестиций в конкретных секторах и инвестиций со стороны конкретных стран. С момента принятия Поправки Президент заблокировал инвестиции только один раз, хотя в нескольких случаях иностранные инвесторы сами отказывались от идеи инвестирования, когда им становилось ясно, что инвестиции не будут одобрены[4].В последние годы законодательство США в сфере ограничения прямых иностранных инвестиций несколько ужесточилось. Принятый в 2007 году Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности (ForeignInvestmentandNationalSecurityActof2007). Вместе с поправкой ЭксонаФлорио данный акт лег в основу окончательного свода норм и правил, регулирующих эти отношения. Расширился состав CFIUS, усилилась его ответственность перед Конгрессом. Расширились трактовки понятий «национальная безопасность» и «иностранный контроль». Анализ отчетов CFIUSза 20112015 годы показывает, что увеличилось количество сделок, направляемых на второй этап рассмотрения, однако, процент заблокированных сделок не увеличился[5, С. 87].Мы остановили свое внимание на законодательных ограничениях, связанных с притоком иностранного капитала в экономику США. Между тем, в стране создана и система законодательно закрепленных льгот, стимулирующих инвестирование. Однако, на наш взгляд, стратегические инвесторы учитывают в первую очередь макроэкономические показатели и уровень политической стабильности. То есть сначала принимается принципиальное решение, затем анализируются возможные риски. В этом отношении большее значение, чем стимулирование, приобретают законодательные ограничения прямых иностранных инвестиций.Рассмотрев историю и современное состояние законодательной базы, ограничивающей прямые иностранные инвестиции в США, можно сделать вывод о достаточно гибкой системе регулирования, нацеленной скорее на контроль, чем на запрет присутствия.При этом строго оговоренные сроки, прозрачность процедуры анализа иностранных инвестиций, возможность спрогнозировать с большой точностью возможный результат расследования со стороны Комитета по иностранным инвестициямсоздаютдополнительный эффект надежности, способствующий улучшению инвестиционного климата в стране.

Ссылки на источники1.United States Foreign Direct Investment19942016 / Сайт статистической информации Trading Economics URL: http://www.tradingeconomics.com/unitedstates/foreigndirectinvestment2.Сайт Федеральной службы государствнной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/i_inv1.docx3.Greidinger M.The ExonFlorio Amendment: A Solution in Search of a Problem American Universiry International Law Review, Vol 6, Issue 2, 1991, pp. 111176.4.The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS) / U.S.Department of the Treasury Site/ URL: https://www.treasury.gov/resourcecenter/international/Pages/CommitteeonForeignInvestmentinUS.aspx5.Петрова М., США: проблема национальной безопасности в регулировании прямых иностранных инвестиций (правовые аспекты, практика, результаты)//Хозяйство и право. М., 2013, № 12. С. 7687