Формирование системы риск-менеджмента на транспортном предприятии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивасенко А. Г., Масленников А. А. Формирование системы риск-менеджмента на транспортном предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2011–2015. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96321.htm.
Аннотация. В статье исследованы особенности развития транспортных предприятий России в условиях экономического кризиса. Обосновано, что для повышения устойчивости и конкурентоспособности транспортных предприятий в современных условиях необходимо формирование системы риск-менеджмента. Определены место и роль системы риск-менеджмента в процессе управления транспортным предприятием.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ивасенко Анатолий Григорьевич,д.э.н., профессор, Сибирский государственный университет путей сообщения, г.Новосибирск

Масленников Алексей Аркадьевич, магистр менеджмента, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. НовосибирскYa_shka@ngs.ru

Формирование системы рискменеджмента на транспортном предприятии

Аннотация.В статье исследованы особенности развития транспортных предприятий России в условиях экономического кризиса. Обосновано, что для повышения устойчивости и конкурентоспособности транспортных предприятия в современных условиях необходимо формирование системы рискменеджмента. Определены место и роль системы рискменеджмента в процессе управления транспортным предприятием.Ключевые слова:транспортные предприятия, кризис, система рискменеджмента

В 2013 году российская экономика вступила в стагнацию, что проявилось в замедлении экономического роста, падении инвестиций в основной капитал и практически нулевом уровне промышленного производства. В 2015 году промышленное производство в РФ сократилось на 3,4 процента по сравнению с предыдущим годом, а в декабре 2015 года снизилось на 4,5 процента в годовом выражении [1].

Рисунок 1 –Объем промышленного производства в РФ в 2015 году, в % (вгодовом выражении)

В силу инвестиционного спада в 2014 году закономерным должно было стать дальнейшее замедление экономического роста даже без внешнего давления. Введенные санкции только ускорили переход от стагнации к рецессии, которая в 2015 году сталанеминуемой.Изменения в экономической и политической ситуации, происходившие в Российской Федерации в течение 2015 года, сказались на состоянии транспортной отрасли России. Грузооборот транспорта является одним из показателей, который наряду с инвестициями в основной капитал и индексом производства отражает рост валового внутреннего продукта. Этот показатель наиболее релевантен к ВВП. Его увеличение говорит о постепенном оживлении промышленного производства, а падение о наличии кризиса[2].Несмотря на наличие кризисных тенденций в экономике России, грузооборот транспорта в России по итогам 2015 года составил 5,089 трлн. ткм, что на 0,2% больше, чем за предыдущий год. За отчетный период грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 0,2% и составил 2,306 трлн. ткм, автомобильного —снизился на 5,9%, до 232,1 млрд. ткм, трубопроводного —вырос на 0,9%, до 2,444 трлн. ткм. Грузооборот морского транспорта увеличился на 24,1%, до 39,8 млрд. ткм, внутреннего водного —упал на 13,5%, до 62,6 млрд. ткм, воздушного —вырос на 5,6% и составил 5,4 млрд. ткм. [3].На основе анализа кризисных тенденций в экономике России, можно сделать вывод, что риск является неотъемлемой частью экономической, политической и социальной жизни общества и сопровождает все направления деятельности любого предприятия в условиях рыночной среды [4].Не существует как полностью безрисковой деятельности, так и связанной с абсолютным риском. Транспортные предприятия не являются исключением.При разработкеи принятииуправленческих решений в условиях риска и неопределенности менеджмент транспортного предприятия постоянносталкивается с необходимостью проведения анализа рисков, а также осуществления мероприятий, направленных на их избежаниелибо снижение вероятности и последствий их наступления[5]. Таким образом, возникает необходимость в управлениирисками, или рискменеджменте.Рискменеджмент можно определитькак одно из направлений современного менеджмента, изучающее проблемы управления рисками, возникающими в деятельности самостоятельной хозяйственной организации[6]. Оно представляет собой процесс принятия и реализации управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию убытков, вызванных случайными событиями.Применение рискменеджмента весьма желательно при разработке и принятии управленческих решений на различных уровнях менеджмента транспортного предприятия, от высшего руководства до отдельных подразделений. Таким образом, управление рисками интегрировано в общий процесс менеджмента и является его неотъемлемой частью.Рискменеджмент полезен при принятии решений на уровне низшего и среднего звена, но особенно он важен при планировании и принятии стратегических решений, таких, как крупные финансовые инвестиции или открытие новых проектов. Чем выше уровень руководства, тем выше ответственность и риск, и тем более возникает необходимость в управлении рискамиУправление рисками трудно осуществлять без распределения ответственности и полномочий по принятию управленческих решений. Решения, которые принимаются в процессе управления рисками, должны находиться в рамках законодательных требований и отвечать корпоративным целям. Необходимо соблюдать баланс между ответственностью, риском и способностью этот риск контролировать.Современное транспортное предприятие представляет собой сложную систему система взаимосвязанных служб. Объектом управления в рискменеджменте на таком предприятииявляются рисковые ситуации, связанные с транспортной деятельностью, с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в процессе возникновения и реализации риска, т.е. практически во всех сферах деятельности транспортного предприятия(рис. 1).

Рисунок 1 –Место и роль системы рискменеджмента в процессе управления транспортным предприятием[7]

Соответственно, менеджеры транспортного предприятия должны не только иметь общее представление о предпринимательском риске на транспортном предприятии, но и быть подготовленными управлению рисками во всех службах. Каждый уровень рискменеджмента транспортного предприятия (общеуправленческий, специальноуправленческий и профессиональноспециализированный) требует от менеджеров соответствующей психологической основы. Следовательно, рискологическая подготовка должна основываться на идее соответствия профессионально важных качеств менеджера оправданному и мотивированному, оптимальному, профессиональному риску, что обеспечивает менеджерам транспорта способность к оптимальным решениям рискологических ситуаций как в соответствующих службах, так и в специализированной службе рискменеджмента [8].Общая концепция формирования системы управления рисками транспортного предприятия включает в себя четыре этапа:1)Анализ основных видов рисков, входящих в комплекс рисков транспортного предприятия, определение силы их влияния на деятельность предприятия, выявление наиболее значимых видов. 2)Определение уровня рисков и возможной величины потерь, для того, чтобы определить рискоустойчивость основных показателей деятельности организации и целесообразность управленческих воздействий. 3)Определение наиболее эффективного метода управления с целью обеспечения контроля над ситуацией риска, и при необходимости, выявления источников возмещения возможных сумм потерь. 4)Определение эффективности управленческих воздействий, оценка управления порассчитанной оценке экономической эффективности страхования в случае применения данного метода управления рисками и по уровню экономической безопасности при использовании иных методов управления [9].Методыуправления рисками в зависимости от их целей и применяемых инструментов можно разделить на два основных направления: 1)методы предупреждения и ограничения риска (уклонение от риска; экспертиза решений и оценка уровня риска; лимитирование риска; использование гарантий и залога; диверсификация риска и др.); 2)методы возмещения потерь (резервирование средств; страхование рисков и др.)(рис. 2).

Рисунок 2 –Методы управления рисками на транспортном предприятии [10]

В рискменеджменте можно выделить несколько этапов, основные из которых можно сформулировать следующим образом: • выявление риска и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий; • определение максимального возможного убытка; • выбор методов и инструментов управления выявленным риском; • разработка рискстратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий; • реализация рискстратегии; • оценка достигнутых результатов и в случае необходимости корректировка рискстратегии. Наиболее важным из вышеуказанных этапов рискменеджмента считается этап выбора методов и инструментов управления риском [4].Для каждого из вышеуказанных этапов характерны свои методы управления риском. На основе результатов каждого этапа формируются данные для принятия решений для последующих этапах. При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы рискменеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается вформировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба. Вкачестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки ифинансовое состояние предприятия. Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, суказанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования илиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия иучтена при финансовопроизводственном планировании[11].Главными составляющими эффективности методов управления рисками являются затраты, доход, коэффициент риска и фактор времени.Принимая решение о введении системы рискменеджмента на транспортном предприятии, руководству этого предприятия следует учитывать, что этот процесс может быть трудоемким и затратным. Однако будучи успешно реализован, он может дать предприятию такие конкурентные преимущества, как:1)улучшение показателей эффективности деятельности предприятия изза возможных рисковых потерь и оптимизации затрат на мероприятия по минимизации рисков; 2)росткапитализации предприятия;3)повышение кредитных и инвестиционных рейтингов;4)Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной;5)Возможность не допустить возникновения рисков в будущем.В целом, внедрение комплексной системы рискменеджмента на транспортном предприятии является необходимым этапом управления ипослужит для транспортного предприятия источником дополнительныхконкурентных преимуществ.

Ссылки на источники1.Промпроизводство в РФ в 2015 году сократилось на 3,4% [Электронный ресурс] / URL: http://ru.investing.com/news/ (дата обращения: 18.03.2016)2.Макроэкономика (для бакалавров) (учебное пособие)/ Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. // Международный журнал экспериментального образования. 2013.№5. С. 150151.3.Грузооборот транспорта в РФ по итогам 2015 года вырос на 0,2% [Электронный ресурс] / URL: http://www.tks.ru/logistics/2016/02/10/0008(дата обращения: 18.03.2016)4.Риски транспортного предприятия : учеб. пособие / А. Е. Рубцов. –СПб. : Издво СПбГЭУ, 2013. –108 с.5.Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. –Москва.: КНОРУС, 2008. 6.Риск –менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие / Н.Н.Макарова. –Томск: Издво Томского политехнического университета, 2009. –88 с.7.Дегтярева, О.Г.Комплексная оценка эффективности управленияхозяйственнымирискомв торговле (на примере малых предприятий Хабаровского края): монография / Н.Н. Симоненко, О.Г. Дегтярева. –Владивосток: Издво Дальневост. федерал.унта, 2011. –188 с.8.Минкова Е. С. Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров транспорта // Вестник БФУ им. И. Канта. 2006. №11.9.Михалев В.Д. Формирование системы управления рисками транспортных предприятий и организаций // Фундаментальные исследования. –2011. –№ 123. –С. 64064410.Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета / Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А., Захаров Р.А // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №3.11.Кутафьева Л. В. Приемы и методы управления предпринимательскими рисками // Молодой ученый. —2013. —№10. —С. 322324.