Формирование и развитие системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях
Выпуск:
ART 96339
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логвинова
Т.
И. Формирование и развитие системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2096–2100. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96339.htm.
Аннотация. В статье определены организационные и методические подходы к созданию и эффективному функционированию системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах аграрной отрасли. Уточнен состав объектов и субъектов внутреннего контроля, определена и систематизирована система локальных нормативных актов, регулирующих процесс внутреннего контроля, даны рекомендации по их содержанию.
Ключевые слова:
внутренний контроль, сельскохозяйственные организации, процедуры контроля, эффективность контроля
Текст статьи
Логвинова Тамара Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронежtam.logvinova@yandex.ru
Формирование и развитие системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях
Аннотация.В статье определены организационные и методические подходы к созданию и эффективному функционированию системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах аграрной отрасли. Уточненсостав объектов и субъектоввнутреннего контроля. Определена и систематизирована система локальных нормативных актов, регулирующих процесс внутреннего контроля, даны рекомендации по их содержанию.Ключевые слова:внутренний контроль, процедуры контроля, эффективность контроля, сельскохозяйственные организации.
В соответствии стребованиямистатьи19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон№ 402) каждый экономический субъект (за исключением организаций сектора государственного управления) обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, под которыми понимаютсясделки, события, операции, оказывающиеили способныеоказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности[1].
Законодательное требование об осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни распространяется на все сельскохозяйственные организации, а положение осоздании системывнутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности –на те из них, которые соответствуют критериям обязательного аудита, установленным статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307ФЗ «Об аудиторской деятельности».Изучение и анализ текущего уровня развития системы внутреннего контроля в ряде сельскохозяйственных организаций Воронежскойобласти позволяет оценить его как неудовлетворительный. В большинстве средних и малых по размеру аграрных организацийсистема внутреннего контроля и контрольныепроцедуры, как правило:
не стандартизированы, документально не оформлены;
недостаточно эффективны;
отслеживаются с трудом;
зависят от отдельных сотрудников.Зачастую, руководство и представители собственника не осведомлены о нормативных требованиях к созданиюсистемы внутреннего контроля, его структуре, не понимают его значимости для деятельности хозяйствующего субъекта.В организацияхне проводится обучение персонала по вопросам внутреннего контроля.Данные выводы подтверждаются результатами научного исследования Р.Н. Сингатуллиной и О.Л. Гоголевой, которые на основе оценки результатов анкетирования аграрных организаций Кировской области установили, что в 70% организаций отсутствует положение о внутреннем контроле, 30% организаций осуществляют внутренний контроль на несистематической основе. Основными недостатками системы внутреннего контроля отмечаются отсутствие распорядительных документов, регламентирующих внутренний контроль, отсутствие выделенного субъекта внутреннего контроля и человеческий фактор[2,с. 23].Создание и развитие эффективной системы внутреннего контролятребуютпонимания сущности внутреннего контроля и составляющих его элементов. Исходя из этого, определяются необходимые организационные положенияпо внедрению и эффективному функционированию внутреннего контроля.Внутренний контроль представляетпроцесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.Эффективный внутренний контроль способствует достижениюэкономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.Следует отметить, что организация внутреннего контроля не означает обязательное создание отдела, выполняющего определенные контрольные функции. В процессевнутреннего контроля должны быть задействованы все сотрудники организации. Ондолжен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях. Данный процесс представляет собойсовокупностьорганизационных мероприятий, политик и процедур. Состав, регулярность и действенность проведения таких мероприятий и процедур в каждойотдельно взятом сельскохозяйственной организацииможет существенно отличаться и поразному влиять на эффективность и результативность деятельности, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности; соблюдение применимого законодательства[3, с. 21].Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.В целях реализации требований статьи19 Закона№ 402 Министерством финансов России были разработаны рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля [4].
Заоснову построения системы внутреннего контроля использована зарубежная модель по управлениюрисками компании –COSO1,которая на сегодняшний день 1Комитет спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) является добровольной частной, организацией, созданной в Соединенных Штатах и предназначенной для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.
является наиболее эффективной и рекомендуется для применения в качестве передовой практики построения системывнутреннего контроля в организациях независимо от их отраслевой принадлежности[5, 6].Согласно этой модели основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:а) контрольная среда;б) оценка рисков;в) процедуры внутреннего контроля;г) информация и коммуникация;д) оценка(мониторинг)внутреннего контроля[4, 7].В таблице 1 систематизирована информация, конкретизирующая содержаниекаждого элемента внутреннего контроля.Таблица 1Состав и содержание элементов системы внутреннего контроля
Наименование элементаСодержание элемента Составляющие факторы (компоненты)Контрольная средаСовокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к нему. Отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля1. Компетентность и стиль работы руководства2. Соблюдение этических принципов3. Участие собственника или его представителей в контроле4. Организационная структура5. Наделение ответственностью и полномочиями6. Кадровая политика
Оценка рисковПроцесс выявления и анализа хозяйственных рисков1. Выявлениехозяйственных рисков2. Оценка значимости рисков3. Оценка вероятности возникновения рисков4. Принятиесоответствующихрешенийпо управлению рискамиИнформация и коммуникация
Сбор, регистрация, систематизация и распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля1. Применяемые в информационной системе технические средства2. Программное обеспечение3. Персонал4. Соответствующие процедурыПроцедуры внутреннего контроляДействия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целейэкономического субъекта
1. Документальное оформление.2. Подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям.3. Санкционирование.4. Сверка данных.5. Разграничение полномочий и ротация обязанностей.6.Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация.7. Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей.8. Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.Оценка внутреннего контроляДействия по оценке качества работы системы внутреннего контроля в организации, позволяющие удостовериться в том, что внутренний 1. Непрерывный мониторинг в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственконтроль экономического субъекта обеспечивает достаточную уверенность в достижении экономическим субъектом поставленных целейных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационнораспорядительной документации и других формах.2. Периодическая (не реже 1 раза в год) оценка результативности и эффективности дизайна внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля сельскохозяйственной организациихарактеризуетсясовокупностью объектов и субъектов. Объектом внутреннего контроля является финансовохозяйственная деятельность организациии еёподразделений(бизнеспроцессы). При этом объект контроля можно дезагрегировать на:факты хозяйственной жизни; активы и обязательства,хозяйственные риски,формы и показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.Состав субъектоввнутреннего контроля определяется внутренними локальными документами сельскохозяйственнойорганизациии зависит от размера и организационной структуры экономического субъекта.Субъектами внутреннего контроля являются собственники организации, все органы управления, непосредственно руководители всех звеньев управления,главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,работники организации. Контрольные функции обеспечиваются ими в рамках управления соответствующими направлениями деятельности и исполнения служебных обязанностей.Помимо этого,в крупных сельскохозяйственных организациях(агрохолдингах)могут быть созданы отделы внутреннего контроляили аудита.Для созданияэффективной системывнутреннего контроля в сельскохозяйственной организации необходима реализация ряда организационных мероприятий, к числу которых следует отнести:
разработку локальных нормативных актов, регламентирующих процесс внутреннего контроля;
идентификацию и закрепление контрольных функций за сотрудниками организации;
определение состава мероприятий по мониторингу и оценке эффективности дизайна и операционной эффективности внутреннего контроля.Поскольку Закон № 402 требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, следовательно, у каждого экономического субъекта обязательно должен быть разработан и утвержден руководителем специальный локальный акт, который определяетцель, задачи, объекты и субъектывнутреннего контроля, его структуру, составмероприятийпо контролю фактов хозяйственной жизни экономического субъекта.Исходя из этого, в каждой сельскохозяйственной организациинеобходимо разработать Положение о внутреннем контроле.Положение о внутреннем контроле должноявляться одним из элементов учетной политики организации. По содержанию оно должно отвечать масштабам и спецификедеятельности сельскохозяйственной организации, а также особенностям ее организационной структуры[8, с.39].Вовторых, в должностных инструкциях сотрудников следует закрепить конкретные обязанности по осуществлению процесса внутреннего контроля.Как отмечалось ранее, субъектами внутреннего контроля являютсявсе работники сельскохозяйственной организации, а не отдельные представители собственников или руководства. Тем самым обеспечивается действенность внутреннего контроля. В таблице 2 обобщеныфункции и обязанности субъектов внутреннего контроля в процессе создания, оценки и совершенствования системывнутреннего контроля.Таблица 2Функциии обязанности субъектоввнутреннего контроля
Субъекты внутреннего контроляФункции и обязанности субъектов внутреннего контроля
Генеральный директор и другие представители высшего руководства организации
обеспечивают благоприятную среду и культуру внутреннего контроля,
распределяют полномочия, обязанности и ответственность между находящимися в их ведении или курируемыми руководителями структурных подразделений за конкретные процедуры внутреннего контроля;
организуют разработку нормативных документов, регламентирующихорганизацию и функционирование системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за обеспечением целостности и непротиворечивости системы нормативных документов организации вобласти внутреннего контроля;
организуют процесс проведения диагностики (оценки) и совершенствования системы внутреннего контроля, в том числе:
утверждают графики работ по проведению мониторинга (самооценки и независимой оценки)системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за выполнением графика работ по диагностике (оценке) системы внутреннего контроля;
рассматривают и утверждает результаты диагностики (оценки) системы внутреннего контроля;
рассматривает и утверждают план мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля, оценивают достаточность принятых мер;
силами соответствующих подразделений проводятсамооценку системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за устранением нарушений и исправлением недостатков функционирования системы внутреннего контроля;
утверждают программы обучения по вопросам внутреннего контроля для руководства и работников организации.Руководители структурных подразделений1. Осуществляютразработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие системы внутреннего контроля во вверенных им функциональных областях деятельности, включая:
организацию выявления рисков и контрольных процедур бизнеспроцессов;
проведение самооценки существующих контрольных процедур;
ведение и актуализацию реестра контрольных процедур в подчиненном подразделении и подготовку иных документов, определяющих порядок организации, оценки и совершенствования системы внутреннего контроля;2. Планирование, организацию и общий контроль процесса совершенствования системы внутреннего контроля, в том числе:
разработку планов мероприятий по оценке и совершенствованию системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении; определение исполнителей и сроков мероприятий по организации работ по оценке и совершенствования системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении;
организациюусловий для реализации плана мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля в пределах своих полномочий и контроль его выполнения, в том числе по устранению нарушений, выявленных подразделением по внутреннему аудиту; мониторинг статуса выполнения мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении;3. Организацию мониторинга соответствия нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления финансовохозяйственной деятельности подразделения положениям стратегии и иным нормативным документам организации, своевременности их обновления и наличия соответствующего согласования в порядке, установленном в организации.Работники структурных подразделений
выполняютконтрольные процедуры в соответствии с должностными инструкциями, а также нормативными документами;
принимаютучастие в процессе обновления документации о ключевых бизнеспроцессах, пересмотра существующих контрольных процедур с учетом изменений в деятельностиподразделения;
участвуютв процессе выявления рисков и оценки эффективности контрольных процедур; формируютпредложения по устранению недостатков системы внутреннего контроля в рамках своих компетенций;
осуществляютвнедрение контрольных процедур во вверенных им областях деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Следует согласиться с мнением О.Н. Калачевой,чтов настоящее время следует особое внимание уделять контролю персонала, так как в большинстве случаев уровень ошибок напрямую зависит от квалификации персонала (человеческого фактора). Эффективная система внутреннего контроля требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками.Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб[9, с. 36].Важным организационнометодическим мероприятием по построению системы внутреннего контроля является разработкаматрицы хозяйственныхрисков и процедур внутреннего контроля.Матрица рисков и процедур внутреннего контролясоставляется сцелью систематизации принятых экономическим субъектомпроцедур внутреннего контроля,а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных хозяйственных рисков. Она позволяет выявить недостающие процедуры контроля.Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:а) описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;б) наименование области или процесса, который подвержен риску;в) наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;г) классификацию процедуры внутреннего контроля (если это необходимо для структурирования информации);д) ссылку на регламент осуществления процедуры внутреннего контроля (документ, в котором устанавливаются детальные требования к осуществлению внутреннего контроля);е) исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);ж) частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;з) входящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля);и) исходящие документы (свидетельства осуществления процедуры внутреннего контроля).В состав локальных нормативных актов сельскохозяйственной организации должен входитьПлан контрольных мероприятийпо мониторингу и оценке эффективности внутреннего контроля.Целью проведения мониторинга является оценка эффективности системы внутреннего контроля организации, в том числе ее способности обеспечить выполнение поставленных перед ней целей и задач, а также выяснение существенности недостатков системы.Мониторинг системы внутреннего контроля должен предусматривать комплекс мероприятий по следующим направлениям:
осуществление руководством подразделений постоянного мониторинга выполнения контрольных процедур в подотчетных им подразделениях; проведение самооценки системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности в подразделениях;
проведение на регулярной основе мониторинга и выборочного тестирования наиболее рискованных операций работниками и руководством организации;
осуществление периодических проверок выполнения контрольных процедур и проверок соответствия операций требованиям законодательства иположениям нормативных документов организации;
своевременное доведение информации о выявленных недостатках системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности до высшего руководства и Совета директоров в рамках вертикали управления. В процедуры мониторинга целесообразно включить такую информацию как цели, границы и техники проведения оценки, а также методы документирования результатов и регулярность предоставления отчетности о системе внутреннего контроля над процессом подготовкифинансовой отчетности заинтересованным пользователям.Таким образом, для построения и поддержания эффективного функционирования системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях, как минимум, необходимы формализация системы внутреннего контроля, стандартизация и документирование процедур внутреннего контроля и мониторинга их эффективности.
Ссылки на источники1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации отот 06.12.2011 г. № 402ФЗ. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].2.Сингатуллина Р.Н. Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в аграрных организациях/ Р.Н. Сингатуллина, О.Л. Гоголева// Аудитор. –2015. №4.–С. 2333.3. Логвинова Т.И. Внутренний контроль за расчетами по кредитам и займам в сельскохозяйственных организациях/ Т.И. Логвинова// Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. –2011. № 2. –С. 41 –45.4. Об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информация Минфина России от 25 декабря 2013г. №ПЗ11/2013. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].5. Козменкова С.В. Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях/ С.В. Козменкова, М.Н. Прынцев// Международный бухгалтерский учет. –2015. № 27. –С. 1224.6. Малицкая В.Б. Современное понимание аудита и его концептуальное содержание/ В.Б. Малицкая, М.Б. Чиркова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2013.№ 2.С. 3133197. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].8. Кузнецова И.В. Учетная политика для целей налогообложения в организациях, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог / И.В. Кузнецова, Н.Б. Галикова// Бухучет в сельском хозяйстве. –2009. № 4. –С. 3844.
9. Калачева О.Н. Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса /Калачева О.Н.// Аудитор. –2015. № 10. –С. 3237.
Формирование и развитие системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях
Аннотация.В статье определены организационные и методические подходы к созданию и эффективному функционированию системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах аграрной отрасли. Уточненсостав объектов и субъектоввнутреннего контроля. Определена и систематизирована система локальных нормативных актов, регулирующих процесс внутреннего контроля, даны рекомендации по их содержанию.Ключевые слова:внутренний контроль, процедуры контроля, эффективность контроля, сельскохозяйственные организации.
В соответствии стребованиямистатьи19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон№ 402) каждый экономический субъект (за исключением организаций сектора государственного управления) обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, под которыми понимаютсясделки, события, операции, оказывающиеили способныеоказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности[1].
Законодательное требование об осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни распространяется на все сельскохозяйственные организации, а положение осоздании системывнутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности –на те из них, которые соответствуют критериям обязательного аудита, установленным статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307ФЗ «Об аудиторской деятельности».Изучение и анализ текущего уровня развития системы внутреннего контроля в ряде сельскохозяйственных организаций Воронежскойобласти позволяет оценить его как неудовлетворительный. В большинстве средних и малых по размеру аграрных организацийсистема внутреннего контроля и контрольныепроцедуры, как правило:
не стандартизированы, документально не оформлены;
недостаточно эффективны;
отслеживаются с трудом;
зависят от отдельных сотрудников.Зачастую, руководство и представители собственника не осведомлены о нормативных требованиях к созданиюсистемы внутреннего контроля, его структуре, не понимают его значимости для деятельности хозяйствующего субъекта.В организацияхне проводится обучение персонала по вопросам внутреннего контроля.Данные выводы подтверждаются результатами научного исследования Р.Н. Сингатуллиной и О.Л. Гоголевой, которые на основе оценки результатов анкетирования аграрных организаций Кировской области установили, что в 70% организаций отсутствует положение о внутреннем контроле, 30% организаций осуществляют внутренний контроль на несистематической основе. Основными недостатками системы внутреннего контроля отмечаются отсутствие распорядительных документов, регламентирующих внутренний контроль, отсутствие выделенного субъекта внутреннего контроля и человеческий фактор[2,с. 23].Создание и развитие эффективной системы внутреннего контролятребуютпонимания сущности внутреннего контроля и составляющих его элементов. Исходя из этого, определяются необходимые организационные положенияпо внедрению и эффективному функционированию внутреннего контроля.Внутренний контроль представляетпроцесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.Эффективный внутренний контроль способствует достижениюэкономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.Следует отметить, что организация внутреннего контроля не означает обязательное создание отдела, выполняющего определенные контрольные функции. В процессевнутреннего контроля должны быть задействованы все сотрудники организации. Ондолжен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях. Данный процесс представляет собойсовокупностьорганизационных мероприятий, политик и процедур. Состав, регулярность и действенность проведения таких мероприятий и процедур в каждойотдельно взятом сельскохозяйственной организацииможет существенно отличаться и поразному влиять на эффективность и результативность деятельности, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности; соблюдение применимого законодательства[3, с. 21].Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.В целях реализации требований статьи19 Закона№ 402 Министерством финансов России были разработаны рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля [4].
Заоснову построения системы внутреннего контроля использована зарубежная модель по управлениюрисками компании –COSO1,которая на сегодняшний день 1Комитет спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) является добровольной частной, организацией, созданной в Соединенных Штатах и предназначенной для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.
является наиболее эффективной и рекомендуется для применения в качестве передовой практики построения системывнутреннего контроля в организациях независимо от их отраслевой принадлежности[5, 6].Согласно этой модели основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:а) контрольная среда;б) оценка рисков;в) процедуры внутреннего контроля;г) информация и коммуникация;д) оценка(мониторинг)внутреннего контроля[4, 7].В таблице 1 систематизирована информация, конкретизирующая содержаниекаждого элемента внутреннего контроля.Таблица 1Состав и содержание элементов системы внутреннего контроля
Наименование элементаСодержание элемента Составляющие факторы (компоненты)Контрольная средаСовокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к нему. Отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля1. Компетентность и стиль работы руководства2. Соблюдение этических принципов3. Участие собственника или его представителей в контроле4. Организационная структура5. Наделение ответственностью и полномочиями6. Кадровая политика
Оценка рисковПроцесс выявления и анализа хозяйственных рисков1. Выявлениехозяйственных рисков2. Оценка значимости рисков3. Оценка вероятности возникновения рисков4. Принятиесоответствующихрешенийпо управлению рискамиИнформация и коммуникация
Сбор, регистрация, систематизация и распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля1. Применяемые в информационной системе технические средства2. Программное обеспечение3. Персонал4. Соответствующие процедурыПроцедуры внутреннего контроляДействия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целейэкономического субъекта
1. Документальное оформление.2. Подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям.3. Санкционирование.4. Сверка данных.5. Разграничение полномочий и ротация обязанностей.6.Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация.7. Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей.8. Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.Оценка внутреннего контроляДействия по оценке качества работы системы внутреннего контроля в организации, позволяющие удостовериться в том, что внутренний 1. Непрерывный мониторинг в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственконтроль экономического субъекта обеспечивает достаточную уверенность в достижении экономическим субъектом поставленных целейных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационнораспорядительной документации и других формах.2. Периодическая (не реже 1 раза в год) оценка результативности и эффективности дизайна внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля сельскохозяйственной организациихарактеризуетсясовокупностью объектов и субъектов. Объектом внутреннего контроля является финансовохозяйственная деятельность организациии еёподразделений(бизнеспроцессы). При этом объект контроля можно дезагрегировать на:факты хозяйственной жизни; активы и обязательства,хозяйственные риски,формы и показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.Состав субъектоввнутреннего контроля определяется внутренними локальными документами сельскохозяйственнойорганизациии зависит от размера и организационной структуры экономического субъекта.Субъектами внутреннего контроля являются собственники организации, все органы управления, непосредственно руководители всех звеньев управления,главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,работники организации. Контрольные функции обеспечиваются ими в рамках управления соответствующими направлениями деятельности и исполнения служебных обязанностей.Помимо этого,в крупных сельскохозяйственных организациях(агрохолдингах)могут быть созданы отделы внутреннего контроляили аудита.Для созданияэффективной системывнутреннего контроля в сельскохозяйственной организации необходима реализация ряда организационных мероприятий, к числу которых следует отнести:
разработку локальных нормативных актов, регламентирующих процесс внутреннего контроля;
идентификацию и закрепление контрольных функций за сотрудниками организации;
определение состава мероприятий по мониторингу и оценке эффективности дизайна и операционной эффективности внутреннего контроля.Поскольку Закон № 402 требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, следовательно, у каждого экономического субъекта обязательно должен быть разработан и утвержден руководителем специальный локальный акт, который определяетцель, задачи, объекты и субъектывнутреннего контроля, его структуру, составмероприятийпо контролю фактов хозяйственной жизни экономического субъекта.Исходя из этого, в каждой сельскохозяйственной организациинеобходимо разработать Положение о внутреннем контроле.Положение о внутреннем контроле должноявляться одним из элементов учетной политики организации. По содержанию оно должно отвечать масштабам и спецификедеятельности сельскохозяйственной организации, а также особенностям ее организационной структуры[8, с.39].Вовторых, в должностных инструкциях сотрудников следует закрепить конкретные обязанности по осуществлению процесса внутреннего контроля.Как отмечалось ранее, субъектами внутреннего контроля являютсявсе работники сельскохозяйственной организации, а не отдельные представители собственников или руководства. Тем самым обеспечивается действенность внутреннего контроля. В таблице 2 обобщеныфункции и обязанности субъектов внутреннего контроля в процессе создания, оценки и совершенствования системывнутреннего контроля.Таблица 2Функциии обязанности субъектоввнутреннего контроля
Субъекты внутреннего контроляФункции и обязанности субъектов внутреннего контроля
Генеральный директор и другие представители высшего руководства организации
обеспечивают благоприятную среду и культуру внутреннего контроля,
распределяют полномочия, обязанности и ответственность между находящимися в их ведении или курируемыми руководителями структурных подразделений за конкретные процедуры внутреннего контроля;
организуют разработку нормативных документов, регламентирующихорганизацию и функционирование системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за обеспечением целостности и непротиворечивости системы нормативных документов организации вобласти внутреннего контроля;
организуют процесс проведения диагностики (оценки) и совершенствования системы внутреннего контроля, в том числе:
утверждают графики работ по проведению мониторинга (самооценки и независимой оценки)системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за выполнением графика работ по диагностике (оценке) системы внутреннего контроля;
рассматривают и утверждает результаты диагностики (оценки) системы внутреннего контроля;
рассматривает и утверждают план мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля, оценивают достаточность принятых мер;
силами соответствующих подразделений проводятсамооценку системы внутреннего контроля;
осуществляют контроль за устранением нарушений и исправлением недостатков функционирования системы внутреннего контроля;
утверждают программы обучения по вопросам внутреннего контроля для руководства и работников организации.Руководители структурных подразделений1. Осуществляютразработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие системы внутреннего контроля во вверенных им функциональных областях деятельности, включая:
организацию выявления рисков и контрольных процедур бизнеспроцессов;
проведение самооценки существующих контрольных процедур;
ведение и актуализацию реестра контрольных процедур в подчиненном подразделении и подготовку иных документов, определяющих порядок организации, оценки и совершенствования системы внутреннего контроля;2. Планирование, организацию и общий контроль процесса совершенствования системы внутреннего контроля, в том числе:
разработку планов мероприятий по оценке и совершенствованию системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении; определение исполнителей и сроков мероприятий по организации работ по оценке и совершенствования системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении;
организациюусловий для реализации плана мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля в пределах своих полномочий и контроль его выполнения, в том числе по устранению нарушений, выявленных подразделением по внутреннему аудиту; мониторинг статуса выполнения мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля в подчиненном подразделении;3. Организацию мониторинга соответствия нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления финансовохозяйственной деятельности подразделения положениям стратегии и иным нормативным документам организации, своевременности их обновления и наличия соответствующего согласования в порядке, установленном в организации.Работники структурных подразделений
выполняютконтрольные процедуры в соответствии с должностными инструкциями, а также нормативными документами;
принимаютучастие в процессе обновления документации о ключевых бизнеспроцессах, пересмотра существующих контрольных процедур с учетом изменений в деятельностиподразделения;
участвуютв процессе выявления рисков и оценки эффективности контрольных процедур; формируютпредложения по устранению недостатков системы внутреннего контроля в рамках своих компетенций;
осуществляютвнедрение контрольных процедур во вверенных им областях деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Следует согласиться с мнением О.Н. Калачевой,чтов настоящее время следует особое внимание уделять контролю персонала, так как в большинстве случаев уровень ошибок напрямую зависит от квалификации персонала (человеческого фактора). Эффективная система внутреннего контроля требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками.Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб[9, с. 36].Важным организационнометодическим мероприятием по построению системы внутреннего контроля является разработкаматрицы хозяйственныхрисков и процедур внутреннего контроля.Матрица рисков и процедур внутреннего контролясоставляется сцелью систематизации принятых экономическим субъектомпроцедур внутреннего контроля,а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных хозяйственных рисков. Она позволяет выявить недостающие процедуры контроля.Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:а) описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;б) наименование области или процесса, который подвержен риску;в) наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;г) классификацию процедуры внутреннего контроля (если это необходимо для структурирования информации);д) ссылку на регламент осуществления процедуры внутреннего контроля (документ, в котором устанавливаются детальные требования к осуществлению внутреннего контроля);е) исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);ж) частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;з) входящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля);и) исходящие документы (свидетельства осуществления процедуры внутреннего контроля).В состав локальных нормативных актов сельскохозяйственной организации должен входитьПлан контрольных мероприятийпо мониторингу и оценке эффективности внутреннего контроля.Целью проведения мониторинга является оценка эффективности системы внутреннего контроля организации, в том числе ее способности обеспечить выполнение поставленных перед ней целей и задач, а также выяснение существенности недостатков системы.Мониторинг системы внутреннего контроля должен предусматривать комплекс мероприятий по следующим направлениям:
осуществление руководством подразделений постоянного мониторинга выполнения контрольных процедур в подотчетных им подразделениях; проведение самооценки системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности в подразделениях;
проведение на регулярной основе мониторинга и выборочного тестирования наиболее рискованных операций работниками и руководством организации;
осуществление периодических проверок выполнения контрольных процедур и проверок соответствия операций требованиям законодательства иположениям нормативных документов организации;
своевременное доведение информации о выявленных недостатках системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности до высшего руководства и Совета директоров в рамках вертикали управления. В процедуры мониторинга целесообразно включить такую информацию как цели, границы и техники проведения оценки, а также методы документирования результатов и регулярность предоставления отчетности о системе внутреннего контроля над процессом подготовкифинансовой отчетности заинтересованным пользователям.Таким образом, для построения и поддержания эффективного функционирования системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях, как минимум, необходимы формализация системы внутреннего контроля, стандартизация и документирование процедур внутреннего контроля и мониторинга их эффективности.
Ссылки на источники1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации отот 06.12.2011 г. № 402ФЗ. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].2.Сингатуллина Р.Н. Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в аграрных организациях/ Р.Н. Сингатуллина, О.Л. Гоголева// Аудитор. –2015. №4.–С. 2333.3. Логвинова Т.И. Внутренний контроль за расчетами по кредитам и займам в сельскохозяйственных организациях/ Т.И. Логвинова// Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. –2011. № 2. –С. 41 –45.4. Об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информация Минфина России от 25 декабря 2013г. №ПЗ11/2013. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].5. Козменкова С.В. Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях/ С.В. Козменкова, М.Н. Прынцев// Международный бухгалтерский учет. –2015. № 27. –С. 1224.6. Малицкая В.Б. Современное понимание аудита и его концептуальное содержание/ В.Б. Малицкая, М.Б. Чиркова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2013.№ 2.С. 3133197. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru. –[Дата обращения 15.03.2016].8. Кузнецова И.В. Учетная политика для целей налогообложения в организациях, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог / И.В. Кузнецова, Н.Б. Галикова// Бухучет в сельском хозяйстве. –2009. № 4. –С. 3844.
9. Калачева О.Н. Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса /Калачева О.Н.// Аудитор. –2015. № 10. –С. 3237.