Смерть, потеря и работа горя в контексте психологической помощи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баканова А. А. Смерть, потеря и работа горя в контексте психологической помощи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2401–2405. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96401.htm.
Аннотация. В статье представлены некоторые размышления относительно психологии потерь и работы горя в процессе психологической помощи. Описаны стадии и задачи горевания, а также принципы работы горя. Особо отмечается, что потери напоминают не только о конечности и смертности, но также содержат в себе возможности обнаружения более глубокой связи с жизнью и с собой, что может являться целью психологической помощи в ситуации горя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баканова Анастасия Александровна,Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», СанктПетербургba2006@mail.ru

Смерть, потеря и работа горя в контексте психологической помощи

Аннотация.В статье представлены некоторые размышления относительно психологии потерь и работы горя в процессе психологической помощи. Описаны стадии и задачи горевания, а также принципы работы горя. Особо отмечается, что потери напоминают не только о конечности и смертности, но также содержат в себе возможности обнаружения более глубокой связи с жизнью и с собой, что может являться целью психологической помощи в ситуации горя. Ключевыеслова: потеря, смерть, горе, переживание, работа горя

При определении сути жизненных событий, обозначаемых как «потеря», люди, как правило, выделяют три основных смысловых момента: вопервых, безвозвратность («такого больше никогда не будет»), вовторых,значимость («самое дорогое», «самое лучшее, что у меня было»); втретьих, независимость от воли человека («то, что происходит без твоего согласия»; «тебя просто ставят перед фактом»). Присутствует также еще один очень важный момент это актуальность потери. Имеется в виду то, что потеря и на настоящий момент является актуальной для человека, с ней он связывает значимые и значительные перемены в собственной жизни, которые чувствуются до сих пор. Более того, в психологическом смысле не всякая потеря является утратой. С различными видами потерь человек сталкивается достаточно часто, однако лишь переживание безвозвратности потери делает ее утратой [1].Несмотря на многообразие потерь, самыми травмирующими потерями для большинства людей, по большинству исследований, являются: смерть близкого человека и разрыв значимых отношений (развод, разрыв дружеских отношений, уход из родительской семьи), а также такие ситуации, как предательство (измена), болезнь, увольнение с работы и утрата материальных благ (квартира, деньги). Однако оценка какойлибо жизненной ситуации как потери всегда субъективна и зависит от человека, его отношений с собой и окружающим миром. Так, ощущение потери может присутствовать не только в печальных событиях, но и радостных, связанных с изменениями, например, смена работы, повышение в должности, свадьба или рождение ребенка. Ведь любое изменение имеет две стороны и, встречаясь с новым, мы прощаемся со старым, а вступая в будущее, должны отпустить прошлое. Есть потери, которые «вырывают человека с корнями», порой лишая его всех жизненных сил, свидетельствуя о том, какая большая часть души была занята тем, что оказалось конечным. Часто к таким потерям можно отнести смерть любимого человека или ребенка. Потеря близкого переживается как разрушение тесных эмоциональных связей, наполняющих привязанность. Феномен привязанности рассматривался в теории Джона Боулби [2]. Так, автор считает, что поведение привязанности является формой инстинктивного поведения, которое развивается у людей в период младенчества и имеет в качестве своего стремления близость к матери. При этом понятие «привязанность» обозначает естественное поведение и не носит критического оттенка, присущего понятию «зависимость». Поведением привязанности, обостряющимся в трудной ситуации, автор объясняет чувства гнева, проявляющиеся в первое время у утративших. Вопервых, человек обвиняет когото в случившемся; а вовторых, поведение других людей может восприниматься как препятствие в возвращении прошлого [1].Отношение к привязанности как к естественному поведению приводит к выводу о естественности реакций человека в ситуации потери и необходимости их выражения. Когда мы теряем нечто важное для нас, мы теряем не только значимый объект, разрываются все те связи, которые долгое время соединяли нас с утраченным. Поэтому, переживая потерю, надо время для того, чтобы оплакать и отпустить всё то, что связывало нас, а этого порой оказывается непосильно много…

Таким образом, потери могут быть большими и маленькими, личными и глобальными, изменяющими жизнь и почти незаметными. Единственное, что их объединяет, это то, как мы оплакиваем их; другими словами, они связаны между собой нашим гореванием. Именно поэтому многие люди плакали у экранов телевизоров во время захвата школы в Беслане или теракта 11 сентября. Горе не имеет границ. Тем самым оно показывает нам, что все мы связаны друг с другом; так оно дает понять, насколько глубоко корни нашей души вросли в единую душу всего человечества и насколько сильно мы можем чувствовать эту связь, переживая ее разрыв. Оплакивая утрату чегото значимого в жизни, будь то чувство беспомощности перед надвигающейся старостью или гибель слонов в Индии, мы оплакиваем не только свою жизнь, но и жизнь всего человечества. Тем самым многообразие наших потерь отражает нам безграничное многообразие окружающего мира и нашей души, а также показывает нам то, как сильно мы связаны друг с другоми с жизнью на планете.Итак, горе это естественный способ, которым мы устанавливаем связь с жизнью. Согласно мнению Ф. Е. Василюка, горе ‬универсальное переживание всех людей, реакция на потерю значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. По мнению автора, суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно потерял человек[3]. Конечно, у каждого ‬свой «сценарий» проживания кризисной ситуации, однако каждый сценарий, так или иначе, отражает универсальные для всех людей стадии переживания утраты, показывая тем самым уникальность и одновременно универсальность прохождения кризиса или горя. Причем, каждая стадия этой внутренней работы имеет определенный набор психологических задач, решение которых сопровождается соответствующими изменениями во внутреннем мире личности[1]. Поэтому универсальность переживания горязадает своеобразные «рамки», внутри которых может проявиться индивидуальность конкретного человека, выраженная в том, как долго и с какими чувствами, мыслями, решениями, смыслами и поступками он проживает данную ситуацию.То, что мы называем потерей, часто является частью жизненного замысла других людей, историческими или социальными процессами, то есть тем, чем мы не можем управлять непосредственно. Сталкиваясь с потерями ‬от совсем маленьких до глобальных, ‬мы учимся не только принимать изменчивость мира как таковую, существующую вне и без нас, но и одновременно ‬менять свою жизньи самих себя.По словамамериканского психотерапевтаС. Левина, горе «прожигает себе путь к центру сердца»; оно «свидетельствует об утрате контакта с тем местом, которое есть любовь» [4, с. 114].Поэтому горе это еще и возможность услышать себя, это прикосновение к нашей внутренней правде;выражение работы души. Таким образом, горевание ‬это естественный процесс,необходимый для того, чтобы оплакать и «отпустить» свою потерю. Переживание горя помогает отдать последний долг той части жизни, которая оказалась утраченной. Траур и ритуалы, связанные с ним, играют немаловажную роль для скорбящего. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Как считает В. Волкан [5], большинство скорбящих не нуждается в профессиональной помощи, чтобы справиться с горем,и к ней не прибегает. В основном люди нуждаются в поддержке окружающих и в такой среде, где бы они могли свободно говорить о себе и своих чувствах. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему ‬главное, что можно сделать.Подавление болезненных переживаний, отсутствие собеседников или условий для выражения и проживания тяжелых чувств и страданий приводит к незавершенности переживаний потери.Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели. Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять психолог. Рассмотрим более подробно процесс горевания, его задачи и, соответственно, некоторые принципы психологическойпомощи людям в этот период их жизни.Переживание смерти близкого наполнено очень сильными, порой разрушительными эмоциями и поэтому часто приводит к изменениям (длительным или кратковременным)в эмоциональном состоянии и поведении личности.Продолжительность и интенсивность горевания в целом, а также его стадий, весьма индивидуальнаи зависит от многих внешних и внутренних факторов. Например, степени неожиданности смерти близкого, ее характера, возраста умершего, особенностей взаимоотношений с ним, а такжеот личностных особенностей горюющего.Тем не менее, одним из наиболее важных показателей, определяющих продолжительность горевания, является то, насколько успешно горюющий человек осуществляет так называемую работу горя, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения. Считается, что нормальное горевание может продолжаться в среднем в течение 1 года. В то же время Б. Дейтс, например, указывает, что «к концу третьего года боль утраты уменьшится до точки, где она вполне вам подвластна» [6], а Р. Моуди и Д. Аркэнджел указывают, что редний срок, в течение которого произойдет стабилизация личности, составляет 46 лет [7]. Так, по нашим данным [8; 9],на совладание с потерей в большинстве случаев требуется от 6 месяцев до 1,5 лет. Примечательно, что срок горевания более года может быть связан с высоким уровнем самообвинения.Одно из самых больших препятствий в процессе гореваниязаключается в том, что многие люди стараются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимых для горевания. Так, в период горевания наиболее характерными для большинства горюющих являются чувства сожаления, вины или стыда [9], связанные с «незаконченными» отношениями: «жалею, что последнее время мало общалась с ней», «думала о том, что можно было бы помочь, что я должна была настоять на госпитализации», «мне хотелось бы попросить прощения, так как я вела себя в последнее время неправильно: я очень боялась подходить к бабушке. От этого очень печально», «…была не права по отношению к брату и ничего уже нельзя изменить», «в моих мыслях было только это событие: как она мучилась при смерти, огромное чувство вины за всех нас, что никого не было дома, что смерть можно было предотвратить».Такие переживания являются характерной составляющей процесса горевания, так как система отношений не может быть перестроена моментальнов момент смерти или потери близкогочеловека, и эти отношения еще продолжают «жить» внутри личности горюющего, не имея возможности быть реализованными. После смерти близкого человека может наступить период тяжелейших эмоциональных сдвигов. В 60ые г.г. Е. КублерРосс [10] пришлак выводу отом, что воздействие на личность известия о смерти имеет несколько стадий. Первая стадия этого периода, как правило, стадия шока: трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии человека может ускоряться или останавливаться, пространство ‬сужаться. Иногда человек в этом состоянии проходит механически через все положенные ритуалы, связанные с похоронами. Следующая стадия ‬стадия отрицания, которая характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще измениться к лучшему», что «врачи ошиблись», что «это просто обморок, и он скоро вернется» и т.д. Сознание не допускает досебя мысль о чьейто смерти, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедитьсяв том, что все осталось как прежде. Отрицание ‬это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше ‬оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль, как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями. И тогда приходит третья стадия ‬стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим; обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога и др. Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее. Об этой стадии С. Левин написал так: «Раздражение возникает из чувства беспомощности, которое всегда было, но теперь оказалось в центре нашего внимания. Гнев ‬это просто изолирующее болезненное переживание. Быть с человеком, который раздражен «несправедливостью жизни», означает быть мягким и податливым для его огорчений, стать открытым пространством, в котором буря скоро утихнет»[4, с. 270].Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает стадия депрессии‬тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.И какими непереносимыми не были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это ‬естественный процесс переживания утраты. Для некоторых людей выход из этого состояния становится практически невозможным, однако большинство, спустя определенное время,способны начать восстанавливать свою жизнь, приняв случившееся. Ведь, чтобы справиться с таким событием как смерть, его надо ПЕРЕжить, отгоревать. И чем полнее человек позволяет себе сделать это, чем больше он готов впустить потерю в свою жизнь, тем легче ему принять смерть и в той или иной степени смириться с нею. И если он сможет открыть свое сердце горю, то в ответ сердце поможет ему понять смысл этого горя и обрести прощение[11]. Повидимому, именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь глубокую печаль и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощать его и себя. В этом смысле печаль является продолжением творческого процесса поиска себя и своей жизни. Погружение в уныние дает возможность увидеть то, от чего человек так долго бежал: это своеобразная остановка, позволяющая видеть целое. Считается, что справиться с водоворотом можно только нырнув к его началу: это ныряние и есть стадия депрессии, главное ‬вовремя из нее вынырнуть. Люди, достигшие этого, проделывают большой путь не только в оплакивании потери, но и в поиске себя, своей связи с миром, причин и значения случившегося. Такая внутренняя работа знаменует переход к завершающей стадии горевания.Как мы видели выше, предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили,в основном, разрушительный характер. Пятая стадия горевания ‬это стадия принятия смерти. Очевидно, существует несколько уровней принятия. Одним из распространенныхуровней является покорность; С. Левин называет ее «коммуникативная разновидность депрессии»; «еще один побег от страха, смерть перед смертью»[4, с. 275], тихоеотчаяние и безнадежный застой. Другим уровнем является понимание, что со смертью близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, не смотря на потерю. Человек на этой стадииможет простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, происходит возвращение себе себя самого. Переживания такого характера могут нести в себе новую идею собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.Кажется, что все очень просто: всего пять шагов от шока до полного принятия смерти. Однако следует отметить, что мы говорим о стадиях переживания потери, стадиях горяпотому, что это помогает нам сконцентрироваться на потоке изменений внутри человека и понять их суть. И несмотря на то, что мы выделяем общие закономерности, каждый человек ‬это особый случай; это не «стадия», а беспрерывный процесс измененийвнутреннего состояния,наполненного страданием, страхоми поиском.Горевание является культурной нормой, но в некоторых случаях реакция на горевание становится патологической и разрушает дальнейшую жизнь человека. Р. Кочюнас, основываясь на работе Э. Линдеманна [12],выделяет следующие признаки патологического горевания, при которых нужна помощь профессионального психолога[13]:1.Человекне может говорить опотере(например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно;2.Подобные события у других людей запускают у человека интенсивные переживания собственной утраты;3.Человек часто поднимает тему утрат или тему своего бесправия и отсутствия власти над обстоятельствами жизни;4.Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий, создаётся своего рода музей утраты;5.Появление симптомов, сходных с теми,что были у больного при смерти;

6.Человек делает радикальные перемены в жизни, не соответствующие данным обстоятельствам. Например, внезапный отъезд, эмиграция, отказ от близких, друзей и так далее;7.Хроническая депрессия с чувством вины и потерей самоуважения;8.Подражание умершему(иногда даже если у человека нет желания это делать);9.Необъяснимая печаль, возникающая в одно и тоже время года;10.Страх умереть от той же болезни, что и близкийчеловек. Для того, чтобы понять, что именно происходит в процессе работы горя, можно рассмотреть его не через стадии, а через задачи, которые необходимо решить горюющему человеку. Этот подход был предложен Дж. Вильямом Ворденомв его книге «Консультирование и терапия горя» [14], а задачи, по сути, схожи с темизадачами, которые решает ребенок по мере взросления и отделения от матери:1. Принять реальность потери. Причем не только разумом, но и чувствами.2. Пережить боль потери, таккакнепережитая боль потери рано или поздно все равно проявиться в какихлибо симптомах, в частности,в психосоматических.3. Создать новую идентичность, то есть найти свое место в мире, в котором уже есть потеря. Это значит, что человек должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим, найти для них новую форму и новое место внутри себя.Эта задача проявляетсятакже в поиске горюющим человеком своего нового места в сообществе (в семье, на работе, в отношениях с собой и другими). 4. Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни. Во время гореваниячеловек поглощен умершим; ему кажется, что забыть о нем или перестать скорбеть равносильно предательству. На самом деле возможность отпустить свое горе может даровать человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.Рассмотренные выше задачи горевания могут являться также и стадиями психологической помощи, говоря о которой следует отметить также некоторые принципы работы горя, описанные Г. Уайтедом [цит. по 11].Ритуал называния. Исцеление предполагает, что у потери есть имя, название; только в этом случае ее можно оплакать. Этот принцип говорит также о том, что ситуацию горя важно рассказывать, так как в ней много деталей и много энергии, только рассказывая историю, можно создать контекст для сострадания.Понимание горевания как нелинейногопроцесса. Важно помнить о том, что в ходе этого процесса внутренняя жизнь меняется: в начале человек переживает душевный хаос с преобладающими негативными чувствами, а в конце возникает ощущение, что некоторые части внутреннего мира как будто перестроились, сложились в новую структуру.В связи с нелинейностью процесса нужно сказать о том, что прощание с потерей может застать человека в любом месте; очень часто горевание «выныривает» совершенно непредсказуемо. Человеку кажется,что он уже вполне справился с горем и может продолжать нормальную жизнь, но болезненные переживания могут застать врасплох. Воспоминания о потере неожиданно нахлынут в течение ответственных переговоров на работе, заставят плакать во время поездки на природу или вдруг погрузиться в себя посередине всеобщего веселья. Эта особенность горевания еще раз подчеркивает то, что душевная жизнь протекает по своим законам, не подчиняясь сознательной логике, и имеет собственную динамику.В работе с горемвсегда есть точка прорыва. Это означает, что в процессе психологической помощи при работе с горем человек может вдруг начать обнаруживать какието позитивные аспекты своего опыта,связанного с потерей, и наряду с чувством утраты в ее субъективном переживании начинает появляться чувство светлой грусти и принятия.Горевание требует разрешения. Если у горя есть точка начала, значит, у него должно быть и окончание, но для того, чтобы этот процесс завершился конструктивно, горюющему человеку нужно чувствовать понимание и принятие со стороны близких. В рамках психологической помощи должно быть создано такое пространство, которое позволило бы горю разрешиться, вылиться, выразиться, вырваться наружу, а так как горе, по большей части, это страх, гнев, вина, обида, страдание, боль и слезы, то все эти чувства должны иметь возможность быть принятыми ‬бережно, осторожно и со вниманием.Еще одним принципомявляется связь между горем и сообществом. Горевание действительно всегда в том или ином смысле приходит к сообществу, так как переживание потери требует, с одной стороны, поддержкиот других людей, а с другой, поиска своего места в мире, субъективно изменившимся после потери.Проходя через потерю и одинокость, человек больше начинает ценить связь с другими людьми, с сообществом, которая, в свою очередь, помогает ему отгоревать.И последний принцип, который можно выделить при работе с горемв рамках психологической помощи‬помнить не только об ограниченности, конечности и смертности, но и о безграничности, вечности и цикличности.Проживание потери шаг за шагом, этапза этапом, урок за уроком готовит нас к тому, чтобы в завершении этого пути увидеть те изменения, ради которых, возможно, мы столкнулись с этим непростым и порой ‬почти невыносимым опытом. Именно поэтому позитивное значение прохождения через потерю постигается не в начале пути, когда боль и слезы застилают глаза, а лишь в его завершении. Говоря словами С. Левина, «возможно, это самое трудное искусство, которым мы можем овладеть ‬искусство доверять не только радости, но и страданию; умение открываться горю, каким бы оно ни было, не теряя из виду совершенство вселенной» [4, с. 114].Таким образом, любая потеря ‬это часть нашей души, живая и трепещущая, с которой мы вынуждены расставаться часто не по своей воле, отрывая ее от себя, а вместе с ней ‬все то, чему уже не суждено сбыться. Потеря всегда сталкивает нас с тем, чего мы так тщательно избегаем‬с конечностью, смертностью, изменчивостью и неконтролируемостью. И в этом ‬боль потери. Но, принимая это страдание и продолжая жить, мы можем обнаружить, что потеря погружает нас на такую глубину собственной души, о которой мы даже не предполагали и там, глубоко внутри, мы можем встретить источник, помогающий выдержать невыносимое и справиться с непоправимым; источник, дающий нам не только право жить в мире, где есть потери, но и быть способными с благодарностью принимать все их дары, веря в мудрость жизни и доверяя ее течению. Это знание так же, как и многие другие уроки ‬оборотная сторона потери и работы горя.

Ссылки на источники1.Заманаева Ю. В. Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд.психол.н. СПб., 2004. ‬18 с.2.Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Гардарики. 2004. 136 с. 3.Василюк Ф. Е. Переживание горя и утраты// Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационноаналитический бюллетень № 3. М.:Смысл, 2001. С.19‬32.4.Левин С. Кто умирает? К.: София, 1996. 5.Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания /пер. с англ. ‬М.: Когитоцентр, 2007. ‬160 с.6.Дейтс Б. Жизнь после потери / пер. с англ. Чесноковой В. ‬М.: ФаирПресс, 1999. ‬304 с.7.Моуди Р., Аркэнджел Д. Жизнь после утраты. Киев: София; М.: Гелиос, 2002. 287 с.8.Быстрова И.А.Взаимосвязь личностных особенностей и переживания потери у женщин 25 ‬35 лет. Дипломная работа (научный руководитель ‬к.пс.н., доц. Баканова А.А.). РГПУим. А.И. Герцена. 2003. ‬60 с.9.Астафьева С.А. Переживание потери близких женщинами. Дипломная работа (научный руководитель ‬к.пс.н., доц. Баканова А.А.). РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. ‬48 с.10.КублерРоссЭ. О смерти и умирании. М.: София, 2001. 110 с.11.Баканова А.А. Смерть и работа горя// Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А.., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С.182212.12.Линдеманн Э. Клиника острого горя//Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Издво Моск. унта, 1984.С. 212219.13.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.14.Ворден В. Понимание процесса горевания //Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. 2015. №3. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3871[Дата обращения: 20.03.2016]

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 114693031к «Как помочь себе и близким в кризисной ситуации»