Теоретические аспекты понятия «агрессивное вождение» и предупреждение опасных дорожно-транспортных происшествий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Строева О. А. Теоретические аспекты понятия «агрессивное вождение» и предупреждение опасных дорожно-транспортных происшествий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2441–2445. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96409.htm.
Аннотация. Статья содержит анализ понятий «опасное вождение» («агрессивное вождение»), выработанных законодательством и практикой ряда зарубежных стран, и раскрывает возможность применения данных дефиниций в действующем российском законодательстве. В статье выделяются и систематизируются причины, влияющие на формирование агрессивного поведения водителей автотранспортных средств, рассматриваются возможные пути регулирования опасного поведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Строева Оксана Александровна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры государственноправовых дисциплин, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьяноваoxana25121989@gmail.com

Теоретические аспекты понятия «Агрессивное вождение» и предупреждение опасных дорожнотранспортных происшествий

Аннотация.Статья содержит анализ понятий «опасное вождение» («агрессивное вождение»), выработанных законодательством и практикой ряда зарубежных стран, и раскрывает возможность применения данныхдефиниций в действующем российском законодательстве.В статье выделяются и систематизируются причины, влияющие на формирование агрессивного поведения водителей автотранспортных средств, рассматриваются возможные пути регулирования опасного поведения.Ключевые слова:опасное вождение, агрессивное вождение, неосторожное вождение, безопасность, дорожное движение, ответственность.

«Агрессоры за рулем –это бич российских дорог и

бороться с такими водителями безусловно необходимо».Сергей Лобарев

Решение проблемы безопасности дорожного движения, за которой стоят жизнь и здоровье десятков тысяч людей, ориентировано на эффективное использование возможностей государства и институтов гражданского общества.Повышенное внимание к данной проблеме в последние десятилетия имеет серьезные основания, что подтверждается и статистикой дорожной аварийности.1 300 000 человек ежегодно гибнут на дорогах планеты[1, C.3].

Поэтому, бесспорным остается факт того, что для правильного планирования и организации мер повыявлению и повышению безопасности дорожного движения важно выделять основные факторы риска, способствующие дорожнотранспортному травматизму. Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов –законодательного, инфраструктурного, правоприменительного, –но одним из определяющих аспектов является правосознание, культура поведения и ответственность участников дорожного движения.Главным компонентом процесса дорожного движения является человек и в первую очередь –водитель транспортного средства. Водитель должен обладать высокими профессиональными качествами, развитым чувством долга и ответственности, хорошо знать Правила дорожного движения[2, C.76].

Это обусловлено тем, что главные причины аварийности связаны, в значительной степени,с поведением водителей:состояние опьянения, низкая водительская дисциплина и агрессивная манера вождения[3, С.17].К числу прочих факторов, связанных с водителями и увеличивающими опасность ДТП,относятся усталость и стресс,обусловленные чрезмерно высоким уровнем загрузки дорожнойсети, недостаточно хорошаяобзорность (что не позволяет увидеть наиболее уязвимыхучастников дорожного движения), и, в последнее время, использование мобильных телефонов и портативных устройствдля отправки и получения текстовых сообщений[3, С.28].

Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство ДТП и преступлений происходит по вине нерадивых, безответственных, недисциплинированных водителей, которые либо сознательно нарушают предписанные им нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям (соблюдению ПДД), либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку[2, C.77].Успешное противодействие дорожным происшествиям и преступным явлениям невозможно без постоянного переосмысления получаемых результатов и используемых средств воздействия. Важным элементом совершенствования политики в области безопасности дорожного движения является эффективность национальной законодательной базы.Национальная политика являетсяважнейшим элементом реализации стратегических действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Она служит также основой для разработки и принятия национального законодательства в данной сфере[1, C.11]. Таким образом, совершенствование законодательной базы является одним из приоритетных направлений действующей системы повышения безопасности дорожного движения.В последние годы в действующее российское законодательство об ответственности за транспортные правонарушения и преступления внесен ряд существенных изменений и дополнений, призванных повысить безопасность дорожного движения и усовершенствовать законодательный механизм ее регулирования[4, C.33]. В настоящее время предлагается дополнить Правила дорожного движения Российской Федерации понятием «опасное вождение», означающим создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких определенных действий, связанных с нарушением ПДД, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону [5]. Следует отметить, что в законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки, Австралии и ряде стран Азииприсутствуют нормы, в которых предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность за опасное и агрессивное вождение, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации, угрозу безопасности других участников дорожного движения. В законодательстве этих стран существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving).Причем все чаще «небрежное вождение» признается административноправовым нарушением, а «опасное вождение» –уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.Под опасным вождением иностранцы зачастую понимают подрезание при обгоне, злоупотребление звуковым сигналом, моргание дальним светом, невключение поворотников, несоблюдение безопасной дистанции, «шашки» на трассе при опережении или обгоне, проявление враждебности к другим участникам дорожного движения.Так, согласно действующего Уголовного Кодекса Канады в ст.249, предусмотрена уголовная ответственность клицу, котороесоздает опасную ситуацию для общества, если управляет транспортным средством без учета погодных условий, времени, качества дороги, особенностей места движения и его напряженности, а также состояния автомобиля и мощности двигателя, хотя от него следовало бы ожидать более разумного и осторожного поведения на трассе. Такое поведение обычно характеризуют как общественно опасное, существенно отклоняющееся от разумного, общепринятого стиля вождения[4, C.3435]. Законодательство Англии использует для уголовного преследования за дорожные преступления положения норм, запрещающие опасное, невнимательное или неосторожное вождение. Согласно Закона о дорожном движении 1988 г., опасным признается не соответствующее общепринятому уровню вождение, когда водитель не имеет лицензии на управление автомобилем, дисквалифицирован, не имеет страхового полиса, значительно превышает допустимую скорость движения, избранный им скоростной режим не соответствует дорожным условиям, устраивает гонки на дороге, демонстрирует агрессивную манеру движения, отвлекается при управлении транспортным средством, нарушает требования к состоянию автомобиля и требования к его эксплуатации, осознанно допускает вождение в состоянии усталости или болезни, нарушающие навыки вождения[6]. Самые понятные критерии преступления и методы наказания за неадекватное поведение за рулем действуют во многих штатах США, где опасным вождением считаются три нарушения правил подряд, совершенных на глазах у полицейского. Например, превышение скорости, неаккуратное перестроение и несоблюдение безопасной дистанции. Такое комплексное нарушение не только карается штрафом в размере от 500 до 2500 долларов, но и может привести водителя за решетку в случае рецидива. Одновременно нарушитель может лишиться права управления транспортным средством на срок от одного месяца до полугода. Более того, американское законодательство описывает понятие дорожного гнева (Road rage), за которое тоже предусматривается уголовное наказание. В тюрьму можно попасть за агрессивное вождение и откровенно хамское поведение, включая грубые жесты, оскорбления и угрозы по отношению к другим участникам дорожного движения, а также попытки нанести урон или проучить коголибо с использованием собственного автомобиля.Агрессивное вождение может выражаться в опасном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемым после резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех в нарушение Правил дорожного движения для других участников дорожного движения или опасном приближении к впереди идущему транспортному средству. Например, водитель грузовика нарушил требования знака «Направление движения по полосе» и вместо того, чтобы принять правее, как и предписано, просто поехал прямо, изза чего водитель легковогоавтомобиля налетел левым колесом на бордюр. Другой пример, водитель, управляя легковым автомобилем «КИАРИО», при перестроении вправо «подрезал» водителя, управляющим автомобилем «ХондаДжаз». Уходя от столкновения, последняя совершила необоснованный маневр влево, автомобиль сорвался на сухой дороге в занос и врезался в отбойник. Согласно решений Верховного Суда Российской Федерации водителями грузового автомобиля и автомобиля марки «КИАРИО» созданы аварийные ситуации, результатами которых стали ДТП. Таким образом, судом была установлена ответственность водителя, совершившего опасный маневр и создавшего опасность движения, ситуацию, при которой создается угроза возникновения дорожнотранспортного происшествия.Известный автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто предложил считать «опасным вождением» сочетание двух иболее опасных нарушений, закоторые можно назначать более высокие наказания. Также онподчеркнул, что необходимо ввести практику, когда всуде засчитываются показания видеорегистраторов ифотографий, ауГИБДД появится отдельный телефонный номер, позвонив покоторому, человек может рассчитывать нато, что патрульная машина быстро приедет инакажет виновного. Другой эксперт предложил страховым компаниям делать страховки для злостных нарушителей напорядок дороже, аводителям, которые нарушают мало иредко, напротив, предоставлять значительные бонусы.Одна из главных характеристик агрессивного вождения явно умышленное, намеренное, осознанное создание помех для других участников дорожного движения.Агрессия на дорогах проявляется поразному. Она не всегда сводится к рукоприкладству или порче чужого имущества. Для одних водителей в порядке вещей парковка на тротуаре или детской площадке, для других –разворот через две сплошные. Третьи не считают нужным пропускать мчащиеся к пострадавшим машины экстренных служб, четвертые любыми способами стараются поддеть водителяновичка, пятые игнорируют правила маневрирования.

В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено санкций за намеренное, умышленное создание помех, характеризуемое как агрессивное вождение[7].В то же время очевидно, что агрессивное вождение автомобиля создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации, угрозу безопасности другихучастников дорожного движения. Так, например, неоднократное опасное перестроение по полосам движения может заставить других водителей прибегнуть к экстренному торможению, вынужденному экстренному перестроению и изменению направления движения на дороге, спровоцировать выезд на встречную полосу. К аналогичным последствиям может привести и резкое неоправданное намеренное торможение, совершаемое после резкого ускорения, которым обычно сопровождается быстрое перестроение по полосам движения. Не менее опасным является и приближение к впереди идущему транспортному средству практически вплотную. Обычно водители, практикующие агрессивное вождение, таким маневром требуют уступить себе дорогу, иногда прибегая одновременно к использованию дальнего света фар. Подобное поведение, в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации о соблюдении безопасной дистанции между транспортными средствами, также может привести, а как показывает практика зачастую и приводит, к дорожнотранспортному происшествию. Водитель впереди идущей машины в этот момент вынужден совершить экстренное торможение, чтобы, например, пропустить перебегающих через дорогу человека или животных, и тогда изза отсутствия безопасной дистанции столкновение автомашин становится неизбежным. Неопытный водитель впереди идущего транспортного средства, заметив опасно приблизивший автомобиль, может попытаться быстро сменить полосу движения и создать аварийную ситуацию с участием автомашин на соседней полосе. Таким образом, в любом случае агрессивное вождение стало негативным типичным фактором на российских дорогах, способствующим возникновению аварийных ситуаций[8].

В США, Европе, Австралии и ряде стран Азии, помимо общепринятых нарушений ПДД, есть нарушения, причиняющие неудобства другим участникамдвижения. К нарушениям, которые провоцируют создание аварийных ситуаций, относятся: подрезание при обгоне, использование дальнего света фар, невключение сигналов поворота при маневрах, несоблюдение безопасной дистанции, использование мобильного телефона, несоблюдение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, многократная смена полос движения при опережении или обгоне, злоупотребление звуковым сигналом, а также оскорбление других водителей, агрессивная мимика и жестикуляция, воспрепятствование обгону и езда по обочине дороги. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре «небрежное вождение» признается административно правовым нарушением, а «опасное вождение» уголовно наказуемым.Однако отметим, что перечень маневров и действий, которые создают опасность на дороге и которые запрещены ПДД, можно легко расширить. Водители часто пытаются найти оправдание своему агрессивному вождению и причинами называют неудовлетворительное состояние дорог, интенсивное движение и другие факторы. Однако основная причина –это пренебрежение к другим и низкий уровень культуры и этики водителей.

«Опасное вождение» характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.Отметим, что перечень маневров и действий, которые создают опасность на дороге и которые запрещены ПДД, можно легко расширить.Водители часто пытаются найти оправдание своему агрессивному вождению и причинами называют неудовлетворительное состояние дорог, интенсивное движение и другие факторы. Однако основная причина — это пренебрежение к другим и низкий уровень культуры и этики водителей. Чтобы искоренить это, нужно менять свое отношение к вождению транспортом повышенной опасности.Таким образом, агрессивное вождение (опасное вождение) является типичным негативным фактором безопасности дорожного движения. Очевидно, что агрессивное вождение автомобиля создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации, угрозу безопасности других участников дорожного движения. Подобное поведение, в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации о соблюдении безопасной дистанции между транспортными средствами, также может привести, а как показывает практика зачастую и приводит, к дорожнотранспортному происшествию.

Ссылки на источники

1.Первая Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. 62 Сессия Генеральной Ассамблеи ООН Резолюция №62/244. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире. М., 2009.2.Латыпова К.С. Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России // Вестник Бурятского государственного университета. 2014, №14 (1). С.76.3.Противостояние «смерти на колесах». Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии. Создание межотраслевых партнерств для борьбы с тихой эпидемией. Москва, Издательство «Алекс». 2009.4.Копылов М.Н., Дороднов А.Г. Ответственность за опасное вождение по уголовному праву Канады // Юридические науки. 2012, №3.5.Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» (по состоянию на 08.10.2015). КонсультантПлюс.www.consultant.ru6.Дороднов А.Г. Обусловленность криминализации опасного вождения в праве Англии // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012, №20. С.147.7.Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». КонсультантПлюс.www.consultant.ru8.http://www.kommersant.ru/doc/2332930