Основы организации обучения сотрудников ОВД приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сокуренко В. С. Основы организации обучения сотрудников ОВД приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2471–2475. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96415.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации обучения сотрудников ОВД приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом. Автор теоретически и практически обосновывает выбор структуры изложения учебного материала, закономерности и условия формирования навыков защиты от ударов ножом, тяжелым предметом для обеспечения личной безопасности сотрудников и готовности их к успешному выполнению задач своей профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сокуренко Валерий Станиславович,старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьsokval64@mail.ru

Основы организацииобучения сотрудников ОВДприемам защиты

от ударов ножом, тяжелым предметом

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации обучения сотрудников ОВД приемам защитыот ударов ножом, тяжелым предметом.Автор теоретически и практически обосновываетвыбор структуры изложения учебного материала, закономерности и условия формирования навыков защиты от ударов ножом, тяжелым предметом для обеспечения личной безопасности сотрудников и готовности их к успешному выполнению задач своей профессиональной деятельности.Ключевые слова:сотрудники ОВД,физическая подготовка,приемызащиты от ударов ножом, тяжелым предметом,формирование навыка,линейная структура, концентрическая структура, спиральная структура,смешанная структура.

Приемы защиты от ударов ножом, тяжелым предметом изучаются сотрудниками органов внутренних дел на занятиях по предмету «Физическая подготовка». Пособие предназначено для использования в учебном процессе образовательных организаций МВД России, а также на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России.Формирование навыков приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметом является длительным и трудоемким процессом, требующим от сотрудников наличия определенного уровня развития физических качеств, личностных качеств, таких как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.Целью занятий по данной теме является формирование навыков защиты от ударов ножом, тяжелым предметом для обеспечения личной безопасности сотрудников и готовности их к успешному выполнению задач своей профессиональной деятельности.Задачами обучения приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом являются:1.Овладение навыками защиты от ударов ножом, тяжелым предметом.2.Развитие профессионально значимых физических качеств и поддержание их на необходимом уровне.3.Развитие профессионально значимых личностных качеств.В результате изучения приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметомсотрудник должен знать:–основные нормативные правовые акты, регламентирующие правомерность применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–порядок выполнения приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметом и основные ошибки,допускаемые при этом.Сотрудник должен уметь:–анализировать нормативные правовые акты, относящиеся к правомерности применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–самостоятельно анализировать технику выполнения приемов, выявлять ошибки и исправлять их.Сотрудник должен владеть:–навыками приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметом;–навыками физических упражнений.Сотрудники органов внутренних дел изучают приемы защиты от ударов ножом, тяжелым предметом в рамках отдельной темы дисциплины «Физическая подготовка». Они должны владеть приемами защиты от ударов ножом, тяжелым предметом в различных ситуациях, связанных с выполнением профессиональных обязанностей и самообороной[1]. В соответствии с таким принципом обучения, как системность и последовательность, обучение идет от простого к сложному. Для повышения эффективности формирования навыков боевых приемов борьбы в профессиональном обучении сотрудников полиции необходимо следовать определенным правилам структурирования тематического плана. Для реализации использования смешанной структуры изложения учебного материала тематический план необходимо структурировать «от простого к сложному». Следуя данному принципу, темы должны располагаться по очередности в соответствии с возрастанием сложности выполнения унифицированных боевых приемов борьбы, что будет способствовать постепенному нарастанию сбивающих факторов, осложняющих выполнение приема, и, соответственно, способствовать становлению их навыков[3].Для увеличения объема повторений боевых приемов борьбы, вариативности их исполнения в тематическом плане необходимо выделить базовые и специальные темы. В этом случае разучивание основных унифицированных приемов борьбы и технических действий происходит в базовых темах. Далее эти приемы и технические действия совершенствуются в специальных темах.В базовых темах могут изучаться: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения; удары; броски, болевые и удушающие приемы.Специальные темы отличаются от базовых тем, что они имеют служебноприкладную направленность. Содержание этих тем определяется требованием ведомственных нормативноправовых документов и условиями профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.В специальных темах изучаются приемы, в которых используется техника базовых тем. В частности, в приемах защиты от ударов ножом, тяжелым предметом используются ранее изученные перемещения, удары, броски, болевые приемы на руки. Выполняя прием защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, сотрудник действует согласно определенному алгоритму применения техники базовых тем. Соответственно, разучивание приема должно быть направлено на понимание этого алгоритма действий в зависимости от многих сбивающих факторов (направления атаки, скорости движения атакующей руки, времени суток, одежды, физической подготовленности сотрудника и нападающего, количества нападающих и т.д.). Совершенствование приемов защиты от ударов ножом, тяжелым предметом до уровня навыка направлено главным образом на формирование навыков базовой техники; совершенствования физических качеств, актуальных для выполнения изучаемых приемов, а также на отработку алгоритма действий.В данном случае соблюдаются требования формирования навыка приема:–постоянное использование ранее изученной техники обеспечивает большой объем ее повторения; –условия выполнения ранее изученной техники постепенно усложняются сбивающими факторами;–вариативность исполнения базовой техники.Для реализации принципа системности и последовательности обучения большое значение имеет правильный выбор структуры изложения учебного материала (линейная структура, концентрическая структура, спиральная структура и смешанная структура)[2].Особенность использования линейной структуры темы учебного материала состоит в том, что учебные вопросы за время обучения на занятиях прорабатываются последовательно и, как правило, только один раз. В этом случае необходимо отметить, что объем изучаемых приемов борьбы и упражнений достаточно большой. В рамках учебной программы обычно на одну тему отводится от 4 до 8 занятий. При использовании линейной структуры слушатели за 48 занятий успевают только разучить приемы одной темы и сразу переходить к другой. Слушатели не успевают отработать их до уровня навыка, характерными признаками которого являются помехоустойчивость и автоматизированность выполнения.Концентрическая структура изложения учебного материала предполагает возвращение к уже пройденному материалу. Одни и те же приемы используются в различных темах учебной программы. При этом условия и варианты выполнения приемов в каждой теме постоянно меняются и, что важно, постепенно усложняются. При использовании такой структуры постоянно меняются и нарастают сбивающие факторы выполнения приема, соответствующие определенной теме. Таким образом, обеспечивается большой объем повторений унифицированных приемов и вариативности их выполнения, что способствует формированию помехоустойчивости и автоматизированности выполнения приема. Тем самым создаются условия для формирования навыков приемов.Использование спиральной структуры изложения учебного материала позволяет сотрудникам, не теряя из поля зрения исходную проблему, например, «защита от ударов ножом, тяжелым предметом», постепенно расширять и углублять круг связанных с ней знаний, возможныхприемов защиты, с использованием для этого более совершенных приемов с автоматом или подручными средствами, или при групповом нападении. Использование спиральной структуры особенно актуально для процесса совершенствования навыков владения боевыми приемамиборьбы.Преподавателями по физической подготовке традиционно используется линейная структура обучения боевым приемам борьбы, хотя в современной педагогике все чаще отдается предпочтение смешанной структуре, являющейся комбинацией линейной, концентрическойи спиральной структур. Смешанная структура обучения позволяет наиболее эффективно достигать цели обучения, гибко подстраиваться под временной период, познавательные возможности обучаемых и, что очень важно, уровень их подготовленности.Для показа наиболееудобен сомкнутый одношереножный или двухшереножный строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 68 м), а преподаватель находится между шеренгами посредине строя. Если в подразделении есть спортсмены, владеющие единоборствами, то их можно привлекать к демонстрации приемов.Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой, критической обстановке. Определяется конечный результат, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ выполнения приема. Следуетдать пояснения слушателям о необходимости выполнения вариантов приема, соответствующих правовым нормам.Преподаватель должен четко определить действия партнеров в парах, дозировку болевых воздействий, исходное и конечное положение партнеров. Для разучивания приемов необходимо распределить слушателей по парам. Приемы разучивать по частям и в целом. Прием необходимо разделить на логически завершенные элементы –фазы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема. Можно разделить прием на34 фазы. По мере усвоения техники приема по фазам количество частей необходимо сократить путем их объединения. Выполнив прием 23 раза по фазам, разучивание продолжить на 2 счета. Далее прием выполнять в целом. После того как слушатели освоят приемы в целом, им целесообразно дать задание для самостоятельного выполнения. Необходимо также помнить, что результат приема зависит от выполнения его мельчайших деталей. Приемы разучиваются и совершенствуются в обе стороны, правой и левой конечностями. Следует обращать внимание на ошибки, заставляя слушателей устранять их постепенно, по очереди. Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе. Необходимо убедить слушателей изучать различные варианты приемов.Нельзя допускать, чтобы эмоции управляли действиями подчиненных. Стихийные, неконтролируемые единоборства приводят к травмам, нарушению техники выполнения приемов и не способствуют разучиванию техники. В связи с этим преподавателю необходимо поддерживать высокую дисциплину и организованность на занятиях, четко подавать команды и распоряжения, добиваться их точного выполнения.Эффективность учебнотренировочного процесса обучения боевым приемам борьбы во многом зависит от соблюдения правил личной гигиены сотрудника, гигиены его спортивной одежды и обуви.Правила личной гигиены регламентируют рациональный суточный режим сотрудника, контроль его питания. Соблюдения суточного режима способствует повышению спортивной работоспособности сотрудника. Современное представление о рациональности суточного режима основывается на данных, полученных при изучении хронобиологии и хроногигиены. Деятельность организма во многом подчинена деятельности биологических ритмов. Биологические ритмы также связаны с ритмами внешней среды: сменой дня и ночи, фазами луны, активностью солнца и т.п. В течение суток ритмические показатели работоспособности человека изменяются. Отмечаются также и значительные колебания психофизиологических функций. Наиболее оптимальным временем для учебнотренировочных занятий являются периоды от 10 до 13 ч и от 16 до 20 ч. В это время целесообразно планировать и проводить основные тренировочные занятия.В режиме сотрудника необходимо,прежде всего,обеспечить: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; обязательное чередование служебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное полноценное питание в одно и то же время; проведение тренировок в оптимальное для этого время; длительный и полноценный сон. Подъем необходимо проводить в одно и то же время, не позднее 7 ч. После подъема выполняется гигиеническая гимнастика (зарядка) продолжительностью 1520 мин. После зарядки следует обязательно выполнить закаливающие процедуры.Сразу же после пробуждения от ночного или дневного сна отмечается недостаточно высокий уровень функционального состояния центральной нервной системы и нервномышечного аппарата. В связи с этим тренировочные занятия, направленные на совершенствование быстроты, силы и координации движений, должны проводиться не ранее чем через 60 мин после сна. Не рекомендуется также проводить учебнотренировочные занятия после 20 ч.При высоких тренировочных нагрузках важно правильное чередование труда и отдыха, лишь тогда можно ожидать полноценного восстановления сил и функциональных возможностей организма. Важное значение для восстановления функций организма после напряженной тренировки имеет сон. Если после физических нагрузок обучающийся недостаточно спит и отдыхает, то силы его не восстанавливаются, при этом ухудшается самочувствие, появляется слабость, вялость, пропадает аппетит. В результате падает работоспособность и выносливость. Сон должен быть достаточно длительным (не менее 8 часов) и регулярным. Недосыпание и изменения времени сна являются причинами, содействующими перетренированности.Для полноценного сна необходимо создать определенные гигиенические условия. Комната перед сном должна быть проветрена. Желательно спать с открытым окном или форточкой при температуре воздуха 1718 °С. Постель не должна быть слишком мягкой. Необходимо устранить шум, свет и другие раздражающие факторы. Спать следует в одних трусах. Перед сном рекомендуется небольшая прогулка (3040 мин), ванна для ног. Прием пищи не позднее, чем за 23 часа до сна. Не рекомендуется спать днем перед тренировкой. Для полноценного восстановления сотрудников следует предусмотреть не менее 23 часов в день для прогулок на свежем воздухе. Очень полезны походы в лес в выходные дни. В режиме дня следует предусматривать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению.

Ссылки на источники1.Гусев А.А. Использование круговой тренировки для совершенствования навыков приемов защиты от ударов ножом у сотрудников ОВД //Совершенствование физической, огневой и тактикоспециальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт сборник статей. Орёл, 2015. С. 3337.2.Троян Е.И. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом: учебнометодическое пособие. Тюмень: ТИПК МВД России, 2015. 68с. ISBN 97859316023323.Троян Е.И. Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки. // Психопедагогика в правоохранительных органах. №1(40). 2010. –С. 7173.