Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 4 (апрель). – С. 52–57. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности профессионально-ценностных ориентаций учителей с разным трудовым стажем. На основании применения статистических критериев были получены достоверно значимые различия в ценностях отношений, знаний, качеств и умений педагогов, а также в сформированном типе профессионально-ценностных ориентаций представителей выборки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.1

ART170080УДК 159.9.07

Самойлик Наталья Анатольевна,

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», г. Новокузнецкnat_asp@mail.ru

Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем

Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности профессиональноценностных ориентаций учителей с разным трудовым стажем. На основании применения статистических критериев были получены достоверно значимые различия в ценностях отношений, знаний, качеств и умений педагогов, а также в сформированном типе профессиональноценностных ориентаций представителей выборки. Ключевые слова:учитель, профессиональноценностные ориентации, стаж работы, статистические критерии. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемымедицины и экологии человека.

Изменениесистемы образования в современных социальноэкономических условиях привело к необходимости разработки новых критериев профессионального становления специалиста. В большей степени внимание традиционно уделяется такой социально значимой профессии, как педагог. Именно учитель формирует в постоянно развивающейся личности ведущие качества и характерные особенности, закладывает основу ценностносмысловых ориентаций. Ценностносмысловые ориентиры, интериоризируемые индивидуальным сознанием, не только представляютсобой универсальные личностные категории, но и детерминируют поведение человека, в том числе в профессиональной деятельности. В связи с данным обстоятельствомследует актуализировать изучение ценностной сферы педагогов, необходимойдля эффективности обеспечения процесса личностного развития ученика. В процессе профессиональной деятельности педагога формируется не просто система ценностей и смыслов;происходит осознание значимости и незаменимости реализуемого трудакак для социума, так и для себя лично. В своих исследованиях В.А. Сластенин неоднократно обращается к вопросу ценностных ориентаций педагога. Выстраивая концептуальную модель профессионального самосознания учителя, автор особо выделяет в ней профессиональноценностные ориентации, отражающие стержневое образование личности преподавателя и опосредующие готовность к образовательной деятельности в соответствии с духовнонравственными и гуманистическими идеалами [1]. Не менее важную мысль высказывает Н.А.Асташова, констатируя, что столь пристальный интерес к профессиональноценностным ориентациям педагогов демонстрирует их важную особенность: «избирательность отношения учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе, развивающуюся на таком значимом базисе, как широкий спектр всех духовных отношений личности, особенно профессионально выраженных» [2]. Как определяют многие исследователи (Н.А. Асташова, Л.В. Вершинина, Н.В.Козлова, Н.В. Кузьмина Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие), целью профессиональной деятельности педагога на современном этапе является Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.2

развитие личности учащегося на основе организации диалога ценностносмыслового равенства субъектов и объектов образовательного процесса. Справедливы слова В.А. Сластенина, замечающего по этому поводу следующее: «Вобразовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новыхжизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта» [3]. Однако, несмотря на достаточнобольшое количество исследований, посвященных профессиональным ориентациям педагогов, они имеют некоторые недостатки. Вопервых, данные исследования сосредоточивают свое внимание на подробной классификации профессиональных ценностей педагога, не обращая вниманияна конкретноесодержание изучаемого феномена. Вовторых, при проведении эмпирического исследования, как правило, используется методика М. Рокича, диагностирующая набор и значимость инструментальных и терминальных ценностей респондента, но не выявляющая профессиональныеценности испытуемых как самостоятельную психологическую категорию. Для проведения исследования, целью которого стало изучение сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем, нами был применен авторский опросник «Диагностика профессиональноценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») [4]. Особенностью данной методики является возможность диагностики типа профессиональноценностных ориентаций и его структурных элементов. К участию в исследовании были привлечены педагоги в количестве 208 человек, имеющие стаж трудовой деятельности по профессии от 5 до 25 лет и работающие в образовательных учреждениях Новокузнецка. На первом этапе исследования все респонденты были разделены на три группы. Первую группу составили учителя со стажемработы по профессии от 5 до 10лет. Во вторую группу вошли педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Третья группа была образована испытуемыми, работающими в школе свыше 20 лет. Анализ профессиональноценностных ориентаций учителейосуществлялся с учетом образованных групп. Характеристика выборки по стажу работы представлена в табл.1. Таблица 1Характеристика выборки по стажу профессиональной деятельности

Номер группы испытуемыхСтаж профессиональной деятельности, годыКоличество респондентов15–10 67 (32%)210–15 69 (33%)3Свыше 20 72 (35%)

В ходе второго этапа исследования все респонденты были продиагностированы по методике «Диагностики профессиональноценностных ориентаций личности». Полученные результаты обрабатывались с помощью программы “StatisticaforWindows 10.0”. Для проверки достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий НКраскалаУоллиса. Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.3

Таблица 2Результаты сравнительного анализа профессиональноценностных ориентаций педагогов по критерию НКраскалаУоллиса

ПараметрыНКраскалаУоллисаUМаннаУитниГруппа 1Группа 2Группа 3НУровень значимости (р)Группа 1Группа 2Группа 2Группа 3Группа 1Группа 3UрUрUрЦО22,80,00219,70,03213,40,04215,40,0129,097,819,97ЦЗ20,10,02117,40,01414,10,05511,50,0338,169,49,9ЦЦ17,90,60511,050,76016,60,8612,40,759,019,239,13ЦР13,50,84313,40,60812,20,6315,90,638,28,88,84ЦК21,20,02519,20,04915,70,00216,10,0357,29,28,9ЦУ20,40,00412,80,12112,00,03611,80,0137,129,029,67КТ ПЦО22,70,01213,130,02815,030,00410,930,0196,658,057,12ЭТ ПЦО22,90,00416,30,00110,10,20112,30,2038,97,837,07ПТ ПЦО23,10,01812,50,10912,670,01111,60,0196,157,939,38

Примечание. ЦО –ценностиотношения, ЦЗ –ценностизнания, ЦЦ –ценностицели, ЦР –ценностирезультат, ЦК –ценностикачества, ЦУ –ценностиумения, КТ ПЦО –когнитивный тип профессиональноценностных ориентаций, ЭТ –эмоциональный тип профессиональноценностных ориентаций, ПТ –поведенческий тип профессиональноценностных ориентаций.

По результатам сравнительного анализа (табл. 2; рисунок) по критерию НКраскалаУоллисаможно заключить, что результаты сравнения демонстрируют достоверные различия по семи шкалам методики «ДиПЦОЛ», кроме ценностицели и ценностирезультата. Полученные результаты позволяют утверждать, что в представленной выборке респондентов присутствуют достоверные различия в ценностяхотношениях (р≤0,002). Данное обстоятельство свидетельствует о разном субъективном представлении педагогов о значимости отношений в профессиональной деятельности. Наиболее высокий показатель ценностейотношений продемонстрировали педагоги со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет (М= 9,09). Вероятно, в связи с небольшим профессиональным опытом для них свойственна потребность в удовлетворении потребности в общении и взаимодействии с коллегами. Также высокий показатель (М= 9,97) по данной шкале у представителей третьей группы позволяет утверждать, что наличие достаточно большого профессионального стажа (свыше 20 лет) значительно влияет на положительное отношение к профессиональной деятельности. Достоверно значимые различия в группах респондентов были получены по шкале «ценностизнания» (р≤ 0,021), отражающей объективное понимание и осмысление значимости знаний в ходе реализации профессиональной деятельности. Высокие показатели осознания значимости полученных знаний для профессиональной деятельности педагога характерны для всех групп респондентов. Однакомотивация постоянного совершенствования знаний, необходимыхкак для личностного, так и для профессионального развития, в большей степени присутствует у педагогов со стажем работы более 20 лет (М= 9,9).

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.4

Графическое представление выраженностипрофессиональноценностных ориентаций педагогов по группам (М): ЦО –ценностиотношения, ЦЗ –ценностизнания, ЦЦ –ценностицели, ЦР –

ценностирезультат, ЦК –ценностикачества, ЦУ –ценностиумения, КТ ПЦО –когнитивный тип профессиональноценностных ориентаций, ЭТ –эмоциональный тип профессиональноценностных ориентаций, ПТ –поведенческий тип профессиональноценностных ориентаций

В результате проведенного исследования получены достоверные различия в выраженности личностнопрофессиональных особенностей педагогов (р≤ 0,025). Так, например, у учителей второй группы со стажем работы от 10 до 15 лет можно наблюдать высокий уровень сформированных представлений опрофессиональном долге, заключающемся во всестороннем развитии личности ученика (М= 9,2). Данная категория педагогов способна проявлять требовательность как по отношению к себе, так и к другим в профессиональной деятельности. Учителя первой группы продемонстрировали преобладание в профессиональной деятельности мотива успешности, что проявляется в ответственности и исполнительности (М= 7,2). По шкале «ценностиумения» также были получены достоверные различия в степени принятия смыслового аспекта реализации профессиональной деятельности (р≤ 0,004). Вместе с тем анализ результатов по Uкритерию МаннаУитнипозволяет констатировать, что учителя со стажем работы от 5 до 10 лет достоверно отличаются от представителей двух других групп. Это свидетельствует о стремлении в систематическом повышении уровнясвоих профессиональных уменийкак основы профессионального саморазвития в связи с относительно небольшим опытом работы в образовательной деятельности(М= 7,12). Особенно следует отметить, что по двум шкалам методики «ДиПЦОЛ» не было получено статистически значимых различий. Шкала «ценностицели»демонстрирует понимание важности достижения профессиональных целей в процессе трудовой деятельности педагога. Отсутствие различий в выраженности целей в ходе реализациипрофессиональной деятельности показывает общее представление педагогов о цели их труда, заключающейся, по мнению Л.М. Митиной,«в важнейшей миссии, которую выполняет учитель в личностном развитии подрастающего поколения как носитель культуры» [5].Такимобразом, для выборки учителей, принимавших участие в исследовании, свойственно объективное осознание целей профессиональной деятельности и уверенность в их достижении независимо от стажа работы по специальности.По шкале «ценностирезультат» также не выявлены статистически достоверные различия. Вероятно, данное обстоятельство связано с наличием у учителей идентичных объективных представлений о результате профессиональной деятельности. Следует отметить, что в выборке респондентов средний балл в группах по данной шкале Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.5

примерно одинаковый и отражает высокий показатель в каждой группе (М�8). Полученный результат свидетельствует о сформировавшемся устойчивом представлении относительнопродуктивности педагогического труда и стремлении ставить перед собой новые профессиональные задачи, в том числе и в саморазвитии. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают обнаруженные статистические различия в выраженности типов профессиональноценностных ориентаций в исследуемой выборке. Когнитивный тип профессиональноценностных отношений характерен для педагогов, имеющих стаж работы по специальности от 10 до 15 лет, что указывает на достаточно высокий уровень смыслообразующего аспекта в процессе реализации профессиональной деятельности. Осознание и принятие профессиональноценностных ориентаций у данной группы педагогов отражает концептуальную основу их профессиональной деятельности и выражается в таких категориях, как профессия педагога, рефлексия содержания труда учителя и гуманизм педагога. Эмоциональный тип профессиональноценностных ориентаций свойственен первой группепедагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и демонстрирует общее положительное эмоциональное отношение к оценке и результату своей деятельности. Данное обстоятельство обусловлено, скорее всего, небольшим опытом работы по выбранной профессии и переживаниемзначимости субъективных профессиональных установок. Выражение активной профессиональной позиции не только в профессиональной жизни, но и в социуме обнаружено в третье группе учителей, стаж профессиональной деятельности которых составляет свыше 20 лет. Педагоги с большим опытом работы реализуют определенную систему поступков и действий, характеризующих их как профессионалов, способных увидеть и раскрыть в ученике актуальные и потенциальные возможности для личностного роста и развития. Таким образом, результаты проведенного исследования выявили достоверно значимые различия в значимости отношений, знаний, качеств и умений. Данные ценности являются необходимыми в процессе профессиональной деятельности педагогов и ориентированы на продуктивность деятельности учителя в процессе формирования гармонично развитий личности ученика. На основании результатов исследования были обнаружены статистические различия в типах профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным стажем профессиональной деятельности. Для учителей со стажем работы от 5 до 10 лет характерен эмоциональный тип профессиональноценностных отношений. Педагоги со стажем работы от 10 до 15лет отличаются когнитивным типом профессиональноценностных отношений. Поведенческий тип профессиональноценностных отношений свойственен учителям со стажем профессиональной деятельности свыше 20 лет. Следует отметить, что проведенное нами исследование не позволяет в полной мере осветить спорные и проблемные вопросы, связанные с особенностями профессиональноценностных ориентаций педагогов образовательных учреждений. Однакоданная работа актуализирует необходимость проведения подобных исследований для разработки и практического применения программ психологического сопровождения становления профессиональноценностных ориентаций педагогов.

Ссылки на источники1.Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография. –Красноярск: СибГТУ, 2008. –293 с.2.Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. –М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2000. –С. 71.3.Сластенин В.А. Указ. соч. –С. 111.Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессиональноценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 4(апрель).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170080.htm.6

4.Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессиональноценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. –2016.–№7(63). –С. 141–167.5.Митина Л.М. Психология личностнопрофессионального развития субъектов образования. –М.; СПб.: НесторИстория, 2014. –С. 19.

Natalia Samojlik,

Candidate of Psychological Sciences, lecturer at the chair of Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics, Kuzbass Institute ofthe FPS of the Russian Federation, Novokuznetsknat_asp@mail.ruDiagnostics of professional and valuableorientations of teachers with different seniorityAbstract.The paper deals with the results of an empirical research onformation of professional and valuable orientations of teachers with the different seniority. The use of statistical criteriagave theauthentically significant distinctions of the values of relations, knowledge, qualities and abilities of teachers, and in the created type of professional and valuable orientations of representatives of the selection.Key words:teacher, professional and valuable orientations, length of service, statistical criteria.References1.Slastenin,V. A. (2008). Pedagogicheskaja aksiologija: monografija,SibGTU, Krasnojarsk,293 p. (in Russian).2.Astashova,N. A. (2000). Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej,Moskovskij psihologosocial'nyj institut,Moscow; Izdvo NPO “MODJeK”, Voronezh,p.71(in Russian).3.Slastenin,V. A. (2008). Op. cit.,p.111(in Russian).4.Samojlik,N. A. (2016). “Oprosnik “Diagnostika professional'nocennostnyh orientacij lichnosti”: tehnologija razrabotki i psihometricheskie harakteristiki”,Sovremennye issledovanija social'nyh problem, №7(63),pp.141–167(in Russian).5.Mitina,L. M. (2014). Psihologija lichnostnoprofessional'nogo razvitija sub#ektov obrazovanija,NestorIstorija, SPb., Moscow,p.19(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М.,кандидатомпедагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived27.02.17Получена положительная рецензияReceived a positivereview22.03.17ПринятакпубликацииAccepted for publication22.03.17ОпубликованаPublished29.04.17

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2017©Самойлик Н. А.,2017

www.ekoncept.ru