Эффективность применения уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за преступления коррупционной направленности, зависит не только от совершенствования их диспозиций, но и в значительной степени от оптимального содержания соответствующих санкций [1, с. 85]. Недостаточно только раскрыть преступление и привлечь виновных к уголовной ответственности, необходимо назначить справедливое наказание, способное обеспечить его цели, а прежде всего, - оказать превентивное воздействие на коррупцию.
Однако, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2015 г., за дачу взятки всего осуждены 5 216 человек, из них к наказанию в виде штрафа – 79,50%; к реальному лишению свободы – 10,92%. Наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет назначено лишь 58 (1,11%) лицам, а к 373 осужденных применено условное осуждение (ст. 73 УК РФ) [2].
С учетом такой, на наш взгляд, негативной правоприменительной практики по делам о даче взятки предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 73 УК РФ и установить запрет на применение условного осуждения лицам, совершившим коррупционные преступления (за исключением преступлений, относящихся к категории небольшой или средней тяжести).
Одним из основополагающих принципов уголовного права является принцип индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания. Суть его заключается в том, что дифференциация и индивидуализация наказания позволяет обеспечить максимальной эффективности наказания не за счет его ужесточения, а за счет его назначения с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, обстоятельств преступления и личности лица, совершившего преступление. Более подробно рассматривая статистические показатели, нельзя не отметить, что по ч. 3 ст. 290 осуждено 1 039 лиц, по ч. 3 ст. 291 – 4 772 лица. В связи с этим считаем, что уголовно-правовые санкции за рассматриваемые составы преступлений не отвечают вышеизложенным требованиям максимальной эффективности наказания. Поэтому считаем целесообразным увеличить порог лишения свободы по данным составам с 5 до 10 лет лишения свободы и со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
В ч. 3 ст. 291 полагаем уместным следующий вариант изменений: лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
На наш взгляд, в санкции норм, предусмотренных ст. 290 и ст. 291.1 УК РФ требуется внести соответствующие корректировки и дифференцировать сроки данного вида наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления, увеличив их максимальный предел.
Более того, на наш взгляд, за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые должностными лицами, целесообразно включить в УК РФ новый вид наказания – пожизненное лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности в государственных и муниципальных органах и учреждениях (абсолютное поражение в правах), включив его в систему наказаний, предусмотренную в Общей части УК РФ (ст. 44).
Анализ практики назначения штрафа, кратного стоимости предмета преступления за коррупционные противоправные деяния свидетельствует о серьезных проблемах. Так, Специалисты указывают, в частности, на низкий уровень исполнения и взыскания таких штрафов [5, c. 380]; неадекватность коэффициентов кратности, применяемых при определении суммы штрафа, приводящих к назначению нереальных для исполнения штрафов [6]; недостаточное время рассрочки, не позволяющее уплатить штраф [7, с. 44]; неточность в нормативном регулировании исполнения штрафа со стороны уголовной и уголовно-исполнительной отраслей права [8, с. 204-209]. Совокупность данных проблем позволяет поставить под сомнение сам факт целесообразности такого порядка назначения штрафа.
Анализируя правоприменительную практику стран ближнего зарубежья [3], считаем необходимым дополнить ст. 290 и 291 УК РФ положением следующего содержания:
Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Дополнить ст. 290.1. «Инсценировка получения взятки или коммерческого подкупа»
Передача должностному лицу, работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом, или работнику индивидуального предпринимателя либо юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа -
наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок [3].
А также ст. 321. «Провокация взятки»
Попытка передачи должностному лицу, должностному лицу иностранного государства либо должностному лицу международной организации без их согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера с целью создания искусственных доказательств получения взятки,
- наказывается штрафом в размере от девяти тысяч ста двадцати пяти до восемнадцати тысяч двухсот пятидесяти показателей для расчетов или лишением свободы сроком от пяти до десяти лет [4].
Кроме того, в целях повышения эффективности противодействия преступлениям коррупционной направленности, предлагаем включить в перечень имущества, подлежащего конфискации деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения указанный преступлений, и внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ «Конфискация имущества». Ведь, как правило, действия лиц, совершающих данные преступления, обусловлены корыстными побуждениями. Чаще всего в результате совершения данных преступлений, виновный получает материальную выгоду.
Реализация этих предложений, на наш взгляд, может повысить результативность противодействия преступлениям коррупционной направленности в нашей стране.