Полный текст статьи
Печать

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:

–        непосредственное общение с каждым ребенком;

–        уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

–        развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству. Это педагог, отличающийся мобильностью, динамизмом. В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально – педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Большую роль в развитии детей играет культура речи педагога, так как развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.

Ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции воспитателя к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству с ребёнком.

Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, педагогу необходимо фиксировать проявления у детей положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: «Мне кажется, что ты ошибся...», «Ты не мог бы...», «Я советую тебе...», «Я думаю, что...», «Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить...» [4]..

 В работах Курочкиной И.Н. говорится о том, что педагогу важно проконтролировать и свое речевое поведение:

-   пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас обратится к нему... («Расстегни застежки на туфлях. Ты сомнешь задники, и обувь будет натирать тебе пятки. И вид у башмаков будет неприглядным»);

- часто ли вы употребляете фразу «А почему бы тебе не попробовать...»;

- высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним («Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!»);

-  восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности («Это у тебя получилось замечательно!»)?

Курочкина И.Н. отмечает, что постоянный контроль педагога за своей речью, эмоциями  и  их самооценка помогают осмысливать свои достоинства  и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность  мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе [3].

Расширение словарного запаса обо­гащает человека, положительно сказы­вается на его деятельности, в част­ности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далёкие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое бо­гатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности до­школьников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает де­тей употреблять его в своей речи.

Дубина Л. подчеркивает, что хорошая дикция, правильное литературное про­изношение - это то, чем должен вла­деть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произ­ношение может взять за эталон. Не­редко недостатки речи ребенка (кар­тавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного рече­вого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повсе­дневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом воз­расте [2].                                                 

Одним из значительных факторов является детальность речевого общения, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в детском саду, взаимоотношения сотрудников и работоспособность. Все это, в конечном счёте влияет и на качество воспитания детей.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений - к этому должен стремиться воспитатель, к этому обязывает его педагогическая этика.  

Культура речевого общения состоит не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица. Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздейст­вия на ребенка. Воспитатель должен старат­ься разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых от­тенков, подчеркивающих эмоциональ­ное и смысловое содержание сказан­ного.

 Грехнёв В.С. подчёркивает, что «интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжествен­ные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку  глубже  понять то, о чем ему говорят, почувствовать от­ношение взрослого к событию,  поступ­ку,  предмету» [1].

Одна из первостепенных задач  воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную   речь,   в   ее   архитектонику. Так, если взрослый стремится сде­лать свою речь наиболее выразитель­ной, то он использует все интона­ционные средства:  фразовые   и   логические    ударения,  паузы,  движение голоса по высоте, силе, тембру;  темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем гово­рится. Воспитатель является как бы актером, который хорошо вла­деет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Таким образом, культура речи вносит красоту в отношения между людьми, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений. К этому должен стремиться воспитатель дошкольного образовательного учреждения, к этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием дошкольников.