Ежегодно в ноябре стартует конкурс педагогического мастерства, который проводится практически в каждом регионе России, в котором задействованы «свыше 150 педагогов дошкольных образовательных организаций, представителей региональных министерств и управлений образованием, институтов повышения квалификации работников образования, педагогической общественности и общественных организаций всех федеральных округов страны» [4].
В целом, конкурс (лат. concursus) — это соревнование, соискательство нескольких лиц в какой - либо области искусства, наук и прочих, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать педагогический стиль, раскрыть секреты своего мастерства, обнаружить необычное в традиционном. Это определение можно отнести и к педагогам дошкольного воспитания.
Убеждение К.Д. Ушинского в том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает наибольшее значение в современном мире. Педагог, который ориентирован на профессиональный рост, часто стремится заявить о себе профессиональному сообществу с целью распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом. Анализируя опыт участников конкурса, их коллеги пополняют свою педагогическую копилку инновационными идеями.
Важно отметить, что подготовка к конкурсным испытаниям профессионального мастерства способствует постоянному совершенствованию педагога и в последующие годы.
В последнее время выросло количество активных, творческих, ищущих педагогов и в нашем городе Магнитогорске.
Профессиональные и личностные интересы, потребность в передаче приобретенного опыта и знакомство с опытом других педагогов послужили мотивом для более активного участия в конкурсе профессионального мастерства педагогов 2017 года.
В нашем городе конкурс педагогов уже стал традицией, и кто собирается принять в нём участие, готовятся не в ноябре этого же года, а заранее. Несмотря на тщательную подготовку, у конкурсантов возникает ряд вопросов, которые они, чаще всего, решают в своей «команде» дошкольного учреждения, ведь поддержка так важна, направление «в нужное русло» необходимо.
В успехе каждого участника также заинтересованы организаторы конкурса и жюри. Что такое конкурс для оценочной комиссии? «Мы, постоянные члены жюри муниципального и регионального конкурсов, воспринимаем это мероприятие как форму обмена педагогическим опытом, инновационными находками, профессиональной позицией в области дошкольного образования. Наблюдая за дальнейшей судьбой конкурсантов, радуемся их карьерному росту, повышению образовательного уровня, отмечаем развитие профессионально значимых личностных качеств» [1].
В конкурсе педагогического мастерства принимают участие в большей степени, воспитатели, а так же музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, учителя-деффектологи, учителя-логопеды.
С каждым годом отмечается повышение уровня профессиональной подготовки и готовности участников к конкурсным испытаниям, так как они учатся на опыте предыдущих конкурсантов, анализируют, учитывают все положительные моменты и то, над чем необходимо ещё поработать.
Для изучения актуальных проблем конкурсантов, мы разработали анкету, в которой, как участники, так и их руководители (старшие воспитатели) ответили на ряд вопросов. На вопросы анкеты ответило больше половины конкурсантов и их старших воспитателей (20 педагогов из 27). Один из вопросов, который был задан респондентам: Для чего нужен конкурс педагогического мастерства? На который большинство из участников ответили, что конкурс нужен «Для повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности», а также распространённым ответом было: «Для обобщения и распространения передового педагогического опыта, умения демонстрировать свой педагогический стиль, для обнаружения необычного в традиционном, выявление перспективных педагогов».
На вопрос «Нужен ли конкурс нашему городу?» единогласно ответили, что не просто нужен, но даже необходим! И вот почему: «для развития сферы дошкольного образования, для сплочения работников образовательного учреждения», также «конкурс повышает престиж работы воспитателя», «для возможности обменяться опытом со своими коллегами» и даже «для процветания нашего города», так же старшие воспитатели уверенны, что «Конкурс нужен нашему городу так как он выявляет творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой».
У большинства участников (90%) не возникло непонимания требований при ознакомлении с правилами участия в конкурсе педагогического мастерства, что говорит о качественно сформулированных требованиях для конкурсантов, но, всё же консультации были необходимы и помогли в процессе подготовки к каждому из этапов конкурса. Вот что говорят об этом конкурсанты: «появились чёткие понятия и требования в написании материала, смогли получить полную теоретическую обоснованность для подготовки следующего этапа конкурса».
В любом деле, а особенно в конкурсе, где всё же существует конкурентность, возникают и трудности. И на вопрос «В чём испытали трудности уже с первых шагов в конкурсе?» можно отметить следующие ответы участников конкурса педагогического мастерства: «первая трудность - это решиться на само участие в конкурсе», «сложности возникли в написании эссе о себе», «трудности в умении использовать наукообразную речевую стилистику в отношении моей практической профессиональной деятельности», «трудности из-за волнения и возложенной ответственности», а вот у методического сопровождения трудностей, практически, не возникло и аргументируют они это тем, что участники уже были морально готовы к предстоящим испытаниям.
Большая помощь при подготовке к конкурсу, по мнению конкурсантов, была оказана со стороны методической службы, как образовательного учреждения, так и города, многих поддерживал весь коллектив, семья.
Как участники, так и старшие воспитатели хотели бы получить дополнительную помощь от педагогов ВУЗа, от специалистов Центра повышения квалификации, победителей предыдущих лет, коллектива, педагога-психолога, чтобы поддержать позитивное эмоциональное состояние конкурсантов.
Если говорить обо всех этапах конкурса, то у некоторых участников наибольшую сложность представляет открытое педагогическое мероприятие, самоанализ открытого педагогического мероприятия с детьми, «так как недостаточно опыта», а также дискуссия, «так как данный этап требует обширных знаний по различным областям педагогики и психологии и именно она предполагает бесспорно аргументировать свою точку зрения».
Таким образом, подводя итог, можно отметить и волнение педагогов и проблемы, которые приходится решать в процессе подготовки к конкурсным испытаниям. Пожелаем им в этом удачи!