Зачастую, особенно в малых городах молодежная политика реализуется с помощью детей и молодежи, состоящих в объединениях, педагоги качественно и эффективно сопровождают данную деятельность, благодаря своему педагогическому опыту. Специфика деятельности детских общественных объединений на муниципальном уровне диктует свои условия, связывая деятельность как детей, так и взрослых с социальным проектированием.
Цель педагогического сопровождения детских общественных объединений - поддержка групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Основными выявленными особенностями деятельности детских общественных объединений можно считать: принцип функционирования – команда; деятельность, главной целью которой выступает создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни; своеобразная организационная культура, определяющая уникальность объединения; ресурсное обеспечение деятельности объединения; реклама и информационная деятельность; необходимость работы с новыми и потенциальными участниками объединения, обязательное установление контактов с другими общественными объединениями; эффективное педагогическое сопровождение деятельности детского объединения как необходимое условие его развития.
Главная цель педагогического сопровождения как междисциплинарного понятия, на наш взгляд, может быть определена как изучение и создание социально-педагогических условий, в которых субъекту предоставляются максимальные возможности для развития своей деятельности, общения; оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях жизненного выбора; осознание особенностей взаимодействия с образовательной средой.
Мы разделяем позицию М.И. Рожкова [1], который определяет цель педагогического сопровождения детских и молодежных общественных объединений как поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Такое сопровождение предполагает решение следующих задач:
– информационной (информирование подростков, их родителей и педагогов о существующих общественных объединениях и их роли в социальной структуре общества);
– организационной (помощь в решении организационных проблем объединений и знакомство с технологией организаторской деятельности);
– координационной (обеспечение взаимодействия общественных объединений с другими социальными институтами в целях социальной защиты детей и реализации их прав).
По мнению авторов М.Р. Битяновой и Е.А. Козыревой, Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова, компонентами педагогического сопровождения являются: диагностический, консультационный, прогностический и практический. П Педагогическое сопровождение подростка выполняет следующие функции [2]:
- воспитательная - предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
- компенсаторная - заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;
- стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка; она реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам;
- корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентации и установок в общении и поведении
В нашем исследовании педагогическое сопровождение направлено на поддержку каждого субъекта данного процесса, к коим на организационном уровне относятся:
- детские общественные объединения на муниципальном уровне;
- специальные учреждения, организации, занимающиеся этими вопросами;
- органы власти, занимающиеся вопросами детского движения.
Субъектами педагогического сопровождения на личностном уровне считаются:
- дети, участники детского общественного объединения;
- их родители;
- взрослые (руководители объединений, специалисты по работе с молодежью, педагоги-волонтеры).
Только системный подход и свободное структурирование внешних, внутренних связей способствуют реализации стоящих перед ДОО задач, и именно педагог при помощи своего профессионального подхода выводит детскую общественную организацию на уровень социально значимой, общественно полезной деятельности, оптимального сочетания личностных, корпоративных интересов, активного взаимодействия данной системы с обществом.
Педагогическое сопровождение детской общественной организации должно быть направлено на поддержку каждого ребенка в построении ими своих социальных взаимоотношений, на преодоление оргтрудностей, максимальное решение задач социального воспитания внутри ДОО за счет действенных поддерживающих и корректирующих программ.
Лишь профессиональный педагог, подготовленный к работе с детскими организациями, может выстроить функционирование ДОО на высоком уровне. В данный момент, к сожалению, отмечается дефицит профессионалов этого профиля (их подготовка, переподготовка не велась в течение 15 лет, только недавно начата подготовка по направлению «Организатор работы с молодежью» в нескольких вузах. Преимущественно педагогическое сопровождение осуществляется педагогами-энтузиастами и педагогическими волонтерами.
Педагогическое сопровождение и воспитание диалектично связаны между собой в ДОО: педагогическое сопровождение деятельности ДОО выступает как фактор воспитания, воспитание – это целевая функция этой деятельности, приобретающее все более значимую роль в формировании новообразований личности детей.
Важен такой процесс педагогической помощи и поддержки детей, где проблемы детей не решаются полностью за детей, а стимулируется их самостоятельность в решении возникающих проблем за счет совместного с ребенком очерчивания его собственных целей, возможностей, интересов, путей преодоления проблем и достижения желаемых результатов в обучении.
Итак, педагогическое сопровождение деятельности ДОО опирается на имеющиеся у ребенка силы, потенциальные возможности и веру взрослых в эти возможности. Это довольно самостоятельный педагогический процесс, нацеленный на усиление позитивных, нейтрализацию негативных тенденций в развитии детского общественного объединения. Применительно к выделенным нами особенностям детских общественных объединений существует 2 уровня педагогического сопровождения:
- организационный, где рассматриваются вопросы предупреждения / решения проблем детского общественного объединения в целом;
- личностный, направленный на помощь в решении проблем конкретных участников детского общественного объединения, на поддержку в построении социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия.
Проанализировав литературу по видам сопровождения в педагогике можно сделать вывод, что в настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического, психолого-педагогического и валеолого-педагогического сопровождения [3].
Вопросы социально-педагогического сопровождения рассмотрены во многих работах. Так, Т.Н. Гущина определяет его как целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся.
Психолого-педагогическое сопровождение. М.Р. Битянова определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Вопросам валеолого-педагогического сопровождения уделено внимания значительно меньше, например, Л.Г. Татарниковао определяет данное узкое, на наш взгляд, направление довольно широко как помощь в интеллектуальном развитии ребенка.
Информационно-педагогическому сопровождению на сегодняшний момент посвящена одна работа. Л.М. Калнинш говорит о создании профессионально-динамической системы самообразования учителя с использованием информационных технологий. Автор дает определение организационно-педагогического сопровождения учителя как комплекса мер, направленных на организацию и обеспечение функционирования названной системы, благодаря которой происходит взаимообмен опытом коллег. Основным методом для функционирования данной системы он считает педагогическое консультирование и совместный поиск.
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений, особенно на ранних этапах реализации, связано с социальной адаптацией подростков. В своих трудах [4] Г.И. Симонова анализирует специфику педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся и выделяет его логическую структуру, этапы, говоря о трех видах сопровождения: индивидуальном, групповом, социальном. Социальное сопровождение социальной адаптации школьников осуществляется с учетом того, что каждая личность является членом того общества, к которому принадлежит. Важная роль принадлежит работе с органами управления обществом, образовательными учреждениями, семьей, которая выступает основной ячейкой общества и транслирует нормы и ценности, присущие этому обществу. Задача педагогического сопровождения состоит в том, чтобы способствовать успешной адаптации учащихся к условиям современного общества. Педагогическое сопровождение осуществляется более эффективно и целенаправленно, если выстраивается поэтапно:
1). Стратегический этап педагогического сопровождения включает:
- постановку цели и определение задач;
- определение объектов и субъектов процесса сопровождения;
- выделение основных идей;
- формирование общего информационного банка данных;
- определение критериев и показателей;
- отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям.
Тактический этап рассматривается как расположение и перемещение компонентов сопровождения и реализуется на технологическом уровне.
2). Тактический этап педагогического сопровождения учащихся:
- реализуется в рамках парадигмы взаимообмена, которая включает четыре функциональных аспекта: личностный, деятельностный, культурный, социальный;
- обеспечивается реализацией базовых и частных технологий педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся;
- предполагает создание оптимальной организационной структуры управления процессом педагогического сопровождения социальной адаптации;
- включает деятельность по анализу эффективности модели внутренними и внешними экспертами и внесение необходимых коррективов в процесс педагогического сопровождения.
3). Технический этап включает совокупность методов, приемов, средств, направленных на оптимизацию процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.
Эффективность реализации выделенных этапов обеспечивается концептуальной основой педагогического сопровождения, которую составляет единство полипарадигмальной целостности психолого-педагогических
Эффективность от лат. Effectivus – дающий определенный результат, действенный, предполагает отношение достигнутого результата (по определенному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Мы выделяем три уровня эффективности: социальный (макроуровень), организационный (мезо-уровень) и личностный (микроуровень). Также выделяются три вида эффективности: ценностная, потребностная, целевая и практическая. Критерии эффективности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений приведены в Таблице:
Таблица 1. Критерии эффективности педагогического сопровождения деятельности молодежных и детских объединений по уровням и видам
|
Ценностная эффективность |
Потребностная эффективность |
Целевая эффективность |
Практическая эффективность |
Социальная эффективность (макроуровень) |
Соответствие результатов деятельности объединения ценностям, нормам и правилам общества, ценностям молодежи |
Соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям общества, потребностям и интересам молодежи |
Социальная значимость изменений, осуществляемых объединением, его вклад в формирование общественного мнения, общественных настроений. |
Соотношение социальных изменений, осуществляемых объединением, и используемых для этого средств, ресурсов, механизмов деятельности. |
Организационная эффективность (мезоуровень) |
Соответствие результатов деятельности объединения ценностям, нормам и правилам «третьего сектора», внутриорганизационным ценностям, нормам и правилам |
Соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям «третьего сектора», потребностям организационного развития |
Деятельность, направление на обеспечение функционирования и развития объединения (управление, связи с внешней средой, вклад объединения в развитие общественной сферы |
Обеспеченность объединения ресурсами, необходимыми для функционирования и развития (человеческими, информационными, финансовыми, политическими, административными) |
Личностная эффективность (микроуровень) |
Соответствие результатов деятельности объединения жизненным ценностям его участников |
Соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям его участников |
Удовлетворенность участников деятельностью объединения, вклад объединения в процесс развития личности (с точки зрения поиска идентичности, реализации личностного потенциала) |
Соотношение материальных и нематериальных затрат объединения на своих участников и личного вклада каждого участника в деятельность объединения) |
Подводя итог вышеизложенному, обобщим: педагогическое сопровождение детских общественных объединений – важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность будет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей, действующих детских общественных объединений на муниципальном уровне и социального движения города и региона в целом.
Таким образом, сегодня мы видим актуальность педагогического сопровождения во многих областях деятельности, в особенности в деятельности детских общественных объединений. Педагогическое сопровождение в отличие от педагогической поддержки направлено на старшеклассников, детей более старшего возраста. Педагогическое сопровождение характеризуют как процесс, который имеет определенную динамику: направление и протяженность. То есть, в конечном счете, оно помогает добиться сопровождаемому поставленных перед собой целей. Педагогическая поддержка статична, но она подразумевает более тесное сотрудничество ее субъектов, нежели сопровождение. Существенным для организации педагогического сопровождения является формирование общего информационного банка данных; определение критериев и отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям. Информационно-аналитический компонент обеспечивает получение необходимой информации об учащихся и среде, а также отслеживание процесса педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений, что позволяет более адекватно отбирать содержание и способы его реализации.