Полный текст статьи
Печать

          В современных экономических условиях ведение бизнеса является весьма рискованным видом деятельности. Обострившиеся проблемы в экономике привели к необходимости предпринимателей использовать любые способы с целью выживания на рынке. К неблагоприятным макроэкономическим факторам можно, прежде всего, отнести:

1) Существенное снижение курса рубля, что привело к удорожанию импортных товаров и комплектующих. Больше всего пострадало производство и реальный сектор экономики (например, подорожали удобрения для сельскохозяйственных культур), однако, ощутимые потери оказались и у предприятий торговли;

2) Повышение процентных ставок в экономике (ключевая ставка в настоящее время составляет 10%), что привело к резкому взлету процентных ставок по кредитам. Наибольший негативный урон у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – при незначительном финансовом ресурсе заемные средства стали практически недоступны;

3) Сокращение потребительского спроса ввиду падения реальных доходов населения. В соответствие с официальными статистическими данными Федеральной государственной службы статистики, в реальных показателях заработная плата сократилась в ценах 2008 года. Естественно, это привело к сокращению уровня потребления, что привело к сокращению спроса на целый ряд товаров.

Если рассматривать проблемы малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, то можно отметить тот факт, что ситуация резко изменилась в худшую сторону за последние годы. Причина – в повсеместном распространении федеральных и региональных торговых сетей, которые, обладая значительно большими ресурсами в плане объема закупок, стали вытеснять розничные торговые сети и индивидуальных предпринимателей с рынка.

Таким образом, количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сокращается. При этом, если существовать в сфере производства малые предприятия не могли ввиду барьеров входа в отрасль (высокий уровень стартовых издержек и длительный период окупаемости), то в современных условиях становится трудным существовать и малым предприятиям торговли.

 

Предпринимательская деятельность – это вид созидательной деятельности, в котором реализуется такой фактор производства, как предпринимательские способности, и направленный на получение финансового результата в виде прибыли. Предприятия (фирмы) являются основным локомотивом рыночной экономики. Если в командной экономике в качестве основного производителя выступает государство, то в рыночной экономике – частные предприятия.

В любом учебнике экономической теории и теории собственности рассматривается вопрос о преимуществах командной или рыночной экономики. Считается, что рыночная экономика и частная собственность более эффективны, поскольку у экономических агентов (домохозяйства и фирмы) есть стремление к созидательной деятельности, которая принесет им как можно более высокий уровень дохода. В командной экономике вопрос эффективности, как таковой, вообще не рассматривается.

При этом, развитие национальной экономики, повышение ее производственного потенциала является ключевой целью государства. Например, в СССР развитие тяжелой промышленности, военной промышленности, металлургии сопровождалось патриотической кампанией, основанной на энтузиазме советского народа. Можно достаточно долго рассуждать об экономической целесообразности и эффективности, но конечным итогом является выход СССР в лидеры по целому ряду показателей.

Поддержка малого бизнеса считается стратегически важной задачей по следующим причинам:

- развитие малых предприятий способствует развитию группы мелких собственников (или среднего класса), которые могут обеспечить достойный уровень жизни для себя;

- класс мелких собственников – гарант политической стабильности и демократии. В экономически развитых странах средний класс составляет значительный процент населения. Кроме того, развитие среднего класса способствует и демократическому развитию общества;

- занятие предпринимательством – это не только стремление к получению дохода, но и также реализация одного из основных факторов производства – предпринимательских способностей. Раскрытие предпринимательских способностей приводит к всестороннему развитию личности человека (это и неудивительно, учитывая объем информации, необходимый для успешного ведения дела);

- малое предпринимательство – это новые рабочие места, в том числе, сами предприниматели оказываются занятыми. То есть с развитием малого предпринимательства снижается такое негативное социально-экономическое явление, как безработица;

- успешное развитие малого бизнеса способствует изменению экономических ориентиров населения, которое понимает, что можно реализовать себя и в бизнесе.

Таким образом можно сделать вывод, что в наше время просто необходимо развитие предпринимательской деятельности, для поддержки экономики.