Полный текст статьи
Печать

 В настоящее время образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироощущением, который мог бы ориентироваться в сложной социально-культурной ситуации, смог бы свои выстраивать свои отношения   с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Из этого следует, что   главной задачей может быть воспитание человека нравственности и культуры.

 «Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности». (6; 108)

              Многие наши ученые такие как   ( Двалетин К.Д.,ФилипповВ.М. и др.) обращаются  к теме  возрождения  православия.  Сформировать личность   невозможно.  Личность может только само развиваться (Б.М. Бим-Бад).

               Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения и восполнения к тому, что давалось семью и церковью. Учила она элементарной грамотности, знакомила с миром книг, учила мыслить и думать.

 Инновационная   педагогика   имеет   гуманистическую направленность воспитания.     Католическая    педагогика   Германии   имеет огромный опыт и авторитет.

               

В отечественных школ необходимо учитывать опыт зарубежных педагогов. В настоящее время в России происходит восстановление православного воспитания,

                    Использование воспитательных моментов   Библии

можно проследить в работах   немецких педагогов, психологов и теологов (Бухера А, Грабера Р., Нипкова К.Е., Шмидт Г.Р, Фейфеля Э., и др.).

 В России вопросами религиозного   воспитания занимались ученые (Власова Т.И., Давлетин К.Д., Каледа Г., Куломзина С.С., Метлик И.В., Чурсина Э.А., Шестун Е. и др.),

 В Германии вопросам религиозной педагогики посвятили свои работы Аретц Й, БартоломеусB., Дёргер Г.Й., Фокс Г., Фройденберг Г., Гроссманн К., Джеймс В., Кауфман Ф. К., Кёхер Р., Лихтенштайн И. и др.

                  «Преподавание Закона Божьего: между учебной дисциплиной и жизнью (Bucher,Religionsunterricht zwischen Lernfach und Lebenshilfe), Дергера Г.Й. Преподавание Закона Божьего в школе (Doerger H.J. «Relligionsunterricht in der Schule»), Луман H. Функции религии (Luhmann, N. FunktionderReligion) и Трогера В. Цели воспитания с учетом требований времени (Troger W. «Erziehungszieleangesichts der Aufgabender Zeit»)»([5]

                 Религиозное воспитание является политикой государства, которое признает общественное значение религиозного воспитания, как ориентации молодого поколения согласно христианской   культуры Германии.

В соответствии с конституцией Германии, государство отвечает за финансовую и организационную сторону преподавания Закона Божьего, при этом религиозные общины отвечают за содержание, церкви разрабатывают учебные программы и пособия, проверяют достоверность обучения.

Христианское воспитание в немецкой школе представляет задачи:

- воспитание   умения подчиняться.

- развивать   милосердие и сострадание к больным, сиротам, бедным и страдающим людям.

- заботиться о ближнем и ориентация в обществе

-  воспитание   умения и желания просить прощения и прощать.

- воспитание   благодарности Богу и людям.

Анализ содержания учебных планов школ с католическим и евангелическим направлением видно, что обучение строится по аналогичным аспектам: Человек, мир и личная ответственность за него, Библия, Бог, Иисус Христос, церковь, религия и мировоззрение - что позволяет говорить о единстве и о преемственности образования.

На уроках Закона Божьего ученики изучают не только особенности своей церкви, но также затрагиваются проблемы межконфессиональных отношений (обучение веротерпимости), проблемы   взаимодействия мужчин и женщин, основы семейной жизни и т.д.

Особенно это важно в настоящее время т.к увеличился поток мигрантов

в   Германию и это подростки другого вероисповедания, и   в настоящее время

огромная работа   ложится на плечи церквей по месту жительства, где священники пытаются помочь с социальной адаптацией подростков.

Ход занятий строится на партнерских отношениях. У школ Германии есть взаимное обязательство с церковью, они являются партнерами в деле прославления Евангелия и в развитии человеческой личности.

                  Основной процесс воспитания в школе — это взаимодействие между учителями и учениками.

Что касается детей, не посещающих уроки Закона Божьего, то они должны посещать предмет этика, который является альтернативным.

                В России   введена   новая дисциплина в начальных школах «Основы православной культуры». Выдвигаются аргументы за и против, данный предмет преподается только в начальной школе и вызывает много вопросов.

Не мало важно то, что в Германии, церковь играет главную роль в функционировании учебных заведений уже на протяжении многих столетий.

  Во всех общеобразовательных учреждениях Германии изучение Закона Божьего (или религиоведение) является одним из основных аспектов воспитательного процесса.

             Следует заметить, что   далеко не все выпускники будут частыми посетителями соборов и церквей, но в душе они всегда будут знать, что в трудную минуту вера в Бога поможет все преодолеть трудности, они смогут ответить на сложные вопросы или просто смирятся.

                          В документах молодежных организаций часто говорится об особом значении, которое должно придаваться созданию таких условий, в которых богослужение, и, в первую очередь литургия, осознавалось бы как средоточие союзной жизни. «Духовное руководство» в молодежных союзах заключается в заботе о регулярном участии членов в богослужении, в ответственности за «духовную и богослужебную культуру союзных собраний. Епископы постановляют, что «Духовные руководители должны побуждать молодежь находить адекватные формы выражения своей веры (музыка, песни, речь, жесты)»

        В постановлении федерального комитета по молодежному пастырству даются указания по проведению молодежной Литургии: «Литургия, богослужение и духовность должны быть тесно связаны с жизненным миром детей и молодежи... Необходимо иметь возможность испытывать новые формы Литургии... Важное значение приобретает тематическое планирование богослужений, музыкальное и внешнее оформление, и живое участие всех присутствующих» 

             В   последнее время церковь уделяет огромное внимание социальной работе с подростками и молодежью.

Особенно актуальной темой является беженцы-подростки и их соцадаптация

в немецком обществе (Junge Fluchtlinge)

Работу такой организации мы можем посмотреть на примере Katholische

Jugendsozialarbeit  Nordrhein- Westfalen e V

Это форумы, семинары, встречи с представителями социальных работников

Вузов.

«Jugend starken im Ouartier“ (молодежь по месту жительства) под такой рубрикой   обсуждаются актуальные вопросы воспитания молодежи по месту жительства ,перспективы молодежной социальной работы, вопросы  беженцев –переселенцев и их адаптация в обществе. переходный период молодежи к взрослой жизни.

            В немецком обществе традиционно отмечается праздник   для молодежи (die Jugendweihe) переход от юности к взрослой жизни. Это   происходит в возрасте 14 лет. Этот праздник проходит в церквях, школах, общественных организациях. Понятие die Jugendfeier   используется после объединения Германии как продолжение традиций ГДР. Число участников в данном мероприятии растет каждый год, в 2013 году в Берлине приняли участие 7500 молодых людей этой возрастной группы.

              С   2016 года вышла в свет   книга- подарок   подросткам   к данному событию.  Общественная организация (die Jugendweihe Deutschland e.V) совместно с издательством Cornelsen   разработали   эту книгу-подарок, которая вышла тиражом 150 000 в связи с возрастающим интересом к данному событию,    все экземпляры были востребованы. На 224 страницах предложен широкий спектр тем   и в 7 главах речь идет о традициях, будущем молодых людей, государстве и обществе, природе и технике, изменении климата, любви и сексуальности, известных политиках и религиозных деятелях, а также высказывания современных молодых людей. Евангелическая лютеранская церковь также проводит работу с молодежью на территории всей Германии, сокращенно EKD.

Например

 –это лагеря отдыха (Jugend  camp der evangelischen Jugend im Rheinland, im Siegburg)

- вечера встреч в церкви (Gebetsabend fuer  Jugendliche)

-встречи со священниками (Tritt ein .Die Kirche ist offen )

-встречи с преподавателями вузов, молодежной социальной службы

Nicht alles egal.

Существуют газеты и журналы, которые поднимают вопросы обучения и воспитания, проблемы взаимоотношений в семье и школе.

В журнале Der Bote  Spezial №3 от 2014 г опубликована статья «Церковь против насилия» (Die Religion gegen   Gewalt)

В данной статье рассматриваются вопросы домашнего насилия , насилия в обществе, в школе, не равных прав женщин в мусульманских семьях, обратить  необходимо внимание на образование ,работу и воспитание девочек в таких семьях. Насилие приводит к многочисленным убийствам женщин из-за ревности, неразделенной любви и т.д.

Церковь проводит свою работу и в школах, ученики посещают занятия в школах (Religion). На данных занятиях ученики получают духовно-нравственное воспитание, изучают необходимую литературу.

Церковь   в Германии сотрудничает   со всеми общественными   и молодежными организациями   являясь важным   звеном социальной помощи и поддержки в деле воспитания подрастающего поколения.