Полный текст статьи
Печать

Не вызывает сомнения, что промышленная политика на государственном, региональном уровнях, а также на предприятиях должна развиваться в едином ключе, с единой глобальной целью, которая заключается в повышении конкурентоспособности продукции (услуг) на инновационной основе, с применением современного оборудования и технологий, с развитием способности мыслить в государственном масштабе. В этом аспекте, как нам представляется, важную роль может сыграть инженерный маркетинг [1].

По мнению авторов, инженерный маркетинг представляет собой как новую парадигму маркетинга с позиции инженерной деятельности [2], так и футурологическую основу научных знаний технологического бизнеса с точки зрения науки и практики. Приведенную авторскую позицию можно объяснить тем, что, во-первых, в современных условиях значительная доля технического уровня российских промышленных предприятий зависит от научно-практической инженерной деятельности, и, во-вторых, на российских предприятиях, как известно, сложился короткий горизонт планирования. С данной точки зрения интерес представляет футурология (лат. futurum – будущее + греч. logos – наука), то есть область научных знаний, ставящая целью в данном случае предвидение будущего развития инженерной деятельности с учетом прогнозирования социальных процессов в обществе и на предприятии. Синтезируя сказанное, необходимо отметить, что на отечественных предприятиях необходим футуролог – инженер-рыночник, имеющий представление о том, в каком направлении должна двигаться организация, «смотрящий в будущее». Как показывают исследования, в странах Запада во многих технологических компаниях присутствует инженер-эксперт в соответствующей области, обязанности которого включают и футурологическую активность.

Кроме того, авторы известны как создатели концепции инженерного маркетинга в виде революционного инструмента предпринимательства в инженерной среде, подразумевающего способ создания рыночно-мыслящего поколения инженеров с предпринимательскими навыками, способных развивать технологический бизнес на всех стадиях инженерной деятельности, используя соответствующие ресурсы и программное обеспечение.

Как нам представляется, в организации нового современного подхода к процессу производства на предприятиях можно отказаться от «жестких рамок», чтобы «не блокировать» зарождение инноваций и поддерживать свободу инженерного творчества. По мнению авторов, требуется также осмыслить, что программное обеспечение (ПО) применяется не только и не столько для изменения новых прогрессивных технологий, сколько для их поддержки и ускорения реализации как на рынке промышленных товаров, так и на рынке научно-технических нововведений. Использование прогрессивной технологии предусматривает пошаговый аспект осмысления преимуществ, предоставляемых благодаря применению инновационной технологии внутри процессов производства и между ними по достижению поставленной инженерной задачи, а также принятие решения по использованию новой технологии с соответствующим программным обеспечением.

Опыт компаний показывает, что такой подход обеспечивает стратегическую гибкость бизнеса, то есть способность действовать на основе научных профессиональных знаний и предлагать инновационные продукты и технологии, сочетающие в себе мировые разработки и собственные достижения российских предприятий. В данном контексте показателен пример компании Dassault Systemes, крупнейшей мировой корпорации по разработке инженерного программного обеспечения САПР и PLM-систем [3]. С данной компанией сотрудничают российские машиностроительные, энергетические и другие предприятия. Задача компании заключается в предоставлении заинтересованным юридическим и физическим лицам платформы для непрерывных инноваций, в применении такого инструментария, который как бы гармонизирует производство, природу и повседневную жизнь человека, учитывая изменения среды обитания с точки зрения социальных последствий. Основными техническими инновациями инженерного программного обеспечения зарубежной компании являются:

-        во-первых, 3D-проектирование, как универсальный язык разработчиков по всему миру;

-        во-вторых, цифровое проектирование, избавляющее от физических прототипов;

-        в-третьих, создание PLM-системы или системы управления жизненным циклом продуктов, то есть моделирование всего жизненного цикла изделия от концептуального дизайна до проектирования, производства и эксплуатации;

-        в-четвертых, создание платформы 3D Experience, как программного обеспечения для решения задач по всем подразделениям компании, которые в процессе создания продукта формируют разнообразный потребительский спрос.

Предлагаемые инновации позволяют объединить специалистов различного профиля для достижения благородной задачи – повышения качества жизни.

По мнению авторов, именно такие инструменты инженерного программного обеспечения необходимы российским предприятиям для организации современного производства при подготовке к шестому технологическому укладу, в первую очередь, в передовых и прорывных отраслях. Следует отметить, что в последние годы сотрудничество с зарубежными компаниями по данному направлению значительно активизировалось. При этом российские разработчики являются не только потребителями инструментария инновационного программного обеспечения, но и разработчиками новых программных технологий.

В течение длительного периода наблюдается взаимное сотрудничество с известной зарубежной группой компаний ASE в области атомной энергетики по разработке и внедрению соответствующих технологий программного обеспечения при строительстве атомных станций [4], что позволяет соблюдать сроки, не выходить за пределы заданного бюджета, выполнять все качественные показатели и, главное, не конкурировать, а совместно создавать лучшие аддитивные технологии, способные революционизировать подход к современной организации производства.

По нашему мнению, к новым подходам организации современного производства следует также отнести ориентацию на потребителя в отношении разнообразия предлагаемых инноваций, особенно при использовании системы QRM (Quick Response Manufacturing), предполагающей «быстро реагирующее производство», в основе которого лежит экономия времени, в том числе с разработкой и реализацией инженерных решений. Такой подход направлен не на работу под массовый, но одинаковый заказ, а на обеспечение разнообразия различных заказов и достижение массовости благодаря росту количества потребителей по каждому заказу. Лучшим примером организации, применяющей систему QRM, можно считать компанию Mercedes, которая не выпускает ни одного идентичного автомобиля благодаря использованию разнообразных инженерных решений.

Главным системным параметром является разнообразие и отношение к отклонениям в процессе производства. При этом, именно в организации процесса необходимо быстро реагирующее производство, для обеспечения которого требуется инженерный маркетинг с использованием автоматизированного производства и соответствующего ПО на всех стадиях инженерной деятельности. В этом случае вместо организации потока происходит объединение групп оборудования и работников в производственные ячейки, в рамках которых работники самостоятельно принимают решения.

В данном процессе меняется роль инженерных служб, в том числе – руководителей, возрастает заинтересованность сотрудников в работе, которая становится творческой, повышается востребованность маркетинговых знаний и навыков технического персонала, а также потребность в эффективной мотивации. Все работники сосредоточены на стратегических вопросах и подстраиваются под индивидуальные заказы в ходе формирования оптимальных производственных ячеек. Отличие QRM от других систем заключается в ее открытости, оригинальном инструментарии, включая «карты времени», придающие наглядность сложным этапам сокращения длительности процесса производства. Благодаря применению системы QRM меняется идеология и скорость мышления сотрудников предприятия, что предоставляет ему возможность приобрести статус социально-ориентированной организации в быстроменяющейся рыночной среде.

 По мнению члена наблюдательного совета российской ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» Евгения Лифшица российские компании по своей компетенции и интеллектуальному уровню вполне могут заменить зарубежное программное обеспечение, чему способствует постановление о запрете приобретения зарубежного ПО при наличии идентичного отечественного, принятое российским правительством в январе 2016 года [5]. Следует также отметить, что российские разработчики ПО уже успешно конкурируют на мировом рынке с такими известными представителями данного бизнеса, как индийские компании, причем с установлением более низкой цены ПО. Активно работает в этом направлении российская компания 1С, в основном, с малым и средним бизнесом. В настоящее время 1С готовят крупный проект по переводу энергетической компании ПАО «Ленэнерго» с SAP на 1С (инженерное программное обеспечение по автоматизации бизнес-процессов большого технологического блока – передачи электроэнергии) [5].

Инновационные решения данных компаний подтверждают необходимость и востребованность применения инженерного маркетинга, который авторы рассматривают как искусство и философию выбора научно-технических нововведений, в том числе при разработке программного обеспечения для автоматизации научно-исследовательских, проектных работ, бизнес-процессов, PLM-систем по управлению жизненным циклом продукции и пр. в тесном сотрудничестве исследователей, программистов и инженеров-предпринимателей.

По существу, в мире нарождается новая система производства с ориентацией на удовлетворение индивидуализированных потребителей, обусловленная характером настоящих и будущих потребностей производства. Последние устанавливаются с использованием научно-технических нововведений с одной стороны, и с повышением отдачи от творческих способностей инженеров-предпринимателей с другой. Конкурентными преимуществами становятся не только техника и технология производства, но и преимущества в организационной культуре и новой организации производства. Такие новые подходы находят свое отражение в создании технологически эффективных предприятий и производств мирового класса.

Подход к современной организации производства во многом определяется уровнем автоматизации и роботизации материально-технической базы, научно-исследовательских лабораторий всех уровней, в том числе промышленных предприятий и т.д. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) плотность роботизации в России почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру.  Так, в среднемировом масштабе в 2015 году на 10000 работников приходилось 69 промышленных роботов, а в России – всего один. Разброс по странам значителен в данном показателе: лидером в использовании робототехники является Южная Корея, где на 10000 работников промышленности приходится 531 промышленный робот, в Сингапуре соответственно – 398, в Японии – 305, в Германии – 301, в США – 176, в Швейцарии – 119, в Великобритании – 71, в Китае – 49 [6].

Низкий спрос на робототехнику в России во многом объясняется ее высокой стоимостью, отсутствием эффективных стратегий ее использования, и, что особенно важно, отсутствием необходимого инструментария обоснования предлагаемых решений с позиции инженерного маркетинга. Низкий индекс роботизации свидетельствует о том, что вовремя «поймать технологическую волну» без перестройки институциональной среды страна не успела. Вместе с тем, Россия обладает большим потенциалом технического развития и может составить достойную конкуренцию зарубежным исследователям. Примером может служить отечественная компания Cognitive Technologies [7], создавшая систему беспилотного управления автомобилем, как систему искусственного интеллекта, которая уже успешно внедряется на российских грузовиках «КамАЗ», конкурирующих и побеждающих в мировых ралли. Система компании Cognitive Technologies опережает по ключевым параметрам разработки Google и других зарубежных программистов в данном направлении.

Стоит отметить, что по результатам исследований в XXI веке ученые сделают значительные открытия в категориях «ум» и «мысль», как ранее – в категориях «ген» и «наследственность» с помощью конвергенции (объединения) многих наук для получения верных ответов по исследованию мозга. В результате появится основа для открытия новых технологий – нейрофизиология, для которой важны математические методы и технические средства, то есть взаимосвязь «интерфейс – мозг – компьютер», электромагнитное поле и методы электроэнцефалографии. Все вышеперечисленное даст возможность управления различными техническими средствами (устройствами) практически «силой мысли». В отечественной науке одним из ключевых элементов таких исследований должен стать инженерный маркетинг, как современная управленческая концепция, прежде всего, руководства и инженерного состава, формирующая образ мышления и образ действия персонала для развития технологического бизнеса [8]. Для реализации авторской позиции в технических университетах необходимо организовать подготовку особых специалистов, а именно – инженеров-рыночников, которые смогут разрабатывать и принимать технические решения с позиции коммерциализации и предпринимательства.  В этом направлении первые попытки предприняты в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) путем включения в учебные планы многих технических направлений новой дисциплины под названием «Инженерный маркетинг». Данная дисциплина используется впервые в отечественной и зарубежной практике. В основе теории инженерного маркетинга находится рынок научно-технических нововведений, его структурная наполняемость и инструменты разработки технических решений в направлении развития технологического предпринимательства и повышения престижности профессии инженера. Новая дисциплина разработана по направлениям бакалавриата и магистратуры, предложено соответствующее учебно-методическое обеспечение [9]. На наш взгляд, специалисты, профессионально владеющие функционалом инженерного маркетинга и техническими компетенциями, будут востребованы работодателями, поскольку способны реструктурировать производство, эффективно реализовывать инновационные проекты, обеспечивая современный подход к организации производства и готовность к шестому технологическому укладу.

В развитие данного направления авторами также разработана программа повышения квалификации для научно-педагогических работников под названием «Инженерный маркетинг в развитии технологического бизнеса» и в целях повышения кадрового потенциала специалистов инженерного профиля в рамках президентской программы предложена новая дисциплина «Инженерный маркетинг» с ориентацией на получение работниками инженерных служб промышленных организаций актуальных дополнительных компетенций по всем направлениям их деятельности. Предложен новый подход к организации деятельности промышленных предприятий, ориентированный на повышение качества выпускаемой продукции на основе инженерного маркетинга, предполагающего освоение инженерными кадрами рыночных методов, механизмов и инструментов достижения конкурентоспособности инновационного развития экономики, в значительной степени определяемой императивом технологической и организационной реструктуризации производства. Такой подход зависит от сочетания профессиональной и предпринимательской (рыночной) составляющих в деятельности инженерных кадров, что позволит создать среду для обеспечения устойчивой конкурентоспособности технологического бизнеса на инновационной основе.