Полный текст статьи
Печать

Под аудитом, на данном этапе экономического развития, принято понимать научную дисциплину и профессиональную деятельность по независимой оценке функционирования организаций, прежде всего, оценке их финансово-экономических показателей. При этом становление аудита - процесс продолжительный.

В качестве профессиональной деятельности аудит стал наиболее популярным в Англии в период промышленного и финансового роста, что было обусловлено рядом исторических причин. Прежде всего, это связано с разделением интересов между собственниками и администрацией компаний Собственники нуждались в достоверной информации о финансовом положении предприятий, куда они вкладывают деньги. Такая информация могла быть получена только при проведении независимого аудита [1].

В развитии международного аудита можно выделить несколько этапов:

1-й этап. В 1844 году был принят закон об акционерных компаниях, согласно которому администрация предприятия должна была ежегодно отчитываться перед акционерами, предоставляя им проверенный и подтвержденный аудитором отчёт. 

В этот период цель аудита заключалась в определении эффективности функционирования экономического субъекта, обнаружении ошибок, предотвращении злоупотреблений лиц, ответственных за налоговые платежи. Аудиторские проверки проводились по существу, то есть с максимальной подробностью и тщательностью.

2-й этап (1862 – 1870 г.г.). Английский парламент принимает закон об обязательном ежегодном аудите компаний (1862 г.). На данном этапе происходит становление аудита в двух странах Западной Европы: Франции и Германии. Так, в 1867 г. во Франции принят закон об аудите акционерных обществ и коммерческих банков. В 1870 г. была предпринята первая попытка введения аудита в Германии.

Для данного периода характерно создание крупных аудиторских фирм, которые наряду с аудитом бухгалтерской отчётности, стали выполнять и большой объём консультационных услуг. Английские аудиторские фирмы наряду с деятельностью внутри своей страны стали работать в США, странах Южной Америки и Африки.

3-й этап (начало XX в.). Развитие аудита на данном этапе связано с массовым созданием акционерных обществ, появлением первых судебных разбирательств и разработкой требований к ответственности аудитора и норм профессиональной этики.

В этот период большое внимание уделяется проверке эффективности функционирования внутреннего контроля на предприятиях («проверка на соответствие»). При достаточно эффективной системе внутреннего контроля, аудитор сокращал объем проверки и осуществлял ее выборочным способом. В противном случае аудит проводился с максимальной тщательностью, т.е. по существу.

4-й этап. Аудит на данном этапе развивался под влиянием мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., который вызвал пересмотр отношений к деятельности аудиторских фирм, привел к ужесточению требований к качеству аудита, в т.ч. к обязательной публикации годовой финансовой отчётности предприятий и подтверждения достоверности бухгалтерской отчётности независимыми аудиторами.

В этот период аудиторы стали широко использовать тестирование системы внутреннего контроля клиента, в результате чего выявлялись «узкие места» в отчётности предприятий, которые затем проверялись с большей подробностью и тщательностью.

5-й этап (вторая половина XXв.). Н данном этапе развития появляются «Общепринятые стандарты аудита» (1948 г. США). Особое внимание уделяется анализу внутреннего контроля на предприятиях. С 50-х годов  аудиторы начинают тщательно изучать особенности бизнеса клиента [2].

60–70-е годы характеризуются большим числом судебных дел, возбуждённых против аудиторов.

В 1977 году была создана Международная Федерация бухгалтеров (IFAC). В составе IFAC действует Совет по стандартам в области аудиторской деятельности, который занимается разработкой международных стандартов аудита (ISA). Международные стандарты аудита  унифицируют подход к аудиту в мировом масштабе и являются рекомен­дациями для создания национальных стандартов аудита.

В 1983 году первые аудиторские фирмы появились в Китае, создана Аудиторская администрация.

6-й этап (настоящее время). Международные стандарты аудита, носящие рекомендательный характер, становятся обязательными при проведении аудиторских проверок. Разрабатываются внутрифирменные стандарты аудита.

Становление и развитие аудита в России прежде всего связано с активной деятельность Петра I, который во время своего правления усилил контроль за расходованием казенных средств и в 1693 г. ввел звание аудитора.

Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран.

Именным указом Петра I в 1719 г. для ведения делопроизводства по военно-судной части при Канцелярии Военной коллегии было учреждено Аудиторское повытье. В 1763 г. оно было преобразовано в Аудиторскую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной коллегии.

В конце XIX в. — начале XX в. появилось большое количество общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия в это время так и не сформировался. Если возникновение аудита на Западе связано в первую очередь с появлением акционерных обществ, то в России в 1836 г. было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX в. — около 2500.

После Октябрьской революции 1917 г. в период государственного регулирования экономики аудит не существовал. Это было обусловлено, прежде всего, основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанными на централизованном планировании, государственном финансировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. Независимая финансовая проверка (аудит) им противоречила [2].

Однако, именно в этот период, произошло становление государственного финансового контроля в нашей стране. Деятельность контролеров была направлена на установление целевого расходования бюджетных средств [3].

Развитие аудиторской деятельности в современной России связано с переходом к рыночным отношениям. Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно небольшой период (около 20 лет) подходы к аудиторской деятельности, роль аудита в формировании имиджа компаний и повышении их инвестиционных и финансовых показателей существенно изменились. При этом нормативно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности отсутствовала.

В 1987 г. постановлением Совета Министров СССР № 1033-245 «О создании совет­ской аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционер­ное общество «Инаудит» [1].

Дальнейшее развитие аудиторской дея­тельности в России невозможно было без разработки и утверждения стандартов аудита. В связи с этим Указом Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были закреплены Временные правила аудиторской деятельности (1993 г.). Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в т.ч. лицензирования и аттестации аудиторов.

Принятие в 2001 г. Закона № 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности», ознаменовало окончательное становление аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Данный документ направлен на постепенную либерализацию регулирования аудиторской деятельности. Основная причина – динамично развивающийся международный экономический кризис, в условиях которого государство наращивает свою долю в управлении национальной экономикой и контролирует деятельность тех отраслей, которые в той или иной степени связаны с банками и финансовыми компаниями.

Указанный акт одновременно реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирова­ния аудита.

В 2010-2011 г.г. был разработан комплекс мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию, а также Минфином России утверждены новые федеральные стандарты аудиторской де­ятельности (ФСАД) [2].

Современный этап развития аудиторской деятельности связан с совершенствованием системы ее нормативно-правового регулирования и внедрением международных стандартов, что позволяет говорить о поступательном и динамичном совершенствовании аудита в России.

От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность всех отраслей народного хозяйства, эффективность осуществления экономиче­ских реформ. Все это обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования профессии аудитора и динамичного развития рынка аудиторских услуг во всем мире.