Полный текст статьи
Печать

В настоящее время аккредитация является одним из инструментов государственного регулирования по обеспечению безопасности товаров, работ, услуг. Аккредитация способствует повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг. Аккредитация означает, что аккредитованная организация (или лицо) достигла соответствующего уровня развития и, соответственно, она соблюдает определенные национальные и международные стандарты в своей деятельности.

  Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, а также функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Росаккредитация через такие механизмы регулирования как аккредитация и подтверждение компетентности (процедуры, которую с определенной периодичностью проходят аккредитованные лица)  способствует повышению безопасности качества товаров, работ, услуг, имеющихся на рынке страны.

Росаккредитация осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [1]. Территориальные органы Росаккредитации, которых насчитывается шесть по всей России, представлены почти в каждом федеральном округе, так в Дальневосточном федеральном округе территориальное Управление образовано 29 января 2013 г.

Как известно, технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, что установлено Федеральным законом № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» [2].

В свою очередь Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент ТС 018/2011), утвержденный комиссией Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 года[3], тому не исключение потому, как в соответствии с п.1 раздела 1 Технического регламента ТР ТС 018/2011, он устанавливает требования к колесным транспортным средствам (далее ТС) при их выпуске в обращение и нахождение в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды. В частности вступление в действие вышеуказанного раздела Технического регламента, регламентирует оборудование ТС перед выходом в обращение на дороги устройством вызова экстренных оперативных служб (далее УВЭОС).

Вступление с 1 января 2017 года в действие раздела № 5 приложения № 4 Технического регламента ТС 018/2011, отразилось на экономике и жизни граждан Дальневосточного Федерального округа, в частности Приморского края, возглавляющих рейтинги федеральных округов и регионов Российской Федерации по обеспеченности автомобилями.

Итак, с 1 января 2017  г. все автомобили, ввезенные на территорию РФ для перевозки пассажиров или грузов, должны быть в установленном законом порядке оборудованы системой безопасности и вызова экстренных служб.  Более того, правовыми основаниями для оборудования автомобилей  системами и устройствами вызова экстренных служб являются так же Федеральный закон от 28.12.2013 № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и постановление Правительства РФ от 06.06.2015 № 557 «Об утверждении Правил эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб» [4,5].

  Основная цель создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что позволит понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге. По оценкам экспертов система «ЭРА-ГЛОНАСС» сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30% и позволит ежегодно спасать около 4 тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии [6].

  Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию России, начал работать в Приморском крае полноценно со второй недели апреля 2017. Первый в России паспорт ТС  на подержанную иномарку с особой отметкой УВЭОС, таможня выдала 7 апреля во Владивостоке, что очень символично и закономерно т.к. регион выступил флагманом в решении проблемы, с которой столкнулись тысячи российских автомобилистов с 1 января 2017 г. Именно во Владивостоке был озвучен временный порядок оборудования подержанных автомобилей системой «ЭРА-ГЛОНАСС», который размещен на официальном ресурсе АО «ГЛОНАСС» [7,8,9].

  Первый пункт временного порядка гласит: «Лицо, ввозящее транспортное средство, которое не оснащено УВЭОС, приобретает аппаратуру вызова экстренных оперативных служб у агента АО «ГЛОНАСС». Таким агентом в Приморском крае стала компания ООО «Сумотори-Авто», она получила право на продажу и установку систем «ЭРА-ГЛОНАСС». А в связи с тем, что первая партия устройств уже раскуплена, а следующая ожидается только 2 мая 2017г., автовладельцы не приобретают аппаратуру, а подают анкеты-заявления в ООО «Сумотори-Авто». Все анкеты заносятся в лист ожидания, на основании которого формируется очередь на заключение договора на приобретение терминала УВЭОС.  В последующем в договор впишется идентификационный номер терминала (ICCID).

  Вторым шагом следует оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС), для чего лицо, ввозящее ТС, должно представить в аккредитованную испытательную лабораторию заявку, и комплект документов, в том числе копию договора о приобретении устройства «ЭРА-ГЛОНАСС».

  Федеральная служба по аккредитации опубликовала перечень документов, на основании которых аккредитованные испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и содержащие в описании области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011, должны выдавать СБКТС [10]. По результатам проведения технической экспертизы конструкции ТС на основании контроля имеющейся документации, в том числе копии вышеуказанного договора с указанным ICCD аккредитованная испытательная лаборатория выдает СБКТС.

  После этого автовладелец может получить паспорт ТС (далее - ПТС), если предоставит в таможенное управление документы, необходимые для таможенного оформления автомобиля, включая полученное СБКТС и копию договора о приобретении абонентского устройства «ЭРА-ГЛОНАСС». В ПТС в раздел «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об УВЭОС для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств, что является обязательным в соответствии с ТР ТС 018/2011. 

  Далее, после получения ПТС, автовладельцам следует обращаться в компанию, имеющую право устанавливать устройство. Список специализированных лиц, устанавливающих абонентские терминалы и имеющих право осуществлять идентификацию оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» размещен на официальном сайте АО «ГЛОНАСС».

  Заключительным шагом в оформлении и безопасном использования автомобиля является предоставление ТС с установленным УВЭОС и комплектом необходимых документов на государственную регистрацию в органы ГИБДД в течение 10 дней с даты оформления ПТС.

  Таким образом, для постановки автомобиля в ГИБДД, нужно сначала заключить договор на приобретение УВЭОС с агентом АО «ГЛОНАСС», далее для получения СБКТС предоставить в аккредитованную лабораторию, содержащую в области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011, комплект документов, в том числе указанный договор, получить в таможенных органах ПТС, и установить в специализированной организации кнопку УВЭОС.

  Итак, применительно к Приморскому краю по состоянию на 20 апреля 2017 г. лишь одна компания является агентом по продаже приборов – ООО «Сумотори-Авто».  Компаний, аккредитованных АО «ГЛОНАСС» на право установки УВЭОС на автомобили и осуществления идентификации устройств с функцией вызова в  государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», согласно одноименному Реестру, опубликованному на официальном сайте АО «ГЛОНАСС», в России насчитывается 15, из которых 11 организаций расположены в Приморское крае, 2 в Сахалинской области, и по одной организации в Московской и Курской областях. В Приморском крае 11 аккредитованных организаций осуществляют свою деятельность по 16 адресам мастерских, 13 из которых расположены в г. Владивосток. При этом на сайте АО «ГЛОНАСС» в разделе «Информация для партнёров по установке устройств с функцией вызова экстренных оперативных служб» размещено объявление о временной приостановке в Приморском крае приема обращений от потенциальных партнеров ввиду большого количества заявок [11].

  Заметим, что организации аккредитованы АО «ГЛОНАСС», а не национальным органом по аккредитации, т.к. законодательно не требуется аккредитация для проведения монтажа УВЭОС. Что касается испытательных лабораторий, выдающих СБКТС, то в соответствии с  Техническим регламентом ТС 018/2011, они должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации,  включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и содержать в описании области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011.

  Так же на официальном сайте АО «ГЛОНАСС» опубликован список аккредитованных испытательных лабораторий, выдающих СБКТС, согласно которому по состоянию на 21 апреля 2017 г. всего в России таких 24, в Дальневосточном федеральном округе одна – ИЦ ООО «Атриум» в Приморском крае [12]. При этом во временном порядке действий при выпуске в обращение ТС, представлена ссылка на  таблицу «Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза», размещенную на официальном сайте Росаккредитации [7,13]. В открытой части приведенного реестра по поиску приведены 62 испытательные лаборатории (центры) (далее-ИЛ(Ц)), содержащие в описании области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011. Территориальная сетка рассматриваемых ИЛ(Ц) по федеральным округам разбита следующим образом: 35 приходится на Центральный федеральный округ, из которых 30 расположены в г. Москва, 12 в Приволжском, 5 в Сибирском, по 4 в Северо-Западном и Дальневосточном округах и 2 в Уральском округе.

  В Дальневосточном округе представлены 4 ИЛ(Ц), имеющие юридический адрес в г. Владивосток. Была проведена проверка статуса найденных ИЛ(Ц) в соответствии с открытой частью Реестра органов по сертификации и аккредитованных ИЛ(Ц), включая Национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза, размещенного на официальном сайте Росаккредитации [14]. Во-первых, введя в графе «область аккредитации - ТР ТС 018/2011», реестр выдает 30 ИЛ(Ц) по всей России, имеющих статус аттестата аккредитации «действует» и «приостановлен», против найденных в вышеназванной таблице – 62, т.е. вдвое меньше. Во-вторых, в Дальневосточном федеральном округе обнаружена всего одна ИЛ(Ц) - ООО «Магадан-Тест», но не имеющая в своей области аккредитации раздел № 5 приложения № 4 ТР ТС 018/2011. В-третьих, произведя проверку по названию каждой из 4 выше найденных ИЛ, обнаружено, что 3 ИЛ(Ц) имеют статус «аннулирован», последнее решение о прекращении действия аккредитации произведено по ООО ИЦ «Атриум» 12 апреля 2017 г., а четвертая ИЛ имеет действующий аттестат аккредитации, но в прикрепленной скан-области  не обнаружено в ТР ТС 018/2011 области на техническую экспертизу автомобилей, в т.ч. области аккредитации на раздел № 5 приложения 4 регламента.

  По результатам анализа следует, что по состоянию на 21 апреля 2017 г. в самом автомобилизированном субъекте и федеральном округе Российской Федерации отсутствуют аккредитованные испытательные лаборатории, содержащие в описании области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011 с разделом № 5, устанавливающим требование оборудования ТС  перед выходом в обращение УВЭОС. Автовладельцам Дальневосточного округа приходится обращаться в ИЛ(Ц) других федеральных округов, расположенных преимущественно в Центральной округе.

  Приведем статистику по поводу сложившейся ситуации с выдачей СБКТС, представленную Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) в ответе на официальный запрос информационного агентства PrimaMedia [15]. Так, по состоянию на 15 февраля на Дальний Восток ввезли порядка 1400 поддержанных автомобилей, на все из них таможенные органы выдали ПТС, даже несмотря на отсутствие системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Пока решался вопрос с временным порядком установки аппаратуры, порты ДВТУ заполнялись привезенными из-за рубежа автомобилями. После 15 февраля в регион прибыло около 5 тысяч поддержанных машин, которые в обязательном порядке нужно оборудовать приборами «ЭРА-ГЛОНАСС». По данным ДВТУ по состоянию на 18 апреля из этого числа только на 463 автомобиля выдала ПТС Владивостокская таможня. Кроме этого, на складах таможенного управления на данный момент в ожидании находятся 1805 автомобилей, а всего в настоящее время без ПТС остаются 4537 ввезенных автомобилей.

  На примере подтверждения соответствия транспортных средств, связанном с выдачей СБКТ испытательными лабораториями, наблюдаются проблемы во взаимодействии хозяйствующих и государственных систем. Отсутствие необходимых ИЦ(Л) приводит к неудобству автолюбителей, желающих эксплуатировать ввозимые поддержанные автомобили в соответствии с действующими законодательством и без угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде и безопасности государства.

  В соответствии с  Административным регламентом по предоставлению Росаккредитацией государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации общий срок осуществления аккредитации составляет 100 рабочих дней со дня приема заявления до дня принятия заключительного решения [16]. Следовательно, если потенциальные лаборатории отреагировали на сложившую ситуацию подачей заявления об аккредитации, то только через 5 месяцев аккредитованные в необходимой области лаборатории будут производить оценку соответствия в регионе, что сократит время получения заветного автомобиля и удовлетворит спрос потребителя. Иначе говоря, сложившаяся к настоящему времени региональная проблемная ситуация с количеством ИЛ(Ц) в требуемой области аккредитации в округе в ближайшие пару месяцев не изменится. Граждане Дальневосточного федерального округа так же будут вынуждены обращаться в ИЛ(Ц) других федеральных округов, расположенных преимущественно в Центральной округе, а это затягивает сроки получения ПТС и введения в обращения купленного автомобиля.

  В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что Дальневосточный федеральный округ, а в особенности Приморский край, крайне нуждаются в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), содержащих в области аккредитации технический регламент ТР ТС 018/2011, в том числе с разделом, устанавливающим требование оборудования ТС  перед выходом в обращение УВЭОС. Это следует из того, что в настоящий период возможно увеличение случаев нарушения законодательства в области оценки соответствия в Центральной части России, а именно случаев выдачи поддельных протоколов испытаний и сертификатов соответствия. Такие недобросовестные участники рынка нацелены исключительно на  максимальное получение прибыли, а не на повышение качества товаров, работ, услуг, безопасность которых организации подтверждают. Более того, такая деятельность подрывает степень доверия потребителей к деятельности других лабораторий (центров). Может обостриться проявление недобросовестной конкуренции, когда участникам, работающим по прозрачным правилам, придется закрываться, следовательно, установится монополизация рынка. Ко всему прочему, если будут отсутствовать заявители, желающие аккредитоваться в данной области, а, следовательно, и в дальнейшем субъекты проверок, то не потребуется вмешательства государственного управления, в частности Росаккредитации. В свою очередь, неосуществление регулирующих полномочий, ставит под вопрос действие механизмов конкуренции, работающих в России, а так же уровень добросовестности и качественности работающих организаций.