В настоящее время в области психологии личности широко рассматриваются вопросы, связанные с идентичностью. Особое внимание при определении сущности и структуры идентичности уделяется в русле изучения профессиональной идентичности личности. Значимое место занимает вопрос, связанный с особенностями профессиональной идентичности студентов высших учебных заведений в процессе профессионального становления. Именно в студенческие годы происходит интенсивное достижение человеком своей идентичности, своего «образа Я».
Актуальность данных исследований обусловлена введением нового федерального государственного стандарта и предъявлением новых требований к выпускникам вузов, которые должны хорошо и быстро ориентироваться в меняющихся условиях и принимать самостоятельные решения, впоследствии нести за них ответственность.
В психологии профессиональная идентичность (далее ПИ), обсуждается как «сложный интегративный психологический феномен», как «ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития». Кроме того, это представление сопровождается определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением (принятием или нет) своей профессиональной принадлежности [1].
Рассматривая структуру ПИ в системе идентичности можно выделить следующие особенности.
ПИ рассматривается как динамичная структура, объединяющая в себе личностную и социальную формы идентичности, состоящая из когнитивного, эмоционального и мотивационно-ценностного компонентов, содержание которых меняется в процессе профессионального развития личности. Такие авторы как Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Л.Б. Шнейдер выделяют три компонента в структуре ПИ: когнитивный, эмоционально оценочный и мотивационно - ценностный.
Когнитивный компонент рассматривается как результат самопознания и понимания себя как образ профессионала.
Эмоциональный компонент – это самоотношение, включающее в себя самооценку своей профессиональной деятельности.
Мотивационно – ценностный рассматривается как процесс самореализации, постановка учебно-профессиональных целей и планов, профессиональные установки и ожидания от профессиональной деятельности [6].
Становление ПИ в контексте личностной идентичности некоторые авторы рассматривают:
– через процесс профессионального развития человека. Эрик Эриксон рассматривал ПИ как процесс, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью;
– ПИ как компонент личностной идентичности, которая обеспечивает успешное профессиональное развитие. Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность – это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я». Это психосоциальная структура, в которой фокусируются основные отношения профессионала в системе «человек-профессия-общество»;
– установление своей идентичности в профессиональной сфере К. А. Абульханова-Славская рассматривает через «активность» которая выступает в качестве многомерной категории, раскрывающей индивидуально-личностный уровень осуществления деятельности, общения, познания. Как определяет автор, посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности.
В концепции Л.Б. Шнейдер, понятие профессиональной идентичности раскрывается не только как осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности [2].
Наличие сформированности ПИ у студентов Ю.П. Поварёнков рассматривает как отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая самооценка, своей будущей профессиональной деятельности. В основе лежит процесс становления ПИ, как результат проецирования реальной профессиональной «Я-концепции» субъекта на идеальную [5].
По мнению Л.Б. Шнейдер высокая готовность в профессиональной деятельности не будет возможна без самостоятельного и ответственного построения образа своего профессионального будущего [1].
Таким образом, становление ПИ предполагает функциональное понимание, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции и экзистенциональное сопряжение человека и своей профессии, принятие себя в профессии.
Сформированная ПИ рассматривается через компоненты характеризующие готовность личности, а именно:
- мотивационный (ответственность за решение задачи);
- ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);
- операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.);
- волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);
- оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам) [2].
Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обучаемого, его активности, самостоятельности в процессе деятельности.
Таким образом, структурными элементами профессиональной идентичности у студента в результате формирования, являются:
- осознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности;
- знание человека о степени его признания в профессиональных группах;
- представление о себе и о своей работе в будущем;
- соотнесенность профессиональной деятельности и «образа Я»[2].
Актуальным для современной науки является изучение особенностей профессиональной идентичности у представителей различных специальностей. Вопрос о профессиональной идентичности студентов художественных направлений является актуальным в связи с малой изученностью в теоретическом аспекте, требующим подкрепления эмпирическими исследованиями.
Очевидно, что в профессиональной идентичности студентов художественных направлений творческая деятельность является ведущей и способствует проявлению саморазвития, самореализации, воплощения собственных идей, которые направлены на создание нового или совершенствование, изменение старого. Особенность становления профессиональной идентичности обусловлена ранним выбором творческой деятельности в качестве профессиональной, своеобразием профессиональной подготовки (ранее самоопределение себя как профессионала) [4].
Развитие творческого Я продолжается в процессе обучения в вузе на художественных направлениях, которое носит ярко выраженную практическую направленность, благодаря которой студенты с первых месяцев вовлекаются в творческую деятельность. В этот момент очень важно, чтобы мотивационный компонент был устойчивым на последующих курсах обучения. Влияние внутренних, психологических аспектов взросления, неорганизованность в учебной деятельности, неумение приспосабливаться к меняющимся условиям учебно-познавательного процесса (анализ большого количества информации, структурирование её, выполнение самостоятельной работы), эмоциональное восприятие себя в коллективе с другими людьми (вхождение в новую социальную общность). Все это снижает интерес к выбранному художественному направлению. Не менее важными являются мотивы: успешно продолжить обучение на последующих курсах и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Эти мотивы интеллектуально-познавательного плана особенно важны. Они осознаваемы, характеризуют стремление личности к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.
Таким образом, профессиональная идентичность рассматривается через призму личностного развития индивида, как явление, возникающее в ходе профессионального становления личности в процессе творческой деятельности.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Вятского государственного университета. Респондентами выступили студенты (64 чел.) следующих направлений подготовки: «Дизайн» (профиль – дизайн среды, графический дизайн), «Педагогическое образование» (профиль – изобразительное искусство).
Для выявления особенностей профессиональной идентичности у студентов художественных направлений было проведено исследование с применением опросников «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, «Мотивы профессионального выбора» [3].
Цель первого опросника – определить состояние готовности и выявить наиболее выраженные компоненты профессиональной идентичности. Анализ результатов показал, что студенты художественных направлений характеризуются высоким уровнем сформированности следующих компонентов профессиональной готовности:
- автономность, т.е. независимость при выборе сферы профессиональной деятельности;
- планирование, т.е. понимание своей профессиональной принадлежности.
Все остальные показатели выражены на среднем уровне. Результаты опросника представлены в таблице.
Таблица
Выраженность компонентов профессиональной готовности у студентов (в баллах)
Показатели |
Среднее значение |
Автономность |
15,56 (высш.) |
Информативность |
9,63 (сред.) |
Принятие решения |
12,53 (сред.) |
Планирование |
14,41 (высш.) |
Эмоциональное отношение |
14,31 (сред.) |
Далее рассмотрим результаты по исследованию мотивов профессионального выбора. Несмотря на большой перечень мотивов профессионального выбора необходимо подчеркнуть, что у большинства студентов ярко выражен свободный выбор (62,37%),предметный выбор (49,46%) и компенсаторный выбор (38,71), все остальные выборы выражены на среднем уровне и ниже. Яркая выраженность трёх выборов говорит, что студенты осознанно выбирают профессию, это позволит им наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.
Таким образом, профессиональная идентичность у студентов художественных направлений характеризуется свободным выбором. Это подтверждается ранним профессиональным самоопределением.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. При формировании профессиональной идентичности необходимо учитывать мотивы профессионального выбора студента на первых курсах обучения. Очень важно при выборе профиля обучения, а так же предпочитаемой профессиональной сферы помочь понять студенту, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Исследование будет продолжено с целью сопоставления особенностей профессиональной идентичности студентов младших и старших курсов обучения, а также для выявления связи мотивационного выбора профессиональной деятельности с профессиональной готовностью студентов художественных направлений.