Школьная система образования зародилась в древнейшие времена, за несколько тысячелетий до н.э. Первые школы обучали грамоте, письму, счету, а также эстетической и физической культуре. Учеников держали в строгости, при нарушении установленных порядков применялись физические наказания. Общая характеристика систем образования в Древнем мире представлена в таблице 1.
Таблица 1
Общая характеристика системы образования в государствах Древнего мира
Государство |
Общая характеристика системы образования |
Китай |
Обучали детей с 5 до 12-14 лет чтению и письму. В учебном году каникул не было. Сдавшие экзамены могли претендовать на гражданские и военные должности. |
Индия |
Обучали чтению, письму и счету. Дети низших каст прав на образование не имели. |
Персия |
Обучали детей с 7 до 16 лет стрельбе из лука, чтению, молитвам и религии. |
Греция |
В общественных школах обучали гимнастике, военным танцам, музыке, пению. Остальные знания можно было получить частным образом. В школах грамматиста обучали чтению, письму, счету. Позже добавили риторику (обучение ораторскому искусству), геометрию и философию. В школах кифариста обучали игре на лире или кифаре, участию в хорах, законам стихосложения, ритмике и мелодии. |
Рим |
Обучали чтению, письму, счету, а также пению, произношению похвальных речей. Позже добавили изучение геометрии, географии, рисования и музыки. |
В Средние века система образования развивалась на базе монастырских и церковных школ, в которых обучали религии, церковной истории, чтению, письму, а также арифметике, геометрии, астрономии, риторике. В основном обучении велось на латинском языке. В городах открывали школы письма, где детей обучали чтению, письму, счету, составлению деловых бумаг, а также необходимым для торговли и ремесла сведениям из истории и географии [1, с.237].
В XVII веке возникает система традиционного образования, основоположником которой был Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) – знаменитый чешский педагог, публицист, общественный деятель. Именно Коменский создал систему всеобщего образования (в школе должны учиться все независимо от сословия), основанную на возрастных ступенях и плановости обучения. Коменский ввел классно-урочное обучение: учебный год должен делиться на отрезки, между которыми следует установить каникулы (отдых), набирать в школу нужно один раз в год – осенью, выпускать из школы учеников следует весной. Дети должны заниматься в классах, которые формируются в соответствии с их возрастом. Учитель на уроке должен все объяснять, показывать на примере, задавать и проверять домашнее задание, следить за дисциплиной и поощрять за старания. Учитель не только источник знаний, но и пример во всем.
Система традиционного образования применяется во многих странах, в том числе и в нашей стране. При этом следует отметить, что во все времена, особенно последнее время, ее пытаются модернизировать в зависимости от приоритетов государства в области образования и взглядов ведущих специалистов в этой области на процесс обучения.
Так, например, в разное время в разных странах создавались школы, где использовались идеи развивающего образования (главная цель – воспитание высоконравственного человека, который, исходя из своих природных склонностей, будет сам обучаться и приносить пользу обществу), трудового воспитания (труд – неотъемлемая часть воспитания личности), свободного воспитания (ребенка следует учить только тому, что ему интересно и нужно для жизни), идеи национальной школы и т.д.
Идея свободного воспитания положена в основу прагматичного образования, основоположником которого считается амер. философ и педагог Д.Дьюи (1859—1952 гг.)., и которое наиболее ярко сейчас представлено в американской системе образования, уровень которой определяется потребностями, способностями и материальными возможностями семьи. В американской системе образования сам ребенок определяет качество и количество обучения (предметы и их уровень – базовый или профильный). Основной упор сделан не на знания, а на оценку, которую ученик получит за сделанную работу (проект, реферат, тест). Дети заканчивают школу с разным уровнем и качеством знаний [2, с.213].
В 2016 году в американских школах стали вводить новую идею – обучение посредством компьютерных игр, когда школьники, играя в различные игры, выполняют задания, а учитель может оценивать их выполнение через общую сеть. Правда, у этой идеи много противников на фоне усиливающейся зависимости детей от компьютерных игр и электронных гаджетов вообще.
Стоит отметить еще одну систему образования, родоначальником которой был англ. мыслитель и педагог Д.Локк (1632-1704 гг.) – система элитарного образования, которая призвана сформировать характер, воспитать волю, дать практические полезные знания представителю аристократического класса. Такого джентльмена может воспитать только специально подготовленный гувернер. В первую очередь необходимо заботиться о физическом здоровье и давать те знания, которые пригодятся ребенку в будущем - арифметика, бухгалтерия, финансы, законоведение, история, география, астрономия, французский язык. Можно также преподавать музыку, танцы, манеры хорошего тона, фехтование, верховую езду, легкий ручной труд. При этом главное не знания, а умение мыслить [3, с. 86].
В XVIII веке элитарное образование перешло из разряда домашнего в школу с традиционной системой обучения, сохранив свою исключительность для детей из состоятельных семей. В настоящее время элитарные частные школы существуют в Англии, Германии, Америке, Франции и в России, обучение в них доступно лишь очень богатым и влиятельным семьям, а окончание таких школ является гарантией получения престижного образования, которое необходимо для получения служебных постов в науке, экономике и политике.
Таким образом, на сегодняшний момент можно выделить несколько крупных самостоятельных систем образования: традиционное образование, прагматичное образование и элитарное образование. И поскольку именно между представителями первых двух систем идут жаркие споры по важности и полезности с точки зрения воспитания современного человека, рассмотрим преимущества и недостатки традиционной и прагматичной систем образования.
Анализ литературы по теме исследования позволил выявить основные отличительные черты традиционной и прагматичной систем образования, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика традиционной и прагматичной систем образования
Показатель |
Традиционное образование |
Прагматичное образование |
Родоначальник |
Я.А.Коменский (1592-1670) |
Д.Дьюи (1859—1952 гг.) |
Признаки |
Класс (дети одного возраста) Расписание занятий Урок – основная единица занятий Один урок – один предмет Работой учащихся руководит учитель Учитель – эталон знаний по отдельным предметам, авторитет во всем |
Дети сами выбирают предметы и уровень их изучения Можно учиться индивидуально или в группах
|
Основная цель |
Школа призвана давать знания. |
Школа призвана развить способности ребенка, которые пригодятся ему в жизни |
Основной инструмент |
Повторение материала |
Проекты |
Достоинства |
За короткий период времени можно передать большой объем информации |
Гибкая система, учитывает особенности и способности каждого ученика |
Недостатки |
Ориентация на память |
Нет системности знаний, дети выходят со школы с разным уровнем и качеством знаний |
Место в обществе |
Все дети 7 лет обязаны поступить в школу и получить общее среднее образование |
Уровень образования определяется потребностями и способностями, а также материальными возможностями семьи. |
Таким образом, можно сказать, что благодаря Я.А.Коменскому образование стало доступно для всех. Традиционная система нацелена на максимальную передачу накопленных знаний от учителя ученикам, которая невозможна без повторения пройденного материала и заучивания основных правил. Недаром старая арабская поговорка гласит, что из кувшина можно вылить только то, что в нем есть.
Прагматичная система образования нацелена на развитие только тех способностей, которые пригодятся человеку в будущем. Для этого ученик сам выбирает перечень предметов и уровень их изучения. В целом уровень образования определяется потребностями и способностями, а также материальными возможностями семьи.
Я считаю, что для создания грамотного общества, нашей стране не стоит полностью переходить на прагматичную систему образования (о чем так много говорят последние годы), поскольку она не формирует всесторонне-развитого человека, обладающего хотя бы минимальными знаниями обо всем, что нас окружает. За последние годы в традиционную систему образования добавилось много практических заданий (презентации, проекты, творческие задания и т.д.), которые позволяют нарабатывать необходимые для жизни практические навыки дополнительно к тем теоретическим знаниям, которыми должен обладать любой успешный человек. На мой взгляд, нужно и дальше развивать традиционную систему образования, обучая всех граждан страны, давая всем равные возможности для дальнейшей жизни.