Полный текст статьи
Печать

Школьная система образования зародилась в древнейшие времена, за несколько тысячелетий до н.э. Первые школы обучали грамоте, письму, счету, а также эстетической и физической культуре. Учеников держали в строгости, при нарушении установленных порядков применялись физические наказания. Общая характеристика систем образования в Древнем мире представлена в таблице 1.

Таблица 1

Общая характеристика системы образования в государствах Древнего мира

Государство

Общая характеристика системы образования

Китай

Обучали детей с 5 до 12-14 лет чтению и письму. В учебном году каникул не было. Сдавшие экзамены могли претендовать на гражданские и военные должности.

Индия

Обучали чтению, письму и счету. Дети низших каст прав на образование не имели.

Персия

Обучали детей с 7 до 16 лет стрельбе из лука, чтению, молитвам и религии.

Греция

В общественных школах обучали гимнастике, военным танцам, музыке, пению. Остальные знания можно было получить частным образом.

В школах грамматиста обучали чтению, письму, счету. Позже добавили риторику (обучение ораторскому искусству), геометрию и философию.

В школах кифариста обучали игре на лире или кифаре, участию в хорах, законам стихосложения, ритмике и мелодии.

Рим

Обучали чтению, письму, счету, а также пению, произношению похвальных речей. Позже добавили изучение геометрии, географии, рисования и музыки.

 

В Средние века система образования развивалась на базе монастырских и церковных школ, в которых обучали религии, церковной истории, чтению, письму, а также арифметике, геометрии, астрономии, риторике. В основном обучении велось на латинском языке. В городах открывали школы письма, где детей обучали чтению, письму, счету, составлению деловых бумаг, а также необходимым для торговли и ремесла сведениям из истории и географии [1, с.237].

В XVII веке возникает система традиционного образования, основоположником которой был Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) – знаменитый чешский педагог, публицист, общественный деятель. Именно Коменский создал систему всеобщего образования (в школе должны учиться все независимо от сословия), основанную на возрастных ступенях и плановости обучения. Коменский ввел классно-урочное обучение: учебный год должен делиться на отрезки, между которыми следует установить каникулы (отдых), набирать в школу нужно один раз в год – осенью, выпускать из школы учеников следует весной. Дети должны заниматься в классах, которые формируются в соответствии с их возрастом. Учитель на уроке должен все объяснять, показывать на примере, задавать и проверять домашнее задание, следить за дисциплиной и поощрять за старания. Учитель не только источник знаний, но и пример во всем.

Система традиционного образования применяется во многих странах, в том числе и в нашей стране. При этом следует отметить, что во все времена, особенно последнее время, ее пытаются модернизировать в зависимости от приоритетов государства в области образования и взглядов ведущих специалистов в этой области на процесс обучения.

Так, например, в разное время в разных странах создавались школы, где использовались идеи развивающего образования (главная цель – воспитание высоконравственного человека, который, исходя из своих природных склонностей, будет сам обучаться и приносить пользу обществу), трудового воспитания (труд – неотъемлемая часть воспитания личности), свободного воспитания (ребенка следует учить только тому, что ему интересно и нужно для жизни), идеи национальной школы и т.д.

Идея свободного воспитания положена в основу прагматичного образования, основоположником которого считается амер. философ и педагог Д.Дьюи (1859—1952 гг.)., и которое наиболее ярко сейчас представлено в американской системе образования, уровень которой определяется потребностями, способностями и материальными возможностями семьи. В американской системе образования сам ребенок определяет качество и количество обучения (предметы и их уровень – базовый или профильный). Основной упор сделан не на знания, а на оценку, которую ученик получит за сделанную работу (проект, реферат, тест). Дети заканчивают школу с разным уровнем и качеством знаний [2, с.213].

В 2016 году в американских школах стали вводить новую идею – обучение посредством компьютерных игр, когда школьники, играя в различные игры, выполняют задания, а учитель может оценивать их выполнение через общую сеть. Правда, у этой идеи много противников на фоне усиливающейся зависимости детей от компьютерных игр и электронных гаджетов вообще.

Стоит отметить еще одну систему образования, родоначальником которой был англ. мыслитель и педагог Д.Локк (1632-1704 гг.) – система элитарного образования, которая призвана сформировать характер, воспитать волю, дать практические полезные знания представителю аристократического класса. Такого джентльмена может воспитать только специально подготовленный гувернер. В первую очередь необходимо заботиться о физическом здоровье и давать те знания, которые пригодятся ребенку в будущем - арифметика, бухгалте­рия, финансы, законоведение, история, география, астрономия, французский язык. Можно также преподавать музыку, танцы, манеры хорошего тона, фехтование, верховую езду, легкий ручной труд. При этом главное не знания, а умение мыслить [3, с. 86].

В XVIII веке элитарное образование перешло из разряда домашнего в школу с традиционной системой обучения, сохранив свою исключительность для детей из состоятельных семей.  В настоящее время элитарные частные школы существуют в Англии, Германии, Америке, Франции и в России, обучение в них доступно лишь очень богатым и влиятельным семьям, а окончание таких школ является гарантией получения престижного образования, которое необходимо для получения служебных постов в науке, экономике и политике.

Таким образом, на сегодняшний момент можно выделить несколько крупных самостоятельных систем образования: традиционное образование, прагматичное образование и элитарное образование. И поскольку именно между представителями первых двух систем идут жаркие споры по важности и полезности с точки зрения воспитания современного человека, рассмотрим преимущества и недостатки традиционной и прагматичной систем образования.

Анализ литературы по теме исследования позволил выявить основные отличительные черты традиционной и прагматичной систем образования, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционной и прагматичной систем образования

Показатель

Традиционное образование

Прагматичное образование

Родоначальник

Я.А.Коменский (1592-1670)

Д.Дьюи (1859—1952 гг.)

Признаки 

Класс (дети одного возраста)

Расписание занятий

Урок – основная единица занятий

Один урок – один предмет

Работой учащихся руководит учитель

Учитель – эталон знаний по отдельным предметам, авторитет во всем

Дети сами выбирают предметы и  уровень их изучения

Можно учиться индивидуально или в группах

 

Основная цель

Школа призвана давать знания.

Школа призвана развить способности ребенка, которые пригодятся ему в жизни

Основной инструмент

Повторение материала

Проекты

Достоинства

За короткий период времени можно передать большой объем информации

Гибкая система, учитывает особенности и способности каждого ученика

Недостатки

Ориентация на память

Нет системности знаний, дети выходят со школы с разным уровнем и качеством знаний

Место в обществе

Все дети 7 лет обязаны поступить в школу и получить общее среднее образование

Уровень образования определяется потребностями и способно­стями, а также материальными возможностями семьи.

 

            Таким образом, можно сказать, что благодаря Я.А.Коменскому образование стало доступно для всех. Традиционная система нацелена на максимальную передачу накопленных знаний от учителя ученикам, которая невозможна без повторения пройденного материала и заучивания основных правил. Недаром старая арабская поговорка гласит, что из кувшина можно вылить только то, что в нем есть.

            Прагматичная система образования нацелена на развитие только тех способностей, которые пригодятся человеку в будущем. Для этого ученик сам выбирает перечень предметов и уровень их изучения. В целом уровень образования определяется потребностями и способно­стями, а также материальными возможностями семьи.

Я считаю, что для создания грамотного общества, нашей стране не стоит полностью переходить на прагматичную систему образования (о чем так много говорят последние годы), поскольку она не формирует всесторонне-развитого человека, обладающего хотя бы минимальными знаниями обо всем, что нас окружает. За последние годы в традиционную систему образования добавилось много практических заданий (презентации, проекты, творческие задания и т.д.), которые позволяют нарабатывать необходимые для жизни практические навыки дополнительно к тем теоретическим знаниям, которыми должен обладать любой успешный человек. На мой взгляд, нужно и дальше развивать традиционную систему образования, обучая всех граждан страны, давая всем равные возможности для дальнейшей жизни.