Полный текст статьи
Печать

Проект «Эволюция землеобрабатывающих орудий» затрагивает большой круг вопросов, связанных с развитием села, развитием пахотных орудий. На примере эволюции «сохи-курашимки», наглядно показана историю технического творчества сельских жителей края от конца XIXвека до начала XXI века(Ил.5)

 

Ил.5 Школьный коллектив МАОУ «Курашимская средняя школа» на  презентации  творческих проектах

 На Урале существовало мнение, что «русская соха» одинакова на всей территории России. Мнение это было не верно. Напротив, можно удивляться многочисленности и разнообразию видов русской сохи. Едва ли не в каждой волости существовала особая разновидность сохи, сообразно с условиями почвы. Также существуют сохи с особыми, народными, названиями. Заметим, что даже одно разнообразие видов сохи свидетельствует о том, что ум русского крестьянина-землепашца изобретателен. Народ усиленно работал над своим родным орудием, изыскивая наилучшее его устройство, применительно к данным условиям природы и обстановки. Соха являлась преобладающим пахотным орудием XIX века. Причин этому было несколько. Её универсальность. Она использовалась во вспашке, севе, культивации. Дешевизна. Практически каждый крестьянин мог ее «сладить» из подручных материалов. А железный сошник и полицы за небольшую плату мог сделать любой «доморощенный» кузнец. Удобство в обращении. Соха в отличие от плуга была легка, и тащить ее было под силу самой захудалой лошадке. Плуг же требовал двух лошадей, а они были не в каждом крестьянском дворе. По справедливому замечанию краеведа Д.К.Зеленина, «достоинства сохи не столько чисто сельскохозяйственного свойства, сколько характера экономического и социального. Поэтому русский крестьянин продолжает держаться за свою матушку – соху». С учетом печального опыта глубокой пахоты советского периода, современные передовые хозяйства используют метод поверхностной обработки земли, пары не поднимают, сеют по стерне, семена заделывают с помощью неглубокого рыхления, сохраняют, а в некоторых случаях создают искусственно мульчирующий слой. Отсутствие плугов в большинстве крестьянских хозяйств было не бедой, а благом для русской деревни. В противном случае истощение почв, падение естественного плодородия земли с которыми столкнулось крестьянство в конце XIX века наступило бы значительно раньше. Соха обладала большими экологическими показателями. «Крайне мелкая пахота, истощая верхний почвенный слой, сберегает производственные силы нетронутого грунта. Если бы крестьяне давно обрабатывали хозяйство без удобрений, то наш чернозем, в самом деле, был близок к банкротству» - писал В.К. Головин еще в 1887 г. Русская соха занимает особое место в истории орудий обработки почвы лесной полосы. Неприхотливое, срубленное из куска дерева топором да долотом, соха долгое время была самым распространённым пахотным орудием в России. Талантливые деревенские мастера постоянно совершенствовали соху, искали наилучшую конструкцию применительно к своим условиям, уровню экономического развития своего хозяйства и требованиям практической агрономии. Николай Николаевич Блинов (1839–1917) — священник, педагог, этнограф, краевед, земский деятель являлся одним из самых активных и заметных исследователей Вятской губернии. Он обратил внимание на использование разнообразных пахотных орудий крестьянами Вятской губернии. Применительно к Сарапульскому уезду (в этом городе священник жил со своей семьей в периоды с 1878 по 1894 г. и с 1906 до 1918 г.) Блинов указывает, что крестьяне проявили наибольшую активность в применении усовершенствованных орудий для пахоты. Именно здесь встретились две волны пахотных орудий: с западных уездов Вятской губернии шла «косуля», а востока – «курашимка». Результатом сравнения и оценки этих модификаций крестьянского пахотного орудия стала записка в Департамент земледелия о «сохе-курашимке», которая представлялась «резким переходом от сохи к плугу». Вопреки устоявшемуся мнению, Блинов утверждал, что курашимка «ближе к плугу, чем к сохе» с наличием «первого существенного качества плуга – устойчивости». Статью под названием «Что такое курашимка?» автор опубликовал в 1888 г. в журнале «Труды Императорского Вольного экономического общества». Позже оттиск с дарственной надписью: «Многоуважаемому Дмитрию Константиновичу. 14/III-08 г. Сарапул» отправил Д. К. Зеленину, работавшему над его знаменитой книгой «Русская соха, её история и виды».  

 

Ил.6 Соха «Курашимка» 

Попав в руки курашимского кузнеца Николая Николаевича Паюсова, лядовская соха была им несколько видоизменена и в таком видоизмененном виде стала в громадном количестве выделываться в мастерских названного кузнеца, а потом и других местных кустарей. В продаже эти сохи тогда же получили название «курашимская соха» (Ил. 6). Видоизменение заключалось в следующем. Из овалообразной режущей части ральника он сделал острый угол, так что ральник получил вид равнобедренного треугольника. Железную шабалу он поставил гораздо положе, что больше подходит к глинистым почвам курашимских полей. Древесные подвои он заменил одним железным стержнем; а оглобли обе сделал прямыми. Такая соха оказалась очень легкой и удобной в работе. Изобретение Паюсова имело громадный успех, благодаря главным образом чисто внешним условиям. Давно уже не действовал Курашимский медеплавильный завод, но село было своего рода рассадником крестьянских земледельческих орудий: здесь изготовлялись железные части для сох и борон. Близость к Курашиму Перми, Кунгура, и Бирска (известного своей январской ярмаркой), а также больших торговых сел, весьма облегчили сбыт курашимских сох. Слава о новых сохах возросла; благодаря газетам, о них узнали даже в Орловской губернии, оттуда были довольно значительные заказы курашимским кустарям. Спрос родит предложение, и местные «сохолады» скоро открыли в Курашиме и соседней деревне Платошино 15 «сохоладных» мастерских. В год выделывалось до 71/8 тысяч «курашимок». Цена на них упала с первоначальных пяти рублей до трех и даже до 21/2 рублей. Вместе с тем, конечно, падало и качество изделий: ральники выделывались из плохого железа, устанавливались кое-как и т.п. Курашимки быстро распространились в соседних губерниях.  В 1870 году курашимки появились в Красноуфимском уезде. Соха под названием «Курашимка» славилась на всю Пермскую губернию, была знаменита среди фермеров Урала и Сибири. За ней съезжались в село не по одному десятку подвод из разных волостей губернии и со всей России. В конце XIX века. на Московской сельскохозяйственной выставке «Соха-курашимка» получила золотую медаль (числилась одной из наилучших в России) и вытеснила полностью все орудия труда, заменявшие до этого соху. Корпус или станок курашимки близок к корпусу обыкновенной сохи. Две прямых оглобли укреплены задними своими концами в рогал и соединены между собой деревянным перечнем (так называемым в Красноуфимском уезде, пасынком). Но разсоха курашимки оканчивается внизу «ножкой» («пятой», сиденьем»), на которую надевается лемех, как у обыкновенной русской сохи, так и у косули не бывает. Эта «ножка» - наследие от татарского сабана, праотца курашимки; она представляет собой простое расширение разсохи, на котором соха может стоять или, по народному выражению, «сидеть»; иногда она обивается листовым железом. Вместо сошных подвоев, у курашимки один железный прут, передний конец которого имеет вид кольца, обхватывающего перечень, а задний конец огибает левый бок разсохи и прикрепляется к задней поверхности этой последней при помощи винта с гайкой.  Что же касается глубины вспашки, то она регулируется точно так же, как и в обыкновенной сохе - при посредстве через седельника; длиннее через седельник - вспашка глубже, короче - вспашка мельче. Описанное орудие слывет в народе под разными наименованиями: курашимка, курашимская соха, курашимский сабан или просто: сабан, полусабанок, сабанчик, кунгурка или кунгурская соха, пермянка. В Кунгурском уезде широко развернулось производство «сох-курашимок». В 1887 г. их было заготовлено 7500 штук. Сколько ни малодоходным было земле­делие, оно все же было главным занятием для крестьян. Техника обработки полей была крайне низкой, дедовской, пе­решедшей из 17-18 веков - соха и де­ревянная борона. Это подтверждается ре­зультатами переписи 1893 года по Ухтымской волости. В волости было 1492 двора с населением 9 тысяч человек. Число сох составляло 1757, одновальных сох - 75, ко­суль - 7, сох-курашимок - 2, деревянных борон -1828, борон с железными зубь­ями - 51. У коми-пермяков и некоторых зажиточных земледельцев на юге Коми края появились более совершенные покупные пахотные орудия - различные виды сох-односторонок (вятская косуля, сабан, курашимка, ножовка, кыласовка), представляющие собой переходные орудия от сохи к плугу. Тем не менее, все они не имели массового распространения. 

Таблица 1. Виды пахотных орудий крестьян в 1891 г 

Орудия труда

Кол-во

Виды сох

Сохи двуральные

123

косули

3

курашимки

1

Бороны

деревянные

207

железные

13

   

По итогам научно-исследовательской работе студентов и молодых ученых факультета экономики, финансов и коммерции  ФГБОУ ВО Пермской ГСХА им. Прянишникова можно сделать выводы, что сохранением деревянной бороны среди большинства крестьян Пермской губернии объясняется высокой стоимостью железных борон (от 1,40 до 2,50 руб.) По мнению молодых исследователей, высокая цена не оправдывала себя ни сроком эксплуатации, ни выполняемой работой. Железные бороны приобретали, прежде всего, те хозяева, у которых имелись косули и плуги. Чтобы купить плуг, который стоил 40 руб., надо было продать 3-х коров, в то время как пуд ржи стоил 60 коп., а пуд овса – 47 коп.

В заключении можно привести воспоминания жителя села Курашим Василия Ивановича Черепанова, где он приводит доводы популярности «сохи-курашимки», её экономичность, экологичность. Он вспоминает работу по изготовлению сох в двух кузницах, где работали его отец и дядя – «сохолады». Делали сохи-курашимки  по ул. Старцева (ранее - ул. Ворошилова) напротив молебны, которую в 1948 г. перевезли в с. Платошино под детский дом (рядом со старой Почтой). Отзывы приобретателей были всегда положительные. «Соха-курашимка» не наносила вред окружающей среде, была удобна при работе. «Сохой-курашимкой» пахала даже учительница Анна Афанасьевна. В настоящее время сохи-курашимки можно увидеть в краеведческом музее г. Кунгура, в тематическом хозяйственном комплексе «Усадьба Преображенская» с. Курашим. Соха «Курашимка» - одно из известных изобретений конца XIX века. Ее распространение за пределами родной местности принесло не только доход, но и славу селу Курашим и «сохоладам».