Полный текст статьи
Печать

На данный момент существует проблема в разработке, поддержке и продвижении сайтов школ. Не все образовательные учреждения могут себе позволить действительно качественный и «продвинутый» сайт по определенным причинам. Например, кто-то использует построители и конструкторы сайтов (например, Ucoz [4] или Wix [5]). Такие сервисы делают сайты однотипными, ограничивают ресурсы, не дают выйти за рамки инструментария. Также важно то, что не всегда есть деньги, чтобы платить за сайт. Это тоже играет важную роль при выборе средства для разработки сайта школы. Возникает вопрос, «как сделать современный, информативный, отличный от других сайт учебного заведения и при этом потратить как можно меньше денег, но не в ущерб функционалу»?

Наша проектная группа поставила перед собой цель — разработать современный, удобный и информативный сайт учебного заведения. Мы нашли в Интернете примеры как хорошо устроенных, на наш взгляд, сайтов школ, так и неудобных в использовании. Поскольку сайты были в чем-то похожи, а в чем-то нет, мы задались вопросом «что делает сайт учебного заведения действительно современным, информативным и удобным»?

Тогда мы поставили для себя новую цель — определить критерии качества сайтов, проверить сайты школ Нижнего Тагила на предмет соответствия установленным критериям, затем использовать полученные результаты для разработки своего сайта.

Таким образом объектом исследования представляемой работы стали сайты школ Нижнего Тагила. Предметом исследования стали сбор и анализ статистической информации о сайтах школ Нижнего Тагила согласно установленным критериям качества.

Основные задачи:

  1. Определить критерии качества сайтов.
  2. Провести анализ сайтов школ Нижнего Тагила на предмет соответствия выделенным критериям качества и получить статистическую информацию.
  3. Обработать собранную статистическую информацию и составить рейтинг сайтов школ Нижнего Тагила.

В ходе выполнения проекта, мы обратились к современным публикациям по выбранной теме. В статье Бельчусова А. А. «Выявление критериев оценки школьных сайтов по результатам региональных конкурсов» [1] были проанализированы критерии, которые предъявлялись к школьным сайтам в конкурсах Омской области, Чувашской республики, Ивановской области, Уральского федерального округа и Пермского края. Были выделены следующие группы критериев: дизайн, технологичность, обновляемость, эксклюзивность информации, посещаемость, интерактивность, информативность, инновационность, поддержка многоязычности.

Поскольку современные сайты создаются при помощи технических средств, то большинство из приведенных критериев уже учитывается на этапе разработки. Поэтому из работы Бельчусова А. А. для себя мы выделили такие важные группы критерии, как «дизайн», «информативность», «технологичность» (в нашем понимании это то, из каких элементов будет состоять сайт), «интерактивность» (в нашем понимании это то, что есть динамические элементы, например меню, возможность оставлять сообщения и др.). Критерии «эксклюзивность информации», «обновляемость», «посещаемость» не входят в разработку. Это поддержание сайта в надлежащем состоянии уже после его выпуска  в Интренет. «Многоязычность» в нашем случае тоже не сыграет роли, поскольку многие школы не имеют возможности вести сайт на нескольких языках.

В работе Домнича А.А. «Принципы разработки сайта учебного заведения с учетом критериев эргономичности» [3] были выделены такие ошибки эргономичности (удобства сайта): проблема с читаемостью, нестандартные ссылки, плохая организация поиска, несовместимость браузеров, отсутствие контактной информации, неверное масштабирование, крупные размеры.

Для себя из этой работы мы подчеркнули, что в сайте должна быть удобная навигация, наличие поисковой строки, сайт должен подстраиваться под размеры экрана (быть не слишком большим, но и не слишком маленьким).

В работе Динер А. С. «Выбор критериев оценки качества веб-сайтов»  [2] приведены результаты опроса  по теме «критерии веб-сайта по степени важности». Здесь были выделены критерии: наличие новостной ленты, наличие привязки к социальным сетям, возможность скачивать материалы, привлекательный дизайн, удобная навигация по сайту, разделение на группы доступа, наличие адаптивных версий (т. е. сайт должен подстраиваться под экраны компьютеров, планшетов, мобильный телефонов), реализация обратной связи, актуальность контента, наличие графического материала.

Данная работа касалась не только сайтов школ. Поэтому для себя мы выделили то, что может подойти для сайта учебного заведения. Кроме уже отмеченного нами ранее, мы подчеркнули важность связи с социальными сетями, наличие графического материала (в нашем понимании, это в первую очередь фотогалерея).

Для определения критериев (помимо анализа современной литературы по теме работы) нашей группой было решено провести анализ общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил. Все началось с того, что мы разбились на группы по 2 человека и каждая группа взяла отдельный район для анализа сайтов школ: Ленинский, Тагилстроевский и Дзержинский. Каждый член группы анализировал в среднем 6 школ. В итоге было проанализировано 30 сайтов (подробнее см. рис. 3).

Далее каждый член нашей группы просмотрел сайты указанных школ и предложил свои критерии соответствия информативности и удобности в использовании. Во-первых, каждый критерий вытекал из личных побуждений, такие как: внешний вид сайта, мобильная версия (в наше время этот фактор стоит чуть ли не на первом месте, потому что большинство людей совершают все операции через мобильный устройства) и наличие доступа к всевозможным социальным сетям. Во-вторых, мы опирались на одни из часто требуемых просьб по созданию сайта: фотогалерея, карта сайта, версия для слабовидящих и, раз мы анализировали сайты школы, то наличие портфолио учителя и ученика.

В общей сложности, при выставлении итоговой оценки сайт должен был также отвечать требования: наличие всей необходимой информации о данном учебном заведении, доступность и удобство в пользовании интернет-ресурсом, приятный дизайн и стилевое оформление, а также отсутствие ошибок в самой работе сайта. Так как аудитория сайта представляет различные группы пользователей, то интересы и потребности у них будут разные, поэтому очень важно, чтобы каждый человек мог быстро найти нужную и актуальную информацию.

В итоге, когда мы провели обработку наших данных, и учитывая опыт, полученный в ходе чтения литуратуры, получились следующие общие критерии (за соответствие каждому критерию сайту начисляется 1 балл):

  1. Удобный дизайн под мобильные устройства (мобильная версия сайта). Этот критерий на сегодня является одним из важных, ведь многие пользователи заходят на сайт через мобильные устройства.
  2. Дизайн не утомляет глаз. Каждому пользователю должно быть комфортно работать с данным сайтом.
  3. Наличие удобной навигации. Это один из главных критериев сайтов, удобная навигация - это неотъемлемая часть хорошо сделанного сайта.
  4. Логотип является ссылкой на главную страницу. Является частью удобной навигации: для того чтобы пользователю не нужно было искать ссылку на главную страницу, достаточно просто нажать на логотип сайта.
  5. Название окон совпадает с заголовками страницы. Для того чтобы пользователь при переходе по вкладкам помнил их смысловую нагрузку, ее название должно совпадать с названием страницы.
  6. Наличие карты сайта. Карта сайта — это страница, через которую можно быстро перейти в любой раздел сайта. Если сайт имеет много пунктом меню и сложную иерархию материалов, то карта сайта может помочь найти нужную информацию.
  7. Наличие строки поиска по сайту. Поиск — неотъемлемая часть информационного портала. Поскольку информационный портал нацелен на предоставление большого количества информации, то самым удобным способом найти необходимую информацию будет строка поиска.
  8. Наличие фотогалереи. Фотографии - это один из самых удобных способов представления информации о событиях, проведенных в школе.
  9. Возможность комментировать материалы. В комментариях пользователь может поделиться своими эмоциями, задать вопрос или оставить отзыв, который поможет автору материала оценить свою работу.
  10. Портфолио учителя (личная страничка учителя). При помощи таких страниц каждый учитель сможет делиться своими методическими наработками, достижениями, планами на будущее. На этой страничке гость сайта сможет найти полезную информацию для себя об учителе.
  11. Наличие прямой ссылки на сервис «Электронный журнал». Данный сервис используется многими школами. Для того чтобы родители и ученики сразу с сайта могли перейти в электронный журнал, где смогут посмотреть оценки, нужна прямая ссылка на электронный журнал учебного заведения.
  12. Возможность быстрого комментирования (репост) в социальные сети. Сейчас многие пользователи имеют свои личные странички в социальных сетях. Быстрый «репост» с сайта позволит быстрее распространить важную информацию между заинтересованными в ней пользователями.

Этих критериев мы в дальнейшем стали придерживаться при разработке своих сайтов учебных заведений.

Во время анализа сайтов школ мы также определяли личную оценку сайта по шкале от 0 до 10 баллов. Каждый из нас мог самостоятельно поставить её в зависимости от своего личного мнения, основывающегося на удовлетворённости при работе с данным интернет-ресурсом.

Собрав данные в отдельные таблицы, мы получили следующие общие графики (рис. 1 — Личная оценка сайтов школ, рис. 2 — Общая оценка сайтов школ, согласно выдвинутым критериям, рис. 3 — Рейтинг сайтов школ Нижнего Тагила):

 

Рис. 1 — Итоги личной оценки сайтов школ

 

Рис. 2 — Итоги оценки сайтов школ по выдвинутым критериям

 

Рис. 3 — Рейтинг сайтов школ Нижнего Тагила по установленным в работе критериям 

Сравнивая личную оценку и итоговую, мы можем сделать вывод, что большинство школ по личной оценке получило примерно от 4 до 7 баллов, а по итоговой, 5-6 баллов. Тем самым, мы можем сделать вывод, что большая часть школ Нижнего Тагила средне справляется со своей основной задачей — удобное и наглядное представление информации об учебном заведении. Все сайты школ не лишены недостатков. Кроме того можно сделать вывод, что принятые нами критерии во многом соответствуют пользовательской оценки. Поэтому их можно использовать в дальнейшем при анализе сайтов учебных заведений.

При анализе сайтов было выявлено, что у большинства из них нет поддержки мобильной версии, что является большим минусом на сегодня. Также у большинства сайтов нет удобных навигационных карт, портфолио учителей и учеников, а также возможности быстрого комментирования в социальные сети. Большинство сайтов были однотипными и содержали слишком много ненужной информации, отвлекающей от главного контента. Оформление и дизайн сайтов были очень похожими друг на друга.

Проведя данное исследование мы определили для себя критерии, которые в дальнейшем использовали при разработке своих сайтов учебных заведений. Также мы определили часто совершаемые ошибки при разработке сайтов, чтобы в дальнейшем избежать их. Стоит отметить, что в список исследуемых школ попали не все сайты учебных заведений Нижнего Тагила. Поэтому в дальнейшем мы собираемся продолжить это направление и составить более подробную карту соответствия. Также мы планируем рассмотреть сайты школ Свердловской области, чтобы пополнить нашу базу статистических данных.