Полный текст статьи
Печать

Проблемы терминологии в отдельных сферах в последнее время становятся на первый план, коррелируя с развитием наук различной направленности, поскольку ни одна наука не имеет права на существование без терминологии, которая является инструментом, с помощью которого создаются научные теории, законодательные акты, принципы, положения.

Зачастую специалисты в определённой области оперируют терминами и понятиями, которые не закреплены на нормативном уровне, либо трактуются по-разному. Тем самым признанные требования к терминам  (точность, однозначность, общепринятость, употребимость) игнорируются. В результате специалисты одной и той же сферы не могут взаимодействовать в полной мере.

В архивной области подобная проблема существует как минимум с двумя понятиями: «Современный архив» и «Информационные технологии».

Первое понятие не закреплено документально, однако, используется в речи специалистов архивного дела регулярно. При этом значение понимается абсолютно различным образом.

Ежегодно в ЦНТИ «Прогресс» - крупнейший в России центра повышения квалификации - проводятся одни из самых востребованных семинаров, озаглавленные «Современный архив организации»[1].

 Организаторы мероприятия определяют понятие «современного архива», как «существующего сегодня, в данную эпоху, относящееся к сегодняшнему времени».[2]

Об этом говорят положения Программы семинара, традиционно включающие в себя такие разделы, как актуальная, то есть действующая, нормативно-правовая база архивной сферы РФ; положение ведомственных архивов в системе архивов; процедура создания нового архива на основе действующего законодательства; правила работы с архивными документами, в том числе обеспечение сохранности документов; требования к зданию архива и его оснащению (режимы, оборудование, средства обеспечения безопасности); электронные ресурсы архива.[3]

Иными словами под понятием «современный архив» понимается комплекс явлений, составляющих его.

В то же время существует точка зрения специалистов ООО «Актек XXI», занимающихся поставкой высокотехнологического оборудования в Российскую Федерацию.

Понятие «современный архив» раскрывается ими, как «место, где хранятся не только бумажные документы, но и документы на цифровых носителях:  магнитных лентах, магнитных дисках, магнитооптических дисках, оптических дисках, флэш-носителях, микроформах (микроплёнках).[4]

Именно такой архив, вмещающий в себя большое количество документов на цифровых носителях информации, а вместе с ним архив микроформ, считается современным архивом.

Точка зрения, встречающаяся в неспециализированных на архивах источниках, на первый план выдвигает роль технического оснащения архива. «Архив оборудован удобными передвижными модулями, что упрощает работу с бумагами, а также значительно сокращает время, необходимое для проведения операций с документами. В помещении работает противопожарная система, имеются датчики, определяющие влажность воздуха, что имеет огромное значение при хранении бумаг».[5]

Помимо определения понятия «современный архив» существует проблема однозначного понимания термина «информационные технологии», являющегося мультинаучным. В результате чего каждая наука трактует его, исходя из собственных теоретических разработок.

В справочной литературе науки информатики под ИТ понимается, во-первых, совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, правил, навыков, используемых для получения новой информации, сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и заданном количестве. Также понимаются непосредственно сами вышеперечисленные методы, способы, действия и т.д.[6]

Также научная сторона вопроса отражения в определении, предлагаемом ЮНЕСКО. Согласно нему ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.[7]

Экономическая же наука акцентирует свое внимание на процессуальном аспекте, что существенно сужает понятие информационных технологий. Данный аспект отражён в Федеральном законе РФ от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (с изменениями на 6.07.2016).

Тем самым законодательством Российской Федерации закреплено, что информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.[8]

В данном законе определение приводится впервые, до этого понятие информационных технологий законодательно зафиксировано не было. Однако оно вступает в противоречие с соглашением по информационной технологии ВТО, членом которой является Российская Федерация, в котором информационные технологии (ИТ) определяются, как телекоммуникационное оборудование, компьютеры, полупроводники и оборудование для их производства, программное обеспечение и научные приборы. В данном случае на первый план выходит технический аспект понятия. Его же придерживаются методические пособия, предназначенные для будущих специалистов архивного дела.

Причём в изданиях до 2015 года определение не раскрывается. Используется формулировка: «В архивном деле в основном применяется технология баз данных (БД), а также другие информационные технологии (оцифровка документов, сетевые технологии и т.д.)».

Лишь в новейших издании, датированных 2015 и 2016 годами, авторов И.К. Корнеева и Н.Н. Куняева указано, что информационные технологии представляют собой совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы.[9]

Второе определение на первое место выводит опять же процессуальную сторону. ИТ - целенаправленный процесс преобразования информации, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи информации и способы осуществления таких процессов и методов.[10]

Далее понятие раскрывается с технологической точки зрения, уточняя, что информационные технологии в архиве – технологии баз данных, технологии набора текста – клавиатурный, интеллектуальный, оптическое распознавание текста, электронный перевод, речевой ввод текста, сканирование, обработка текста с использованием пакетов офисных программ и т.д.

Таким образом, рассмотрев многообразие определений понятий «современный архив» и «информационные технологии», делаем вывод, что взаимодействие и сотрудничество специалистов разных отраслей знаний затруднено подобными разночтениями. В архивной же сфере актуален спор о первичности технической либо технологической составляющей.

Стоит добавить, что большой вопрос вызывает следующий момент: влияет ли отсутствие единства понятийного аппарата на пользователей архива, как специалистов в этой области, так и граждан, не знакомых с ней

Непосредственно в архиве пользователи могут обратиться к квалифицированным сотрудникам читального зала, которые способны проконсультировать их, разъяснить непонятные моменты терминологии, помочь гражданам отыскать то, что их интересуется. Что же касается интернет-ресурсов архивов – порталов, сайтов, здесь ситуация сложилась иная.

Далеко не все архивы оснащены удобным для навигации сайтом. Специалист в области архивного дела, владеющий знаниями в области понятийного аппарата, как минимум вынужден искать по вкладкам необходимую ему информацию, что отнимает некоторое количество времени.

Простой гражданин, к примеру, не имеющий возможность прийти в архив лично, но желающий сделать запрос – основное действие человека, не связанного с архивом научной деятельностью, - должен потратить ещё больше времени. Во-первых, по причине отсутствия понимания терминов и их сокращений, принятых на сайте – НСА (научно-справочный аппарат), ЭБД (электронная база данных), АИПС (автоматизированная информационно-поисковая система) и прочих, во-вторых, по причине неудобства сайта в целом – форма онлайн-запроса зачастую скрыта и требует поиска.

Анализ некоторых сайтов архивов Приволжского федерального округа показал, что сайт архив Кировской области по личному составу достаточно удобен для пользователя, дополнительная помощь может не требоваться. Форма запросов физических и юридических лиц, архивных справок расположена на главной странице. Понятия разъяснены для широкого круга лиц.

На момент написания статьи сайт ГАСПИ Кировской области не функционировал в стандартном режиме. Государственный архив Кировской области же может вызывать затруднения у простого пользователя, так как формы запросов (заявления) скрыты в разделе «государственные услуги».

Государственный архив Пермского края субъективно признан одним из лучших. На главной странице сайта рядом со строкой поиска находятся кнопки быстрого доступа к заказу услуг архива и формированию запроса в онлайн-режиме. Строки формы запроса подробнейшим образом разъяснены, проблемы понятийного аппарата для человека, не имеющего отношения к архиву, здесь не стоит.

Архивы Республики Башкортостан не имеют своих сайтов и собраны на специализированном портале. Сделать онлайн-запрос не представляется возможным. Сайты архивов Республики Мордовия отсутствуют вовсе.

Государственный архив Республики Марий Эл оснащён сайтом, который, однако, находится в состоянии разработки. Образцы запросов и заявлений доступны с главной страницы и не вызывают проблем у пользователей, однако при попытке перейти на форму онлайн-запроса происходит переброс на рекламный сайт.

В результате можно сделать вывод, что сайты и порталы требуют некоторой доработки. Образцы и примеры, на которые стоит равняться имеются. Усовершенствованные сайты с понятной структурой и возможностью быстрого доступа к разделам формирования запросов пользователей дадут возможность гражданам, в том числе иммобильным, проживающим в других городах, осуществить своё конституционное право на информацию.[11]