Полный текст статьи
Печать

Портрет – сложнейший жанр в искусстве живописи. Портрет отображает историческое время, какие были люди, во что одевались, какими обладали характерами, к какому относились сословию.

Психологический портрет еще более сложен в исполнении. Для учащихся средней и старшей школы общего и дополнительного образования важно обрести навыки грамотного и правильного изображения портрета человека. Учащемуся школы нужно не просто передать анатомическое, внешнее сходство с натурой, но и эмоциональное состояние человека. Психология изображенного человека должна быть понятна любому зрителю и оставлять след в его памяти. Для достижения главной цели школьнику следует придерживаться нескольких правил, играющих важную роль при написании психологического портрета.

Чтобы написать портрет нужно знать анатомию строения черепа, пропорциональные черты лица, а так же соотношение частного к целому. Кроме того учащиеся должны обладать знаниями мышц лица и определять индивидуальность каждого человека. Основной целью преследуемой художником, рисующим портрет - это сходство с натурой. Простого копирования не достаточно, чтобы передать индивидуальное и даже психологическое сходство.

Мы можем привести массу примеров портретистов, где выразительность образа проявляется за счет знаний анатомии человека. Но этих знаний ученикам недостаточно для передачи психологического портрета. Задача преподавателя перед началом занятия по теме портрет провести вступительную беседу по анатомическому строению головы человека: о ее костном и мышечном строении. Педагог должен показать таблицы, учебные пособия по пластической анатомии и ответить на возникающие у школьников вопросы, а так же выполнить мелом на доске графическое изображение тех или иных мимических мышц лица, показывающих мимикой психологическое состояние человека.

Затем преподаватель должен рассказать об этапах работы над портретом человека.

Первостепенно ученику следует определиться с композицией картины. Сделав множество поисков, выбрать наиболее удачное расположение человека. На этом этапе определяется композиция изображения и его формат:

  1. Вертикальный;
  2. Горизонтальный.

Существует несколько вариантов размещения человека на картине:

  1. В полный рост;
  2. Поколенный;
  3. Поясной;
  4. Погрудный;
  5. Голова.

Ракурс и точка зрения помогает при передаче статуса личности.

В передаче характерных качеств важно уметь анализировать, выделяя главное в общей массе. Для передачи схожести с натурой нужно задумываться об индивидуальных чертах еще при эскизных поисках, которые делают учащиеся на начальном этапе работы.

Определив композицию, отмечается положение головы. Следует обратить внимание на то, что голова должна быть пропорциональна телу человека. Для дальнейшего рисования портрета необходимо построение головы, как объемной «коробки», отсекая все лишнее. Преподаватель должен объяснить учащимся, что голова человека может быть повернута 3 способами:

1)           Фас

2)           Профиль

3)           ¾

От роста человека зависит величина его головы. Размер головы взрослого варьируется между 7,5-8 от всего роста человека. Так же необходимо учитывать и расовые, половые, возрастные различия.

Помимо соблюдения пропорций и анатомии тела человека, учащимся необходимо напоминать о правильности пропорций лицевой части. Лицевую часть зрительно можно разделить на 4 части:

  1. От макушки до начала роста волосяного покрова
  2. От начала роста волосяного покрова - до линии переносицы
  3. От линии переносицы - до края крыла носа
  4. От края крыла носа до края подбородка.

На уроке преподавателю необходимо заострить внимание учеников на несколько постулатов пропорций лица: расстояние между глазами, равно длине глаза; расстояние между ушами, равно расстоянию от брови до нижнего края подбородка; длинна ротовой щели равна расстоянию от линии смыкания губ до края подбородка.

Пропорции и мышечное строение человеческой головы преподаватель может не только объяснять теоритически, словестно, но и показывать наглядный материал, а так же практически -  помогать строить элементы составляющие конструкцию черепа и мышц мимики.

Мышцы отвечают за передачу эмоций на лице, поэтому являются главными в передаче психологии человека. Они в свою очередь делятся на две группы: жевательные мышцы и мимические мышцы. Мимические мышцы так же делятся на несколько групп, каждая из которых отвечает за свои функции. Это очень значимый постулат в ведении портрета, поэтому преподавателю необходимо подробно и четко рассказать учащимся про все группы мышц.

В группу мышц мозгового черепа включены надчерепная и височно-теменная мышцы. Надчерепная в свою очередь делиться на лобное и затылочное брюшко, которое оттягивает кожу головы назад, а лобное поднимает вверх брови, образуя при этом горизонтальные складки на лбу. Височно-теменная мышца отвечает за движение ушей.  Поднятие бровей характеризуется в психологии как удивление либо страх. Но одна приподнятая бровь, скажет нам о возмущении или вопросительном выражении лица.

В группу мышц верхней части лица входят мышца гордецов, оттягивающая кожу на переносице и мышца, сморщивающая бровь. Сокращаясь эти мышцы сводят брови, образуя поперечные складки на переносице выражают негодование на лице. Круговая мышца глаза участвует во множестве мимических процессах, отвечая за поднятие кверху щеки при смехе; сокращаясь слабо прищуривает веки, что  характерно для смеха, так и для сомнения; при более сильном сокращении закрывает глаз полностью. Круговая мышца участвует в поступлении слез из слезных канальцев при сильной радости либо грусти, боли.

Мышцы средней области головы так же образуют свою многочисленную группу. Мышца поднимающая крыло носа, разделена на 2 пучка, поперечный, сокращаясь сжимает кожу носа образуя складки на боковой части носа, как при злости или недовольстве. Выражать эти эмоции помогает крыльный пучок, поднимая и расширяя ноздри.

За улыбку отвечает группа мимических мышц средней области головы. Скуловая мышца, собачья мышца и мышца поднимающая угол рта тянет угол рта назад и кверху, растягивая губы. Мышца поднимающая верхнюю губу, так же поднимает вверх угол рта и расширяет ноздри. Щечная мышца прижимает щеки к зубам и сокращается при выражении гнева или смущения.

Нижняя область головы включает в себя круговую мышцу рта, сокращение которой сопровождается закрытию ротового отверстия и выдвиганием губ вперед, не только участвуя в речи, но и выражая обиду. Негодование и тоска расслабляет кожу щек,  сокращает мышцу отпускающую угол рта книзу. Движение и деформация нижней губы происходит за счет подбородочной и опускающей нижнюю губу мышц. Мышца смеха растягивает рот, тем самым образовывая ямочки на щеках.

Мышечные сокращения на лице сочетаясь вместе образуют одно гармоничное выражение. Выражение лица выдает истинный эмоциональный заряд изображаемого человека. Для правильной передачи эмоций важно знать анатомическое строение лица. Поэтому нужно уметь сочетать академизм анатомии и мимолетную динамику эмоций.

Эмоциональная окраска мимики определяется сочетанием сокращающихся мимических мышц, а степень выраженности того или иного мима устанавливается напряжением этих мышц. Для анализа выражения лица важно знать также положение глаз, направление взгляда, что зависит от сокраще­ния мышц глазного яблока.

Уяснив знания о костно-мышечном строении головы человека, учащиеся должны отойти от частного построения и обратиться к обобщению и композиционному равновесию портрета.

Ракурс и поза натуры раскрывает замысел художника. Поза главным образом подчинена закону статики и динамики в композиции. Острые углы, резкие движения экспрессивно характеризуют натуру. Округлые, плавные линии, статичность позы, напротив, лишает ее яркой эмоциональной экспрессии.

«Язык» тела говорит многое о человеке. Осанка, движение конечностей, плеч несут эмоциональный заряд. Скованность, скрещенные руки говорят нам и замкнутости.

Распахнутые руки, расправленные плечи являются символом уверенности и открытости. Непринужденность позы является неотъемлемой частью психологического портрета. Одежды не должна сковывать, а наоборот помогать раскрытию образа. Учащиеся должны хорошо усвоить, что комфорт располагает к естественности.

 

Педагог должен правильно установить освещение натуры. Разные условия освещения, по-разному влияют на настроение портрета. Мощность, величина, удаленность источника света образуют различные световые эффекты.

 Лампы накаливания, солнечный свет, падающий фронтально, либо диагонально окрашивают натуру в теплый цвет, задавая при этом позитивный настрой. Лампы естественного освещения, соответственно напротив, придают «холода» картине.

Использование светового контраста в картине, дает смысловой контраст, то есть такой вид освещения задаст резкость характеру натуры к таким видам освещения можно отнести: резко-боковое и контровое освещение.

Расположив источник света снизу или сверху натуры, получим искажение лица, вплоть до неузнаваемости. Такое освещение придает отрицательный характер и страх, могут оттолкнуть зрителя.

Эффект виньетки, сгущение теней от центра к краям картины, используется для усиления драматичности атмосферы.

Освещение постановки содействуют с колоритом. Колорит в искусстве живописи это система цветов, тонов содействующих между собой и составляя единое целое передающая красочное разнообразие реальности. Колорит - один из компонентов передачи эмоционального образа.

 Характер колорита напрямую зависит от замысла ученика, который может передаваться двумя путями: передачей реального цвета или посредствам цветов - символов.

Цвет может нести в себе определенную символику. Такие цвета как правило открытые, без сложных замесов, используются автором ассоциативно. Реальные цветовые сочетания должны гармонично и грамотно влиять друг на друга. Перед учащимся стоит сложная задача заключающаяся в достоверной передаче колорита портрета и композиции в целом.

Учащиеся, уяснив теоритические знания по анатомическому строению головы человека, применяют их на практике, приобретая умения и навыки грамотного выполнения такого сложного задания, как портрет человека. У них повышается графический и живописный уровень, необходимый для дальнейшей учебной и творческой деятельности. Появляется заинтересованность к творческой деятельности и участию в выставках различного уровня.