В ходе социального партнерства ВятГУ и ДДТ «Вдохновение» в период 2015-2017 гг. создана система профориентационной работы со школьниками. Выявлены эффективные средства - профессиональные пробы, программа сезонной профильной смены для организации содержательной деятельности в летний период с ориентацией на профессии «дизайнер костюма», «конструктор изделий легкой промышленности», «технолог швейного производства». Экспериментальная деятельность и ее результаты позволили предложить на конкурс программ по дополнительному образованию детей проект «Выбираю профессию: мои профессиональные пробы в вузе». Заметим, что дополнительное образование детей как компонент Российской системы образования сегодня выполняет задачу по личностному развитию и профессиональному самоопределению подростков [1].
Цель проекта - разработка системы профессионализации творческих одаренных школьников путем внедрения профессиональных проб в процесс дополнительного образования школьников в условиях интеграции учреждений высшего и дополнительного образования.
Концептуальные идеи проекта.
- В ходе социального партнерства вуза и учреждений дополнительного образования детей создается система профессиональных проб.
- Профессиональные пробы организуются на базе специализированных вузовских лабораторий, где моделируются условия, максимально приближенные к профессиональной среде.
- Предлагается модель ранней профессионализации, ориентирующая увлеченных школьников на сознательный выбор профессии.
Ранняя профессионализация школьников осуществляется средствами в виде профессиональных проб, творческого проектирования и занятий в профильном сезонном лагере. Ранняя профессионализация школьника предполагает:
- выбор профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;
- освоение профессиональных задач, правил и норм профессии;
- развитие своей личности средствами профессии;
- формирование и осознание себя как профессионала
Проектирование системы профессиональных проб, реализуемых на базе вузовских лабораторий, предполагает следующий профессиографический анализ. Первоначально осуществляется анализ профессиональной деятельности, характерной для конкретной профессии. Выделяются профессиональные задач и профессиональные действия, которые в дальнейшем станут содержательной и деятельностной основой для профессиональных проб (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель разработки профессиональных проб
Пример разработки профессиональных проб в вузе
- Профессия – дизайнер (Графический дизайн)
- Профессиональная задача – создание компьютерного макета объекта графического дизайна.
- Конкретные действия – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА - работа в графических редакторах.
- МТБ – компьютерный класс с программным обеспечением Photoshop и CorelDraw
- Конкретный результат – макет открытки с векторной иллюстрацией
Основные сложности в реализации проекта.
- Стереотипы преподавателей вузов, что обучают только студентов.
- Отсутствие устойчивых контактов учреждений дополнительного образования с профильными вузами и предприятиями.
- Отсутствие методики разработки профессиональных проб, реализуемых в специализированных лабораториях вуза.
Опыт по реализации подобных проектов. Экспериментальная работа с 2015 года проводится кафедрой технологии и МПТ Вятского государственного университета (ВятГУ) совместно с МОАУ ДОД Дом детского творчества «Вдохновение» (г. Киров) [2]. Реализуется программа взаимодействия по теме региональной инновационной площадки «Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей» (утверждена приказом министерства образования Кировской области №5-177 от 17.02.2016 г.). В экспериментальной работе заняты 7 преподавателей вуза, 8 педагогов дополнительного образования, постоянно около пятидесяти подростков в возрасте от 11 до 16 лет [3].
Кто заинтересован в реализации проекта:
- учреждения высшего образования - популяризация образовательных программ профессиональной подготовки в вузе, поиск одаренных талантливых абитуриентов с устойчивой профессиональной ориентацией. Минимизируются затраты на подготовку специалистов за счет ранней профессионализации;
- учреждения дополнительного образования - внедрение новых перспективных программ для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий посредством организации проектной деятельности, связанной с освоением профессиональных действий и решением профессиональных задач, характерных для конкретной профессии. Реализуется новая модель взаимодействия с вузами;
- выпускники школ - предлагается перспективная методика проектирования пространства персонального образования для самореализации личности, для развития одаренных, выявления склонностей и поддержка интересов, связанных с будущей профессиональной самореализацией. Школьники получают возможность «осознать себя» в будущей профессии.
Таблица 1 – Результативность реализации проекта
Проект представлен на конкурс проектов по дополнительному образованию детей в рамках стратегической инициативы «Навыки будущего», который проводит Агентство стратегических инициатив (http://asi.ru/news/63845/).