Полный текст статьи
Печать

В ходе социального партнерства  ВятГУ и ДДТ «Вдохновение» в период  2015-2017 гг. создана система профориентационной работы со школьниками. Выявлены эффективные средства - профессиональные пробы, программа сезонной профильной смены для организации содержательной деятельности  в летний период с ориентацией на профессии «дизайнер костюма», «конструктор изделий легкой промышленности», «технолог швейного производства». Экспериментальная деятельность и ее результаты позволили предложить на конкурс программ по дополнительному образованию детей проект «Выбираю профессию: мои профессиональные пробы в вузе». Заметим, что  дополнительное образование детей как компонент Российской системы образования сегодня выполняет задачу по личностному развитию  и профессиональному самоопределению подростков [1].

Цель проекта - разработка системы профессионализации творческих одаренных школьников путем внедрения профессиональных проб в процесс дополнительного  образования школьников в условиях интеграции учреждений высшего и дополнительного образования.

Концептуальные идеи проекта.

-        В ходе социального партнерства  вуза и учреждений дополнительного образования детей создается  система профессиональных проб.

-        Профессиональные пробы организуются на базе специализированных вузовских лабораторий, где моделируются условия, максимально приближенные к профессиональной среде.

-        Предлагается модель ранней профессионализации, ориентирующая увлеченных школьников на сознательный выбор профессии.

Ранняя профессионализация школьников  осуществляется  средствами в виде профессиональных проб,  творческого  проектирования и занятий в профильном сезонном лагере. Ранняя профессионализация  школьника предполагает:

-        выбор  профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;

-        освоение профессиональных задач, правил и норм профессии;

-        развитие своей личности средствами профессии;

-        формирование и  осознание себя как профессионала

Проектирование системы профессиональных проб, реализуемых на базе вузовских лабораторий, предполагает следующий профессиографический анализ. Первоначально осуществляется анализ профессиональной деятельности, характерной для конкретной профессии. Выделяются профессиональные задач и профессиональные действия, которые в дальнейшем станут содержательной и деятельностной основой для профессиональных проб (рисунок 1). 

Рисунок 1 - Модель разработки профессиональных проб

Пример разработки профессиональных проб в вузе

  1. Профессия – дизайнер  (Графический дизайн)
  2. Профессиональная задача – создание компьютерного макета объекта графического дизайна.
  3. Конкретные действия – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА - работа в графических редакторах.
  4. МТБ – компьютерный класс с программным обеспечением Photoshop и CorelDraw
  5. Конкретный результат –  макет открытки с векторной иллюстрацией

Основные сложности в реализации проекта.

-        Стереотипы преподавателей  вузов, что  обучают только студентов.

-        Отсутствие устойчивых контактов учреждений дополнительного образования с профильными вузами и предприятиями.

-        Отсутствие методики разработки профессиональных проб, реализуемых в специализированных лабораториях вуза.

Опыт по реализации подобных проектов. Экспериментальная работа с 2015 года проводится кафедрой  технологии и МПТ Вятского государственного университета (ВятГУ)  совместно с МОАУ ДОД  Дом детского творчества «Вдохновение» (г. Киров) [2]. Реализуется программа взаимодействия по теме  региональной инновационной площадки  «Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей» (утверждена приказом министерства образования Кировской области №5-177 от 17.02.2016 г.). В экспериментальной работе заняты 7 преподавателей вуза, 8 педагогов дополнительного образования, постоянно около пятидесяти подростков в возрасте от 11 до 16 лет [3].

Кто заинтересован в реализации проекта:

-        учреждения высшего образования - популяризация образовательных программ профессиональной подготовки в вузе, поиск одаренных талантливых абитуриентов с устойчивой  профессиональной ориентацией. Минимизируются затраты на подготовку специалистов за счет ранней профессионализации;

-        учреждения дополнительного образования - внедрение новых перспективных программ для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий посредством организации проектной деятельности, связанной с освоением профессиональных действий и решением профессиональных задач, характерных для конкретной профессии. Реализуется новая модель взаимодействия с вузами;

-        выпускники школ - предлагается перспективная методика проектирования пространства персонального образования для самореализации личности, для развития одаренных, выявления склонностей и поддержка интересов, связанных с будущей профессиональной самореализацией.  Школьники получают возможность  «осознать себя»  в будущей профессии. 

Таблица 1 – Результативность реализации проекта 

Проект представлен на конкурс проектов по дополнительному образованию детей в рамках стратегической инициативы «Навыки будущего», который проводит Агентство стратегических инициатив (http://asi.ru/news/63845/).