Полный текст статьи
Печать

Процессом труда во внешнем его аспекте называют взаимодействие субъектов труда с предметами труда. Во внутренних планах труд субъективно отражает внешний план труда и его выражение, это, по сути, функционирующие образно-понятийные модели внешних планов, идеальные, психические варианты деятельности индивидуальных субъектов труда, в которых системы их профессиональных знаний и умений, организованных в иерархические, долговременные и оперативные модели, осуществляют планирование, оценку и коррекцию трудовых движений, действий и их результатов [1].

Задачи волонтеров также подчинены всем структурным компонентам трудовых процессов: содержанию, логике, пространственным, временным, частотным характеристикам и субъективным определяющим, что соответствует классическому пониманию деятельности, связанному с активной жизненной позицией, направленной на решение актуальных задач по созданию общественного значимого результата и освоению общественного опыта [2].

Добровольческий труд представляет собой разновидность профессионального. К видам добровольческого труда относятся психодиагностика, индивидуальная работа, игромоделирование, тренинг, викторина, дискуссия, конкурс, подготовка и распространение методических рекомендаций, включенное наблюдение, психоконсультирование, коррекция внутриличностных и межличностных конфликтов; индивидуальная работа с родственниками, театрализованное представление; аудио и видеозаписи; психодиагностика [3, 4].

Интегративную роль в деятельности волонтеров-психологов играет, в первую очередь, консультирование. Консультирование наполнено участниками, целями и научением как формой его осуществления.

Согласно различным методическим подходам, в любых ситуациях консультанты работают не с конкретным объективным фактом, а с переживаниями обратившегося за помощью человека.

Исторически развитие психоконсультирование развивалось вместе психотерапией и уверенное их разделение не произошло до сих пор.

Консультирование, также, как и психотерапия пользуются сходными профессиональными навыками, требованиями к консультанту и психотерапевту, процедурами и техниками (Р. Кочюнас).

Однако, всё-таки найдены признаки разведения этих понятий.

В числе первых признаков выступает то, в консультировании участвует клинически здоровый человек со своими жизненными проблемами, целенаправленно стремящийся к своему дальнейшему развитию.

Психотерапевтические же действия характеризуются более интенсивными продолжительными контактами, направленными на цели реорганизации личности.

Психотерапия отличается от консультирования своей сосредоточенностью на болезнь или внутренний конфликт, а не на ситуаци и личностные ресурсы (С.Ю. Циркина).

Психотерапия и по продолжительности реализуется не кратковременно и не эпизодически (Р.С. Немов). Психологическое консультирование стимулирует самостоятельное решение консультируемого человека, который сам же его активно реализует в дальнейшем. Психодиагностику в процессе психологического консультирования можно применять исключительно минимально, опираясь на свое наблюдение.

Консультанту-психологу не нужно непременно знать и применять психотерапевтические приемы и методы, выходящие за рамки консультативной практики. Психотерапевту обязательно нужно применять профессиональные методы. Психологическому консультированию присущи методы обучения, но не репродуктивные, которые сосредоточены на передаче знаний, рекомендаций и советов, а продуктивные, проблемные вырабатывающие самостоятельное принятие ответственных решений.

На дискуссионное обсуждение вынесена не только сущность психоконсультирования, но и феномен его целеполагания.

Приведем далее несколько основных целей психологического консультирования [5-9]:

Устная психологическая помощь по разрешению экстренных проблем; оказание временной помощи консультируемому, который нуждается в длительном психологическом сопровождении, но из-за каких-то причин не в состоянии ею воспользоваться; оказание моральной и профессиональной поддержки готовому решить свою проблему человеку, придание ему уверенной в себе позиции. Р. Кочюнас считает, что определение целей консультирования зависит прежде всего от потребностей обратившихся за помощью людей и компетентности самих консультантов. Теоретики разных школ сформулировали несколько универсальных целей, а именно: стимулирование изменения установок для более продуктивной жизни консультируемого с развитием навыков преодоления жизненных трудностей, обеспечивать успешное разрешение жизненно важных ситуаций с развитием умений позитивных межличностных отношений и с реализацией и повышением потенциальных возможностей человека.

Консультанты, ориентированные на личностный подход, обсуждают перспективные цели по изменению личности и самосознания, а консультанты, ориентированные на коррекцию поведенческих паттернов, больше придают значения конкретной цели, то есть решению актуальных психологических проблем личности.

В процессе достижения этих целей, благодаря развитию самосознания, появляется возможность более полного использования внутренних ресурсов личности для решения жизненных проблем. Для достижения целей психологического консультирования все исследователи-психологи отмечают необходимость создания определенных условий.

Прежде всего, указываются начальные условия консультирования добровольность обращения, активность отношения к себе и своей проблеме, доверительное отношение клиента к консультанту). Необходимыми и достаточными для безопасности и комфорта консультируемого условиями являются безусловное уважение, эмпатия, принятие консультантом точки зрения клиента.

Обсудим далее самый распространенный вид волонтерского консультирование – консультирование по телефону доверия.

Преимущество телефонной связи привлекает возможностями подробно, бесплатно, анонимно обсудить наболевшую проблему, получив при этом эмоциональную поддержку.

Немаловажным результатом проводимой работы является снятие или уменьшение внутренней психологической напряженности, которая наблюдается у большинства обратившихся в связи с отсутствием объективной информации.

По разным причинам почти все телефонные службы психологического плана используют в своей работе профессиональную модель.

И лишь немногочисленные телефонные центры построены как по профессиональной, так и по волонтерской модели оказания социально-психологической помощи.

Но в любой модели первый шаг клиента определяет консультант, опрашивая, что для него выполнимо уже сейчас. Первый шаг требует усилий и неизбежно вызывает напряжение, которое, однако, не должно превышать возможностей клиента-абонента. Можно спросить его: «Что вы сможете сделать уже после получения консультации? На что у вас хватит решимости?» Одних придется приободрить в решении своих проблем, других – притормозить. Бывает, что необходимость сделать первый шаг создает сильное эмоциональное напряжение, что мешает выбору. Здесь можно помочь замечаниями типа: «Подумайте не о том, что вы можете сделать сейчас, а о том, что можно было бы уже сделать. Хотя бы маленький шаг, но в нужную сторону». Если и это не приводит к успеху, лучше договориться о времени следующего звонка, но принуждать к выбору категорически не следует.

Анализ речи позволяет получить сведения об образовании, возможной профессиональной сфере деятельности, социального окружения, психофизиологического состояния и причине обращения за помощью.

Сказанное вполне возможно обобщить в общий профиль профессионально-важных качеств волонтера.