Полный текст статьи
Печать

Совершенствование концепция экономической безопасности Республики Казахстан в современных условиях возможна только в связи с глобальными проблемами, поэтому необходимы меры безопасности и системы ее обеспечения именно в этом контексте.

В современный период особую остроту приобрела проблема обеспечения экономической безопасности самого государства. Имеется в виду безопасность страны как суверенного государства - в политическом, экономическом, социальном и экологическом аспектах. Принципиальное значение имеют охрана прав и законных интересов граждан, прочные гарантии их личной безопасности. Общество и его демократические институты нуждаются в стабильности.

Но все страны добровольно сами отдают свою самостоятельность, суверенитет международным организациям, которые, на первый взгляд, выглядят почти благотворительными организациями, это, например, ВТО. Руководство каждой страны считает за честь вступить в ВТО, соблазняясь большими ожиданиями, глядя на Китай. Но, чтобы быть процветающей страной как Китай, надо работать как работают в Китае… 

Для прояснения ситуации необходимо рассмотреть основные положения официальной пропаганды вступления в ВТО и конкретные ситуации негативных последствий от вступления в последнюю. К тому же членом ВТО в 2012 году стала Российская Федерация – наш один из основных торговых и стратегических партнеров.

В 2015 году Казахстан вступил в ВТО. Причем СМИ страны с радостью отмечали, что Казахстан находился в стадии переговоров с ВТО 19 лет и выторговал для себя наиболее благоприятный фон для вступления в нее. С момента подачи официального заявления о вступлении в эту организацию общественность Казахстана, в лице ученых и специалистов, не осталась равнодушной к этой теме. Были представлены плюсы и минусы, преимущества и недостатки от вхождения в ВТО. Конечно, минусы гораздо превосходят плюсы от вхождения в ВТО.

Перечень плюсов и минусов перечисляется не только учеными, но и Правительством РК. Достаточно ознакомиться с официальными документами, например, «Особенности и законодательные требования международных рынков» Астана 2015. Но этот перечень весьма неполный. Мы не четко представляем, чем нам грозит вступление в ВТО.

В качестве плюсов руководство Республики нам предлагает:

1) Система ВТО, стимулирует не только товарообмен, но и технический прогресс. Находясь вне системы, страна обрекает себя на техническую отсталость, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях.

2) со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения внешнеэкономического регулирования.

3) ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах.

4) ВТО защищает права на интеллектуальную собственность.

5) адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества - в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.

Преимущества ВТО:

• Все страны выигрывают от международной торговли;

• Выгоды оптимизированы через открытую систему, которая позволяет каждой стране специализироваться на том, что она делает лучше всего;

• Международная торговля осуществляется фирмами, а не правительством;

• Торговые соглашения регулируют действия Правительства, а не фирм;

• Правительство должно постоянно искать необходимый баланс между большей открытостью и защитой.

Выгоды и влияние вступления в ВТО на экономику:

• Членство в ВТО обеспечивает доступ к форуму по многосторонним торговым переговорам;

• Условия по улучшению доступа к рынку согласованные в ВТО автоматически распространяется на все страны член ВТО;

• Страны, не являющиеся членами ВТО должны добиваться уступок в двустороннем порядке.

Участие в установлении норм торговли:

• Снижение тарифных и нетарифных барьеров в сфере товаров и услуг;

• Правила ВТО регулируют большинство торговых потоков как между членами ВТО, так и не членами ВТО;

• Не члены ВТО не участвуют в установлении норм, но зависят от соблюдения правил, принятых членами ВТО.

Доступ к механизму урегулирования споров:

• Защищает членов от злоупотреблений при использовании односторонних торговых санкции;

• Восстанавливает справедливость при урегулировании споров и рассматривает жалобы малых стран;

• Механизм надзора: третьи стороны информируются о спорах и автоматически имеют выгоды от результатов.

Проблемы:

• Как только присоединение утверждено новый член вступает в торговую среду с другими условиями;

• Должны соблюдаться новые «Правила» и «Дисциплины»;

• Должно быть изменено внутреннее законодательство: законы и нормы должны соответствовать соглашениям ВТО.

• Все действия правительства должны быть прозрачны и в соответствии с нормами ВТО;

• Не разрешается явная или скрытая защита отечественной индустрии и экспорта;

• Малое знание или незнание правил, обязательств и дисциплин ВТО создают проблемы для бизнеса;

• Многие страны страдают от недостатка потенциала.

К недостаткам вступления Казахстана в ВТО можно отнести:

1) на мировом рынке Казахстан представлен главным образом сырьем - объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров минимален.

2) членство в ВТО может вытеснить малый бизнес из освоенных им секторов экономики:

- отмена импортных пошлин,

- сокращение госсубсидий,

Также будут затронуты интересы автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей [1].

Помимо всего вышеперечисленного, полноценное вступление Казахстана в ВТО приведет к ряду ограничений в государственном регулировании и изменений в работе квазигосударственного сектора. В частности, Казахстан будет устанавливать ограничения по курсу обмена валют и иностранных платежей только согласно требованиям соглашения об участии в ВТО. Казахстан будет также придерживаться международных стандартов в вопросах санитарного и ветеринарного контроля товаров, прав интеллектуальной собственности, прозрачности государственных институтов и т.д.

Переходя к изменениям в конкретных отраслях, в нефтегазовом секторе госкомпании должны будут обеспечить иностранным инвесторам и компаниям равные условия участия на рынке, причем в части тарификации их продукции тоже.

В дополнении к этому, к началу 2018 года должно быть устранено положение о приоритетном статусе продукции местного содержания в инвестиционных контрактах нефтегазовых проектов. То же самое касается и льготной тарификации продукции автомобильной промышленности, практика которой должна завершиться к началу 2018 года.

В течение четырех лет Казахстан будет работать над открытием своей системы государственных закупок для иностранных поставщиков. Вдобавок к этому, государственные компании тоже должны обеспечить беспрепятственный доступ зарубежных компаний к системе своих закупок и выбирать партнеров не из протекционистских соображений, а исходя из коммерческой выгоды.

Параллельно с этим государственные институты должны постепенно сводить на нет субсидирование отраслей промышленности, включая закрытие кредитных линий для предприятий в рамках программ развития и индустриализации. Однако ведомства могут пересмотреть их условия, и сделать так, чтобы полученные экспортерами субсидии просто не приводили к снижению конкурентоспособности импортных товаров. Тем не менее, для экспортеров сельхозпродукции условия будут более жесткими. Им помощь не должна оказываться совсем.

Ко всему прочему, к началу 2018 года профильные ведомства должны упразднить преференции по НДС для определенных агропромышленных предприятий. Впрочем, более подробно требования к сельскохозяйственному сектору будут прорабатываться во время Доха-раунда переговоров по вступлению в ВТО.

Заключительные ограничительные меры касаются специальных экономических зон, а именно предприятий, которые зарегистрировались в них после 2012 года. Импортные товары и сырье, произведенное вне ЕАЭС, теперь тоже будут облагаться пошлинами и налогами, хотя раньше такой практики не было. Если же эти товары будут ввозиться для дополнительной обработки, то налоги и пошлины по ним должны будут выплачиваться после окончания всех работ [2].

Идеологи вступления в ВТО поднимают вопрос о преимуществах, открывающихся перед страной. Говориться о повышении конкурентоспособности отечественного производства, о дополнительном инвестиционном преимуществе страны.Переход на международные стандарты будет способствовать притоку прямых иностранных капиталовложений, трансферту технологий и созданию новых рабочих мест.Ожидается улучшение доступа наших товаров на международные рынки. Экспортеры получат снижение таможенных тарифов, а население - доступ к высококачественной продукции и услугам [3]. Но все это внешняя атрибутика вхождения в ВТО.

Некоторые казахстанские эксперты отмечают, что «ни плюсов, ни минусов от вступления в ВТО Казахстан не получит, потому что наше фактическое присутствие в этой организации началось много лет назад, и это формальная констатация того, что давно существует. Наша экономика еще с первых лет суверенитета взяла курс на интеграцию во внешний рынок. При этом наш экспорт в основном сырьевой. А в мире нет такой страны, которая закрывалась бы своими ввозными пошлинами от чужого сырья, поэтому по экспорту фактическое членство в ВТО состоялось лет 15 назад. Здесь мы находимся в качестве поставщика сырья.

Членство в ВТО накладывает на государство обязательство не превышать установленные лимиты поддержки своих каких-то отраслей, прежде всего, сельского хозяйства. Казахстан тоже поддерживает свое сельское хозяйство, но уровень этой поддержки в разы меньше, чем это допустимо в ВТО. Члены Евросоюза дотируют свое сельское хозяйство, и если бы мы раз в 10 увеличили поддержку нашего села, то все равно мы не нарушили бы правила этой международной организации.

Таким образом, мы – и как поставщик сырья, и как покупатель чужих товаров – давно состоялись. А сейчас нам просто торжественно выдали членский билет» [4].

ВТО провозглашает следующие постулаты, в соответствии с которыми ее члены действуют:

  1. Все страны выигрывают от международной торговли;
  2. Выгоды оптимизированы через открытую систему, которая позволяет каждой стране специализироваться на том, что она делает лучше всего;
  3. Международная торговля осуществляется фирмами, а не правительством;
  4. Торговые соглашения регулируют действия Правительства, а не фирм;
  5. Правительство должно постоянно искать необходимый баланс между большей открытостью и защитой [1].

Все эти перечисления являются основными выводами всех либеральных теорий внешней торговли, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, заканчивая современными теориями. В свое время на эти положения были свои контраргументы, выдвинутые в к. 18 – н. 19в. экономистами Германии Ф. Листом, А. Мюллером, В. Рошером, К. Книсом, Б. Гильдебрандом.

Идеология «свободных рынков» скрывает тот факт, что индустриализация в странах, считающихся сегодня богатыми, проводилась по протекционистской модели, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвестициях и субсидиях [5].

Наше состояние сейчас по отношению к развитым странам напоминает ситуацию Германии по сравнению с Англией времен Ф. Листа. Участники международной торговли действительно выигрывают, независимо от того, развитая это страна или не очень; но эта выгода носит краткосрочный характер, потому что в долгосрочной перспективе всё может закончиться потерей независимости.

Как известно западные экономисты разработали теории свободной международной торговли, и эти теории отвечают в первую очередь интересам развитых стран-лидеров мировой экономики. Проблема в том, что другие теории, которые могли бы объективно отражать интересы всех участников международного обмена, пока не приобрели общественного признания, потому что это невыгодно для стран-лидеров.

Причина несоответствия теории «свободной торговли» интересам очень многих участников международных экономических отношений заключается в том, что изначально страны, вступающие на путь экспортно-ориентированной экономики, находятся на разном уровне экономического развития. 

Международное разделение труда обусловлено не только «естественными предпосылками» и «сравнительными издержками», но и является отражением ещё более фундаментального общественного явления - неравенства. Мировая торговля не способствует росту экономики слаборазвитых стран и тем самым не дает им шанс подтянуться до уровня стран-лидеров [6].

Все ныне высокоразвитые страны (Великобритания, Франция, США, Германия, Япония, Южная Корея и др.) прошли через достаточно длительный период интенсивного использования государственного протекционизма с целью содействия становлению конкурентоспособного национального капитала, облагораживания и развития структуры экономики и экспорта, укрепления национальных прав собственности, защиты национального труда [7].

Известный норвежский экономист Эрик Райнерт пишет в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными»: «Свобода торговли - это в определенном смысле роскошь, которую страны позволяют себе лишь тогда, когда им уже удалось развить промышленность, способную создать международную конкуренцию и передовую сферу услуг». Свободная торговля, как правило, усиливает уже существующие структурные тенденции и сравнительные преимущества: развитые с технологической точки зрения страны обогащаются, в то время как менее развитые с доминирующей монокультурой в сырьевых и недиверсифицированных экономиках и дальше примитивизируются и деградируют [8].

Западные страны требует отмены и снижения ограничений между­народной торговли, но в это же самое время, всем известно, что западные производители, особенно сельхозпроизводители защищены от внешней конкуренции. Правительства этих стран поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообло­жения. В современных раз­витых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны исполь­зуют МВФ и ВБ, чтобы в слабых странах не было собственных промышлен­ных производств и им приходилось бы покупать промышленные това­ры у западных концернов. Цель Всемирной торговой организации - понизить пошлины во всем ми­ре. Либерализация торговли (сни­жение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок, обострения кризиса платежного баланса и сокращения ра­бочих мест в стране.

Членство ВТО заставляет все государства отменять экспортные субсидии национальным сельскохозяйственным производителям. Из более 160 стран-членов ВТО только около тридцати имеют экс­портные субсидии. Это те страны, которые являются членами ВТО с самого начала ее организации, т.е. наиболее развитые. [9]

Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверен­ное государство, просто изме­нить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенса­ций торговым партнерам, понесшим убытки. Если, например, какое-то государство захочет снова национализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями

В рамках ВТО группа из торго­вых представителей стран-чле­нов ВТО (не выбранных народом, а назначенных правительствами сво­их стран) принимает решения о пра­вилах ВТО. Эти люди становятся самым влиятельным в мире су­дом и законодательным органом, чьи решения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО. 

В интересах прибыли корпораций понижаются, например, стандарты здравоохранения и безопасности питания. Посредством своего суда ВТО может заставить национальные правительства отменить государственные пра­вила и законы, касающиеся, в част­ности, защиты окружающей среды и социальных стандартов, что ВТО уже и делает. Некоторые правительства и концерны целенаправ­ленно используют угрозу подать на страну в суд ВТО как оружие, чтобы блокировать регулирование в сфе­ре охраны окружающей среды и здравоохранения. При этом не обвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый - свою невиновность.

Либерализация рынка зерна в присоединившихся слаборазвитых странах, как правило, приводит к банкротству местных производителей, росту цен на продовольствие и к голоду. Взамен западные концерны зарабатывают на поставках ГМО-семян.

В ВТО нет антимо­нопольного законодательства, поэтому негативные последствия от либерализации внешней торговли усиливаются тем, что ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больший контроль над формированием продовольственной политики во всем мире. Концерны уже поделили мировой рынок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше.

Право ВТО ставится выше экологического законодательства. ВТО ослабляет национальное экологическое законодательство. Нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями, и поэтому международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы, — права же экономических субъектов, корпораций, на «свободную торговлю» и эксплуатацию природы защищены.

По правилам ВТО, государство не имеет право запретить ввоз на свою территорию продуктов, вредных для здоровья и окружающей среды, потому что это «против правил свободного рынка».

ВТО запрещает маркировать продовольствие какими-либо этикетками, которые информируют потребителя о том, насколько экологически чистыми являются приобретаемые им продукты. Нельзя также ограничивать ввоз товаров, производство или потребление которых ведет к разрушению окружающей среды [8].

При этом ВТО не признает также международный принцип осторожности, то есть государство не может запретить импорт товаров, пока не доказано, что они вредны. Например, страны ЕС отказались ввозить мясо из США, потому что животных там кормят гормонами. За это против ЕС были введены штрафные санкции. То же произошло и с генномодифицированными продуктами из США: правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы. Все это, конечно, делается в интересах концернов, производящих генномодифицированную продукцию, большая часть которых расположена в США [5].

Например, Африканские страны, в которых население зачастую испытывает недостаток в продуктах питания отказываются от генетически модифицированных продуктов.

США требуют от стран Африки внедрить на свои рынки генетически модифицированную пищу после того, как ВТО обвинила ЕС в неприятии таких продуктов. Африканцы отказываются от применения в пищу трансгенных продуктов [10].

Кроме того, ВТО контролирует природные ресурсы.  Национальное государство не имеет право ограничивать участие иностранных инвесторов в использовании (читай разграблении) полезных ископаемых членов ВТО.

ВТО может запретить принятое в странах регулирование движения капитала и отменить запрет спекулятивных дериватов.

Правила ВТО запрещают развивающимся странам защищать свое производство. ВТО требует резкого сокращения и отмены импортных пошлин и любого количественного или качественного ограничения импорта. В процессе завоевания рынков неизбежно гибнет собственное производство развивающихся стран, терпят банкротство целые сектора, а с ним теряют работу занятые в них люди. На месте национальных производителей остаются закрытые производства, их место не занимают «иностранные инвесторы».

ВТО разрушает завоевания социального государства.Это еще одна опасность, которую несет ВТО. Это подразумевает открытие рынка услуг для доступа иностранных фирм. Причем, к «услугам» в ВТО отнесены общественные блага (образование, в том числе школы и детские сады, здравоохранение, водоснабжение, ЖКХ, транспорт и культура), которые являются ключевой частью социального государства.

ВТО разрушает суверенитет.В ряде соглашений ВТО прописан «тест на необходимость» для национальных законов стран-членов. Это значит, что через свою страну корпорации смогут подавать в суд ВТО, если наши законы будут им «мешать». И национальные законы можно будет отменить, если суд ВТО сочтет их «более обременительными для торговли, чем необходимо». При этом, суд ВТО должен отклонять аргументы о гарантировании общественного блага. Заметим, что и право ВТО, и суд ВТО находятся под влиянием крупных международных корпораций.

Страны БРИКС - Бразилия, Индия и Китай – являясь членами ВТО, регулярно участвуют в процедурах разрешения споров в рамках механизма разрешения споров ВТО [11].

Еще один аспект, характеризующий состояние дел - выход из ВТО. Согласно Уставу ВТО: Любой член может выйти из ВТО. В то же время данная процедура сама по себе не расписана и, соответственно, не предусмотрена, за исключением этого положения из устава, а соответственно, может сопровождаться санкциями со стороны ВТО. На сегодняшний момент (2016 год) ни одно из государств-членов ВТО не высказывало намерений покинуть ряды этой организации [12].

Налицо следующее - санкции против уходящего государства превосходят все потери от участия в ВТО!

Вот неполный перечень того, чем грозит вход в ВТО любому желающему. Необходимо также напомнить, что функционируем мы в условиях рыночной экономики, где сильный уничтожает слабого, а не играет в поддавки. Нас побьют на нашей же территории, потому что мы слабые во всех отношениях. В поддавки как раз должны играть мы (страны СНГ). Страны СНГ должны принять для себя неудобное законодательство, подставив себя под конкуренцию сильнейших игроков рынка. Не поддерживать национальных, местных производителей, все более сужать сферу госсектора, открыть для иностранных конкурентов социальную сферу и тем самым ее уничтожить и т.д.

Надо понимать, что ТНК не намерены повышать наш уровень жизни за свой счет, этим должны заниматься мы сами. Им нужны наши территории для использования наших природных богатств и наши дети в качестве дешевой рабочей силы, с этой целью они навязывают свою продукцию, причем обязательно вредную для здоровья. При этом национальное правительство не должно вставать на защиту своих, иначе встанет суд ВТО, который присудит нам многомиллионные штрафы, так что стразу прекратятся всякие попытки защищать самих себя и т.д.

Таким образом, уже при первом рассмотрении вступление страны в ВТО влечет за собой потерю национальной и в том числе экономической безопасности, т.к. требует ослабления по всем направлениям жизнедеятельности, что обязательно приведет к потере экономического, а затем и политического суверенитета. ВТО никогда не будет благотворительной организацией, как бы ее ни декларировали. При вступлении в ВТО все страны теряют ключи от своей национальной безопасности. Начинается все с подлаживания национального законодательства под законодательство, стандарты, правила игры ВТО, где каждая страна, вступившая в эту организацию, становится беззащитной перед любым негативным воздействием заинтересованных в этом корпораций и стран. И чем больше обязательств мы на себя берем (а ВТО – целый пакет соглашений), тем больше будет на нас механизмов давления.

В заключении хочется процитировать О. Коваль, А. Кобяков: «Современные условия глобализации делают идею «самодостаточности» (не путать с самоизоляцией) как никогда актуальной и полезной в решении вопросов обеспечения национальной безопасности для многих стран мира, как лидеров, так и аутсайдеров мировой экономики.

Неслучайно все чаще субъектами глобальной конкуренции выступают не отдельные страны, а отдельные регионы, чьи успехи на мировой арене оказываются значительно выше суммы достижений отдельных стран-участниц. Очевидно, что для многих стран мира именно долгосрочная региональная интеграция – единственный способ выжить в условиях глобальной конкуренции и занять достойное место в системе международного обмена».  [6]

В связи с этим хотелось бы порекомендовать нашим странам усилить свои интеграционные процессы, совместно отстаивать общие интересы в международных организациях, подобно странам БРИКС, и даже больше.