Полный текст статьи
Печать

Исторически награды появились как инструмент поощрения воинов и военачальников за боевые заслуги и достижения. Причем награда в большей степени выступала как форма материального поощрения, некий экономический аналог премии. Отдельные государственные награды чеканились из соответствующей пробы золота и серебра в соответствии с монетной стопой отдельных монет высокого достоинства.

Однако с течением времени награда (государственного уровня) трансформировалась из материального стимула в инструмент государственного и общественного признания заслуг награжденного, причем не только за боевые заслуги, но трудовые достижения, рекорды в спорте, достижения в общественной деятельности, культуре и т.д. Практика награждения граждан за выдающиеся способности, успехи в различных начинаниях на областном или муниципальном уровне во всем мире и в нашей стране применяется и сегодня [7]. 

Развитие наградной системы в России обусловлено нормами Конституции Российской Федерации и неразрывно связано с развитием российской государственности и необходимостью поощрения граждан, коллективов предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности за деятельность, направленную на обеспечение благополучия и процветания Российской Федерации в целом. Система награждения, как и все основные сферы жизни государства, регламентируется законодательством соответствующего уровня, постоянно совершенствуется и изменяется, что позволяет обществу разумно и поступательно развиваться [1].  

В современных условиях существует множество форм наград (государственные награды, награды органов государственной власти, награды органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественные награды и т.д.). Необходимо отметить, что некоторые виды наград имеют, условно говоря, «смешанную» форму наград, т.е. обладают отдельными признаками наград, например: признаками наград органов государственной власти или органов власти субъектов РФ, однако к таковым не относятся. Для совершенствования системы награждения в России целесообразно сформировать единое информационное пространство [4]. Формирование единого пространства целесообразно осуществлять, охватывая муниципальный уровень, уровень субъектов России, а также федеральных органов власти.

Разными авторами даются различные классификации наград, т.к. в законодательстве по всем видам и типам наград не существует единой нормативно-правовой основы.

Награды можно разделить на следующие уровни (статусы):

 - государственные  награды;

- награды федеральных органов государственной власти РФ (награды министерств, ведомств, комитетов, агентств общероссийского уровня);

- награды субъектов РФ (региональных органов власти);

- награды муниципальных органов власти и местного самоуправления;

- награды федеральных фондов, государственных  корпорации, государственных компании и общероссийских общественно-государственных организаций;

- награды общероссийских некоммерческих и коммерческих организация;

- награды негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций [6].

Однако наличие действующих систем (различных федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов России, муниципальных органов власти), существующие классификации наград, сложившиеся традиции в полной мере не отвечают потребностям общества (и органов власти) в проведении мер по усовершенствованию существующих наградных систем, в частности, наградной системы Тульской области как субъекта России.

Как отмечалось выше, некоторые виды наград имеют  «смешанную» форму наград, иногда затруднительно четко отнести награду к той или иной наградной системе.

Применительно к Тульской области необходимо отметить, что отдельные награды, которые имеют некоторые признаки наград Тульской области, затруднительно отнести (или не отнести) к наградам Тульской области.

Необходимость иметь законодательно обоснованную платформу при решении различных общественно важных задач очевидна [1].

Потребность в однозначном отнесении (или однозначный отказ в этом) наград к наградам Тульской области обусловлена следующими причинами:

Отметим, что нормами права (по отдельным наградам) предусмотрены следующие обязательные условия:

  - при поощрении государственными наградами: наличие наград федеральных органов государственной власти или наград субъектов РФ;

- при поощрении наградами федеральных органов государственной власти: наличие наград субъектов РФ или местного самоуправления;

- при поощрении наградами субъектов РФ: наличие наград местного самоуправления;

- при поощрении наградами местного самоуправления: наличие общественных наград [4].

При решении вопроса по награждению (при наличии у претендента (помимо иных заслуг) поощрений, наличие которых в обязательном порядке предусмотрено действующими нормами права, для положительного решения по награждению) уполномоченные органы должны иметь четкие и законодательно установленные критерии при отнесении (или отказа в отнесении) наград к наградам Тульской области.

Необходимо понимать, что признание заслуг человека на уровне властей (государственном, ведомственном, региональном уровне) или на общественном уровне помимо признания в форме наград может принести и материальные блага и государственную поддержку, к примеру: согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним … определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.». а согласно п. 11 Положения о государственных наградах Российской Федерации «Награжденным государственными наградами предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.» [5]. В Тульской области материальная поддержка ветеранов труда Тульской области посредством мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат осуществляется в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 03.12.2012 N 1835-ЗТО "О ветеранах труда Тульской области" (принят Тульской областной Думой 29.11.2012).

В Тульской области уже давно существует и эффективно используется наградная система, которая охватывает большинство сфер деятельности общества [2,3].

Без сомнений, к наградам органов власти Тульской области можно отнести награды, предусмотренные следующими документами:

- Постановление правительства Тульской области от 11.10.2011 N 33 "О Почетной грамоте правительства Тульской области";

- Постановление Тульской областной Думы от 30.10.2008 N 69/3381 "О Положении о Почетной грамоте Тульской областной Думы и Благодарственном письме Тульской областной Думы";

- Указ губернатора Тульской области от 25.12.2012 N 202 "Об утверждении Положения о Почетной грамоте губернатора Тульской области";

- Указ губернатора Тульской области от 03.10.2011 N 6 "О Благодарности губернатора Тульской области и Благодарственном письме губернатора Тульской области";

- Закон Тульской области от 16.07.2012 N 1777-ЗТО "О наградах Тульской области" (принят Тульской областной Думой 12.07.2012) (вместе с "Описанием и изображением медали "За особый вклад в развитие Тульской области", "Описанием и образцом удостоверения к медали "За особый вклад в развитие Тульской области", "Описанием и изображением медали "Трудовая доблесть", "Описанием и образцом удостоверения к медали "Трудовая доблесть", "Описанием и изображением медали "Честь и мужество", "Описанием и образцом удостоверения к медали "Честь и мужество", "Описанием и изображением медали "Меценат Тульской области", "Описанием и образцом удостоверения к медали "Меценат Тульской области", "Описанием и изображением медали "За милосердие", "Описанием и образцом удостоверения к медали "За милосердие", "Наградным листом");

- Закон Тульской области от 15.12.2011 N 1702-ЗТО "О награде Тульской области - Юбилейная медаль "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле" (принят Тульской областной Думой 15.12.2011) (вместе с "Описанием и изображением Юбилейной медали "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле", "Описанием и образцом удостоверения к Юбилейной медали "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле");

- Закон Тульской области от 21.09.2011 N 1640-ЗТО "О награде Тульской области - Памятная медаль "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой" (принят Тульской областной Думой 15.09.2011) (вместе с "Описанием и изображением Памятной медали "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой", "Описанием и образцом удостоверения к Памятной медали "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой") и, возможно, другие.

Однако отдельные награды затруднительно однозначно отнести или не отнести к наградам органов власти Тульской области

Именно поэтому возникает общественная необходимость в совершенствовании наградной системы органов власти Тульской области.

Рассмотрим данную проблему более подробно.

Несовершенство наградной системы обусловлено рядом проблем и причин:

1.               Отсутствие единой терминологии в действующем законодательстве и научной литературе.

Данная проблема присуща не только Тульской области, но и иным регионам, федеральным органам государственной власти и т.д. Отдельные авторы (ученые) трактуют термин «награда» и «поощрение» как равнозначные, некоторые считают, что поощрение – это не всегда награда. А в информационных источниках встречается различное толкование. Говоря о наградной системе субъекта России в различных источниках и нормативно-правовых документах используются термины «награды органов власти субъекта РФ», «награды субъекта РФ», «региональные награды» «областные награды» и т.д. Все это приводит к некоторым разночтениям.

2.               Неоднозначность в понимании и толковании норм права по наградам, одним из учредителей которых является орган власти Тульской области.

Имеется практика, когда органы власти Тульской области, совместно с органами власти местного самоуправления и/или негосударственными организациями выступают соорганизатором или соуредителем массового мероприятия или конкурса.

В качестве примера можно привести:

- массовое мероприятие «Тульский левша»;

- ежегодный конкурс Тульского отделения «МСЭФ» (на грамотах победителей конкурса указана и Администрация Тульской области).

И в рамках данного массового мероприятия или конкурса выдаются определенные награды, где указаны органы власти Тульской области.

3.               Массовое награждение юбилейными и памятными наградами, которые могут не обладать соответствующим статусом.

В качестве примера рассмотрим следующие нормативные документы:

- Закон Тульской области от 15.12.2011 N 1702-ЗТО "О награде Тульской области - Юбилейная медаль "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле" (принят Тульской областной Думой 15.12.2011) (вместе с "Описанием и изображением Юбилейной медали "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле", "Описанием и образцом удостоверения к Юбилейной медали "300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле");

- Закон Тульской области от 21.09.2011 N 1640-ЗТО "О награде Тульской области - Памятная медаль "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой" (принят Тульской областной Думой 15.09.2011) (вместе с "Описанием и изображением Памятной медали "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой", "Описанием и образцом удостоверения к Памятной медали "В честь 70-летия обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой").

Да, награды, выдававшиеся в соответствии с этими законами, обладают статусом наград органов власти Тульской области. Однако награждение подобными наградами носило массовый характер и приравнивать их по своему уровню, например, с Благодарностью Губернатора или медалью "За особый вклад в развитие Тульской области", по мнению автора, не совсем логично. Целесообразно выделить отдельную категорию наград Тульской области – памятные (юбилейные и т.д.) награды.

4. Отсутствие четкого перечня должностей органов власти субъекта Тульской области, кто имеет права   утверждать (подписывать) наградные документы органов власти Тульской области (от имени Тульской области).

Отдельные наградные документы подписываются не первыми лицами (губернатор, председатель Тульской областной Думы, председатель Правительства Тульской области), а их заместители, министры или заместители министров министерств Тульской области и т.д. По мнению автора (для усовершенствования наградной системы Тульской области) целесообразно установить четкий перечень должностей, кто имеет от имени Тульской области подписывать соответствующие наградные документы.

5.                Существование определенных государственных и негосударственных субъектов, не являющихся органами власти Тульской области, на которые возложены определенные государственные или иные аналогичные функции.

Законом Тульской области от 01.09.2011 N 1637-ЗТО "О системе органов исполнительной власти Тульской области" (принят Тульской областной Думой 01.09.2011) предусмотрены органы власти Тульской области.  Необходимо отметить, что на территории Тульской области функционируют региональные отделения (в т. ч. самостоятельные юридические лица), которые созданы и напрямую подведомственны федеральным органам государственной власти (министерствам, ведомствам, Генеральной прокуратуре и т.д.), выполняют контрольные и иные государственные функции, но непосредственно не входят (согласно Закона Тульской области от 01.09.2011 N 1637-ЗТО "О системе органов исполнительной власти Тульской области") в состав органов власти Тульской области.

В качестве примера можно привести:

- Тульское отделение «Росреестра»;

- Военный следственный отдел Следственного комитета России по Тульскому гарнизону;

- Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр Стандартизации, метрологии и испытаний  в Тульской области" и др. Не ясно и не является однозначным: относить (по статусу) награды Тульских региональных отделений, представительств, филиалов федеральных органов власти РФ к наградам органов власти Тульской области или не относить. Аналогичный вопрос по наградам и поощрения воинских частей, частей МЧС и т.п., размещенных на территории Тульской области.

6.               Отсутствие однозначного толкования и понимания статуса наград, определяемых по результатам проводимым конкурсам «лучший по профессии…». [8].

Не однозначен статус наград (относятся или не относятся к наградам органов власти Тульской области), предусмотренные следующими документами:

- Постановление губернатора Тульской области от 06.06.2000 N 206 "О проведении смотра-конкурса на звание "Лучший участковый инспектор милиции Тульской области";

- Постановление Тульской областной Думы от 25.06.2009 N 80/4163 "О порядке учреждения призов Тульской областной Думы и награждения ценными подарками";

- Постановление администрации Тульской области от 15.01.2004 N 19 "Об областном этапе Всероссийского конкурса "Лучший врач года";

-  Постановление правительства Тульской области от 10.07.2012 N 378 "О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии";

- Приказ департамента образования Тульской области от 20.03.2012 N 190 "О проведении областного конкурса профессионального мастерства воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Тульской области "Лучший по профессии" (вместе с "Положением о проведении областного конкурса профессионального мастерства воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений "Лучший по профессии", "Оргкомитетом областного конкурса профессионального мастерства воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Тульской области "Лучший по профессии");

- Постановление администрации Тульской области от 10.07.2003 N 434 "О региональном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" и др.

  Неоднозначность заключается в том, что документы приняты соответствующими уполномоченными органами власти Тульской области, однако в самих документах не указано, что победители областного конкурса или областного этапа всероссийского конкурса становятся обладателями (награждены) наградами органов власти Тульской области.

7.               Неоднозначность влияния на физических лиц (весь трудовой коллектив, члены общественной организации, руководители и т.д.) награждения организации, учреждения или отдела юридического лица.

В качестве примера можно привести нормативно-правовой документ - Постановление администрации Тульской области от 28.04.2008 N 245 "О проведении областного открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства "Флагман малого и среднего бизнеса" (вместе с "Составом организационного комитета по проведению областного открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства "Флагман малого и среднего бизнеса"). По идее, награда присуждалась организациям (юридическим лицам и ИП), и, поэтому остается открытым вопрос: является или не является данная награда применительно к физическим лицам (руководителю, члену коллегиального органа, члену трудового коллектива) наградой органа власти Тульской области.

8.               Наличие наград негосударственных органов власти, социально общественная значимость которых крайне высока, может поставить вопрос о таком явлении как «приравнивание» общественных наград к наградам органов власти Тульской области.

Возможно, к наградам органов власти Тульской области можно было бы приравнять награды общественно значимых организаций и институтов, таких как:

- Общественная палата Тульской области;

- Экспертные советы при Правительстве Тульской области, министерствах Тульской области;

- Тульская ТПП и др.

Данное исследование не ставит своей задачей провести четкую квалификацию наград, выдаваемых на территории Тульской области. Автор показывает проблему, которую необходимо решать для усовершенствования существующей наградной системы органов власти Тульской области

Представленные предложения по усовершенствованию наградной системы Тульской области могут оказать позитивное влияние на упорядочивание законодательства в сфере наград и поощрения в Тульской области и послужить положительным примером по улучшению норм права других субъектов России.