Полный текст статьи
Печать

Одно из основных направлений инновационной деятельности современных детских садов, по мнению Т.В. Хабаровой – воспитание двигательных способностей детей, играющее главную роль в становлении личности ребенка[9]. По словам С.Л. Рубинштейна: «Способности всегда развиваются в деятельности», поэтому двигательные способности, заключенные во взаимосвязи между физическими качествами, двигательными навыками и умениями, должны развиваться во время физкультурно – спортивной (двигательной деятельности)[4].

Двигательные способности, в нашем случае, выходят на первый план, так как на современном этапе здоровье детей играет ключевую роль.

Э.Я. Степаненкова считает, что воспитание - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств человека, формирование двигательных умений и навыков и овладения физкультурно-спортивными знаниями. А это значит, что воспитание двигательных способностей является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление развитием силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости и гибкости, автор считает, что затрагивая комплекс естественных свойств организма, тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все эти двигательные способности являются врожденными, то есть, даны человеку в виде природных данных, которые необходимо развивать и совершенствовать [5].

В своей работе В.П. Аксенов подчеркивает, что двигательными способностями называют комплекс психофизиологических и морфологических свойств человека, отвечающий требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающий эффективность ее выполнения. Поэтому двигательную деятельность педагогами организуется в дошкольных учреждениях таким образом, чтобы за каждым ребенком закреплялся прирост двигательных умений и физических качеств. Так как большинство современных детей страдают недостатком двигательной активности, она выступает в роли биостимулятора жизненных функций растущего организма. Находиться в движении имеет большое значение для ребенка, так как это одно из условий его нормального формирования и развития [1].

Л. М. Савенок отмечает, что естественной потребностью детей в движении  является двигательная активность. Её удовлетворение – важнейшее условие гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Учитывая, что «Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни», необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Интерес к разучиваемым двигательным упражнениям, интерес к игре вызывает у детей эмоциональный подъём» [7].

В.П. Аксенов одной из главных задач воспитания двигательных способностей выделяет формирование здорового, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, отлично владеющего своими движениями, готового к активному и творческому развитию. В настоящее время специалисты требовательнее относятся к физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому подбираются такие программы, в которых учитывается весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем [1].

В первые шесть лет у ребенка формируются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. В своей работе выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «…от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы». Поэтому необходимо правильно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что поможет растущему организму накопить силы и обеспечить в будущем всестороннее гармоничное развитие личности [6].

Процесс физического воспитания дошкольников постоянно прогрессирует и концентрируется на новых знаниях, включающих различные стороны воспитания ребенка. Например, двигательные навыки необходимы для формирования гармоничного развития ребенка, физического развития, развитие интереса к видам двигательной деятельности, координации движений. В процессе воспитания формируется сознательное отношение к движениям их техники выполнения. Что способствует развитию детей двигательных способности, и вызывают эстетические чувства.

Н.А. Фомин, Э. Я. Степаненкова описывают формирование двигательного навыка как многоступенчатого процесса: от простых умений, являющихся основой рациональной деятельности человека и образовавшихся в результате многократного воспроизведения, навыками, так же выполняется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка [5].

А.Н.Крестовников выделяет фазы формирования двигательного навыка: объединение отдельных частей в целостное действие, устранение ненужных движений, усовершенствование навыка, которые характерны любому виду человеческой деятельности [3].

Выработка двигательного навыка включает в себя не запоминание устойчивой формулы движения, а лишь предпосылка будущего совершенствования его координационных частей. Поддержание навыка должно проявляться в способности решения двигательной задачи наиболее подходящими в данной ситуации методами: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, имитационно-подражательный, общепедагогический.

П.Я. Гальперин, на основании многоуровневой теории Н.А. Бернштейна, создал теорию о поэтапном становлении знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста, ставшей одной из основных постулатов формирования двигательных навыков физического воспитания. Суть данной теории состоит  в том, что у дошкольника изначально складываются знания об исследуемом действии (зрительный образ), в основе которого лежат  представления об изучаемом двигательном действии, которые помогают развить сначала двигательные умения, а затем двигательные навыки [2].

В ряде дошкольных учреждений г. Оренбурга используется рабочая программа «Игровая физкультура» по физическому развитию детей от 2 до 7 лет, где идет целенаправленное развитие двигательных способностей детей. Задачи, которые ставятся в программе: развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, развитие позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью. Инструктор по физической культуре, проводя специальные упражнения для воспитания двигательных способностей, использует в своей работе различные методы и приемы: имитационно-подражательные, игровые, методы строго регламентированного упражнения, соревновательные методы. Например, для прыжков используются игровые упражнения «Прыгуны», «Кто дальше», «По кочкам». Для равновесия и координационных способностей «Цапля», «Качели», «Канатоходец». Для метания «Меткий стрелок», «Попади в цель», «Снайперы».Для быстроты «Передай предмет», «Обойди препятствие», «Самый быстрый». Для гибкости «Туннель из обручей», «Циркачи», «Путаница». Таким образом, в программе целенаправленно и методично подобраны методы и приемы в занимательной и игровой форме для детей, что занятия физической культуры становятся увлекательными, интересными, занимательными и процесс тренировки двигательных умений и навыков проходит профессионально и организованно.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что для достижения высокого качества работы по воспитанию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется особое внимание уделить модернизации содержания работы по физической культуре. При формировании двигательного действия составляющими частями являются двигательные умения и навыки. В результате многократного повторения действия двигательное умение доходит до автоматизма и превращается в двигательный навык. Двигательное умение - это действие, не доведенное до значительной степени автоматизации. Двигательный навык– это такие образцы двигательных действий ребенка, которые отличаются явлениями автоматизации и накапливаются в ходе обучения или жизненной практики, навык появляется на основе умения и вместе с тем сам становится основой для возникновения двигательных способностей.