Полный текст статьи
Печать

Методически верно организованный учебный процесс в начальной школе предполагает усвоение нового материла учениками в основном на уроке. Однако без систематической самостоятельной домашней работы: чтения, осмысления и запоминания прочитанного, выполнения упражнений и т.д. – ученик не сможет овладеть необходимыми знаниями ни по одному из предметов.

Известно, что успеваемость ученика начальной школы находится в прямой зависимости не только от его внимательного отношения к учебному материалу в классе, но и от того, насколько учитель сумел сформировать у младшего школьника навык самостоятельной работы при выполнении домашней работы, насколько правильны те методические приемы, которыми пользуется ученик в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Н. С. Иванова рассматривает самостоятельность как субъективно-личностное свойство личности дошкольников [1]. Самостоятельная работа в современной методике понимается как дидактическое явление, представляющее собой, с одной стороны, «объект деятельности» ученика, учебное задание, которое он должен выполнить без помощи взрослого; с другой стороны, форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учебных заданий, приводящих или к получению новых знаний, или к углублению и расширению приобретенных знаний [4, c.3].

Иначе говоря, самостоятельная работа – это  средство обучения, когнитивного развития младшего школьника: ученик получает не только знания, но и овладевает способами их получения.

Обучение учащихся приемам, техникам, образцам учебной деятельности и их применению в процессе самостоятельной организации сознательного овладения новыми знаниями позволит реализовать метапредметный подход в обучении русскому языку, занимающий одну из ключевых позиций в ФГОС начального общего образования.

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей формирования навыков самостоятельной работы на примере работы над словарными словами по русскому языку в начальной школе. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, у современных младших школьников недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, уровень владения способами и приемами является крайне низким у большинства учеников. Как выявлено в беседе с родителями младших школьников, процесс работы над домашним заданием осуществляется в основном после их работы, как правило, в промежутке с 18.00 – 24.00ч., то есть, не в рекомендуемое психологами и педагогами время. Это напрямую сказывается на здоровье ребенка, психологическом его состоянии и приводит к тому, что выполнение домашней работы превращается в «пытку», ведущую к снижению учебной мотивации. Объясняется это тем, что ребенку требуется участие взрослого, управляющего его учебными операциями. В результате многие родители детей именно начальной школы вынуждены нанимать репетитора специально для выполнения домашних заданий с ребенком.

Во-вторых, повышение орфографической грамотности учащихся начальной школы является одной из главных проблем в обучении русскому языку. Особую сложность представляет правописание словарных слов: эти слова нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, их написание необходимо запомнить.  Поиск путей и методов работы, способных обеспечить младшим школьникам прочность запоминания правильного написания словарных слов, является актуальной проблемой в современной методике преподавания русского языка. О возрастающем профессиональном интересе методистов и учителей начальной школы к данному вопросу свидетельствуют публикации в научных изданиях за последние годы (И.А. Емельянова, О.В. Курицына, И.В. Пашина, Н.В. Самойлова, Н.В. Сергеева).

Подчеркнем, что работу над словарными словами мы взяли лишь в качестве примерного учебного материала по русскому языку при формировании у младшего школьника навыков самостоятельной работы; главная задача статьи – показать необходимость осуществления учителем целенаправленной работы по обучению учеников способам и приемам самостоятельной работы.

Конечно, принципы и способы самостоятельного выполнения тех или иных учебных операций регламентируются темой и целью урока, видами и задачами упражнений. Применительно к рассматриваемому нами учебному материалу – словарным словам – предлагаемые пути формирования навыков самостоятельной работы возможны как для коллективной, так и индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности запоминания.

Мы придерживаемся мнения, что овладение младшими школьниками навыками самостоятельной работы над словарными словами – один из верных путей, способствующих улучшению правописания лексики, требующей запоминания, и, как следствие, повышения их грамотности.

Обучение работе над отдельными словами, упражнениями происходит сначала в классе под руководством учителя, которому принадлежит ведущая роль на уроке. Однако положительный результат обучения достигается только при условии обоюдных усилий учителя и ученика не только на уроке, но и во внеурочное время, дома, посредством выполнения учениками заданий без управления учителя. Именно поэтому, чтобы добиться сознательности и прочности усваиваемого материала младшими школьниками, овладения им навыками применения теоретических знаний на практике, учитель на уроке обучает детей приемам работы над различными аспектами языка.

От наблюдения педагогом за процессом работы над упражнениями, руководством, корректированием хода учебной деятельности зависит усвоение учениками последовательности отдельных видов работы, применения целесообразных приемов заучивания слов, грамматического материала, преодоления встречающихся затруднений, проверки правильности выполнения упражнений. Эти умения формируются у учеников постепенно посредством повторных выполнений упражнений в классе и дома.

Воспитание внимания, сознательного отношения к осваиваемому материалу, умения анализировать и обобщать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное в языковом материале – все это способствует созданию прочной основы для успешного привития младшим школьникам навыков самостоятельной работы.

   Известно, что для запоминания правописания словарных слов очень важно участие всех видов памяти – слуховой, зрительной, моторной, логической.   К.Д. Ушинский писал, что для прочного заучивания чего-либо необходимо, «…чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». По его мнению, все это позволит «победить самую ленивую память» [6, c.251-252]. Исходя из этого, перед учителем стоит задача научить ученика приемам работы, активизирующим все виды памяти.

Педагогу, прежде всего, необходимо заинтересовать учеников, добиться, чтоб каждое слово было понято, орфоэпически правильно произнесено, прочитано и написано. После получения в сознании ученика четкого смыслового, слухового и графического образа слова следует работать над запоминанием. Процесс запоминания написания слова облегчается, если ребенок использует одно и то же слово 5-7 раз в разных предложениях [4,c.57].

Современные издательства предлагают разные рабочие тетради для работы со словарными словами, облегчающие работу учителя. Рассмотрим способ знакомства со словарным словом «горох», предлагаемый в рабочей тетради «Словарные слова» для работы в 3 классе авторами О.В. Узоровой и Е.А.Нефедовой.

Горох- растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зерна.

У нас в огороде растет горох.

Сережа шел по улице и ел свежий горох.

Слово горох произошло от древнего слова, которое имело значение «тереть». Горох изначально – «тертый».

1.Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.

2. Придумай и запиши предложение с этим словом.

3. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень. Объясни значение слов.

4. Запиши это слово в словарик в начале книги.

В представленном примере весь учебный материал и задания максимально направлены на осознанное восприятие ребенком слова: дается графическое написание, семантика и этимология слова, приводится пример словоупотребления в предложении, тренировочные задания. Однако, как показывает опыт работы, большинство детей даже после выполнения заданий испытывают трудность в запоминании орфограммы в словарном слове. Именно поэтому мы придерживаемся мнения, что требуется еще дополнительная работа, способствующая прочному закреплению в памяти изученного материала.

 Итак, рассмотрим, какие задания можно предложить на уроке русского языка в начальном звене для работы над словарными словами с целью запоминания их правописания, а также цели выработать у младших школьников умение самостоятельно их выполнять.

В процессе введения нового слова ученику следует несколько раз проговорить вслух лексическую единицу, проверить понимание значения слова, обратившись к словарю; написать слово 2-3 раза, обращая внимание на орфограмму. Можно завести дополнительно пополняемую тетрадь-словарик, куда ученики будут записывать слова по мере знакомства с ними, располагая их в определенной системе, облегчающей запоминание: как правило, слова, сгруппированные по тематическому принципу, легче и более прочно усваиваются младшими школьниками. Например, можно выделить темы: «Город» и записать слова: адрес, аллея, аптека, библиотека, вокзал, квартира, Одесса, столица, улица, фонарь и др.; «Транспорт»: автобус, автомобиль, багаж, вагон, пассажир, ракета, расстояние, трактор, трамвай, шоссе. Наречия можно записывать, дифференцируя их вопросом, на который они отвечают. Например, «Как?»: вдруг, вместе, медленно, скользко; «Когда?»: вчера, завтра, сегодня, сейчас; «Куда?»: назад, налево, направо и т.д. Эффективной является и такая работа над словами, как выписывание на память изученных слов на определенную тему с последующим самоконтролем по тетради-словарику.

Запоминанию правописания слов способствует их объединение по какому-либо принципу, например, сходства: здравствуй-привет, валенки-ботинки; противоположности: завтрак-обед-ужин, вчера-сегодня, вопрос-ответ, девочка-мальчик, до свидания-здравствуй, сейчас-потом; целое-часть: автобус-шофер, абзац-строка, коллектив-человек, месяц-неделя, неделя-четверг, улица-фонарь. Подчеркнем, что такой вид работы с лексикой выполняет еще функцию расширения языкового диапазона учащихся. 

Интересным видом работы младшим школьникам представляется составление кроссвордов. Можно предложить следующие задания:

- составьте кроссворд на определенную букву;

- составьте тематический кроссворд.

Предварительно на уроке учителю нужно вместе с детьми поработать над данным видом творческой деятельности.

Как было выше сказано, более прочному запоминанию словарных слов способствуют самостоятельно выполняемые учениками тренировочные упражнения, употребленные в разных формах и позволяющие работать над словами в контексте. Так, можно предложить следующие задания:

  1. 1.  Составьте к прочитанному тексту вопросы с использованием в них словарных слов и ответы на эти вопросы:

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

(Л. Татьяничева)

- Что засветили снегири? (Снегири засветили фонарики.)

- Кто засветил фонарики? (Снегири засветили фонарики)

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Найдите слова, правописание которых следует запомнить, и составьте с ними три предложения: повествовательное, восклицательное и вопросительное.

Мой папа работает ш_фером, а мама – инж_нером.

Когда я вырасту, то стану к_см_навтом, как Юрий Гагарин.

-Мой брат учится в университете на инженера.

- Я обязательно буду космонавтом! А пока я должен хорошо учиться!

- Кто знает, трудно ли быть шофером?

В данной статье мы рассмотрели особенности обучения младших школьников самостоятельной работе как дидактическому средству, позволяющему повысить успеваемость ребенка, воспитать чувство ответственности, уверенности в своих возможностях. Представленные нами задания и упражнения по работе со словарными словами русского языка можно использовать на уроке с целью обучения учащихся приемам самоорганизации учебной деятельности.

В целом, самостоятельная работа как вид учебной деятельности может осуществляться на разных этапах работы как на уроке, так же и во внеурочное время. Главное, чтобы ее содержание, форма и время ее выполнения отвечали теме и цели урока.