Одним из основных показателей, отражающих состояние современной экономики, в том числе и экономики региона, является темп инфляции конкретного субъекта РФ. Инфляция, в особенности с высокими темпами роста, являет собой настолько сложное социально-экономическое явление, что впоследствии способна порождать диспропорции во всех сферах экономики региона. Высокий уровень инфляции отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Такие процессы обесценивают результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствуют долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а также устойчивому социально-экономическому развитию региона[8].Высокий уровень инфляции разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования не только частных предприятий, но и государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, выступает самым мощным средством перераспределения национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальную дифференциацию общества [9]. В данной работе мы предприняли попытку произвести анализ влияния инфляции на различные макроэкономические показатели региона с целью выявления взаимосвязей, которые описываются с позиций экономической теории для устойчиво развивающихся социально-экономических систем [4].
Одним из важнейших показателей социально-экономического развития страны и региона является уровень безработицы. Поэтому в данной работе мы предприняли попытку провести анализ возможной взаимозависимости между темпом инфляции и уровнем безработицы. Данная зависимость для социально-экономических систем с устойчивым развитием описывается теоретической кривой Филлипса. В модели Филлипса предполагается два возможных варианта – высокий уровень безработицы при стабильном уровне цен, либо инфляция при наличии высокой занятости. Данная кривая может служить ориентиром для государства при установлении целей экономической политики как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Стимулируя совокупный спрос с помощью товаров и услуг, которые потребители готовы купить при определенном уровне цен и в конкретный временной промежуток, государство с помощью соответствующих механизмов государственного регулирования способно либо нарастить темпы инфляции, либо снизить, в свою очередь, оказывая соответствующее воздействие на уровень безработицы [1].
В своей работе мы предприняли попытку установить, в какой мере действует закономерность, описанная кривой Филлипса, в Саратовской области (рис.1).
Рис.1. Соотношение инфляции и безработицы в Саратовской области за 2006-2015 гг.
Проанализировав показатели темпов инфляции и уровень безработицы в период с 2006 по 2015 гг. с помощью корреляционно-регрессионного анализа нами была получена следующую модель: P=9,89+5,62U. Однако низкий показатель детерминации говорит о том, что изменение уровня цен в регионе не обусловлено вариацией безработицы, поскольку 97,5 % приходится на долю прочих факторов [3].
По данным модели можно было определить естественный уровень безработицы, т.е. норму безработицы, при которой возможен «нулевой» темп инфляции. За анализируемый период он составил 1,75 %. Однако, проанализировав помесячные данные статистики за 2013-2015 гг. о темпах инфляции и уровне безработицы в Саратовской области, мы получили результаты, которые говорят о том, что зависимость между инфляцией и безработицей в Саратовской области проявляется для данного периода, поскольку полученные показатели детерминации и критериев статистической значимости полностью оправдывают применение кривой Филлипса в краткосрочном периоде.
По данным модели можно было определить естественный уровень безработицы, т.е. норму безработицы, при которой возможен «нулевой» темп инфляции. За анализируемый период он составил 1,75 %. Однако мы получили результаты, которые говорят о том, что зависимость между инфляцией и безработицей в Саратовской области проявляется только в краткосрочном периоде.
Рассматривая кривую Филлипса как модель, функционирующую в рамках социально-экономических процессов Саратовской области в долгосрочном периоде, можно отметить возможные причины несоответствия теоретической модели и реальным расчетам. Мы со своей стороны можем лишь предложить возможные причины такого отклонения. Анализируя возможные предпосылки, мы остановились на предположениях высказанных известным американским экономистом, лауреатом нобелевской премии Лукасом. Так, Р.Лукас, совместно с Л.Реппингом при анализе зависимости между темпами инфляции и безработицей, обнаружили, что взаимосвязь между данными показателями отражает ценовые ожидания, поэтому нет смысла ожидать стабильности кривой, если нестабильны ожидания [2].
Необходимо отметить, что краткосрочная кривая обычно показывает для экономики региона не альтернативный вариант соотношения безработицы и инфляции, а область точек, недоступную для экономической системы нашей (Саратовской) области, при существующих ограничениях в ресурсах, – она находится левее и ниже кривой Филлипса. Попадание в данную зону возможно при условии, что кривая сдвигается вниз и вправо. На практике это реализуется через проведение технологической модернизации и положительном сдвиге потенциального ВРП для региона, т.е. лишь в том случае, когда экономическая система региона преодолевает ограничения в ресурсах и увеличивает ресурсный объем, доступный для использования в хозяйственном обороте в краткосрочном периоде.
Соотношение индекса потребительских цен (как одной из меры, отражающей уровень инфляции) и уровня среднедушевых доходов населения за 2006-2015 гг. в Саратовской области представлены на рисунках 1, 2.
Рис.2. Динамика инфляции в Саратовской области за 2006-2015 гг., % [6]
Проанализировав динамику индекса потребительских цен за 2006-2015 гг. по Саратовской области, можно отметить, что инфляция носит нестабильный характер. 2006-2007 гг. характеризуются ее увеличением. Экономический кризис в России, начавшийся в 2008 году, оказал влияние и на темпы роста инфляции, которая составила на тот момент 11,65 %. В последующие несколько лет в нашем регионе уровень инфляции имел тенденцию к значительному снижению. Во многом это обусловлено рядом причин: снижение цен на потребительские товары; рост объемов продовольственного импорта на фоне стабилизации в тот временной отрезок курса рубля; изъятие нефтегазовых доходов с денежного рынка; вступление России в ВТО и др. [7].
Совсем иная ситуация в Саратовской области складывается в 2014-2015 гг., что обусловлено общей экономической ситуацией в стране на фоне макроэкономических тенденций и внешними социально-экономическими и политическими факторами. Так, в нашем регионе инфляция увеличилась с 6,18 % до 11,68 % в 2014-2015 гг. Причины такого резкого повышения инфляционных темпов носят скорее геополитический характер и связаны с напряженной международной обстановкой и ролью России в различных международных процессах интеграции и дезинтеграции мировых социально-экономических систем [7].
В отличие от динамики индекса потребительских цен Саратовской области, среднедушевые доходы населения за 2006-2015 гг. отличаются устойчивым ростом и можно даже наглядно проследить линию тренда.
Рис.3. Динамика среднедушевых доходов населения Саратовской области за 2006-2015 гг., руб. [6]
Однако в условиях резкого роста темпа инфляции в Саратовской области в 2014 году темпы изменения среднедушевых доходов региона продолжали оставаться практически на прежнем уровне. Можно утверждать, что в Саратовской области не существует прямой зависимости между темпом роста инфляции и среднедушевым доходом. Так, например, в период кризиса 2008 года инфляция не оказала существенного влияния на среднедушевые доходы населения, а темпы роста в 2014-2015 гг. оказались существенно выше темпов роста среднедушевых доходов.
Попытки построения модели, отражающей зависимость темпов инфляции и уровня безработицы в среднесрочном и долгосрочном периодах встречаются довольно часто, однако лишь немногие модели являются статистически значимыми и адекватно описывающими исходные данные. Принимая во внимание вышеперечисленное, нами проведен эконометрический анализ макроэкономической модели Архангельской области, относящейся к региону российского Севера и существенно отличающейся по уровню развития экономики от Саратовской области. Выясним, действительно ли не существует связи между темпами инфляции и нормой безработицы.
Рис.4. Соотношение инфляции и безработицы в Архангельской области за 2006-2015 гг.
Проанализировав показатели темпов инфляции и уровень безработицы в период с 2006 по 2015 гг. в Архангельской области с помощью корреляционно-регрессионного анализа нами была получена следующую модель: P=9,89+5,62U. Однако значение коэффициента детерминации говорит о том, что вариация изменения уровня цен в регионе лишь на 18 % обусловлено вариацией уровней безработицы, таким образом, можем предположить, что изменение уровня цен в Архангельской области объяснятся иными факторами. Аналогично, мы также можем предположить, что уровень безработицы также не связан с темпами инфляции, подчиняясь иным законам и тенденциям.
Так же, как и для показателей в Саратовской области, в Архангельской области за 2006-2015 гг. прослеживается аналогичная ситуация в отношении динамики индекса потребительских цен (рис.5).
Рис.5. Динамика инфляции в Архангельской области за 2006-2015 гг., % [6]
Инфляция Архангельской области в долгосрочном периоде так же, как и в Саратовской области носит нестабильный характер. Линия тренда инфляции по Архангельской области за 2006-2015 гг. схожа с динамикой инфляции в Саратовской области и обусловлена теми же макроэкономическими причинами, оказывающими влияние на уровень инфляции в каждом регионе России.
Рассмотрим динамику среднедушевых доходов, как одного из важнейших показателей экономического развития региона (рис.6).
Рис. 6. Динамика среднедушевых доходов населения Архангельской области за 2006-2015 гг., руб. [6]
Совсем иная ситуация складывается в отношении среднедушевых доходов населения Архангельской области, отличающихся устойчивым ростом за рассматриваемый период. Так, например, резкий скачок инфляции в 2007 году и ее спад в 2009 г. не привел к такому же изменению доходов населения. Схожая тенденция наблюдается и в период экономического кризиса 2014 г. Поэтому можно отметить, что прямой зависимости между данными показателями в Архангельской области не существует.
Экономика Москвы и Московской области сильно отличается от экономики уже исследованных регионов. Поэтому нами была поставлена и впоследствии решена задача сравнения предлагаемой Филлипсом модели в столице нашей страны за 2006-2015 гг. Посмотрим, существует ли взаимосвязь между темпами инфляции и темпами безработицы.
Рис.7. Соотношение инфляции и безработицы в Московской области за 2006-2015 гг.
Рассмотрев поля корреляции темпа инфляции и темпа безработицы по Московской области за 2006-2015 гг. (рис.7)., выяснили, что ни линейная, ни нелинейная модельне не могут быть получены, о чем свидетельствуют соответствующие показатели детерминации (в самом лучшем варианте изменение уровня цен лишь на 4% обуславливает вариацию безработицы) [5].
Динамика индекса потребительских цен по Московской области за 2006-2015 гг. существенно не отличается от динамики исследованных регионов (рис.8).
Рис.8. Динамика инфляции в Московской области за 2006-2015 гг. [6]
Инфляция в Московской области так же носит нестабильный характер и обусловлена теми же макроэкономическими причинами.
Так же, как и в других регионах рассмотрим анализ среднедушевых доходов населения Московской области за 2006-2015 гг. (рис.9)
Рис.9. Динамика среднедушевых доходов в Московской области за 2006-2015 гг. [6]
Как мы видим, в Московской области динамика среднедушевых доходов в период 2006-2015 гг. увеличилась. На это не повлиял даже кризис 2008 года, который охватил всю страну. Видно только замедление роста в период 2008-2009 гг.
Оценив характер изменения темпов инфляции Саратовской, Архангельской и Московской областей, можно сказать, что построение значимой кривой Филлипса в среднесрочном и долгосрочном периодах для экономики региона может представлять собой «идеальный» случай, часто реализующийся лишь в теории, поскольку инфляция – это многомерное явление, требующее учета целого ряда разнонаправленных факторов [10].
Современные исследователи отмечают, что главный источник трудностей построения многих макроэкономических и мезоэкономических моделей для российской экономики – это неоднородность экономического пространства[8]. Например, даже в рамках отдельного региона предельные ресурсы различны; отдельные его части находятся в рецессионном разрыве, и для них стимулирование совокупного спроса будет толчком к экономическому росту, тогда как другие части – в инфляционном разрыве, и для них данное стимулирование будет препятствовать экономическому развитию.
Научный руководитель: Мендель Анна Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия