Вопрос учёта НДС при экспортных операциях
Выпуск:
ART 770333
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комарова
Е.
О. Вопрос учёта НДС при экспортных операциях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 4. – С.
198–204. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/770333.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процедура подтверждения налоговым органам факта экспорта продукции, ускоренный порядок возмещения (зачёта) НДС по ставке 0% и методика организации раздельного учёта «входного» НДС при одновременной реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт.
Ключевые слова:
возмещение ндс, ставка ндс 0%, традиционный порядок, ускоренный порядок, обособленный учёт входного налога, правила раздельного учёта экспортного ндс
Текст статьи
Комарова Екатерина Олеговна,студентка3 курса направления подготовки «Производственный менеджмент (в машиностроении)», Тульский Государственный Университет, г. Тула, Россияkaterinka.mailru@mail.ru
Вопрос учёта НДС при экспортных операциях
Аннотация.В статье рассматривается процедура подтверждения налоговым органам факта экспорта продукции, ускоренный порядок возмещения (зачёта) НДС по ставке 0% и методика организации раздельного учёта «входного» НДС при одновременной реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт.Ключевые слова:возмещение НДС, ставка НДС 0%,традиционный порядок, ускоренный порядок, обособленный учёт входного налога,правила раздельного учёта экспортного НДС.
В 2014 году введено множествоантироссийских санкций со стороны стран Евросоюза и США. Очевидно, что это влияние, давление и воздействие на Россию происходит под политическими лозунгами, но имеет экономические цели. В этих условиях происходитограничение многих, годами формировавшихся внешнеэкономических связей, но, несмотря на эти события, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Вопрос о поддержкеэкспорта становится всё более актуальным, государственные органы страны продолжают развивать прямые и непрямые виды стимулирования внешнеэкономической деятельности, особенно несырьевого экспорта. Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учётом реальностей современной российской экономики. Над задачей развития экспорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественныхорганизаций. При этом работа ведётся как по направлению финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта. Необходимо отметить, что в 2014 году Минэкономразвития России закончило подготовку проекта Национальной экспортной стратегии России до 2030 года. В программном документе обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 году в пятёрку ведущих экспортёров на рядусКитаем, США, Германией и Японией. Комплекс мер, обозначенных в Стратегии, направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортнологистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности. Важной мерой макроэкономического воздействия на экспорт является налогообложение экспортёров. Процедуру подтверждения налоговым органам факта экспорта продукции, ускоренный порядок возмещения (зачёта) НДС по ставке 0% и методику организации раздельного учёта «входного» НДС при одновременной реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт рассмотрим и проанализируем в данной статье.Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта является операцией,облагаемой НДС по ставке 0% (пп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Для того, чтобы не платить НДС с выручкипри экспорте и в то же время возместить «входной» НДСпо приобретённым для выполнения экспортных поставок сырью, материалам, комплектующимизделиям, услугам сторонних организаций и т.д. необходимо документально подтвердитьналоговым органам сам факт экспорта (п.1 ст.165 НК РФ). В соответствии с положениями п.9 ст.165 НК РФ у организацииэкспортёра для сбора полного пакета документов, подтверждающего факт экспорта, есть 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенныепроцедуры экспорта. Перечень документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%, является исчерпывающем и оговорен в п.1п.4 ст.165 НК РФ. В числе таких документов, как правило, нужно представить:контракт (его копия) с иностранным лицом;таможенную декларацию натовары с соответствующими отметками таможенных органов;копии транспортных, товаротранспортных и (или) иных документов с соответствующими отметками пограничных таможенных органов.Конкретный перечень документов зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров (работ, услуг) и др.Если в установленный срок факт экспорта не будет подтверждён, то придётся заплатить в бюджет НДС с экспортной выручки по одной из общих ставок –10% или 18%. Причём налог придётся исчислить и уплатить по итогам тогоналогового периода, в котором произошла отгрузка (абз.2 п.9 ст.165, абз.2 п.9 ст.167 НК РФ). Если в последствии будет собран полный пакет всех необходимых документов для подтверждения экспорта и представлен в налоговые органы, то уплаченная сумма НДС будет возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст.176 НК РФ.
Подтверждающие документы должны быть представлены для проведения камеральной проверки налоговикам в срок не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом, в котором они собраны. Если подтверждающие факт экспорта документы собраны, тогда моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором это произошло. Получается, что в отношении «входного» НДС, относящегося к операциям по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, Налоговым кодексом установлен особый порядок применения налоговых вычетов. Указанные суммы налога нельзя поставить к вычету до момента определения налоговой базы по НДС. Поэтому, если ранее был применён вычет по факту получения счётфактуры от поставщика, суммы налога должны быть восстановлены в том налоговом периоде, в котором была осуществлена отгрузка экспортируемых товаров (пп.5 п.3 ст.170 НК РФ).Традиционный порядок возмещения «входного» НДС предусматривает длительную (в течение 3 месяцев) камеральную проверку со стороны налоговых органов, и только после её окончания можно рассчитывать на возмещение налога. А в течение этого времени плательщик НДС фактически безвозмездно кредитует бюджет. Поэтому досрочное возмещение «входного» НДС выгодно для своевременного пополнения оборотных средств организации. Для решения данной проблемы был введён заявительный (или ускоренный) порядок возмещения НДС, который означает, что организация может зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в ст.176.1 НК РФ[1].
Правом на ускоренное возмещение НДС без банковской гарантии могут воспользоваться организации, которые за 3 календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности 7 миллиардов рублей(с 1 квартала 2016 года) налогов, а именно: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль и имущество. Остальные компании могут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии. Это означает, что если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение предприятием налогового законодательства, исполнить её обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов должен банк. Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок её действия не может быть менее 8 месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счёта организации, если она не исполнит требования об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведётся Минфином России. Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:иметь лицензию Банка России;вести деятельность не менее 5 лет;иметь собственные средства в размере не менее 1 млрд. рублей;соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению. Чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее 5 дней с момента представления декларации организация должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление и банковскую гарантию (п. 6.1 ст.176.1 НК РФ). В заявлении нужно указать реквизиты банковского счёта для перечисления возмещаемого НДС. Также в заявлении компания должна подтвердить, что обязуется вернуть полученную (зачтённую) сумму, если по итогам камеральной проверки ввозмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст.176.1 НК РФ). Налоговая инспекция принимает решение о возврате или зачёте НДС в течение пяти рабочих дней с момент подачи заявления. В этот же срок инспекторы сообщают налогоплательщику в письменной форме о возмещении или об отказе в возмещении налога. Если к этому моменту у организации имеется недоимка по налогам, пеням и штрафам, то налоговики самостоятельно зачтут НДС в счёт этих платежей и только потом вернут оставшуюся сумму. На следующий день после принятия решения налоговая инспекция направляет поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства. А он в свою очередь в течение пяти дней должен вернуть указанную сумму налогоплательщику. Если налоговая инспекция нарушит срок возврата НДС ей придётся заплатить проценты за каждый день просрочки, начиная с 12 рабочего дня после подачи заявления[2]. В то же время налоговиками несмотря на ускоренный возврат НДС проводится камеральная проверка. Если в ходе такой проверки налоговая инспекция не выявит нарушений, то она сообщает организации об окончании проверки и отсутствии нарушений. Письменное сообщение об этом налоговики должны прислать в течение 7 рабочих дней после окончания проверки. Не позднее дня следующего за днём отправки такого сообщения, инспекция направляет в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст.176.1 НК РФ). Если сумма НДС, возвращеннаяорганизации, оказалась больше той, которая должна быть возмещена по результатам камеральной проверки, решение о возврате или зачёте отменяется. В течение пяти дней после получения требования о возврате налога компания обязана перечислить его в бюджет. Кроме того, придётся ещё уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Алгоритм ускоренного возмещения НДС представлен на рисунке 1.В том случае, когда предприятие осуществляет операции по реализации товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, перед ним стоит задача определить какие суммы «входного» НДС ставятся к вычету в особом порядке (экспорт), а какие в общеустановленном (внутренний рынок). В силу требований п. 10 ст. 165 НК РФ предприятие должно разработать и закрепить в учётной политике для целей налогообложения порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретённым для проведения операций по реализации товаров, облагаемых нулевой ставкой налога. Это означает, что предприятие с учётом особенностей своей деятельности должно самостоятельно разработать порядок ведения учёта сумм «входного» НДС, относящегося к внутренним операциям и экспортным сделкам, и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения вычетов, закрепив их в учётной политике[3].
Собран полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта?Уплата НДС В бюджет с экспортной выручки по ставке 18% или 10%Предоставление подтверждающих документов вместе с налоговойдекларацией по НДС вналоговую инспекциюналоговую инспекциюПодача в налоговую инспекцию заявления на ускоренный возврат (зачёт) НДС по экспортуОрганизация в совокупности уплатила в бюджет за 3 предшествующих календарных года 7 млрд. налогов?Оформление банковской гарантииПринятие решение о возврате НДС по экспорту налоговыми органамиВозврат (зачёт) НДС по экспортуКамеральная проверка документов и налоговой декларации по НДС налоговыми органамиИмеются замечания?Уведомление организации об окончании проверки и отсутствии замечаний. Сообщение об освобождении обязательств по банковской гарантииТребование к организации о возврате ранее возвращённого (зачтённого) НДС и уплате процентов за пользование бюджетными средствамиНЕТДАНЕТДАДАНЕТ
Рис.1. Алгоритм ускоренного возмещения НДС
В противном случае налоговый орган может посчитать, что налогоплательщик не обосновал правомерность применения льготной налоговой ставки по операциям реализации экспортированных товаров.Подсказок о том, каким именно образом должен быть организован раздельный учёт «входного» НДС, Налоговый кодекс не содержит, всвязи с чем налогоплательщику в решении обозначенной задачи предоставлена свобода действия. Однако разработанный предприятием порядок должен обеспечивать достоверный учёт сумм «входного» НДС, в том числе относящихся к общепроизводственным и общехозяйственным расходам.Рассмотрим возможные варианты ведения раздельного учёта «входного» НДС[4]:1.Обособленный учёт входного налога. Смысл этого способа состоит в том, что компания изначально обособленно учитывает входной НДС по товарам, работам или услугам, которые относятся к экспорту. Для этого открывают отдельный субсчёт к счёту 19 «НДС по приобретённым ценностям». В момент приобретения товаров, работ или услуг, которые организация будет использовать для экспорта, она не принимает НДС к вычету. Его заявляют только после того, как компания подтвердит экспорт. То есть соберёт комплект документов по экспортным поставкам в пределах 180 календарных дней. Этот метод наиболее подходит торговым компаниям, которые точно знают, что товары идут на экспорт.2.Котловой метод. Этот способ означает, что компания разрабатывает собственную методику расчёта «входного» НДС по неподтверждённому экспорту. Его применяют предприятия, которые независимо от рынка сбыта производят продукцию в едином технологическом процессе и потому не могут вести детальный раздельный учёт затрат. В зависимости от сложности технологического процесса и наличия различных модификаций готовой продукции обычно используют из двух вариантов. Первый –входной НДС компания распределяет пропорционально тому или иному показателю, например выручке. Бухгалтер сначала определяет, какова доля выручки от экспорта в общем объёме выручки за квартал. А затем умножает этот показатель на сумму «входного» НДС по приобретённым товарам и материалам и получает сумму налога, относящуюся к экспорту.Второй –налог рассчитывают исходя из фактического количества материалов, использованных при производстве готовой продукции, и цен на эти материалы. Для предприятия со сложной структурой затрат и разнообразным ассортиментом продукцииможноиспользовать метод, который учитывает себестоимость товаров по конкретным экспортным отгрузкам. Этот метод наиболее приемлем для машиностроительных предприятий.3.Между реализацией на внутреннем рынке и экспортными отгрузками надо распределять не только «входной» НДС по товарноматериальным ценностям, но и налог по общехозяйственным расходам, например, аренде и услугам связи. Данные расходы относятся к деятельности всего предприятия в целом, а не к какимто операциям конкретно, поэтому распределять эти суммыможно только расчётным методом. Какой показатель использовать для расчёта пропорции предприятие определяет самостоятельно. Так, организация, которая экспортирует однородные товары или готовую продукцию, может считать пропорцию исходя из их количества. В противном случае, распределять общехозяйственные расходы рациональнее на основе денежного измерителя. На практике чаще всего используют показатель выручки от реализации, хотя это могут быть и данные о себестоимости реализованной продукции.Поскольку Налоговым кодексом РФ не перечислены документы, которыми подтверждается ведение раздельного учёта, организация самостоятельно для себя решает, чем можно подтвердить налоговым органам такой учёт. К таким документам, например, относятся[5]:приказ о ведениираздельного учёта и методика раздельного учёта;приказ об учётной политике и рабочий план счетов предприятия;бухгалтерская справка о расчёте «входного» НДС за налоговый период, в котором были экспортные поставки;регистры бухгалтерского учёта;оборотносальдовые ведомости по счетам;пояснительная записка по ведению раздельного учёта НДС по общехозяйственным операция и т.д.Итак, можно сформулировать шесть правил раздельного учёта экспортного НДС[6]:1.Компания сама решает, как вести раздельный учёт. Выбранный способ утверждается в учётной политике.2.Способ раздельного учёта должен быть экономически обоснованным и учитывать специфику деятельности компании.3.Данные раздельного учёта надо подтвердить документально.4.Распределять нужно весь «входной» НДС. Вопервых, по товарам, сырью и материалам, которые компания использовала в экспортной деятельности. Вовторых, по общехозяйственным расходам, которые нельзя отнести конкретно к экспорту или реализации на внутреннем рынке.5.Раздельный учёт надо вести по каждой экспортной поставке отдельно, а не по всем вместе. Ведь «входной» налог можно применить к вычету только после того, как подтверждена нулевая ставка по экспорту. А подтверждают её по конкретной экспортной поставке.6.Правило пяти процентов здесь не работает. Раздельный учёт надо вести, даже если из всех расходов компании затраты на экспортные сделки составляют 5% и менее.В заключении хотелось бы отметить, что государство предоставляет российским экспортёрам существенную налоговую льготу в виде ставки НДС 0% при реализации товаров на экспорт, давая возможность не платить НДС с экспортной выручки, при одновременном сохранении права на возмещение «входного» НДС. Однако следует заметить, что сама процедура подтверждения факта экспорта налоговикам –это длительная по времени и трудоёмкая операция, которая требует от исполнителя определённых знаний, умений, внимания и аккуратности. Кроме того, в классическом варианте –это 180 дней на сбор полного пакета документов, подтверждающих факт экспорта продукции плюс 90 днейна камеральную проверку со стороны налоговых органов. Законодательством предусмотрен заявительный (ускоренный) порядок возмещения (зачёта) НДС по экспорту продукции, но без оформления банковской гарантии им могут воспользоваться только предприятия, уплатившие в совокупности за три предшествующих календарных года налогов на сумму не менее 7 миллиардов рублей. Остальным требуется предоставить банковскую гарантию, а её оформление –это длительная процедура, по регламенту практически совпадающая с оформлением кредита. Кроме того, банки при оформлении банковской гарантии требуют предоставить обеспечение, что сделать малым, средним предприятиям и индивидуальным предпринимателям крайне сложно. В результате экспортёры фактически кредитуют бюджет и лишены возможности своевременного пополнения оборотных средств. На данном этапе требуется решение, которое привело бы к сокращению по времени процедуры камеральной проверки и принятия решения налоговыми органами с 90 до 30 дней, ведь все предпосылки для этого имеются в связи с усовершенствованием процедуры отчётности по НДС и переводом её на электронную основу.
Ссылки на источники1.1.Практическая энциклопедия бухгалтера [Сайт] // URL: http://e.berator.ru/enc/nds/80/40/20/?uid=189073(дата обращения 17.12.16)
2.2.Отчётонлайн[Сайт]//URL:http://otchetonline.ru/art/buh/53282zayavitelnyyporyadokvozmescheniyands.html(дата обращения 15.12.16)3.Отрасли права [Сайт]// URL:http://xn---7sbbaj7auwnffhk.xn-p1ai/article/2869(дата обращения 28.12.16)4.Рюмин С.О. Солдатова Раздельный учёт экспортного НДС на конкретных примерах // Главбух –2015. [Электронный ресурс]–URL:http://www.glavbukh.ru/hl/140438orazdelnomuchetends(дата обращения17.12.16)5.5.НалогНалог.ру [Сайт] // URL:http://nalognalog.ru/nds/nds_pri_eksporte/kak_ osuwestvlyaetsya_razdelnyj_uchet_nds_pri_eksporte/(дата обращения 15.12.16)6.Главбух [Сайт] // URL:http://www.glavbukh.ru/hl/184083qqqm11y16orazdelnomuchetends(дата обращения 16.12.16)
Научный руководитель: Сорвина Ольга Владимировна,Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент»
Тульского Государственного Университета,г. Тула, Россияsorvina.olga@yandex.ru
Komarova Ekaterina Olegovna,3rdyear student, “IndustrialManagement (in Mechanical Engineering)”Tula State University, Tula, Russiakaterinka.mailru@mail.ru
VAT Registration in Export Transactions
Abstract.In article deals with the procedure of confirmation to tax authorities of the fact of products export; accelerated order of compensation (offsetting) of the VAT at the rate of 0%;technique of separate accounting of inputVAT in case of simultaneous sales of products atdomestic market and for export.Keywords:VAT compensation, VAT rate of 0%, traditional order, accelerated order, isolated accounting of inputtax, rulesof separate accounting of export VAT
Scientific Supervisor:Sorvina Olga Vladimirovna,Doctor of Economics,Professor,Department of Finance and Management,Tula StateUniversity, Tula, Russiasorvina.olga@yandex.ru
Вопрос учёта НДС при экспортных операциях
Аннотация.В статье рассматривается процедура подтверждения налоговым органам факта экспорта продукции, ускоренный порядок возмещения (зачёта) НДС по ставке 0% и методика организации раздельного учёта «входного» НДС при одновременной реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт.Ключевые слова:возмещение НДС, ставка НДС 0%,традиционный порядок, ускоренный порядок, обособленный учёт входного налога,правила раздельного учёта экспортного НДС.
В 2014 году введено множествоантироссийских санкций со стороны стран Евросоюза и США. Очевидно, что это влияние, давление и воздействие на Россию происходит под политическими лозунгами, но имеет экономические цели. В этих условиях происходитограничение многих, годами формировавшихся внешнеэкономических связей, но, несмотря на эти события, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Вопрос о поддержкеэкспорта становится всё более актуальным, государственные органы страны продолжают развивать прямые и непрямые виды стимулирования внешнеэкономической деятельности, особенно несырьевого экспорта. Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учётом реальностей современной российской экономики. Над задачей развития экспорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественныхорганизаций. При этом работа ведётся как по направлению финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта. Необходимо отметить, что в 2014 году Минэкономразвития России закончило подготовку проекта Национальной экспортной стратегии России до 2030 года. В программном документе обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 году в пятёрку ведущих экспортёров на рядусКитаем, США, Германией и Японией. Комплекс мер, обозначенных в Стратегии, направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортнологистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности. Важной мерой макроэкономического воздействия на экспорт является налогообложение экспортёров. Процедуру подтверждения налоговым органам факта экспорта продукции, ускоренный порядок возмещения (зачёта) НДС по ставке 0% и методику организации раздельного учёта «входного» НДС при одновременной реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт рассмотрим и проанализируем в данной статье.Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта является операцией,облагаемой НДС по ставке 0% (пп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Для того, чтобы не платить НДС с выручкипри экспорте и в то же время возместить «входной» НДСпо приобретённым для выполнения экспортных поставок сырью, материалам, комплектующимизделиям, услугам сторонних организаций и т.д. необходимо документально подтвердитьналоговым органам сам факт экспорта (п.1 ст.165 НК РФ). В соответствии с положениями п.9 ст.165 НК РФ у организацииэкспортёра для сбора полного пакета документов, подтверждающего факт экспорта, есть 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенныепроцедуры экспорта. Перечень документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%, является исчерпывающем и оговорен в п.1п.4 ст.165 НК РФ. В числе таких документов, как правило, нужно представить:контракт (его копия) с иностранным лицом;таможенную декларацию натовары с соответствующими отметками таможенных органов;копии транспортных, товаротранспортных и (или) иных документов с соответствующими отметками пограничных таможенных органов.Конкретный перечень документов зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров (работ, услуг) и др.Если в установленный срок факт экспорта не будет подтверждён, то придётся заплатить в бюджет НДС с экспортной выручки по одной из общих ставок –10% или 18%. Причём налог придётся исчислить и уплатить по итогам тогоналогового периода, в котором произошла отгрузка (абз.2 п.9 ст.165, абз.2 п.9 ст.167 НК РФ). Если в последствии будет собран полный пакет всех необходимых документов для подтверждения экспорта и представлен в налоговые органы, то уплаченная сумма НДС будет возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст.176 НК РФ.
Подтверждающие документы должны быть представлены для проведения камеральной проверки налоговикам в срок не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом, в котором они собраны. Если подтверждающие факт экспорта документы собраны, тогда моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором это произошло. Получается, что в отношении «входного» НДС, относящегося к операциям по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, Налоговым кодексом установлен особый порядок применения налоговых вычетов. Указанные суммы налога нельзя поставить к вычету до момента определения налоговой базы по НДС. Поэтому, если ранее был применён вычет по факту получения счётфактуры от поставщика, суммы налога должны быть восстановлены в том налоговом периоде, в котором была осуществлена отгрузка экспортируемых товаров (пп.5 п.3 ст.170 НК РФ).Традиционный порядок возмещения «входного» НДС предусматривает длительную (в течение 3 месяцев) камеральную проверку со стороны налоговых органов, и только после её окончания можно рассчитывать на возмещение налога. А в течение этого времени плательщик НДС фактически безвозмездно кредитует бюджет. Поэтому досрочное возмещение «входного» НДС выгодно для своевременного пополнения оборотных средств организации. Для решения данной проблемы был введён заявительный (или ускоренный) порядок возмещения НДС, который означает, что организация может зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в ст.176.1 НК РФ[1].
Правом на ускоренное возмещение НДС без банковской гарантии могут воспользоваться организации, которые за 3 календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности 7 миллиардов рублей(с 1 квартала 2016 года) налогов, а именно: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль и имущество. Остальные компании могут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии. Это означает, что если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение предприятием налогового законодательства, исполнить её обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов должен банк. Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок её действия не может быть менее 8 месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счёта организации, если она не исполнит требования об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведётся Минфином России. Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:иметь лицензию Банка России;вести деятельность не менее 5 лет;иметь собственные средства в размере не менее 1 млрд. рублей;соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению. Чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее 5 дней с момента представления декларации организация должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление и банковскую гарантию (п. 6.1 ст.176.1 НК РФ). В заявлении нужно указать реквизиты банковского счёта для перечисления возмещаемого НДС. Также в заявлении компания должна подтвердить, что обязуется вернуть полученную (зачтённую) сумму, если по итогам камеральной проверки ввозмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст.176.1 НК РФ). Налоговая инспекция принимает решение о возврате или зачёте НДС в течение пяти рабочих дней с момент подачи заявления. В этот же срок инспекторы сообщают налогоплательщику в письменной форме о возмещении или об отказе в возмещении налога. Если к этому моменту у организации имеется недоимка по налогам, пеням и штрафам, то налоговики самостоятельно зачтут НДС в счёт этих платежей и только потом вернут оставшуюся сумму. На следующий день после принятия решения налоговая инспекция направляет поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства. А он в свою очередь в течение пяти дней должен вернуть указанную сумму налогоплательщику. Если налоговая инспекция нарушит срок возврата НДС ей придётся заплатить проценты за каждый день просрочки, начиная с 12 рабочего дня после подачи заявления[2]. В то же время налоговиками несмотря на ускоренный возврат НДС проводится камеральная проверка. Если в ходе такой проверки налоговая инспекция не выявит нарушений, то она сообщает организации об окончании проверки и отсутствии нарушений. Письменное сообщение об этом налоговики должны прислать в течение 7 рабочих дней после окончания проверки. Не позднее дня следующего за днём отправки такого сообщения, инспекция направляет в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст.176.1 НК РФ). Если сумма НДС, возвращеннаяорганизации, оказалась больше той, которая должна быть возмещена по результатам камеральной проверки, решение о возврате или зачёте отменяется. В течение пяти дней после получения требования о возврате налога компания обязана перечислить его в бюджет. Кроме того, придётся ещё уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Алгоритм ускоренного возмещения НДС представлен на рисунке 1.В том случае, когда предприятие осуществляет операции по реализации товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, перед ним стоит задача определить какие суммы «входного» НДС ставятся к вычету в особом порядке (экспорт), а какие в общеустановленном (внутренний рынок). В силу требований п. 10 ст. 165 НК РФ предприятие должно разработать и закрепить в учётной политике для целей налогообложения порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретённым для проведения операций по реализации товаров, облагаемых нулевой ставкой налога. Это означает, что предприятие с учётом особенностей своей деятельности должно самостоятельно разработать порядок ведения учёта сумм «входного» НДС, относящегося к внутренним операциям и экспортным сделкам, и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения вычетов, закрепив их в учётной политике[3].
Собран полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта?Уплата НДС В бюджет с экспортной выручки по ставке 18% или 10%Предоставление подтверждающих документов вместе с налоговойдекларацией по НДС вналоговую инспекциюналоговую инспекциюПодача в налоговую инспекцию заявления на ускоренный возврат (зачёт) НДС по экспортуОрганизация в совокупности уплатила в бюджет за 3 предшествующих календарных года 7 млрд. налогов?Оформление банковской гарантииПринятие решение о возврате НДС по экспорту налоговыми органамиВозврат (зачёт) НДС по экспортуКамеральная проверка документов и налоговой декларации по НДС налоговыми органамиИмеются замечания?Уведомление организации об окончании проверки и отсутствии замечаний. Сообщение об освобождении обязательств по банковской гарантииТребование к организации о возврате ранее возвращённого (зачтённого) НДС и уплате процентов за пользование бюджетными средствамиНЕТДАНЕТДАДАНЕТ
Рис.1. Алгоритм ускоренного возмещения НДС
В противном случае налоговый орган может посчитать, что налогоплательщик не обосновал правомерность применения льготной налоговой ставки по операциям реализации экспортированных товаров.Подсказок о том, каким именно образом должен быть организован раздельный учёт «входного» НДС, Налоговый кодекс не содержит, всвязи с чем налогоплательщику в решении обозначенной задачи предоставлена свобода действия. Однако разработанный предприятием порядок должен обеспечивать достоверный учёт сумм «входного» НДС, в том числе относящихся к общепроизводственным и общехозяйственным расходам.Рассмотрим возможные варианты ведения раздельного учёта «входного» НДС[4]:1.Обособленный учёт входного налога. Смысл этого способа состоит в том, что компания изначально обособленно учитывает входной НДС по товарам, работам или услугам, которые относятся к экспорту. Для этого открывают отдельный субсчёт к счёту 19 «НДС по приобретённым ценностям». В момент приобретения товаров, работ или услуг, которые организация будет использовать для экспорта, она не принимает НДС к вычету. Его заявляют только после того, как компания подтвердит экспорт. То есть соберёт комплект документов по экспортным поставкам в пределах 180 календарных дней. Этот метод наиболее подходит торговым компаниям, которые точно знают, что товары идут на экспорт.2.Котловой метод. Этот способ означает, что компания разрабатывает собственную методику расчёта «входного» НДС по неподтверждённому экспорту. Его применяют предприятия, которые независимо от рынка сбыта производят продукцию в едином технологическом процессе и потому не могут вести детальный раздельный учёт затрат. В зависимости от сложности технологического процесса и наличия различных модификаций готовой продукции обычно используют из двух вариантов. Первый –входной НДС компания распределяет пропорционально тому или иному показателю, например выручке. Бухгалтер сначала определяет, какова доля выручки от экспорта в общем объёме выручки за квартал. А затем умножает этот показатель на сумму «входного» НДС по приобретённым товарам и материалам и получает сумму налога, относящуюся к экспорту.Второй –налог рассчитывают исходя из фактического количества материалов, использованных при производстве готовой продукции, и цен на эти материалы. Для предприятия со сложной структурой затрат и разнообразным ассортиментом продукцииможноиспользовать метод, который учитывает себестоимость товаров по конкретным экспортным отгрузкам. Этот метод наиболее приемлем для машиностроительных предприятий.3.Между реализацией на внутреннем рынке и экспортными отгрузками надо распределять не только «входной» НДС по товарноматериальным ценностям, но и налог по общехозяйственным расходам, например, аренде и услугам связи. Данные расходы относятся к деятельности всего предприятия в целом, а не к какимто операциям конкретно, поэтому распределять эти суммыможно только расчётным методом. Какой показатель использовать для расчёта пропорции предприятие определяет самостоятельно. Так, организация, которая экспортирует однородные товары или готовую продукцию, может считать пропорцию исходя из их количества. В противном случае, распределять общехозяйственные расходы рациональнее на основе денежного измерителя. На практике чаще всего используют показатель выручки от реализации, хотя это могут быть и данные о себестоимости реализованной продукции.Поскольку Налоговым кодексом РФ не перечислены документы, которыми подтверждается ведение раздельного учёта, организация самостоятельно для себя решает, чем можно подтвердить налоговым органам такой учёт. К таким документам, например, относятся[5]:приказ о ведениираздельного учёта и методика раздельного учёта;приказ об учётной политике и рабочий план счетов предприятия;бухгалтерская справка о расчёте «входного» НДС за налоговый период, в котором были экспортные поставки;регистры бухгалтерского учёта;оборотносальдовые ведомости по счетам;пояснительная записка по ведению раздельного учёта НДС по общехозяйственным операция и т.д.Итак, можно сформулировать шесть правил раздельного учёта экспортного НДС[6]:1.Компания сама решает, как вести раздельный учёт. Выбранный способ утверждается в учётной политике.2.Способ раздельного учёта должен быть экономически обоснованным и учитывать специфику деятельности компании.3.Данные раздельного учёта надо подтвердить документально.4.Распределять нужно весь «входной» НДС. Вопервых, по товарам, сырью и материалам, которые компания использовала в экспортной деятельности. Вовторых, по общехозяйственным расходам, которые нельзя отнести конкретно к экспорту или реализации на внутреннем рынке.5.Раздельный учёт надо вести по каждой экспортной поставке отдельно, а не по всем вместе. Ведь «входной» налог можно применить к вычету только после того, как подтверждена нулевая ставка по экспорту. А подтверждают её по конкретной экспортной поставке.6.Правило пяти процентов здесь не работает. Раздельный учёт надо вести, даже если из всех расходов компании затраты на экспортные сделки составляют 5% и менее.В заключении хотелось бы отметить, что государство предоставляет российским экспортёрам существенную налоговую льготу в виде ставки НДС 0% при реализации товаров на экспорт, давая возможность не платить НДС с экспортной выручки, при одновременном сохранении права на возмещение «входного» НДС. Однако следует заметить, что сама процедура подтверждения факта экспорта налоговикам –это длительная по времени и трудоёмкая операция, которая требует от исполнителя определённых знаний, умений, внимания и аккуратности. Кроме того, в классическом варианте –это 180 дней на сбор полного пакета документов, подтверждающих факт экспорта продукции плюс 90 днейна камеральную проверку со стороны налоговых органов. Законодательством предусмотрен заявительный (ускоренный) порядок возмещения (зачёта) НДС по экспорту продукции, но без оформления банковской гарантии им могут воспользоваться только предприятия, уплатившие в совокупности за три предшествующих календарных года налогов на сумму не менее 7 миллиардов рублей. Остальным требуется предоставить банковскую гарантию, а её оформление –это длительная процедура, по регламенту практически совпадающая с оформлением кредита. Кроме того, банки при оформлении банковской гарантии требуют предоставить обеспечение, что сделать малым, средним предприятиям и индивидуальным предпринимателям крайне сложно. В результате экспортёры фактически кредитуют бюджет и лишены возможности своевременного пополнения оборотных средств. На данном этапе требуется решение, которое привело бы к сокращению по времени процедуры камеральной проверки и принятия решения налоговыми органами с 90 до 30 дней, ведь все предпосылки для этого имеются в связи с усовершенствованием процедуры отчётности по НДС и переводом её на электронную основу.
Ссылки на источники1.1.Практическая энциклопедия бухгалтера [Сайт] // URL: http://e.berator.ru/enc/nds/80/40/20/?uid=189073(дата обращения 17.12.16)
2.2.Отчётонлайн[Сайт]//URL:http://otchetonline.ru/art/buh/53282zayavitelnyyporyadokvozmescheniyands.html(дата обращения 15.12.16)3.Отрасли права [Сайт]// URL:http://xn---7sbbaj7auwnffhk.xn-p1ai/article/2869(дата обращения 28.12.16)4.Рюмин С.О. Солдатова Раздельный учёт экспортного НДС на конкретных примерах // Главбух –2015. [Электронный ресурс]–URL:http://www.glavbukh.ru/hl/140438orazdelnomuchetends(дата обращения17.12.16)5.5.НалогНалог.ру [Сайт] // URL:http://nalognalog.ru/nds/nds_pri_eksporte/kak_ osuwestvlyaetsya_razdelnyj_uchet_nds_pri_eksporte/(дата обращения 15.12.16)6.Главбух [Сайт] // URL:http://www.glavbukh.ru/hl/184083qqqm11y16orazdelnomuchetends(дата обращения 16.12.16)
Научный руководитель: Сорвина Ольга Владимировна,Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент»
Тульского Государственного Университета,г. Тула, Россияsorvina.olga@yandex.ru
Komarova Ekaterina Olegovna,3rdyear student, “IndustrialManagement (in Mechanical Engineering)”Tula State University, Tula, Russiakaterinka.mailru@mail.ru
VAT Registration in Export Transactions
Abstract.In article deals with the procedure of confirmation to tax authorities of the fact of products export; accelerated order of compensation (offsetting) of the VAT at the rate of 0%;technique of separate accounting of inputVAT in case of simultaneous sales of products atdomestic market and for export.Keywords:VAT compensation, VAT rate of 0%, traditional order, accelerated order, isolated accounting of inputtax, rulesof separate accounting of export VAT
Scientific Supervisor:Sorvina Olga Vladimirovna,Doctor of Economics,Professor,Department of Finance and Management,Tula StateUniversity, Tula, Russiasorvina.olga@yandex.ru