Структура потребления домашних хозяйств России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минина А. И. Структура потребления домашних хозяйств России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 270–276. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770345.htm.
Аннотация. Сегодняшнее состояние экономики государства невозможно оценить без самой малой его составляющей – домохозяйства. Структура потребительских расходов домохозяйств дифференцирована не только в зависимости от государственного регулирования, но и от основных социально-демографических характеристик. В статье представлен анализ структуры потребления домохозяйств РФ в динамике за 2015-2016 гг, влияние ее на благосостояние, выявлены основные ее факторы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Минина Анастасия Игоревна, магистрант 1 года обучения, направление подготовки «Экономика»,магистерская программа «Экономика коммерческой организации»,Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россияruselekta@mail.ru

Структура потребления домашних хозяйств России

Аннотация. Сегодняшнее состояние экономики государства невозможно оценить безсамой малой его составляющей ‬домохозяйства. Структура потребительских расходов домохозяйств дифференцированане только в зависимости от государственного регулирования, но и отосновных социальнодемографических характеристик. В статьепредставлен анализ структуры потребления домохозяйствРФ в динамике за 20152016гг,влияние ее на благосостояние,выявлены основные ее факторы.Ключевые слова:домохозяйство, семья, потребление, структура потребления, расходы на питание

Состояние экономики государства трудно оценить без анализа структуры потребления домашних хозяйств, которыеявляются основными и конечными потребителями произведенных продуктов.

Понимание потребителя, его нужд, интересов необходимо также для формирования и проведения эффективной потребительской и социальной политики [1]. Структура потребления домашних хозяйстви ее анализ являются системообразующими факторами в оценке состояния экономики всей страны и, соответственно, при разработкесоциальноэкономическойполитики государства.Потребление домохозяйств является ключевым индикатором состояния уровня благосостояния государства. Наиболее важными являются расходы на продукты питания. Существуют большие различияв потреблении продуктов питания вразвитых и развивающихся странах. Население наиболее экономически развитых стран с высокими доходами жителей тратит на еду в последние годы в пределах 15% совокупных потребительских затрат семьи. ВЕвропе в настоящее время есть государства, где расходы на еду в семьях в среднем меньше, чемрасходы на досуг и культурные развлечения [2].ВРоссии доля расходов на продукты питания за 2015 год составила 28,5% в структуре расходов домохозяйств. При этом, расходы на табак и алкоголь составили 2,8%, на рестораны и кафе ‬3,6% и на различные культурные развлечения ‬7,1%, при ВВП на душу населения по ППС 24,4 тыс. долл.[2].Наибольшую долю расходов напотребление продуктов питания в бюджете семьи имеют такие страны Европы,как Украина 56,5%, Молдова ‬43,8% и Казахстан 42,2% при среднем значениипо Европе ‬22,9%[2]. Таким образом, потребление продуктов питания домохозяйствами в данных странах свидетельствует о проблемах вэкономике. В Украине высокоезначение данного показателя обусловлено политической обстановкой ‬санкционная война с Россией,военные действия в стране и нестабильная политическая обстановка привели к тому, что населению приходится жертвовать многими вещами ради еды, то естьрадипервостепенного блага, без которого существование организма просто невозможно. Показатели потребления продуктов питания с долей выше 50% свойственны странам, где, как и в Украине, благосостояниенаселениястраны оставляет желать лучшего: люди не могутпозволить себе платное образование или медицину, культурнодосуговые развлечения и др. ‬всем этим приходится жертвовать ради удовлетворения основных физиологических потребностей в калориях. В то же время, лидер по доле затрат на продукты питания в структуре потребления домохозяйств ‬Люксембург (8,7%, что на 0,1 п.п. ниже показателяпредыдущего года). Далее расположились Нидерланды (10%)и Великобритания (11%). Меньше 12% на еду тратят также семьи норвежцев и швейцарцев [2].Подобные значения объясняются стабильной политической обстановкой в данных странах и высоким уровнем жизни.Не менее интересную статистику показывает потребление табака и алкоголя. Если в России, как упоминалось ранее, насвоивредныепривычкисреднестатистические семьи тратят 2,8% семейного бюджета, то в некоторых странах Европы подобный процент выше даже при меньшем уровне ВВП надушу населения по ППС. Так, в Румынии значение данного фактора составило 7,7% при ВВП на душу населения ‬19,7 тыс. долл.Относительно высокий процент по сравнению с Россией имеют также Сербия ‬4,7% и Турция ‬4,2%. Самое низкое значение у Молдовы ‬1,3%[2]. Возможно, такие различия объясняются также и спредом в ценах на табак и алкоголь. Поэтому судить, является ли верным тот факт, что страна с самым высоким процентом расходов на алкоголь и табак у домохозяйств в структуре их потребления является и самым пьющим государством, не представляется возможным.Немаловажным также является значениепоказателя расходов домохозяйств на рестораны и кафе ‬его уровень может свидетельствовать овозможности населения жить более «качественно». В России данный показатель составляет 3,6%, что более чем в 2 раза превышает значения данных показателей в других странах: вРумынии (1,4%), Молдове (1,5%), но почтив 3 раза меньше, чему Швейцарии ‬10,6%[2]. В то же время, стоит отметить, что предпочтения ходить в кафе и рестораны, то есть питаться вне дома, находятся под влиянием и климатических условий. В Российской Федерации климат различается от региона к региону, что выявляет определенный дисбаланс у жителей внутри страны в предпочтениях относительноместапитания, так,в каждой территориальной единицерасполагаемые доходы домохозяйств могут варьироваться: самые высокие ‬в Москве, составляющие 38829,2 руб. в месяц на 1 члена домохозяйства, самые низкие ‬в СеверноКавказском Федеральном округе, они равны 13825,3 руб. на 1 члена домохозяйства. В Тульской области показатель располагаемых ресурсов ‬22386,2 руб. близок к среднему по России, составляющему 23504,2 руб.). (Табл.1).

Структура располагаемых ресурсов домохозяйств РФ по округам,2 квартал 2016г.Табл.1

Располагаемыересурсы(в среднем на члена домохозяйства в месяц, рублей)из них, в процентахваловойдоходв том числесуммапривлеченных средств и израсходованных сбереженийденежный доходстоимость натуральных поступлений продуктов питаниястоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров и услугРоссийская Федерация23504,294,091,22,20,66,0Центральныйфедеральный округ27124,096,694,51,60,53,4Тульская область22386,284,481,52,60,315,6г. Москва38829,298,397,70,10,51,7СевероЗападныйфедеральный округ28349,191,589,90,90,78,5г. СанктПетербург34679,294,193,60,10,45,9Южныйфедеральный округ19264,197,893,93,40,52,2СевероКавказскийфедеральный округ13895,396,892,53,40,93,2Приволжскийфедеральный округ21546,592,889,13,10,67,2Уральскийфедеральный округ25103,592,990,61,90,47,1Уральскийфедеральный округ25103,592,990,61,90,47,1Сибирскийфедеральный округ21615,788,985,33,00,611,1Дальневосточныйфедеральный округ29871,893,990,82,01,16,1Крымскийфедеральный округ 14510,297,893,22,62,02,2Источник: «Федеральная служба государственной статистики»[3].

Показатель, характеризующий долю расходов на досуг икультуру в структуре семейных расходов, также находится в прямой зависимости от уровня доходов. Больше других на культуру, отдых и развлечения от совокупных расходов тратят жители Швеции (18,7% расходов), что в 2,5 раза превышает показатель нашей страны (7,1%)[2].Стоит отметить, что на структуру потребления домохозяйств России оказывает влияние множество различных факторов. К ним можно отнести следующие:Место проживания (село/город);Наличиеи число детей;Состав домохозяйства и количество работающих лиц;Основные социальнодемографические характеристики.Так, можно отметить, что потребительские расходы домашних хозяйств, проживающих в сельской местности, на продукты питания во втором квартале 2016 г. оказались на 9,3% выше, чем у городских жителей, составив, соответственно, 41% и31,7%. (Табл.2).Это связано, в основном, с тем, что в сельской местности меньше магазинов, торгующих продовольственными товарами, конкурирующихмежду собой, поэтомуцены на товары для жителей сел и деревень являются высокими.При этом, и в том, и в другом случае (для жителей как городской, так и сельской местности) наблюдается увеличение затрат на еду по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует об экономических трудностях и инфляции. А самое главное ‬сельские домохозяйства полагаются ныне в удовлетворении своих потребностей на розничную сеть, а не собственное подсобное хозяйство.

Если говорить о расходах на гостиницы, рестораны, кафе, то в городе они возросли на 0,6%, составив 4,4%, а на селе ‬упали на 0,4% до 1,9%.Расходы на здравоохранение за последний год остались неизменными. Это говорит о том, что в условиях некоторого ухудшения благосостоянияжителям всетаки хватает денежных средств на самое главное здоровье.Это не подверглось изменениям, хотя в городе расходы несколько выше (3,6%) по сравнению с деревней (3,3%). Незначительно выросли расходы на жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другое топливо в деревне (с 10,5% до 10,9%) при неизменныхрасходахна коммунальные услугив городе (11%).Рост спроса на культурные мероприятия и организацию отдыха наблюдался у сельских домохозяйств (с 3,6% до 4%), в то время как у городских уменьшение с 7,8% до 7,6%.Структура потребления домохозяйств РФв зависимости от места проживания,%Табл. 2

Все домашние хозяйстваДомашние хозяйства, проживающие

IIквартал2015г.

IIквартал2016г.в городской местностив сельской местностиIIквартал2015г.IIквартал2016г.IIквартал2015г.IIквартал2016г.Потребительские расходы....................................................................…………………100100100100100100в том числе расходы на:



продукты питания и безалкогольные напитки.....................................................................………………………………………...30,733,329,131,738,841,0из них:



продукты питания.....................................................…………………………29,031,427,530,036,638,7в том числе:



хлебобулочные изделия и крупы......................................................................………4,64,94,14,56,87,1мясо...........................................................................…………………………………………8,89,58,49,210,611,0рыба, морепродукты.................................................……………………..1,92,01,81,92,22,4молочные изделия, сыр и яйца...........................................................................………4,65,04,54,95,15,4масла и жиры............................................................……………………………...1,01,20,91,01,61,8фрукты.......................................................................………………………………………2,12,42,12,42,32,5овощи........................................................................………………………………………3,23,33,23,33,53,4сахар, джем, мед, шоколад и конфеты..................................................

2,12,31,82,13,53,8другие продукты питания.........................................………………..0,70,80,70,71,01,3безалкогольные напитки..........................................…………………..1,71,91,61,72,22,3алкогольные напитки, табачные изделия..................................................……………………………………….2,83,02,72,93,53,6из них:



алкогольные напитки................................................……………………1,71,61,71,61,71,6табачные изделия....................................................…………………………..1,11,41,01,31,82,0одежду и обувь.......................................................…………………………….7,57,97,58,07,87,4из них:



одежда.......................................................................……………………………………….5,55,65,45,75,75,3обувь..........................................................................…………………………………………2,12,32,12,32,12,1жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива....................................................................………………………………………11,011,111,111,110,510,9из них:



текущее содержание и ремонт жилого помещения................................................................…………………………………3,73,03,83,02,93,0водоснабжение и другие коммунальные услуги...............................................…………………………………………5,25,75,66,23,23,3электроэнергия, газ и другие виды топлива................................................……………………………………….2,22,41,71,94,44,6предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом.......................................................................……..5,25,85,05,96,45,5из них:



предметы домашнего обихода.....................................................................…………2,62,72,62,82,62,1бытовая техника.......................................................…………………………….1,51,91,41,92,32,0товары и услуги для ухода за домом.........................................................……1,11,21,01,21,51,4здравоохранение....................................................…………………………3,63,63,63,63,33,3из них:



медикаменты, медицинское оборудование...........................................................……………………………….1,92,11,82,02,32,3амбулаторные услуги...............................................………………………1,31,21,41,20,80,8услуги стационаров..................................................………………………0,40,30,40,40,30,2транспорт.................................................................……………………………………..17,713,318,313,514,312,2из них:



покупка транспортных средств......................................................................…………9,13,99,84,05,43,2эксплуатация транспортных средств..............................................……6,06,65,96,56,77,0транспортные услуги................................................……………………..2,62,82,73,02,21,9связь.........................................................................……………………………………………3,13,43,03,33,73,8организацию отдыха и культурные мероприятия............................................................…………………………………7,17,07,87,63,64,0из них:



аудиовизуальное и фотооборудование, оборудованиедля обработки информации............................................………………………………….0,80,80,70,80,91,0услуги по организации досуга........................................................................……………3,13,23,33,42,12,3услуги центров отдыха, туризм........................................................................……………3,22,93,73,40,60,7образование............................................................…………………………………0,60,70,60,70,50,5гостиницы, кафе и рестораны................................................................…………...3,54,03,84,42,31,9из них:



общественное питание….........................................………………….3,43,73,64,12,21,7другие товары и услуги.........................................…………………7,26,97,57,35,35,9Источник: «Федеральная служба государственной статистики»[3].

Особую роль в структуре потребления домохозяйства оказывает наличие детей. Так, например, эффект государственной программыподдержки многодетных семей в России нашел отражениев разнице затрат домохозяйств нажилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива. Так, в семьях с двумя детьми до 16 лет они сократились в первом полугодии 2016 гдо 8,8 %по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.(14,5 %), т.е. на 5,7 %(при этом, значение данного показателя ниже, чем у семей с 1 ребенком ‬8,6% против 10%, соответственно). Наиболее высокое сокращение претерпелитраты на текущее содержание и ремонт жилого помещения‬с 8,2% в 2015г. до 1,7 % в 2016 г. [3].Содержание второго ребенка обходится дешевле, т.к.сокращаютсязатраты на жилищные услуги и текущее содержание жилого помещения.Общеизвестно, что питание в расчете на 1 человека также обходится дешевле в семьях с детьми.Во второмквартале 2016 г. расходы на потребление продуктовпитания увеличились особенно в домохозяйствах, где имелисьсоциальнодемографические проблемы, где естьпенсионеры, инвалиды,в неполныхсемьяхи т.д.Наиболее высокий рост расходов наблюдался в неполных семьях‬с 29,2% в 2015 г. до 37,2% в2016 г.. При этом в многодетных семьяхнаблюдалось снижение затрат на 20,2 % (с 33,5% до 13,3%).Таким образом анализ составляющих потребительских расходов российских домохозяйств позволяет сделать следующие выводы:Рост расходов домохозяйств на продукты питания свидетельствует о снижении благосостояния, ухудшении финансового положения базовойединицы экономики РФ.Программы государственной поддержки домохозяйств эффективны, что стабилизирует потребительский спрос и улучшает демографическую ситуацию в стране.Относительно странЕвропы потребление российских домохозяйств имеет средние значения, что говорит, в основном, о «пограничном» состоянии нашей экономики между постсоветскими государствами и странами Западной Европы.Семья и домохозяйство ‬это не только основа благосостояниягосударства, но и его «лакмусовая бумажка», особенно, в случае негативных тенденций в экономической и политической среде. Поэтому государство посредством социальноэкономическойполитикидолжноподдерживать институт семьи и брака, что способствуетувеличению спроса, снижениюинфляционныхтемпов, повышению жизненного уровня.

Список литературы:1.Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. ‬М.: Издво Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. Центр обществ. наук. Социол. фак. унта ‬2002.‬374 с.2.«РИА Рейтинг» // ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»

20112016. [Электронный ресурс]. ‬URL:http://riarating.ru/ (дата обращения: 16.12.2016).3.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]‬URL: Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.12.2016).

Научный руководитель: Ростовцева Людмила Ивановна,доктор социологическихнаук, профессоркафедры гуманитарных дисциплин,Тульский филиалРЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россияrostovtsevali@mail.ru



Minina Anastasia Igorevna, 1st year master student, "Economics of Forprofit Organizations",Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russiaruselkta@mail.ru

Structure of the Russian Domestic Household Consumption

Abstract. The current situation of the state economyis next to impossible toassesswithout taking into accountthe smallest part of it ‬the family. The structure of household consumptionis differentiated bythestatecontrol, and the main social and demographic characteristics. The authorpresents the analysisof thefamily consumption patternsin 20152016 and their impacton the welfare of the economy. The main trends ofthe further development in this sphere are outlined.Keywords: households, family, consumption, consumption structure, meal expenses.

Scientific Supervisor: Rostovtseva Lyudmila Ivanovna,Doctor of Sociology, Professor, Department of Humanitarian Sciences,Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russiarostovtsevali@mail.ru