Особенности автоматизации банковских систем

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Понкратова А. В. Особенности автоматизации банковских систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 327–333. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770354.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты и специфика автоматизации банковских систем в современных экономических условиях. Также приведены основополагающие цели и задачи автоматизированных банковских систем. Изучены строение банков, использующих инновационные методы обслуживания клиентов, на примере российского банка «Тинькофф». Выявлены ключевые достоинства внедрения дистанционной бизнес-модели в деятельность банковской системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Понкратова Алина Владимировна,студентка 3 курса, направлениеподготовки «Экономика», Саратовский социальноэкономический институт –филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россияaliponkratova@mail.ru

Особенности автоматизации банковских систем

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты и специфика автоматизации банковских систем в современных экономических условиях. Также приведены основополагающие цели и задачи автоматизированных банковских систем. Изучены строение банков, использующих инновационные методы обслуживания клиентов, на примере российского банка «Тинькофф». Выявлены ключевые достоинства внедрениядистанционнойбизнесмодели в деятельность банковской системы.Ключевые слова: автоматизированная банковская система, автоматизация, информационные технологии, дистанционная бизнесмодель.

Для повышения эффективности работы банка,банковских сотрудникови улучшения контроля любой руководитель в скором времени сталкивается с необходимостью автоматизации рабочего процесса. Почему автоматизация в современном мире и при настоящих финансовых условияхимеет такое огромное значение? Перед тем, какрассмотреть основные аспекты иособенности автоматизации банковской системы, вспомним,что представляетсобой банковская система.Банковская система является неотъемлемой частью современной экономики. Ее деятельность тесно связана с процессом воспроизводства и все изменения, которым подвергается банковская система, так или иначе влияют на экономику страны в целом. Банковская система находится в эпицентре экономической деятельности, является посредником между населением, торговлей, промышленностью и сельским хозяйством. Стабильность и надежность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективногоосуществления денежнокредитной политики, а значит и для функционирования всей экономики.Банки —непременный атрибут товарноденежного хозяйства. Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными операциями. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляются, купляпродажа ценных бумаг, финансирование народного хозяйства, а в некоторых случаях управление имуществом и посреднические сделки. Кредитные учреждения ведут статистику, консультируют, участвуют в обсуждении народнохозяйственных и законодательных программ, имеют свои подсобные предприятия.Помимо банков в банковскую систему входят некоторые специальные финансовые институты, которые выполняют банковские операции, но не имеют статуса банка, другие учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность денежнокредитных институтов.Банковская система представляет собой отдельные элементы, подчиненные единому целому. Это значит, что каждыйбанк связан с другими таким образом, что при надобности может заменить любой из них.Система является динамичной: постоянно находится в движении, развивается и совершенствуется. Банковская система закрыта настолько, насколько необходимо, чтобы соблюдать банковскую тайну. Саморегулируемость системы означает, что на нее непосредственно влияют экономическая конъюнктура и политическая обстановка. Банковская система это совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, действующих в рамкаходного денежнокредитного механизма[1].Банки являются связующим элементом между субъектами экономики, поэтому любое изменение в банковской системевлечет за собой те или иные изменения всей экономики страны. Следовательно, эффективное функционирование экономики в государстве напрямую зависит от надежности банковской системы. Именно поэтому сегодня изучение банковской системы России является актуальным и необходимым. По данным Центрального Банка России динамика развития банковской системы России (20112016 гг.)свидетельствуето ее стремительном темпе развития и,как следствие, расширении предложения банковских услуг(cм. рисунок 1)[2].

Рисунок 1. Динамика развития банковской системы России(20112016 гг.)

Для значимой и высококачественной переработки все растущих размеров поступающей в банки информации требуется использование все более безупречных технических и программных средств. Итогом становления программноаппаратных средств стало создание автоматизированных банковских систем.Автоматизированная банковская система (AutomatedBankingSystem,АБС) комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской работы.Цели применения АБС:1.уменьшение времени на проведение операций и оформление документов, повышение пропускной возможности банка;2.уменьшение количестваперсонала, занимающейся низкоквалифицированной работой;3.увеличение квалификации банковского персонала;4.интегрирование в единичные банковские системы.Прогрессивные АБСобязаны решать следующие задачи:1.автоматическое управление сбором информации, поступающей от различных внешнихи внутренних источников, ее сбережение и обработка;2.обеспечение дистанционного своевременного доступа покупателей информации к этой системе;3.обработка документов, ведение учета, оперативное формирование различных отчетов;4.автоматизация всех банковских операций, техническихдействий, введение новых банковских товаров и услуг (к примеру, банковских карточек, банкоматов, услуг “банкклиент”);5.ведение анализа имеющейся информации на базе аналитических моделей;6.выдача советов работникам банка для принятия как оперативных, так и стратегических управленческих решений;7.обеспечение контрольных функций;8.служба охраны информации от несанкционированного доступа.При формировании требованийк автоматическим системам следует учесть настоящие потребности управления конкретным банком, многофункциональными подразделениямии подразделениямиавтоматизации. Необходимыесвойства АБСпочти во всем диктуютсяобъемами банка. Необыкновенную сложность представляет собойавтоматизация больших многофилиальных банков. В таких ситуациях потребуется тщательное планирование архитектуры информационной системы с учетом легкодоступных для банка средств телекоммуникаций.Основные условия, предъявляемые к автоматическим банковским системам.Учетнооперационные задачи в банке должны представлятьсобой взаимосвязанный комплекс. Последствия решения одних задач нередко считаются нужным условием решения других. Исключительно банковские системы, комплексно автоматизирующие все функции либо взаимосвязанные задачи, гарантируют самую большую эффективность таковой системы.Информационная интеграция предполагает создание одной универсальной базы данных, которая обеспечивалабы непротиворечивость хранимых и применяемых данных, их однократныйввод в систему и неоднократное внедрение, уничтожение лишнего дублирование данных. Это дает банкам значительные преимуществас помощью применения единойпрограммноаппаратной платформы, единой информационнойбазы нормативносправочной информации иобщих устройств администрирования.Банковская ITсистема, как живой организм, пребывает в неизменном развитии и совершенствовании. Возникают свежие технические и программные средства, улучшаются научнотехнические решения. Эти все новаторства обязаны с меньшими расходами встраиваться в старую систему, то есть система обязана быть открыта для добавления и модернизации.Качественнаябанковская IT система обязана гарантировать нужный уровень правдивости информации. Для этого используется огромное количество разных способов и приемов. Обширно употребляются такие чисто научнотехнические приемы, как зрительный контроль, двойной набор информациипри вводе, способ контрольных сумм, ревизия по справочникам и другие.Надежностьсистемы предполагаетспособность довольно длительно выполнять собственные функции. Надежность системы почти во всем находится в зависимости от надежности ее составляющих. Более распространенный способ увеличения надежности системы дублирование ее составляющих.Комплексность системы подразумевает, что все направления функциональной работы банка подлежат автоматизации. При этом АБС обязана представлять связанный набор продуктов, любой из которых разработан с внедрением единичных инструментальных средств и работает на общей программноаппаратной платформе, обеспечивая полную интеграцию продуктов при их общем применении.Масштабируемость системы позволяет просто переходить от АБС, применяемой малойрабочей категорией, к распределенной системе фактически безграничного объема и сложности. Информационную базу системы обязана оформлять общая централизованная информационная база, позволяющая увеличивать филиальную сеть банка либо сеть иных его подразделений.Вероятность работы в режимах “online” и “offline”. Обработка всех операций в режиме настоящего времени получила заграницей название OLTP (OnlineTransactionProcessing конкретная обработка транзакций), при которой всей информацией банковской системы правит единыйсервер информационной базы данных (БД), при этом все сотрудникиобращаются в режиме настоящего времени к централизованному хранилищу информации.Обеспечение консолидации данных. Для консолидации данных их нужно смонтировать с разных наружных и внутренних источников, включая филиалы и отделения банка, потом интегрировать разрозненную и разнородную информациюв общую информационную базу таким образом, чтоб ее возможно было использовать еедля своевременного получения ответов на вопросы специалистов.Важным требованиемк автоматизированным системам, в особенности в сфере банковского бизнеса, считается охрана информации, которая обязана гарантировать не только охрану информации от несанкционированного доступа,но и целостность и взаимосогласованность информации в любой момент времени.Следующее условиеэто присутствие развитой системы документооборота, которая разрешает необходимым образом настраивать документооборот, обрисовывая схемы делопроизводства от маршрутизации документооборота на уровне отдельных операций либогрупп операций до правил генерации проводок и составления различной отчетности.Автоматизированные банковские системы обязаны поддерживать режим мультивалютности, а также работу с другими проектами счетов, которые разрешаютвести параллельный учет в нескольких учетных системах, использующих как российские, так и международные эталоны бухгалтерского учета[3].Улучшение банковской бухгалтерской информациии созданиекачественной автоматизированной банковской системы несомненно способствуютукреплению надежности банковской системы. Проведение исследований в данной области стали в особенности актуальными в связи с имеющейся направленностью по созданию системы раннего раскрытия банков, оказавшихся в предкризисном состоянии, которая даст возможность обнаружить эти банки на наиболее ранней стадии, вести прогноз, беря во внимание достаточность финансовых средств, уровень маневренности текущей ликвидностью и последствия денежной работы.Любая автоматическая банковская система представляет собойнепростой аппаратнопрограммный комплекс, состоящий из огромного количества взаимосвязанных модулей. Совсем очевидна роль сетевых технологий в таких системах. На самом деле АБС представляет из себя комплекс, состоящий из огромного количества локальных и масштабных вычислительных сетей. Во многих банковских системахсейчас используется самое прогрессивное сетевое и телекоммуникационное оборудование.Многие специалисты сходятся во мнении, что на территории России существуют пока что только один банк, рабочий процесс которого в высокой степени автоматизирован и направлен на снижение издержек за счет внедрения новых информационных технологий.Это «Тинькофф Банк», у которого нет ни одного отделения для клиентов всё обслуживание идёт через интернет и колцентр. Функционируют только три офиса в городе Москва. Помимо этого, у банка есть домашний колцентр, который позволяет сотрудникам работать из дома. Всегосотрудников у «Тинькофф Банка» около 6 тысяч. Руководство во главе с основателем компании Олегом Тиньковым и команда высококвалифицированных специалистов создали понастоящему уникальную систему осуществления банковских операций для нашей страны. На начальной стадии реализации проекта в 2007 году «Тинькофф Банк» инвестировал значительные средства в приоритетные области: например, только на IТинфраструктуру банк потратил 20 миллионов долларов, закупив лучшие на тот момент системы на рынке. В России свои особенности регулирования банковского сектора, поэтому инструменты реализацииполностью дистанционной бизнесмоделикоманда банка разработала сама, с нуля, несмотря на то, что в мире уже относительно давно существуют банки, работающие на платформе онлайнсервиса.Большая сложность на стадии внедрения такого сервиса это высокий уровень недоверия клиентов. Большинство людей давно привыкли стоять в очередях в отделениях банка для того, чтобы получить консультацию или необходимую услугу, поэтому существует психологический барьер: клиентам тяжело поверить, что все банковские операции можно провести дистанционно через callцентр или самостоятельно с помощью интернетбанка. Но как показал опыт «Тинькофф Банка», что, если клиент хоть один раз воспользуется дистанционным каналом, он больше никогда не захочет возвращаться в отделение.Если у банка нет ни одного отделения ни в одном населенном пункте кроме Москвы, возникает вопрос, как же клиенты могут получить желаемые банковские продукты? «Тинькофф Банк» создал сеть умных представителей: более чем однатысяча представителей банка доставляют банковские продукты практически в любую точку страны уже на следующий день после получения заявки на сайте. Это не просто курьеры, а прошедшие специальное обучение специалисты банка, которые могут дать клиенту полноценную консультацию на месте. В России попрежнему низкий уровень проникновения банковских услуг, а такая модель предоставляет доступ к инновационным банковским сервисам жителям даже самых отдаленных городов.«Тинькофф Банк» инвестирует большее количество средств на развитие и повышения удобства коммуникаций с клиентом. Тинькофф Банк первым из российских банков еще в 2014 году внедрил технологию идентификации клиентов по голосу на все рабочие места в своем callцентре. До этого такую технологию использовали всего несколько британских банков и, как правило, только для VIPклиентов. Технология позволяет экономить время клиента, в первые несколько секунд распознавая его по голосу, избавляет от необходимости запоминать огромное количество кодовых слов и паролей и обеспечивает дополнительный уровень безопасности, что особенно важно, учитывая большой риск утечки конфиденциальных данных в эру социальной инженерии [4].Последние несколько лет российские и международные эксперты признают интернетсервисы «Тинькофф Банка»лучшими на рынке как по функциональности, так и по дизайну.Эффект от передачи объема задач на сторону ИТсистем заметен сразу. Но не всегда возможно осуществить это внутренними средствами. На рынке есть компании, оказывающие услуги по автоматизации бизнес процессов, с гарантированным качеством и в заданные сроки. Иногда они разрабатывают полностью уникальные решения для нужд конкретной компании. Иногда речь идет о гибридных продуктах.Также известны случаи, когда разработанные системы автоматизации бизнес процессов превращались в основу будущих бизнесов и крупных предприятий.Банки, несмотря на схожий спектр услуг, все же имеют свои особенности. И, если разработчик компетентен в данной отрасли, он способен учесть все нюансы, тогда заказчик получит очевидные преимущества:

прозрачность планирования.

надежную технику.

наличие экспертизы уисполнителей.

разумно очерченные сроки

очевидные критерии оценки качества реализации.Итак, по мере того, как информатизация входит в нашу жизнь, растут требования и к эффективности бизнеспроцессов, все чаще возникает необходимость в их обновлении и переводе на более высокий уровень автоматизации. Что следует из самой сути информационных технологий(ИТ)–это оцифровка повседневности. Автоматизация бизнеспроцессов банков и финансовых организаций это особый сектор услуг на рынке.Он решает вопрос влияния человеческого фактора. Решается вопрос не только перекладывания задач с сотрудников на технику, а полного структурного изменения ежедневной работы банка, от цепочки труда живых людей с соответствующей квалификациейдо нескольких строк в памяти сервера.Основной задачей процесса автоматизации банковских систем является обеспечение обработки объемных потоков информации.Значительное число задач, возникающих в процессе деятельности банка, можно решить с помощью автоматизации, вследствие чего она быстро развивается. Более того, банки имеют достаточные возможностии финансовые средства для того, чтобы приобретать, внедрять и использовать новейшую технику и технологии.

Ссылки на источники1.Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. Дашков и К.–2014.–400 с.2.Динамика развития банковской системы России // Центральный банк Российской федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/analytics/(дата обращения: 22.12.2016) 3.Гулиева Д.Х. Автоматизация деятельности коммерческих банков // Молодой ученый. –2016. №23. –С. 215217.4.Понкратова А.В. Особенности развития национальных платежных систем в современной России // Проблемы развития финансовобанковской системы России и стран СНГ. –2016. –С. 45.

Научный руководитель: Миронов Максим Георгиевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономики предприятий и организаций,Саратовский социальноэкономический институт –филиал РЭУ Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россияmax03101977@rambler.ru

Ponkratova Alina Vladimirovna, 3rd year student, “Economics” Saratov Social and Economic Institute Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russia aliponkratova@mail.ru

Features of Automated Banking Systems

Abstract.The paper deals withthe main featuresof banking systems automation in contemporaryeconomic conditions. Basic goals and tasks of automated banking systems are considered. The structure of banks using innovative customerservice methodsare studiedon an example of theRussian bank "Tinkoff". The key advantages of the introduction ofaremote business model in banking activitiesare exposed.Key words:automated banking system, automation, information technology, remote business model.

Scientific Supervisor: Mironov Maxim Georgievich,Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor,Saratov Social and Economic Institute –Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russia max03101977@rambler.ru