Полный текст статьи
Печать

Российский рынок бытовой техники по темпам роста является одним из лидеров среди товаров народного потребления. По обороту розничных продаж пылесосы являются лидирующей категорией, рынок которых в 2015 году в РФ составил приблизительно 52,63 млн штук с ежегодным приростом в 3,2 – 4,7% с 2010 года [1]. В силу различия характеристик, влияющих на цену горизонтальных и вертикальных пылесосов, в качестве объектов исследования выберем горизонтальные. А поскольку, как в дальнейшем покажет исследование, одним из основных факторов, влияющих на стоимость, является страна-производитель, причём большую долю занимают пылесосы, произведенные в Китае, то субъектами исследования выбраны потребительские рынки Саратова и Хабаровска. Таким образом, целью работы является анализ факторов, влияющих на стоимость пылесосов горизонтального исполнения и построение модели оценки их стоимости.

Для решения поставленной задачи на основе анализа рынков продажи пылесосов были составлены базы данных по новым пылесосам, которые составили для г. Саратов 60 и для г. Хабаровск – 79 записей соответственно. В исследовании 85% базы данных будет использоваться для моделирования и 15% – для оценки погрешности.

В качестве переменных модели были рассмотрены следующие показатели: y – стоимость пылесоса (руб.); х1 – бренд; х2 – страна-производитель; х3 – срок гарантии (мес.); х4 – потребляемая мощность (Вт); х5 – мощность всасывания (Вт); х6 – уровень шума (дБ); х7 – емкость пылесборника (л); х8 – вес (кг); х9 – количество насадок (шт.); х10 – материал трубок (0 – пластик, 1 – металл, 2 – сталь); х11 – радиус действия (м); х12 – тип уборки (0 – сухая, 1 – влажная). Обращаем внимание, что для Хабаровска были выбраны 11 факторов, т.е. исключая х10, ввиду отсутствия информации о характеристике материала трубки на сайте магазинов данного города.

Из корреляционного анализа связи переменных (табл. 1) [2] можно сделать вывод, что переменными, имеющими наибольшее влияние на цены в Саратове, являются радиус действия пылесоса (х11), емкость пылесборника (х7) и вес (х8). Главным фактором, снижающим цену пылесосов, является уровень шума (х6). Низкий уровень является конкурентным преимуществом пылесоса, и чем выше параметр, тем ниже его стоимость.

Что касается Хабаровска (табл. 1), то наиболее значимыми переменными были отмечены мощность всасывания (x5), емкость пылесборника (х7) и количество насадок (х9). Примечательно, что в Хабаровске, как и в Саратове главным фактором, снижающим цену пылесоса остается уровень шума (х6).

Таблица 1

Корреляционное влияние факторов на стоимость по городам

 

Саратов

Хабаровск

x1

-0,47

0,03

x2

0,49

0,14

x3

0,56

0,45

x4

0,22

-0,01

x5

0,83

0,81

x6

-0,78

-0,14

x7

0,94

0,77

x8

0,95

0,58

x9

0,87

0,82

x10

0,50

 

x11

0,91

0,64

x12

0,54

0,61

 

Регрессионный анализ позволил построить следующие линейные уравнения оценки стоимости новых пылесосов:

- для Саратова:

ŷ = 35167,84 – 7,89x1 – 109,97x2 + 23,63x3 + 0,3x4 – 24,28x5 – 453,71x6 + 1729,98x7  + 1128,45x8 +142,45x9 – 127,86x10 + 683,62x11 + 570,37x12 + е

- для Хабаровска:

ŷ = –13853,5 – 12,3x2 + 55,4x3 + 40,21x5 + 15,08x6 + 67,19x7 – 190,32x8 + 2555,68x9 + 270,41x11+ 2808,45x12+ е

По критерию Стьюдента (tкр=2,0106, при m=47, p=0,95) значимыми параметрами в первой модели являются уровень шума (х6), емкость пылесборника (х7) и вес (х8), а во второй – мощность всасывания (х5), количество насадок (х9) и тип уборки (х12). Коэффициенты детерминации соответственно составили R2=0,98 для Саратова и он является значимым по критерию Фишера (Fфакт=318,313>Fтабл=1,95) и R2=0,79 для Хабаровска и он также значим (Fфакт=30,22> Fтабл=2,07) [3].

В соответствии с полученным уравнением регрессии можно сказать, что увеличение уровня шума на 1дБ снижает цену пылесоса на ранке Саратова на 453,71 руб.;  увеличение веса пылесоса на 1 кг увеличивает цену на 1128,45 руб.; если пылесос поддерживает функции влажной уборки, то его стоимость возрастает на 570,37 руб. Для Хабаровска же данные факторы имеют другую направленность. Так, например, увеличение веса пылесоса на 1 кг уменьшает его стоимость 190,32 руб.

Проверим ошибки моделей на соответствие условиям Гаусса-Маркова:

* так как М(Е)С=1,44*10-11, М(Е)Х=4,13*10-12, то первое условие выполняется;

* второе условие заключается в постоянстве дисперсий ошибок, что можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [4]: поскольку GQС=-50,64<Fтабл=1,95 и GQ-1С=0,002<Fтабл=1,95, а также GQХ=1,12<Fтабл=2,07, GQ-1Х=0,89<Fтабл=2,07, то гипотеза о гомоскедастичности остатков принимается;

* третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, которое проверяется тестом Дарбина-Уотсона [5]: DWС=1,68 принадлежит отрезку [dU=1,6;4–dU=2,4] и DWХ=1,82 – отрезку [dU=1,62; 4–dU=2,38], что свидетельствует об отсутствии автокорреляции;

* четвертое условие состоит в нормальности распределения остатков, что можно проверить на основе анализа коэффициентов асимметрии и эксцесса [6]: поскольку  и  для Саратова, а также  и  для Хабаровска, то гипотеза о нормальном распределении остатков принимается.

   Таким образом, все построенные модели могут быть использованы в процессе оценки стоимости пылесосов. Ошибки аппроксимации полученных моделей составили 8,9% и 10,2% для Саратова и Хабаровска соответственно.

В качестве заключения можно отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообразующие факторы на рынке пылесосов горизонтального исполнения в Саратове и Хабаровске и определить главные требования к ним в каждом регионе, выделить классы пылесосов, наиболее популярных у потребителей в каждом городе.