Полный текст статьи
Печать

Сегодня российская экономика функционирует в условиях воздействия различных макроэкономических трудностей и вызовов. Ослабление курса национальной валюты, падение цен на энергоносители, введение антироссийских санкций привело в конечном итоге к возникновению ценовой нестабильности и росту цен на товары и услуги. В сложившихся условиях наиболее остро встаёт задача исследования динамики индекса потребительских цен и выделение совокупности факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.

Для анализа динамики инфляции, представляется эффективным взять статистические данные по квартальному индексу потребительских цен на товары и услуги (далее ИПЦ на товары и услуги), за 2002-2015 год (см. рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1. Динамика ИПЦ на товары и услуги (кв./кв. сотв.)

за 2002-2015 год

 

На основе Рисунка 1 можем выделить три зоны, наибольшего всплеска индекса потребительских цен:

  • · I квартал 2002 – I квартал 2003.Ввысокий ИПЦ на товары и услуги, что объясняется экономической нестабильностью, вызванной последствиями дефолта августа 1998 года
  • · I квартал 2008 года – III квартал 2009 года. В это время как известно, мировая экономика функционировала в условиях финансового кризиса, который был вызван падением рынка ипотечных долговых облигаций. Для России это вылилось в падении номинального ВВП на 7,8% и росте уровня безработицы до 8,4%, что обусловило возникновение ценовой нестабильности.
  • · III квартал 2014 года – IV квартал 2015 года. Так, в ноябре 2014 года проявилось концентрированное влияние группы макроэкономических вызовов, что привело к падению курса национальной валюты более чем вдвое, снижения объёма, производимого ВВП на 3,9% в 2015 году, что послужило причинами ускорения темпов роста инфляции.

Таким образом, можем сделать вывод, что существенное влияние на устойчивость национальной валюты оказывают, так называемы макроэкономические "шоки" (ключевые экономические события государственного масштаба, которые имеют нерегулярный и спонтанный характер) [1].

Следуя классике экономической теории, на индекс потребительских цен оказывает непосредственное воздействие ряд макроэкономических факторов. На основе этих предпосылок в нашей работе были выделены следующие макроэкономических факторы, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на индекс потребительских цен в нашей стране. К ним относятся: денежный агрегат (М2) в млрд. р., который в статистике рассмотрен нарастающим итогом поквартально (Х1); сальдо торгового баланса России в млрд. дол. США поквартально (Х2); среднеквартальный валютный курс доллар США/рубль (Х3) (нами рассчитаны квартальные показатели), среднеквартальные мировые цены на пшеницу долларов США/тонна (Х4); квартальный индекс цен на услуги ЖКХ (кв./кв.) (Х5); среднеквартальный уровень безработицы (Х6); инвестиции в основной капитал млрд. р.(Х7); среднеквартальный курс за баррель марки Brent (долларов США) (Х8); квартальные значения номинального ВВП млрд.р. (Х9).

На основе вышеуказанных статистических данных выбранных в качестве факторов, влияющих на индекс потребительских цен на товары и услуги, мы предприняли попытку проанализировать отдельное воздействие каждого фактора на уровень инфляции (в форме индекса потребительских цен) на основе поля корреляции, построенного для каждого отдельно взятого фактора. Результат такого наглядного представления статических данных представил возможность отразить несколько важных особенностей:

а) обратная корреляционная связь (-0,41) между индексом потребительских цен и динамикой денежного агрегата М2, который представлен нарастающим итогом. Данная зависимость позволяет нам указать на тот факт, что уровень инфляции снижается, одновременно с расширением денежной массы в обращении, что противоречит постулатам как кейнсианской экономической теории, так и монетаристской, согласно которым увеличение денежной базы, должно вести к росту уровня цен. На основе вышеизложенного, мы лишь можем сделать предположение о том , что обратная корреляционная связь может объясняться высокой степенью вмешательства государства в денежно-кредитную сферу, и ИПЦ на товары и услуги в РФ может действительно снижаться при расширении денежной массы в обращении, так как деловая активность предприятий и организаций расширяется при возникновении дополнительных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление реальных инвестиций, что в конечном итоге приводит к росту объёма товарной продукции. Подтверждением данного предположения служит низкий коэффициент монетизации, который свидетельствует о наличии недостатка денежных средств для обеспечения экономики (Россия – 39,7%; США – 72,8%; Австралия – 107,38%; Япония – 224%). Кроме того, наличие выявленной нами обратной взаимосвязи между динамикой денежной массы в обращении и индексом цен на товары и услуги может свидетельствовать о немонетарном характере инфляционных процессов в современной России [2].

б) наличие недостаточно сильной (0,425) связи между ИПЦ на товары и услуги и среднеквартальным валютным курсом доллар США/рубль. Такая особенность объясняется тем, что валютный курс рубля на протяжении почти всего исследуемого периода (с 2002-2014г.) находился в режиме "управляемого плавания", то есть стоимость национальной валюты «искусственно» регулировалась Центральным банком РФ посредством валютных интервенций, в связи с чем влияние инфляции не так сильно отражалось на динамике валютного курса. Однако в современных, реалиях данная взаимосвязь должна была измениться в силу объявленного  перехода к режиму свободно плавающего валютного курса в ноябре 2014 года.

в) наличие почти тесной прямой связи между ИПЦ на товары и услуги и индексом цен на услуги ЖКХ (0,6559). Как известно, рынок жилищно-коммунальных услуг в РФ представляет собой естественную монополию, что предоставляет определённые преимущества для данной отрасли. В частности, в виду отсутствия аналогов, цены на данном рынке устанавливаются по усмотрению продавца и зависят от размеров ожидаемой им прибыли. Однако, рост цен на услуги ЖКХ согласно анализу статистки, оказывает серьёзное влияние на объём располагаемых доходов населения, что скорее всего, на наш взгляд, побуждает работающих граждан, искать более высоко оплачиваемое место работы или, возможно, устраиваться в другую организацию на неполный рабочий день. При такой социально-экономической ситуации компаниям, чтобы удержать работников, приходится увеличивать заработную плату, что в конечном счёте будет приводить к увеличению издержек производства, росту цен на товары и услуги и, как следствие, к раскручиванию инфляционной спирали. Наличие тесной взаимосвязи между уровнем инфляции и индексом цен на товары и услуги естественных монополий, также подтверждает предположение о немонетарном характере инфляционных процессов в России (уже вдвинутое нами в подпункте а).

В связи с наличием достаточно тесной взаимосвязи между индексом цен ЖКХ и ИПЦ нам представляется возможным исследование возможной сезонности в инфляционных процессах в РФ, что и последующего построения модели временного ряда для изучаемого показателя индекса потребительских цен. Для этого нами использованы квартальные цепные темпы прироста общего уровня цен и индекса цен на услуги ЖКХ за 2002-2015г. На основе статистических данных построена коррелограмма для возможности исследования сезонных колебаний инфляционных процессов в РФ (см. Рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Коррелограммы для анализа сезонности ИПЦ и индекса цен на услуги ЖКХ в России за 2002-2015г.

 

На основе представленной коррелограммы можем сделать вывод, что динамика ИПЦ и индекса цен на услуги ЖКХ имеют примерно схожий циклический характер развития, где присутствуют сезонные колебания с периодичностью в 4 квартала [3]. Кроме того, график исходных уровней временного ряда указывает нам на то, что наибольший "всплеск" индексов цен (как на товары и услуги, так и на услуги ЖКХ) приходится на четвертый квартал каждого года. На основе вышеизложенного можем выдвинуть предположение о том, что в четвертом квартале, наблюдается рост индекса потребительских цен в связи с тем, что в большинстве случаев зимой повышаются тарифы на услуги ЖКХ.

Индекс цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, имеет достаточно тесную взаимосвязь с динамикой цен на товары и услуги иных естественных монополий Российской Федерации. Так, было выявлено, что динамика индекса цен на услуги ЖКХ, рассчитанная кв/кв. пред. пер., имеет тесную прямую взаимосвязь с индексом цен на услуги газоснабжения (0, 7559) и индексом цен на услуги железнодорожного транспорта (0,7118). Представленная зависимость указывает нам на комплексность в динамике изменении цен на товары и услуги естественных монополий, то есть увеличение цен одного из показателей приводит к последовательному увеличению уровня цен на товары и услуги остальных.

С помощью корреляционно-регрессионных методов  была построена эконометрическая зависимость, объясняющая динамику индекса цен на услуги ЖКХ влиянием двух факторов - индексом цен на услуги газоснабжения и железнодорожного транспорта [4]. Данная модель множественной регрессии характеризуется следующими показателями (см. таблица 1).

 

Таблица 1 — Регрессионная статистика модели множественной регрессии индекса цен на услуги ЖКХ и услуги газоснабжения и железнодорожного транспорта

 

Множественный R

0,840156542

R-квадрат

0,705863016

Значимость F-критерия Фишера

8,25211636420206E-15

Стандартная ошибка

7,45977654309648

 

Вышеизложенные показатели свидетельствуют о том, что модель зависимость между динамикой индекса цен на услуги ЖКХ и индексом цен на услуги газоснабжения и железнодорожного транспорта может быть признана адекватной, так как наблюдается сильная связь между факторами, и высокая статистическая значимость модели, на которую указывает F-критерий Фишера. Зависимость исследуемых факторов описывается следующим уравнением:

Y=0,8917*X1+0,7567*X2-71.83,

где Y – индекс цен на услуги ЖКХ (кв./кв. пред. пер.);

X1-индекс цен на услуги газоснабжения (кв./кв. пред. пер.);

Х2 - индекс цен на услуги железнодорожного транспорта (кв./кв. пред. пер.).

Из уравнения Y=0,8917*X1+0,7567*X2-71.83можем сделать вывод, что при неизменности прочих факторов, индекс цен на услуги ЖКХ увеличивается на 0,8917% при увеличении цен на услуги газоснабжения на 1 п.п., и на 0,7567% при увеличении цен на 1 п.п. на услуги железнодорожного транспорта.

г) сильная обратная связь (-0,6536) между ИПЦ на товары и услуги и динамикой мировых цен на нефть (в исследовании использовались статистические данные по уровням цен на нефть марки Brent). Следовательно, падение цен на нефтяные энергоносители приводит к увеличению уровня инфляции в стране. Данная взаимосвязь объясняется тем, что налог на добычу полезных ископаемых занимает большой удельный вес в структуре налоговых доходов как федерального, так и консолидированных бюджетов России (19,71% на 01.01.2015г.) и, следовательно, серьёзное падение цен на “чёрное золото” приводит к увеличению коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), с целью недопущения сокращения доходов бюджета государства (Кц выравнивает налоговые поступления таким образом, что НДПИ даже при падающих мировых ценах на нефть снижается незначительно: 2012г. цена Brent – 121,4$, НДПИ – 2420 млрд. р; 2013г.  цена Brent – 108,8$, НДПИ – 2536,5 млрд. р; 2014г. цена Brent – 98,9$, НДПИ – 2858 млрд. р; 2015г. цена Brent – 52,4$, НДПИ – 2661 млрд. р. Повышение представленного коэффициента приводит к увеличению налогового бремени, возложенного на компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, так как мировые цены на их продукцию снижаются, а налоги, подлежащие уплате в бюджет, остаются на прежнем уровне. В сложившихся условиях единственным выходом для вышеназванных компаний становится увеличение денежных потоков за счёт доходов на национальном рынке. Повышение стоимости нефти на внутреннем рынке сказывается на перерабатывающей отрасли, занимающейся производством бензина. Увеличение ресурсных издержек приводит к росту цен на бензин и как следствие на все транспортные услуги, что в конечном итоге активизирует инфляционные процессы. Подтверждением данной теории является построенная зависимость мировых цен на нефть от стоимости бензина в РФ (см. Рисунок 3).

 

 

 

Рисунок 3 — График зависимости цен на бензин в РФ от рыночного курса нефти марки Brent за 2009-2016г.

 

Как видно из графика, цены на бензин находились в диапазоне 25-30 рублей/литр, при цене 100-120 долларов США за баррель нефти марки Brent. Падение мировых цен на “чёрное золото” приводит к изменению стабилизирующего коэффициента (Кц), увеличению налогового бремени предприятий, занимающихся добычей нефтяных энергоносителей и росту цен на бензин в стране.

С помощью методов эконометрического анализа была построена математическая функция, моделирующая уровень инфляции в нашей стране. Модель описывается следующим уравнением:

Y = -0,00033X1 + 0,1068X2+0,425X3+0,0096X4+0,1972X5 + 69,16,

где Y – индекс потребительских цен на товары и услуги, Х1 – динамика денежного агрегата М2, Х2 – сальдо торгового баланса млрд. долл. США, Х3 – валютный курс доллар США/рубль, Х4 – цены на пшеницу долл. США/тонна, Х5 – индекс потребительских цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Для оценки статистической значимости модели[5], был рассчитан F-критерий Фишера и значения t-статистики Стьюдента (см. таблицу 2 и таблицу 3).

 

Таблица 2 — Регрессионная статистика модели множественной регрессии ИПЦ на товары и услуги

 

Множественный R

0,887397149

R-квадрат

0,787473701

Значимость F-критерия Фишера

8,25211636420206E-15

Стандартная ошибка

7,45977654309648

 

Таблица 3 — T-статистика факторов, входящих в состав модели множественной регрессии ИПЦ на товары и услуги

 

Фактор

t-статистика

P-Значение

М2

-6,06852418

1,7128E-07

Сальдо торгового баланса млрд. $

3,038362891

0,003775905

USD/RUB

8,92166529

6,46371E-12

Цена на пшеницу

4,630767302

2,6242E-05

ЖКХ

5,646884197

7,70296E-07

 

Вышеизложенные показатели свидетельствуют о том, что указанная модель адекватна, так как наблюдается сильная связь между факторами, и признается статистическая значимость модели, на которую указывает высокий показатель расчётного значения F-критерия Фишера и высокая статистическая значимость отдельных параметров при переменных, на которую указывает соответствующая t-статистика.

Таким образом существенное влияние на уровень инфляции в РФ оказывают различного рода макроэкономические "шоки", возникающие как на уровне национальной экономики, так и в мировом масштабе [6]. Кроме того, важно отметить, что инфляция в РФ носит преимущественно немонетарный характер, так как увеличение денежной массы в обращении не приводит к увеличению уровня цен на товары и услуги. В свою очередь важным немонетарным фактором является динамика уровня цен, устанавливаемых естественными монополиями. Так, представляется, что повышение тарифов на услуги ЖКХ является существенным фактором роста потребительских цен на товары и услуги. А индекс цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства подвержен влиянию динамике уровня цен на товары и услуги прочих естественных монополий (компании, предоставляющая услуги по газоснабжению, железнодорожным перевозкам) [7]. Важное отметить, что особое место в экономике современной России занимают нефтегазовые доходы, что обуславливает высокую степень взаимосвязи между мировыми ценами на нефть и динамикой ИПЦ на товары и услуги. Падение цен на энергоносители вызывает рост цен на бензин на внутреннем рынке, что в конечном итоге стимулирует рост ИПЦ на товары и услуги.

В связи со всем вышесказанным, мы можем сделать вывод, что в борьбе с инфляцией в РФ, на наш взгляд, необходимо наибольшее внимание отдавать регулированию немонетарных факторов (рост цен на товары и услуги естественных монополий и др.).