Полный текст статьи
Печать

Проблема повышения экономической эффективности организаций, в первую очередь, сводится к совершенствованию управления финансами. От выбора модели управления материальными ресурсами и денежными потоками зависит финансовое состояние структуры, уровень ее деловой активности и конкурентоспособности. Оптимальная система управления финансами определяет жизнеспособность предприятия, обеспечивает достижение стратегических целей, эффективное использование всех видов ресурсов. Необходимость и целесообразность использования финансового менеджмента как комплексной системы управления финансовой деятельностью организации подтверждена многолетним опытом работы предприятий и организаций разных стран. Применение методик финансового менеджмента особенно актуально для торговых, производственных и банковских организаций, составляющих значительную часть экономической системы в России [1].

Управление финансами организации не должно противоречить целям ее создания. Следовательно, назревает необходимость внедрения эффективного финансового менеджмента как технологии управления финансовыми ресурсами с целью сохранения и преумножения эффекта от коммерческой деятельности [7].

Финансовый менеджмент должен решать задачи обеспечения высокой финансовой устойчивости, поддерживать постоянную платежеспособность организации, максимизировать прибыль, обеспечивать минимизацию финансовых рисков.

Финансовая устойчивость обеспечивается рациональной финансовой политикой, использованием различных источников для формирования финансовых ресурсов, направлением средств на решение первоочередных задач развития торговой организации. Поддержание постоянной платежеспособности достигается за счет эффективного формирования денежных потоков и поддержания ликвидности оборотных активов.

В условиях современной экономики компании стараются повышать эффективность своей деятельности, используя различные инструменты. Программное обеспечение, например, становится обязательной составляющей работы любого предприятия, в независимости от его размеров. Внедрение различных информационных технологий позволяет не только повышать производительность всей компании, но и сокращать затраты [5].

Для осуществления какой-либо коммерческой деятельности руководителю необходимо знать, как рационально управлять финансами компании и ее капиталом. В связи с этим, достаточно актуальным становится использование различных информационных программ для ведения финансового учета. Даже если руководитель выбрал финансовый аутсорсинг, первичная документация все равно формируется у него в компании и для этого требуются специальные программные продукты.

На отечественном рынке программного обеспечения есть большой выбор программ для автоматизации управления финансами. Многие продукты охватывают сразу несколько сфер финансового менеджмента и позиционируются как комплексные. Однако не все программы имеют полностью необходимый функционал для эффективной работы компании [3].

Лидером программного обеспечения в рамках управления финансовыми потоками является платформа «1С: Предприятие». Она включает в себя прикладные решения, используемые для автоматизации деятельности организации и частных лиц. С помощью «1С: Предприятие» организация может вести регламентированный налоговый и бухгалтерский учет, осуществлять бюджетное планирование и контроль, управлять движением денежных средств, управлять процессами исполнения договоров [1].

Плюсами данных продуктов являются:

1)    постоянная актуализация в соответствии меняющимся законодательством;

2)    соответствие форм отчетности требованиям государственных органов;

3)    широкая распространенность и четко налаженный процесс обучения новых пользователей, что позволяет при смене главного бухгалтера или менеджера минимизировать или полностью исключить возможные сложности;

4)    широкая сеть партнеров, внедряющих и обучающих пользователей стандартам материнской компании [3].

Тем не менее, несмотря на большое количество достоинств данного способа повышения экономической эффективности, все-таки в нем есть недостатки. Во-первых, для пользователей, не имеющих опыта работы с такими программами, могут возникнуть некоторые сложности при внедрении данной системы. Из-за большого функционала продукции неизбежны затраты времени и, в большинстве случаев, затраты денег на обучение работы с ней. Соответственно, следует учитывать все плюсы и минусы перехода на использование программ в деятельности своего предприятия.

Также в условиях постоянного прогресса и инноваций в информационной и финансовой сферах, эффективность финансового менеджмента будет существенно зависеть от внедрения инновационной политики, а также стремления руководства компаний к переменам.

Если финансовая деятельность реализуется в полном объеме, то приток капитала направлен на экономический рост и финансовую стабильность.

В контексте постиндустриального этапа развития, безусловно, разумное управление финансами предприятия должно основываться на инновационных технологиях. Финансовые инновации представляют собой новую форму финансовых взаимоотношений, направленных на оптимальное распределение финансовых активов, повышение ликвидности и платежеспособности предприятий, рост прибыли, контроль за неопределенностью и снижение рисков [1].

Инновационные технологии в финансовом менеджменте должны быть направлены на формирование комплексной программы методологического финансового анализа, управленческого учета, планирования и контроля. Исследования показывают, что руководства предприятий не уделяют должного внимания созданию системы сбора и анализа информации, позволяющей спрогнозировать результат финансово-хозяйственной деятельности [6].

Следует заметить, что инновационный механизм финансового менеджмента также должен соответствовать миссии и стратегии развития предприятия, существующему потенциалу предприятия, реальным условиям его хозяйствования, учитывать сбалансированные друг с другом методы воздействия и иметь возможности для их корректировки и совершенствования.

Сегодняшние изменения в финансово-экономической среде России диктуют необходимость анализировать и контролировать ряд факторов:

1)    рост стоимости материалов, если предприятие производственное;

2)    уровень инфляции;

3)    процентные ставки по кредитным ресурсам;

4)    платежеспособность партнеров;

5)    неопределенность экономической ситуации;

6)    конкуренцию со стороны других компаний;

7)    отсутствие эффективного финансового планирования.

Инновационные технологии финансового управления должны соответствовать финансовой стратегии и предполагают:

1)    оперативность и надежность, своевременность и качество принимаемых решений;

2)    разработку финансовой модели, дающей возможность оценить финансовую эффективность деятельности;

3)    формирование финансового регламента и разработку плановых технико-экономических и финансовых показателей деятельности;

4)    координацию бизнес-процессов;

5)    формирование рациональной структуры капитала и способов привлечения для финансирования [5].

Определение пороговых значений показателей финансовой устойчивости является значимой проблемой в условиях экономической нестабильности. Она должна решаться точечно, индивидуально для каждого предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности и отсутствию средств для инновационного развития организации, а избыточная – сдерживать его развитие [4].

Следовательно, система инновационного финансового менеджмента должна создавать условия для развития стабильных финансовых отношений, реализующих инновационные процессы в производстве и управлении, и формирования реальных финансовых механизмов инновационного экономического роста предприятий. Следует также обратить внимание на то, что избыточная финансовая устойчивость предприятия, как очевидно, с одной стороны, является значимым позитивным показателем, но, с другой стороны, это сигнал для финансового менеджмента о том, что финансы компании работают не в полной мере, неэффективно, из чего появляется необходимость в том, чтобы их рентабельно задействовать, будь то, например, инновации, модернизации, диверсификация производства или же инвестиционная деятельность.

Кроме того, необходимо отметить, что для системы управления, в особенности, финансовой, обеспечивающей эффективное функционирование организации, необходимо создать четкую систему ключевых показателей эффективности. Сотрудники на всех уровнях должны знать, ради каких целей они работают, и что именно они могут сделать для воплощения общей стратегии компании. В большинстве случаев используются финансовые показатели, такие как прибыль, рентабельность. Однако, для достижения успеха в бизнесе, используются и нефинансовые аспекты (например, лояльность клиентов, качество обслуживания клиентов и др.). Данные показатели получили название ключевых показателей эффективности бизнеса (Key Performance Indidcators – KPI) [6].

Основным преимуществом экономической системы, построенной с помощью ключевых показателей, является ее универсальность. Они нацелены на повышение заинтересованности работников в результатах деятельности предприятия. Субъективно оценить эффективность деятельности компании бывает сложно, поэтому нужны четко определенные критерии, чтобы видеть связь между плановыми показателями, уровнем исполнения задач персоналом и полученными результатами. При разработке KPI, руководству необходимо учитывать специфику деятельности организации.

Так как экономически эффективное функционирование организации зависит не только от топ-менеджмента, но и в немалой степени от линейных руководителей и их подчиненных, весьма актуальным является следующее преимущество системы KPI: возможность оценки работы всей компании, ее отдельных подразделений и конкретных работников. KPI позволяет объективно оценивать возможности предприятия при оптимальном использовании ресурсов и минимизации затрат. Такую систему можно применять на предприятиях разных областей деятельности, но наиболее действенна она там, где вклад каждого сотрудника оказывает влияние на экономические показатели компании. Например, оценка деятельности агентов в страховых фирмах, менеджеров по персоналу в рекрутинговых агентствах, логистов в транспортных компаниях [1].

Так, анализируя труд менеджера, можно определить, насколько грамотно и эффективно он справляется с задачей реализации товара и привлечением новых клиентов. KPI помогает задать персоналу конкретные цели. Таким образом, при анализе полученных показателей за отчетный период, финансовому менеджеру не придется тратить лишние усилия на получение необходимой информации, а его решения будут четко опираться на реальную ситуацию, что повысит эффективность.

При разработке системы KPI следует учитывать определенные требования, которые предъявляются к каждому из коэффициентов - систему SMART. Представленная аббревиатура включает пять характеристик, которыми должен обладать любой ключевой показатель эффективности [2].

                 S (specific) – «конкретный» – означает, что показатель должен иметь непосредственное отношение к данному процессу. Помимо того, что цель должна быть конкретной, сотрудники, деятельность которых направлена на ее достижение, должны ясно представлять, в чем она состоит.

                 М (measurable) – «измеримый» – означает, что показатель должен измеряться в каких-либо единицах: время, количество, проценты и т.д. Данная характеристика очень важна для оценки точной величины KPI и дальнейшего анализа. Измеримость показателя гарантирует возможность его четкого определения на каждой стадии выполнения процесса.

                 А (achievable) – «достижимый» – означает, что при нормальном течении процесса значение показателя вполне достижимо. Кроме того, достижимость может означать доступность измерения, простоту в расчетах и сборе первичной информации и наличие всех необходимых средств измерения.

                 R (reasonable, relevant) – «уместный, подходящий или реалистичный» – означает, что показатель не только имеет отношение к данному процессу, но и уместен в использовании и реально отражает ход деятельности.

                 Т (time-bounded) – «определен во времени или имеет временные рамки» – означает, что необходимо установить период времени, за который данный показатель будет измеряться [6].

По видам ключевые показатели могут быть следующими:

1)    KPI функционирования – относятся к показателям выполнения бизнес-процессов и позволяют оценить, насколько соответствует процесс требуемому алгоритму его выполнения;

2)    KPI результата – показывают количество и качество результата. Это персональные показатели, оптимальное их количество должно составлять от 3 до 5, формулируют их вполне конкретно: «объемы продаж не ниже...», «привлечение новых клиентов в количестве не менее...», «сумма среднего контракта по клиенту составляет...»;

3)    KPI затрат – показывают затраченные ресурсы;

4)    KPI производительности – производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата и времени, затраченного на его получение;

5)    KPI эффективности – производные показатели, которые характеризуют соотношение полученного результата к затратам ресурсов [6].

Самыми распространенными ключевыми показателями деятельности (KPI) являются:

1)    объем продаж, измеряемый в единицах, тоннах, денежном выражении, соизмеримом в выбранном отрезке времени;

2)    показатели эффективности производства;

3)    удовлетворенность пользователей продуктом работы компании;

4)    текучесть персонала;

5)    величина прибыли;

6)    уменьшение оттока пользователей продуктом;

Ключевые показатели эффективности предназначены, прежде всего, для анализа текущей деятельности предприятия и его подразделений, они позволяют адаптировать цели и задачи в соответствии с изменяющимися условиями; характеризуют качество организации производства, поставок сырья, изготавливаемой продукции или оказываемых услуг.

А с другой стороны, KPI отражают результат деятельности компании за период, позволяют скорректировать планы на следующие периоды; характеризуют денежные потоки, также на их основе рассчитываются показатели эффективности деятельности предприятия, такие как рентабельность [5].

Из всего изложенного выше следует то, что для повышения экономической эффективности организации необходим глубокий анализ и последующее плановое совершенствование основных сфер деятельности: информационное обеспечение, распределение и организация финансовых потоков, мониторинг и контроллинг персонала.

Таким образом, на текущий момент, существует множество способов эффективно управлять финансовым состоянием структуры. Информационные технологии, инновации в экономике, новейшие разработки – все это весьма значимый прогресс, благодаря которому, с одной стороны, значительно упростилась деятельность менеджеров, но с другой стороны усложнилась, а именно: труд финансовых менеджеров становится более интеллектуальным и требует достаточно высокого уровня компетенций. При этом большое внимание следует уделять непрерывному развитию в сфере профессиональной деятельности, что позволит повысить конкурентоспособность компании и эффективность принимаемых решений.