Полный текст статьи
Печать

Нормативными  документами, регулирующими лизинговые операции являются:

- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)»[3];

- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге;

- Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»[6];

- Гражданский кодекс РФ, глава 34, параграф 6 «Финансовая аренда  (лизинг)»[1];

- Приказ № 15 от 17 февраля 1997 г. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»[9];

Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 25 «Налог на прибыль организаций»[2];

- Письмо № 03-06-01-04/38 от 24 сентября 2004 г. «Об обложении налогом на имущество стоимости приобретаемого для осуществления лизинговой деятельности имущества»[11];

- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ [7];

- Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2007 № 03-03-05/104 «О порядке налогообложения прибыли при совершении лизинговых операций»[10].

Несмотря на обилие отдельных, часто фрагментарных нормативных документов, основана нагрузка в обеспечении качественно нового уровня правового регулирования рынка лизинговых услуг и его доступности для представителей малого бизнеса ложится на Федеральный закон «О лизинге».

Как уже было отмечено, еще несколько лет назад предполагалась подготовка данного закона с учетом специфики интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг.

Закон не учитывает специфику входа малых предприятий на рынок лизинговых услуг, что проявляется в отсутствии достаточных собственных реальных активов, которые могли бы являться обеспечением лизинговой сделки; в ограниченности оборотных средств для эффективной реализации инвестиционного проекта через систему лизинга; в недостаточно высоком уровне менеджмента по долговременным инвестиционным проектам; в слабом развитии (или ограниченной доступности для МП) ряда рынков, смежных с рынком лизинговых услуг (технических услуг, сырья и материалов и прочее). Если это не было предметом самой лизинговой сделки, проектом закона это предусмотрено в виду так называемых «дополнительных услуг». По существу, имеющийся законопроект не изменяет нынешней ситуации, при которой специальных льгот в сфере лизинга для малых предприятиях не предусмотрено.

Это тем более ущербно для качества данного нормативного документа, поскольку (в отличие от многих других подобных законопроектов) он включает в себя особую главу «Государственная поддержка лизинговой деятельности». Не оспаривая необходимость такой поддержки в целом, следует заметить, что изложенные в документе формы и масштабы государственной поддержки лизинговой деятельности плохо корреспондируют с принципами рыночной экономики, малореальные с экономической точки зрения. Скорее всего, государственная поддержка лизинговой деятельности с учетом реально располагаемых финансово-бюджетных ресурсов может иметь только селективный или «точечный» характер, причем одной из таких точек как раз могло бы стать оказание лизинговых услуг сфере малого предпринимательства.

Именно в отношении малых предприятий (хотя, естественно, и не только их) могли бы быть интерпретированы или переориентированы такие важные положения, содержащиеся в имеющемся законопроекте, как:

- предоставление в законодательном порядке целевых налоговых льгот лизинговым компаниям;

- создание залоговых фондов дл обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

- долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности;

- выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, заказов на поставку товаров для государственных нужд;

- использование в качестве объекта лизинга товаров, закупаемых в виде государственного заказа и передаваемых лизинговым компаниям для льготных лизинговых услуг;

- предоставление инвестиционных кредитов при реализации лизинговых проектов;

- предоставление льгот банкам и иным кредитным учреждениям, финансирующим лизинговые сделки (прежде всего, долгосрочные).

Важно обратить внимание на то, что названные меры будут не только формой содействия развитию сферы малого предпринимательства, но, главное, мощным рычагом расширения самого рынка лизинговых услуг, объемов производимой и передаваемой в лизинг продукции, особенно с учетом того, что финансово-инвестиционные возможности многих крупных предприятий крайне ограничены, а малый бизнес имеет накопления, которые он, при известной поддержке, готов обратить на приращение производительного капитала в реальном секторе российской экономики.

Наиболее существенными моментами в дальнейшем развитии правовой основы лизинговых отношений в сфере российского малого предпринимательства будут следующие:

- доработка и принятие целевого Федерального закона, а также аналогичных законодательных актов субъектов РФ;

- разработка Концепции развития лизинговых отношений в сфере российского малого бизнеса с целью более четкого, как в отраслевом, так и в региональном разрезе, определения тех ниш, в которых система лизинга внесет наибольший вклад в развитие материально-производственной базы малого бизнеса, а также тех видов содействия, которые потребуются сейчас и в перспективе - на федеральном и региональном уровне - для резкого усиления позиций лизинга в этой сфере российской экономики.

- разработка и нормативное закрепление (например, в форме Постановления Правительства РФ) специальной системы мер, обеспечивающих льготные условия выхода МП на рынок лизинговых услуг как единственно доступной сегодня формы инвестиционной активности малого бизнеса, особенно оперирующего в реальном секторе экономики.

Лизинговые операции относятся к сложным для правового регулирования операциям. Эта сложность обусловлена, с одной стороны, достаточно большим числом участвующих субъектов, отношения между которыми носят в основном двусторонний характер, с другой, необходимостью обеспечения единства и взаимосвязи отношений всех участвующих субъектов для реализации лизинговой операции в целом.
Рассмотрим основные отношения, которые складываются между субъектами в ходе реализации лизинговой операции, ограничив состав субъектов следующими участниками:

- лизингодатель (лизинговая компания);

- лизингополучатель (предприниматель);

- продавец имущества;

- финансово-кредитное учреждение (коммерческий банк);

- страховая компания.

Отношения между коммерческим банком и лизингодателем должны строится с учетом продолжительности лизинговой операции (несколько лет) и согласования реальной стоимости финансовых средств (цены денег).
Отношения между лизингодателем и продавцом должны обеспечивать поставку имущества непосредственно лизингополучателю, приобретение последним права предъявления претензий по всей гамме прав покупателя, включая гарантийное, а в необходимых случаях и послегарантийное обслуживание.
           Отношения продавца и лизингополучателя направлены на согласование технико-технологических параметров, стоимости, основных условий поставки имущества, а в некоторых случаях проведения монтажных, пусконаладочных работ и условий по гарантийному и послегарантийному обслуживанию имущества.

Отношения между  лизингополучателем и страховой компанией должны обеспечивать такие условия имущественного и других видов страхования имущества, которые признаются лизинговой компанией.
Главными (центральными) являются отношения лизингодатель-лизингополучатель, которые должны обеспечивать с стороны лизингодателя комплекс услуг по предоставлению во временное использование имущества, а со стороны лизингополучателя своевременные и в согласованном размере лизинговые платежи.

В рамках отношений лизингодатель-лизингополучатель происходит интегрирование отношений всех перечисленных субъектов по ряду важнейших условий. К таким условиям необходимо в первую очередь отнести:

- сроки реализации обязательств каждого из участников;

- стоимостное измерение обязательств каждого из участников;

- порядок расчетов между участниками за выполненные работы;

- ответственность каждого участника за выполнение обязательств.

Поэтому правовое обеспечение лизинговой операции является важной составляющей эффективности не только лизинговой операции, но и в конечном итоге — важнейшей составляющей создаваемого с помощью этой операции эффективности нового бизнеса.