Полный текст статьи
Печать

Сегодня  для многих из нас не является секретом то, что число коммерческих банков ежегодно подвергается сокращению. Причины таких массовых снижений самые разнообразные, однако, недееспособность вести конкурентную борьбу за место на рынке является ведущим показателем стабильности их работы. Банковская конкуренция несет в себе весьма специфичные черты, которые главным образом отличают её от конкуренции, например, в производственной деятельности и других отраслях экономики.

В настоящее время рынок банковских услуг представляет собой разделенную рыночную структуру, при которой доминирует небольшое количество продавцов всячески поддерживаемых государством. Государство играет здесь ключевую роль, поскольку располагает возможностями в кооперировании и интеграции деятельности. Благодаря совокупности всех процессов в единое целое, можно добиться четкой согласованности действий и как результат – неплохой шанс в борьбе за лидерство кредитных организаций.

Банковские услуги нельзя отнести к продукту, способному конкурировать на рынке, здесь конкуренция осуществляется скорее в переливе капитала, его объеме, который способен привлечь тот или иной банк. Кроме того, следует иметь  в виду, что на современном этапе развития банковского сектора отсутствует наличие входных барьеров. В таблице 1 представлены виды современных банковских услуг. 

Таблица 1

 Виды банковских услуг на Российском рынке

Классификационный признак

Удовлетворение потребностей клиента

Прямые

Косвенные

Оплата за предоставление услуг

Платные

Бесплатные

Соответствие специфике банковской деятельности

Специфические

Неспецифические

Взаимодействие с движением материального продукта

Связанные действия

Несвязанные действия

Способ формирования и размещения

Активные операции

Пассивные операции

Активно-пассивные операции

 

Данным образом в таблице была отражена общая картина классификации, однако при посещении любого банка нам предложат более широкий сектор банковских услуг связанных как с юридическими и физическими лицами, так и с услугами для банков. Между тем существуют и другие три вида специфических услуг: депозитные, кредитные и расчетные операции. В первом случае клиент вкладывает денежные средства, получая дополнительный доход. Во втором случае клиенту выдаются денежные средства, из которых банк получает доход. В третьем случае происходит открытие счета, при котором идет выплата заработной платы, начисление налогов и прочее.

Конкурентные достоинства и факторы банковской деятельности настолько разнообразны, что с точки зрения клиента целесообразно разграничить их и выделить в несколько категорий:

  1. Минимум издержек (дает возможность в предоставлении услуг для клиентов по минимальным тарифам)
  2. Разнообразие услуг (дает возможность в противостоянии падению цен и тарифов)

Анализ показателей факторов конкурентоспособности банковской деятельности через систему показателей, которая отражает их состояние, позволяет на сегодняшний день сформировать данные группы, отраженные в таблице 2. 

Таблица 2

 Классификация факторов конкурентоспособности  продуктов на Российском рынке банковских услуг 

Факторы конкурентоспособности банковского продукта

Экономические факторы

Финансовый менеджмент

Надежность положения

Эффективность деятельности

Кадровый потенциал

Кадровый менеджмент

Квалификация и опыт сотрудников

Оптимальная численность сотрудников

Бдительность персонала

Банковское обслуживание

Качество предоставляемых услуг

Широкий сектор услуг

Разнообразие филиалов

 

Таким образом, можно сделать вывод,  что сегодня банки готовы нам предложить качественный продукт, где главным достоинством  является высокая конкурентоспособность, достижение которой достигается по трем основным направлениям:

  1. Экономические факторы, отражающие финансовый потенциал банка.
  2. Кадровый потенциал, отражающий постоянность персонала.
  3. Банковское обслуживание, отражающее качество предоставляемых услуг.  [4]

Из перечисленного выше можно сделать вывод, что любой из выявленных факторов непременно может стать главным достоинством в борьбе за конкурентные преимущества того или иного банка.  [1]

Поскольку фактор является движущей силой конкурентоспособности, то процессы образующиеся внутри него взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Так, например, без приложенных усилий крайне сложно завоевать свое место на рынке, а для этого, соответственно, требуются достаточные финансовые возможности, квалифицированный кадровый состав, способный качественно преподнести услуги, предоставляемые банка для клиента. [3]

Однако если обратиться к истокам развития банковской конкуренции  в России, то ей способствовали некоторые факторы. [6] Из истории известно, что  2005 год на российском рынке кредитования стал знаменитым за счет возникновения некого стихийного бума, который в свою очередь подкреплялся спросов на потребительские кредиты. В данный период было замечено стремительное развитие малых и средних банков, а также различного рода организаций. Главными плюсами таких организаций по сравнению с другими крупными банками считалось то, что здесь все операции происходили быстро и незамедлительно, а также была возможность экономить на издержках. Данный фактор стремительного роста позволил таким банкам занять свое место на рынке кредитования и расположиться на нем вплоть до 2008 года.

Стремительному росту кредитного типа организаций  в 2005-2008гг. способствовала недоразвитость рынка кредитных услуг, что стало её главным конкурентным преимуществом. В данном случае укреплению позиций способствовало создание системы страхования вкладов населения. Этот ход позволил крупным банкам вернуть свое доверие от населения, а также убедить их в том, что происходит дальнейшее развитие линейки банковских продуктов.

Таблица 3

 Доля банковских услуг от общего числа респондентов (приводятся данные по банкам с долей пользователей более 1%) [5]

Наименование банка

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Сбербанк России

46%

54%

61%

62%

76%

69%

74%

74%

ВТБ 24

5%

6%

10%

10%

12%

12%

14%

13%

Альфа Банк

2%

3%

4%

3%

2%

2%

3%

3%

Банк Москвы

2%

3%

4%

3%

2%

2%

3%

3%

Хоум Кредит Банк

 

 

 

 

 

4%

4%

3%

Газпромбанк

1%

1%

1%

2%

2%

2%

2%

3%

Уралсиб

2%

 

3%

2%

2%

2%

3%

2%

Раффайзенбанк

1%

2%

3%

2%

2%

2%

2%

2%

Русский стандарт

4%

4%

4%

3%

4%

4%

2%

2%

Россельхозбанк

0%

0%

0%

1%

1%

1%

1%

2%

ОТП Банк

 

1%

0%

1%

2%

1%

1%

1%

Росбанк

1%

2%

2%

2%

3%

2%

2%

1%

МДМ Банк

0%

0%

1%

1%

1%

1%

1%

1%

Ренессанс Кредит

 

 

 

 

 

1%

1%

1%

БанбБанк

0%

0%

0%

0%

1%

0%

0%

1%

СитиБанк

1%

1%

3%

2%

1%

1%

1%

1%

Открытие

 

 

0%

0%

0%

0%

0%

1%

Совкомбанк

 

 

0%

0%

1%

0%

0%

1%

Тинькофф Кс

 

 

 

 

 

 

0%

1%

Московский кредитный Банк

 

 

0%

0%

0%

1%

1%

1%

Источник: Центр стратегических исследований, июнь 2015г.

Основываясь на результатах Центра стратегических исследований, представленных в таблице 3, можно сделать ряд выводов  за июнь 2015 года. Здесь наиболее ярким лидером, который сохраняет свои позиции на долгий период времени, является Сбербанк, поскольку он более чем в два раза смог увеличить проникновение банковских услуг на рынки, а именно доля его клиентов составила 74%. Кроме того можно отметить значительный рост в позициях банка ВТБ 24 и Альфа-банк.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, за прошедший  2015 – 2016 гг. количество клиентов у  всех выше перечисленных банков, подвергшихся анализу, сократилось, на данную деятельность существенное влияние оказывают политические взаимоотношения, такого рода как санкции и кризис.

С другой стороны рынок банковских депозитов также может похвастаться одним из своих лидеров уже на протяжении целого ряда лет, которым является  ПАО Сбербанк РФ. Этот банк позиционирует себя в качестве единого механизма, благодаря чему сохраняет свои позиции на рынке банковских услуг долгий промежуток времени и является лидером по вкладам населения [8]. 

Сбербанк занимает 50% рынка депозитов. Его основное конкурентное преимущество - большая филиальная сеть и имидж надежного банка, известного с советских времен, что является немаловажным фактором выбора банка для открытия депозитов такой целевой группы, как пенсионеры, которые и составляют основную группу вкладчиков [2]. Также Сбербанк традиционно обслуживает бюджетные организации, чьи сотрудники составляют существенную часть зарплатных клиентов банка.

Развитие системы страхования вкладов дало толчок заметным сдвигам в структуре российского депозитного рынка и привело к понижению уровня его концентрации. С одной стороны, условия выплаты возмещения стимулируют граждан к разделению своих накоплений и сбережений на счетах в банках. С другой - банки, которые контролируются государством, лишены такого важного конкурентного преимущества, как явные гарантии компенсации потерь вкладчиков за счет бюджетных средств. В настоящее время индекс концентрации Герфиндаля - Хиршмана для депозитного рынка может быть оценен на уровне около 2500, в то время как в 2010-2012 гг. его значение находилось в диапазоне 3000-3500.